Парные звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме
план-конспект урока по русскому языку

Хомушку Чойган Адар-ооловна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_zvonkie_i_gluhie_soglasnye_zvuk1.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Парные звонкие и глухие согласные звуки,

их обозначение на письме

Цель: формировать навык грамотного написания слов с парными по глухости – звонкости согласными в конце слова и перед другими согласными.

Задачи:

  • формировать умение различать звонкие и глухие согласные;
  • формировать умение находить и проверять слова со звонкими и глухими согласными;
  • воспитывать познавательный интерес, желание учиться и делать открытия.   

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель демонстрирует на экран презентацию со стихами, с целью мотивации детей и подготовке их к работе на уроке.

Все расселись по местам, никому не тесно
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
 
Будем мы читать, писать, строить предложения,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.
 
- Все мы чему-то радуемся. Чему вы радуетесь в жизни? (Ответы детей.)

- А меня радует ваше хорошее настроение.

На доску вывешивается солнышко без лучиков. У каждого на парте лежат по два лучика успеха, которые будут дополнять солнышко. Один лучик - желтого цвета, второй - красного. Желтый цвет означает, что всё ясно и понятно, нет затруднений при выполнении заданий. Красный – всё понятно, но все-таки что-то еще вызывает затруднения.

ΙΙ. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа

(На доске записаны слова.)

Зу…, уда…, пиро…, поез…, сторо…, моро… . (Слайд.)

- Вставьте пропущенные буквы. Будете записывать эти буквы в тетрадь.

Б, в, г, д, ж, з.

(Учащиеся по одному объясняют, а учитель приклеивает эти буквы на место пропуска.)

- Сверьте ваши работы с образцом на доске.

- Ребята, а каким правилом мы воспользовались для грамотного написания этих слов? (Звук парный проверяй – Рядом гласный подставляй!)

ΙΙΙ. Самоопределение к деятельности

- Какие звуки обозначают эти буквы? (Согласные.)

- Какие бывают согласные звуки? (Звонкие и глухие.)

- Некоторые звонкие и глухие согласные образуют пары. Как мы из называем? (Парные звонкие и глухие согласные звуки.)

- Это парные согласные звуки. Составьте пары по звонкости и глухости, запишите в тетради. Все ли пары вы смогли составить?

Б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с. (Слайд.)

- Как вы думаете, чему будем сегодня учиться? (Будем учиться проверять написание парных по звонкости – глухости согласных в конце слова и перед другими согласными.)

- Парные согласные на письме опасные. А почему этому нужно учиться? Потому что – «Как похоже их звучание — это просто наказанье!» – на слайде.

- В русском языке парные согласные встречаются в конце и в середине слов. Ещё раз повторим: чтобы грамотно написать слово с парным согласным, нужно подобрать проверочное ему слово так, чтобы рядом с согласным появился какой звук? (Гласный звук.)

- Какие способы проверки парных согласных мы знаем?

(Учащиеся отвечают: — Мы подбираем «ласковое» слово (дед- дедушка.))

- Давайте выполним задание. Подберите к данным словам проверочные слова.

Ю…ка, зу…, кру…ка, кно…ка. 

бка – юбочка, зуб – зубик, кружка - кружечка, кнопка – кнопочка.)

(Учащиеся по одному дают полный ответ с объяснением.)

- Подбирая проверочные слова, каким способом мы воспользовались? (Мы подбирали ласковые слова.)  

- Скажите, какой ещё есть способ проверки парных согласных? (Дети отвечают – «Есть ещё один способ - мы подбираем слово по схеме «один-много» (мороз – морозы.)»).

- К словам стриж, шалаш, груз, медведь, сугроб подберите проверочные слова по этой схеме.

(Стриж – стрижи, шалаш – шалаши, груз – грузы, медведь – медведи, сугроб – сугробы.)

(Учащиеся по одному дают полный ответ с объяснением.)

- Буква, обозначающая парный согласный- это орфограмма. Что такое орфограмма? (Орфограмма – это буква в слове, написание которой проверяется правилом.)

