Рабочая программа кружка по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Шестопалова Юлия Александровна

Кружок по русскому языку "Занимательная грамматика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Муниципальное  образовательное учреждение

  средняя общеобразовательная школа № 2

« Согласовано»   :                                                                                         « Утверждаю»

Зам. Директора по ВР                                                                               Директор школы

Юрзанова Л.Г.________                                                                          Летягина И.М._____

Протокол № ___ от______                                                                       Протокол № ___ от_____

Программа кружка по русскому языку

«Занимательная грамматика»

Руководитель кружка: Шестопалова Ю.А..

2018- 2019 уч.г.

Пояснительная записка

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Куприн А.И.

В учении и в жизни устойчивый успех чаще всего у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Развитие речи ребенка – важная задача школы. Человек, который не в ладу с правописанием, кто боится высказать свое мнение или написать письмо, заявление, неуютно чувствует себя среди грамотных людей.

Программа «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство.

Актуальность выбора курса «Занимательная грамматика» определена тем, что у детей младшего и, в последнее время, среднего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.

Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».

Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.

Цель:

  • пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям,

желание познать богатства языка.

Задачи:

  • расширить и углубить программный материал;
  • развивать творческую мысль и инициативу ученика, тренировать его ум;
  • научить анализировать занимательные языковые факты, помочь понять строй языка.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Основные формы:

  • игры на языковом материале;
  • вопросы занимательной грамматики;
  • инсценировки языковых ситуаций;
  • краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
  • практическая работа с различными рода словарями.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом (или учащимся) плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться распознавать литературные жанры.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать слова по написанию и произношению;
  • определять разницу между звуком и буквой;
  • устанавливать общие признаки жанров;
  • находить языковые закономерности;
  • определять последовательность работы над словом.

Содержание программы:

1-2. Организационное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Звук и буква.

Цель и задачи кружка. Речевой слух. Умение различать звук и букву.

Важность звуковой произносительной стороны в создании

выразительности, эмоциональности речи. Игровые упражнения и решение

занимательных задач.

3.     Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

  Рассказ «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

4-5. Тайны фонемы.

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

6-7Можно ли писать без букв?

Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое

письмо, иероглифы, клинопись. Занимательная игра «Шифровальщики».

8. Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие.

Различные виды письма. Буквенное письмо. Создание славянской азбуки.

Сообщения об отдельных буквах.

9. Загадочный папирус.

Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые

письмена. Понятие о тарабарской грамоте. Расшифровка ребусов.

10-11. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии.

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

12. Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

13. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

14. Словесные раскопки.

Развитие и обогащение языка – процесс непрерывный. «Раскопки» слов,

их происхождение, история слов. Наука этимология. Игра «Почему мы так

называемся».

15. Увлекательное около нас.

Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек,

озер, улиц и площадей. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

16. Бывают ли у слов родственники?

Многообразие способов образования слов. Богатые возможности

словообразования и формообразования. Практическая работа «Богатство

русского языка». Лингвистическая игра « Родственники».

17-18. Можно ли сломать язык.

Словари. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство и

практическая работа с разными видами словарей. Тематическое занятие,

посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова».

19-20. Об одном и том же - разными словами. О словах разных, одинаковых, но разных.

Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые,

эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности

создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов. Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов». Омонимы. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Работа с толковым словарем. Лингвистическая игра «Лексическое лото».

21. Мир - вселенная; мир - отсутствие войны. Омонимы .

22. Замок и замОк. Омографы.

23. ПолОскать или полАскать? Омофоны.

Омонимы. Виды омонимов. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Игра «Найди нужное слово».

24. «Тезки наоборот».

Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие

антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий. Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

25. В царстве смыслов много дорог.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

26-27. Прямое и переносное значение многозначных слов.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Знакомство со средствами художественной выразительности (эпитетом, метафорой, метонимией). Игра «Угадайка!»

28-29. Не в бровь, а в глаз.

Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная

сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы.

30. Фразеологические обороты.

Богатство русского языка фразеологизмами, их роль. Работа со словарем фразеологических оборотов. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи.

31. Почему мы так говорим.

Продолжение разговора о фразеологических оборотах. Лингвистическая

игра «Рыбная ловля».

32. Крылатые слова.

Басни Крылова – богатейший источник крылатых слов. Тематическое

занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Презентация басен.

