Имя существительное.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Очур Гульвира Владимировна

Урок по русскому языку 5 класс.

Имя существительное.

Цели:

  1. Повторить и систематизировать сведения об имени существительном и основных орфографических правилах с ними связанных, предварительный контроль ЗУН учащихся.
  2. Развивать мышление и речь учащихся.
  3. Воспитать внимательность и интерес к русскому языку.

Методы: беседа, фронтальный опрос, работа в парах, работа с учебником.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  1. Представление.

Здравствуйте, ребята! Давайте сначала познакомимся. Меня зовут Гульвира Владимировна и сегодня урок русского языка проведу Я.

  1. Проверка готовности к уроку.

Давайте, ребята, посмотрим вашу готовность к уроку. У каждого должны быть учебники, тетради, дневники, простой карандаш, ручка, линейка и резинка. Если у всех все есть, давайте сразу же запишем домашнее задание: страница 245 упражнение 622.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку 5 класс.

Имя существительное.

Цели:

  1. Повторить и систематизировать сведения об имени существительном и основных орфографических правилах с ними связанных, предварительный контроль ЗУН учащихся.
  2. Развивать мышление и речь учащихся.
  3. Воспитать внимательность и интерес к русскому языку.

Методы: беседа, фронтальный опрос, работа в парах, работа с учебником.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  1. Представление.

Здравствуйте, ребята! Давайте сначала познакомимся. Меня зовут Гульвира Владимировна и сегодня урок русского языка проведу Я.

  1. Проверка готовности к уроку.

Давайте, ребята, посмотрим вашу готовность к уроку. У каждого должны быть учебники, тетради, дневники, простой карандаш, ручка, линейка и резинка. Если у всех все есть, давайте сразу же запишем домашнее задание: страница 245 упражнение 622.

А теперь настроимся на урок. Тема нашего сегодняшнего урока имя существительное.

- Это новая для вас тема, ребята?

- Действительно, сегодня у нас повторение этой замечательной темы, мы должны будем привести в систему наши знания, то есть разложить все по полочкам и проведем предварительный контроль.

- От вас сегодня требуется что? (внимательность и активность)    

  1. Основная часть

Эпиграфом к этому уроку я взяла цитату замечательного советского лингвиста Пешковского, который написал: «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует».

-А теперь, ребята, откройте тетрадки запишите число и классная работа.

Давайте я познакомлю вас с тем, чем мы сегодня будем заниматься.

Для начала я расскажу вам немного об имени существительном, далее мы побеседуем, а потом мы проверим наши знания, умения и навыки, и, наконец, поработаем с учебником.

Если хорошенько постараемся, мы успеем выполнить все, что у нас запланировано.  

  1. Вводное слово.

Вообще, имя существительное очень интересная тема. Оказывается часть речи, которую вы изучали имеет огромное значение, оглянитесь вокруг, ребята, что вы видите? Нас окружают предметы.

Еще первобытные люди, познавая природу, называли предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. И это понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Имя существительное – самая представительная (по количеству слов) часть речи: по данным «Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее часто встречающихся слов, существительных – 4 тысячи, что составляет 44%; следовательно, это – самая часто встречающаяся часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

- Вы об этом знали, ребята? Это было интересно?

  1. Повторение.

- Поскольку вы изучали эту тему, давайте посмотрим насколько хорошо мы ее усвоили.

- Кто желает поработать у доски? (2 уч-ся, 2 карточки)

- Остальные отвечаем на мои вопросы.

- Дайте, пожалуйста, определение имени существительного.

-Какого рода могут быть имена существительные в русском языке? (примеры)

- А можно сказать, что существительное изменяется по родам? (примеры)

- А как изменяются? (по падежам, по числам)

- Какова синтаксическая роль существительного в предложении? (Чем чаще всего являются существительные в предложении )

Вывод: хорошо поработали , ребятки, молодцы. Давайте теперь проверим работу наших товарищей и перейдем к следующему этапу нашего урока.