ΙV. Работа по теме урока

(На доске записаны предложения.)

Синички живут в лесах и садах. Там птички находят себе пищу. Синица очень любит пшеничный хлеб.

- Найдите в словах орфограммы и подчеркните.

(Синичка, птички, пшеничный – в сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН ь не пишется, так как [ч,] и [щ,] непарные по твердости – мягкости. Они всегда мягкие. Поэтому их мягкость обозначать не надо.

Живут – жи-ши пиши с буквой и.

В лесах – безударная гласная е – проверочное слово-лес.

Садах – безударная гласная а – проверочное слово-сад.

Пищу – пиши с буквой у.

Очень - в конце слова ь ставится для смягчения согласного звука.)

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

           - Птицам холодно и голодно зимой. Конечно, зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если мы им будем помогать да, ребята! Будем кормить птичек зимой? (Будем!) 

V. Физкультминутка

Две птички
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

(Воспитатель предлагает детям изобразить этих птичек, как они летели, садились, опять летели. Дети повторяют слова вместе за педагогом.)

Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

VΙ. Продолжение работы по теме урока

- Кроме парных, есть ещё и непарные согласные. Непарных согласных немного. Назовите их. (Звонкие – [л], [м], [н], [р], [й,]. Глухие – [х], [ц], [ч,], [щ,].)

- Написание непарных согласных нужно проверять? (Нет, не нужно.) Буква, обозначающая непарный согласный – это не орфограмма.

Игра «Кто лишний»

- А теперь отправимся в зоопарк. (Учитель показывает картинки с изображениями животных: лошадь, лось, слон, волк, заяц, жираф, носорог, морж, тигр, осёл.)

- Вам надо выписать только названия тех животных, у которых в конце слова есть парный согласный.

Дети объясняют названия каких животных они записывают. (Лошадь [т,], лось [с,], волк [к], жираф [ф], носорог [к], морж[ш].)

- Почему не записали названия других животных? (Так как на конце этих слов есть непарные согласные – слон [н], тигр [р], осёл [л].)

Работа по учебнику

Упр. 176 (с. 118)

- Прочитайте текст. О чём он?

- Озаглавьте его. («Большой пруд».)

- Как можно добраться от дома к пруду? (Добраться можно по узкой дорожке.)

- Что растет по берегам пруда? (Берёзки и дубки.)

- Произнесите эти слова. Что интересного заметили при произношении и написании этих слов? (Произношение и написание не совпадают, т. е. парные согласные нужно проверять, подбирать такие родственные слова, в которых после парного согласного стоит гласный: узок, дороженька, берёзы, дубы.)

- В каких еще словах данного упражнения написание и произношение не совпадают? (В словах с пропущенными буквами: гладкая, рыбки, лодка. Чтобы их правильно написать, нужно подобрать родственное слово, в котором этот согласный будет слышаться отчетливо.)

- Спишите первые 2 предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

          VΙΙ. Рефлексия

- Давайте проверим, насколько вы хорошо поняли тему урока.

(Задание на карточке.)

- Вставьте пропущенные буквы в словах. (За правильный ответ учащийся получает балл. Пять набранных баллов свидетельствует о хорошем усвоении данной темы.)

Ё…, у…ка, ры…ка, ле…, мор…

- Кто набрал пять баллов за задание? Кто допустил ошибки?

- Устно составьте 2-3 предложения с данными словами (по выбору).

- Оцените себя с помощью лучиков.

VΙΙΙ. Подведение итогов урока

- Чему учились на уроке?

- Кому сегодня было интересно и легко работать на уроке?

- Кому было трудно, какие задания вызвали затруднения? Покажите ваши лучики. Давайте объединим наши все лучики в общее солнышко, чтобы оно светило нам дальше в освоении новых знаний. Дети прикрепляют свои лучики к солнцу на доске. Делают вывод.

Домашнее задание

Выписать из дополнительной литературы 7 слов с парными согласными в соответствии с алгоритмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

«Парные звонкие и глухие согласные»

Цель занятия: закрепление знаний обучающихся о парных звонких и глухих согласных...