Имя числительное как часть речи
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Очур Гульвира Владимировна

Урок русского языка Очур Г.В.

МБОУ Чербинской СОШ

Имя числительное как часть речи.   6 класс.

Цели: 1. Учащиеся должны знать основные признаки имени числительного как части речи.

             2. Учащиеся должны уметь классифицировать имена числительные по грамматическому значению и структурным особенностям.

 

Ход урока.

1 организационный момент

Д/з § 59 упр 347

2. Введение в тему.

Ребята с сегодняшнего урока мы начинаем изучение новой темы, название которой я сформулирую позже, и вы мне в этом поможете.

Известный писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал о русском языке так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» . Есть в русском языке и слова, называющие числа. (Слайд)

Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Вы, наверное, уже и не помните, как в первом классе учились считать, узнавая цифру за цифрой. Вот перед вами числа разряда единиц, заменим их словами (слайд). Обратите внимание на написание безударных гласных  в некоторых из них.

- А задумывались ли вы над тем, какой частью речи является слово? (Для этого необходимо проанализировать признаки данного слова и соотнести их с признаками известных частей речи. Если выявятся несовпадения, то можно сделать вывод, что перед нами слово другой самостоятельной части речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка Очур Г.В.

МБОУ Чербинской СОШ

Имя числительное как часть речи.   6 класс.

Цели: 1. Учащиеся должны знать основные признаки имени числительного как части речи.

             2. Учащиеся должны уметь классифицировать имена числительные по грамматическому значению и структурным особенностям.

Ход урока.

1 организационный момент

Д/з § 59 упр 347

2. Введение в тему.

Ребята с сегодняшнего урока мы начинаем изучение новой темы, название которой я сформулирую позже, и вы мне в этом поможете.

Известный писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал о русском языке так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» . Есть в русском языке и слова, называющие числа. (Слайд)

Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Вы, наверное, уже и не помните, как в первом классе учились считать, узнавая цифру за цифрой. Вот перед вами числа разряда единиц, заменим их словами (слайд). Обратите внимание на написание безударных гласных  в некоторых из них.

- А задумывались ли вы над тем, какой частью речи является слово? (Для этого необходимо проанализировать признаки данного слова и соотнести их с признаками известных частей речи. Если выявятся несовпадения, то можно сделать вывод, что перед нами слово другой самостоятельной части речи).

- на какие признаки следует обращать внимание? (слайд)

1 значение слова

2 вопросы, на которые отвечает слово.

3. морфологические признаки слова.

4. синтаксическая роль в предложении.

- Какое значение имеют слова, обозначающие числа разряда единиц? (количество предметов)

-На какой вопрос отвечают? (Сколько?)

- Совпадают ли эти признаки с признаками известных частей речи? (Нет)

- Какой мы можем сделать вывод? (Эти слова представляют собой самостоятельную часть речи)

- Как бы вы ее назвали? (слайд)

Это имя числительное. Запишите в тетрадь тему нашего урока. «Имя числительное как часть речи». Сегодня на уроке мы рассмотрим основные признаки этой части речи, познакомимся с существующей классификацией имен числительных по грамматическому значению и структурным особенностям. (Слайд)

Слова первого десятка, с которыми сейчас  работали, являются количественными именами числительными, потому что обозначают количество предметов. Именно от этих чисел фактически и возникает все многообразие числительных, позволяющих вести счет.

3. изучение нового материала.

Иногда нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счете: первый, второй, третий, четвертый, пятый (слайд)

Эти числительные называются – «порядковые».

- На какой вопрос они отвечают? (Какой?)

- У какой еще части речи есть такой же вопрос? (У прилагательного)

- Как же различать эти части речи между собой? (У этих частей речи разные значения: прилагательное обозначает признак предмета, а числительное – порядок предмета при счете. Поэтому вопрос к числительному можно задать так: «Какой по счету?» такое расширение вопроса можно использовать для различения прилагательных и числительных.)

Порядковые числительные, кроме слов первый, второй  образуются от соответствующих количественных числительных.

Думаю, что сейчас самое время занести результаты наших наблюдений в таблицу, а после продолжить работу.  (Слайд)  

Продолжаем заполнять нашу таблицу. Переходим к морфологическим признакам.

- Какие морфологические признаки известных вам частей речи вы можете назвать?

- Давайте проверим наличие данных признаков у имен числительных: изменяются ли они по падежам ? (СЛАЙД)

Возьмем, к примеру, числительное ШЕСТЬ, образуем от него порядковое числительное ШЕСТОЙ и попробуем их просклонять.

- Как мы ответим на вопрос: изменяются ли числительные по падежам? (Слайд)

Внимательно изучите надписи к рисункам, вывод О каких грамматических признаках имен числительных можно сделать.

Порядковые имена числительные изменяются по родам и числам, количественные имена числительные не изменяются по родам и числам, за исключением числительных ОДИН и ДВА.

Числительное ОДИН изменяется по родам и числам, а ДВА только по родам, причем форма Мужского и среднего рода совпадает.

Занесем данные в таблицу. (слайд)

О синтаксической роли имен числительных прочитайте самостоятельно по учебнику страница 139.

Имена числительные могут быть любым членом предложения. Важно помнить, что количественные числительные в сочетании с существительным выступает как один член предложения.

Физминутка.

4. Обобщение.

Итак, мы закончили заполнение таблицы, и вот что у нас получилось (читаю по таблице)

У вас на партах имеются такие же распечатанные таблицы. Расскажите друг другу, используя их, об имени числительном как части речи.

- Мы познакомились с общим грамматическим значением имени числительного, а теперь рассмотрим, какими могут быть числительные по структуре (Слайд).

По строению числительные могут быть простыми, сложными, составными.

Прочитайте об этом самостоятельно на странице 141 учебника.

- Какие числительные называют простыми, составными?

- А как вы думаете, какие числительные сложные?

Вам знакомо понятие сложное слово – это слово с несколькими корнями.

- Какие примеры вы можете привести?

И последнее, количественные числительные подразделяются в свою очередь на три разряда: целые, дробные и собирательные.

Названия первых 2-х разрядов говорят сами за себя, и вы можете сами без труда привести мне примеры.

Примеры.

А про собирательные числительные прочитайте на странице 149  (Слайд)

Собирательные числительные образуются при помощи суффиксов –о-, -ер- трое, пятеро.

5. закрепление.

Устно выполним упражнение 356 на странице 144. Кроме предложенного задания, давайте охарактеризуем числительные полностью по данной схеме.

Например: семь – сколько? – это количественное числительное, простое , т.к. состоит из одного слова, целое, занесено в колонку правильно. (Слайд)

Обратите внимание, как пишутся составные и дробные имена числительные.

В составных отдельным словом записывается каждый ряд, десятки и единицы: двадцать два.

В дробных – отдельными словами целая часть, числитель и знаменатель: одна вторая. (Слайд)

Составьте небольшой рассказ о себе и о своем классе, вставляя вместо точек числительные.

Меня зовут …   Мне …. лет.  Я учусь в … классе. В нашем классе .. человек: … девочек и … мальчиков. Сегодня по расписанию у нас … уроков. Сейчас заканчивается … урок.

6. итоги.

- С какой частью речи мы познакомились?

- Что вы можете о ней рассказать?

Слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....