  1. Вы изучили много орфографических правил. Как вы их усвоили мы проверим на конкретном упражнении.

Запишите под диктовку следующие слова и назовите орфограммы.

Снег (снега), лететь (полет), пушистый (жи-ши)

- Найдите, где же здесь существительное и докажите, попробуйте порассуждать.

- Что мы только что сделали? Это была подготовительная работа к маленькому проверочному тесту.

  1. А теперь вы должны проявить свои знания на прак5тике. Работать будем в парах (раздать листочки) так что запишите обе фамилии. Вы можете совещаться друг с другом, но работаем в полголоса, чтобы не создавать шум. Ставите номер вопроса и выписываете правильные ответы.

Закончили выполнять, а теперь посмотрите сюда. Вы видите правильные ответы на вопросы и критерии оценок. Вы должны сами проверить свои работы.

У кого все 5 ответов правильные ставьте – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3», 4-5 ошибок – «2»

- Кто поставил себе «5» поднимите руки, а «4», «3». Эти оценки, ребята, пойдут в журнал, за сегодняшний урок. Молодцы!

  1. А теперь, ребятки, давайте поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 243 упражнение 619.

- Мы должны, определить род, число, падеж имен существительных, кроме того мы повторим синтаксический разбор по членам предложения.

- Кто хочет прочитать текст упражнения?

- Как вы думаете, какова тема этого текста? (забота и доброе отношение к домашним животным)

- А теперь поработаем над значениями некоторых слов и выражений.

На странице 244 задание по №1.

Жизнь заиграла в ее глазах – оживилась, стала веселей.

Силы прибавились – приободрилась.

- Ребята, еще какие слова и выражения вам не понятны?

- А скажите, пожалуйста, какое значение у слова залакала?  (набирает воду языком) А ну-ка покажите, как лакают? Молодцы!

Давайте найдем в тексте имена существительные. Из них 5 имен существительных выпишем в столбик, определим род, число и падеж. (по цепочке)

Чашка что? Ж.р., И.п., ед.ч.

(с) молоком (с)чем? Ср.р., Т.п., ед.ч.

Носа чего? М.р., Р.п., ед.ч.

Голову что? Ж.р., В.п., ед.ч.

Хвостом чем? М.р., Т.п., ед.ч.

Вывод: (посоветовать с чем поработать)

- Трудно было?

- Время осталось, давайте займемся синтаксическим разбором. Трое желающих могут выходить к доске, а остальные работают в тетрадях.

- Наша задача выписать выделенные предложения и сделать синтаксический разбор. (при этом обратить внимание на роль существительного  в предложении)

Лада заболела.(Повест., не воскл., ПП, нераспр.)

От ласки жизнь заиграла в ее глазах. (Повест., не воскл., ПП, распр.)

Она протянула нос к молоку и залакала. (Повест., не воскл., ПП, распр.)

  1. Обобщение.

- Итак, что мы сегодня с вами проделали, чем занимались?

- Для себя вы какие-нибудь выводы сделали? Какие?

- Вам было легко сегодня на уроке? Если трудно, то где затруднялись?

- А как вы оцените свою работу? Что вам понравилось на уроке? А что не очень?

Вы мне, ребята, очень понравились, вы так хорошо работаете, активно и дружно. Молодцы! Большое спасибо вам, за такой замечательный урок.

Урок закончен, до свидания!

Если останется время!!!

Объяснительный диктант.

Яркий луч, густая рожь, нежный ландыш, черная тушь, острый нож, горячая печь, колючий еж, устная речь, тяжелый кирпич, веселый малыш, сухой камыш, верный товарищ, золотая брошь, нужная вещь, темная ночь, полевая мышь, таежная глушь, вкусный борщ, большой ключ, быстрый стриж, резиновый мяч.

(Ь – пишется в именах существительных Ж.р. после шипящих. Имена существительные М.р. пишутся без Ь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...