33. «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

34. Словари «чужих» слов.

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

35. Капитан и капуста.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словаремСравнение значения слов.

36. Тайна имени.

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями и интернет ресурсами.

37. Древнерусские имена.

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

38. Отчество и фамилия. 

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

39. Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. 

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Знакомство со словарной статьей   «Словаря   паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

40. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

41. Полёт в будущее. Неологизмы.

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Будущее». 

42. Как работает слово?

Путешествие в страну Морфологию. Многообразный мир частей речи – имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол. Решение занимательных задач.

43. «Прочь с дороги!».

Разговор о культуре речи. Засорение языка. Инсценировка жизненных

ситуаций.

44-45. Искусство красноречия.

Знакомство с понятием «красноречие». Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

46-47. Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

48-49. Анаграммы и метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

50-51. Шарады и логогрифы.

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.

52-54. Строительная работа морфем.

«Строительные блоки» для морфем: приставки, корни, суффиксы, окончания, основы. Словообразование. Игра «Образуй слова».

55-56. Законы сцепления слов .

Знакомство с синтаксисом и пунктуацией. «Строительные блоки» для предложения: слово, словосочетание, предложение.

57-58. «Семья» главных и второстепенных членов предложения.

59-61. Где обитают знаки препинания?

Постановка знаков препинания в простом и сложном предложении. Осложненные предложения: однородные члены предложения, обращения, сравнительные обороты, прямая речь, диалог.

62. В руках умелых слово творит чудеса.

Русский язык – один из богатейших языков в мире. Решение

занимательных лингвистических заданий.

63. Творческая мастерская «Созвездие синквейнов».

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

64-65. Игра со словами.

- Превращение слов.

- Словесная лесенка.

- Из одного слова – несколько.

- Слоговой аукцион.

- Закончи предложение (словом на определенную букву)

- Волшебная цепочка

- Слоговое лото

- Дополните слово

- Найди слово в слове

66-67. Олимпиада.

Выполнение олимпиадных заданий. Развитие образного и креативного мышления.

68. Наш язык богат и могуч. Что значит владеть языком?http://svetozar.ru/img/dot.gif

Заключительное занятие. Итоговый проект.

Календарно- тематическое планирование

ДАТА

ТЕМА

Вид деятельности

1.

4.09

Организационное занятие.

В мире безмолвия и неведомых звуков.

Беседа, игровые упражнения

2.

4.09

Звук и буква.

Беседа, игровые упражнения

3.

11.09

Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ учителя,

игра, практикум

4.

11.09

Тайны фонемы.

Разгадывание и составление ребусов

5.

18.09

Можно ли писать без букв?

Рассказ учителя,

игра

6.

18.09

Как обходились без письма?

Рассказ учителя,

игра

7.

25.09

Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие.

Сообщение, игровые упражнения

8.

25.09

Загадочный папирус.

Разгадывание и составление ребусов

9.

2.10

Банты и шарфы.

«Пигмалион» учит орфоэпии.

                                               

Ситуационные игры

10.

2.10

Звучащая строка

Игровые упражнения

11.

16.10

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 

Рассказ, игровые упражнения

12.

16.10

Словесные раскопки.

Рассказ, игровые упражнения

13.

23.10

Увлекательное около нас.

Беседа, решение занимательных задач

Работа со словарями

14.

23.10

Бывают ли у слов родственники?

Практическая работа

15.

30.10

Можно ли сломать язык.

Работа со словарями

16.

30.10

Можно ли сломать язык.

Работа со словарями

17.

6.11

Об одном и том же - разными словами

 

Практикум, игра

                                               

18.

6.11

. О словах разных, одинаковых, но разных.

Практикум, игра

                                               

19.

13.11

Мир - вселенная; мир - отсутствие войны. Омонимы.

Игра

20.

13.11

Замок и замОк. Омографы

Практическая работа

21.

27.11

ПолОскать или полАскать? Омофоны.

Рассказ, игровые упражнения

22.

27.11

«Тезки наоборот».

Решение занимательных задач

23.

4.12

В царстве смыслов много дорог.

.

Работа со словарями

24.

4.12

Прямое и переносное значение многозначных слов

Работа с художественными произведениями (стихотворениями

25.

11.12

Не в бровь, а в глаз.

Лингвистические конкурсы

26.

11.12

Лингвистические конкурсы

Лингвистические конкурсы

27.

18.12

Фразеологические обороты.

Беседа, ситуационные игры, работа со словарями

28.

18.12

Почему мы так говорим.

Сообщение, решение занимательных задач

29

25.12

Крылатые слова.

 

Литературная композиция, викторина

30.

25.12

О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Сообщение, решение занимательных задач

31.

15.01

Словари «чужих» слов.

.

Инсценировка, беседа

32.

15.01

Капитан и капуста

Рассказ, игровые упражнения

33.

22.01

Тайна имени

.

Презентация, работа с интернет ресурсами

34.

22.01

Древнерусские имена

Презентация, работа с интернет ресурсами, словарями

35.

29.01

Отчество и фамилия. 

Презентация, работа с интернет ресурсами

36.

29.01

Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. 

Инсценирование жизненных ситуаций

37.

5.02

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Историческая галерея

38.

5.02

Полёт в будущее. Неологизмы

Работа со словарями

39

19.02

Как работает слово?

Решение занимательных задач

40.

19.02

«Прочь с дороги!»

Инсценирование жизненных ситуаций

41.

26.02

Искусство красноречия.

Рассказ, игровые упражнения

42.

26.02

Искусство красноречия

Рассказ, игровые упражнения

43.

5.03

Трудные слова.

Решение

задач

44.

5.03

Решение занимательных задач

Решение

задач

45.

12.03

Анаграммы и метаграммы.

Разгадывание и составление ребусов

46.

12.03

Анаграммы и метаграммы.

Разгадывание и составление ребусов

47.

19.03

Шарады и логогрифы

Разгадывание и составление ребусов

48.

19.03

Шарады и логогрифы

Разгадывание и составление ребусов

49.

2.04

Строительная работа морфем

Беседа, ситуационные игры, работа со словообразовательными словарями

50.

2.04

Строительная работа морфем

Беседа, ситуационные игры, работа со словообразовательными словарями

51.

9.04

Законы сцепления слов

Рассказ, игровые упражнения

52.

9.04

Законы сцепления слов

Рассказ, игровые упражнения

53.

16.04

«Семья» главных и второстепенных членов предложения.

Рассказ, игровые упражнения

54.

16.04

«Семья» главных и второстепенных членов предложения.

Рассказ, игровые упражнения

55.

23.04

Где обитают знаки препинания?

Решение занимательных задач

56.

23.04

Где обитают знаки препинания?

Решение занимательных задач

57.

30.04

В руках умелых слово творит чудеса.

Инсценировка, беседа

58.

30.04

В руках умелых слово творит чудеса.

Инсценировка, беседа

59.

30.05

Творческая мастерская «».

Лингвистические конкурсы

60.

14.05

Созвездие синквейнов

Лингвистические конкурсы

61.

14.05

Созвездие синквейнов

Лингвистические конкурсы

62.

14.05

Игра со словами.

Разгадывание и составление ребусов

63.

21.05

Игра со словами.

Разгадывание и составление ребусов

64.

21.05

Игра со словами.

Разгадывание и составление ребусов

65.

21.05

Олимпиада

Олимпиада

66.

28.05

Олимпиада

Олимпиада

67.

28.05

Наш язык богат и могуч. Что значит владеть языком?http://svetozar.ru/img/dot.gif

Заключительный урок, итоговый проект

68.

28.05

Наш язык богат и могуч. Что значит владеть языком?http://svetozar.ru/img/dot.gif

Заключительный урок, итоговый проект

Ожидаемые результаты:

  • возросший интерес к предмету;
  • повышение успеваемости по русскому языку;
  • умение грамотно оценивать языковые ситуации.

Учебно - методическое обеспечение программы

1. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка:

Пособие для учащихся национальных школ.- Л.: Просвещение, 1984.

2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная

версия/ М.: Эксмо; Форум, 2007.

3. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие

для учащихся.- М.: Просвещение,1981.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для

учащихся.- М.: Просвещение, 1987.

5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для

учащихся М.: Просвещение, 1983.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская

академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.:

Азбуковник, 1999.

7. Пословицы русского народа /Сб. В. Даля в 2-х томах.- М.: Художественная

литература, 1984.

8. Словарь иностранных слов.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.

9. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка.- СПб.:

ООО «Виктория плюс», 2007.

10. Фразеологический словарь русского литературного языка / Составитель А.И.

Федоров.– М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.

Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и  реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...