Конспект урока по теме: "Основные группы (виды) сложноподчиненных предложений. 9класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Гаврилова Валентина Николаевна

Урок русского языка в 9 классе  с использованием технологии опережающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9 классе. Учитель Гаврилова В.Н.

УМК: Л.А.Тростенцова Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина  и др.

Тема. Основные группы сложноподчиненных предложений. Параграф §22, 23, 24

Цель: совершенствовать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;

определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;

Тип урока: комбинированный

Используемая технология: Информационно-коммуникационная технология (ИКТ), перспективно-опережающее обучение

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения  и уровень владения компетенциями): знать правила постановки знаков препинания в сложном предложении, уметь видеть строение сложного предложения, находить главное и придаточное предложения, средства связи, задавать вопрос от главного к придаточному, графически обозначать вид придаточного

Метапредметные: способность извлекать информацию из учебника и сокращать ее, свободно пользоваться учебником

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществлять выбор

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их проявлению, проявляют способность к самооценке своих действий

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование: учебник, тетрадь, справочник, карточка, наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем или учащимися

Основные понятия: главное, придаточное, виды придаточных, средства связи: союзы, союзные слова. Опора (алгоритм) для  сложноподчиненного предложения:  границы простых предложений;  средство связи (союз или союзное слово);  главное, придаточное; схема предложения; вопрос  (от слова, указательного слова..); вид придаточного.

Ход  урока

I.Организационный момент. Психологический настрой на урок.

 Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать положительные отметки.

II.  Актуализация знаний и умений. Воспроизведение ранее изученного. Фронтальная беседа. Работа по карточкам. Обсуждение результатов работы по карточкам

Начнем работу с повторения  ранее изученного материала о СПП:

ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА

Вопросы  по повторению:

  1. Чем отличаются главное от придаточного?
  2. Чем отличается союз от союзного слова?
  3. Где может находиться придаточное  предложение  в сложном? (Место придаточного)
  4. Нарисуйте на доске  возможные схемы СПП.
  5. Где ( в каком из двух предложений) находится указательное слово?
  6. Как вы думаете, зачем нам нужна информация  об указательных словах?
  7. Почему мы используем разные скобки для графического обозначения главного и придаточного предложения?

Задание: Карточка: укажи границы простых предложений в СПП,  выдели средства связи, укажи главное и придаточное предложение, место придаточного.

 «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка находится у меня в руках. Мертвая или живая?»  А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил, что всё в  руках человека».

Пробное действие

  1. Достаточно ли нам знаний, чтобы сделать синтаксический разбор предложения?

Попробуйте заполнить таблицы слайда. Презентация. Слайд №2  

                       Получается? .

–Нет.

      -Где можно найти подсказку?

- В учебнике.

- Каких знаний вам не хватает?

    Определение причин затруднения.

             Итак, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

             3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.        Практическая деятельность. (элементы перспективно-опережающего рассмотрения материала). Какая цель будет нашего урока?

                    -    Узнать структуру и виды СПП предложений. Научиться строить схемы СПП и определять вид придаточного

Приступим к достижению нашей цели.  Записываем тему урока. «Основные группы (виды) СПП».

             4. Открытие нового знания

               Самостоятельное чтение параграфа 22, стр. 72, 75, п. 23 стр.78,п.24 стр.   и заполнение таблицы:

Вид придаточного

Вопрос

Что поясняет? или  К чему относится придаточное?

Союз  или союзн.слово

(к сущ. И местоимениям)

   

Ученики извлекают необходимую информацию из параграфа 22, 23, 24, систематизируют собственные знания в таблицу.

Обсуждение. Воспроизведение таблицы.

  1. Работа с алгоритмом

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

  1. найти грамматические основы,
  2. границы простых предложений

2) определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

У каждого ученика на парте распечатана  ОПОРА-АЛГОРИТМ.

-Вернёмся к предложениям. Определим вид придаточного предложения.

Показываю образец действия по алгоритмуСлайд

Проверка по слайду. Слайд №3hello_html_m6838ec3c.png

Возвращение к таблице и заполнение:    Слайд №4-6

                 

Рассказ об основных группах сложноподчиненных предложений по схеме:   слайд №7               

            5.Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

-Подчеркнуть грамматические основы, выделить  главные и придаточные предложения, от главного к придаточному задать вопрос.

-По-вашему, как будут называться эти предложения? На вопрос какого члена предложения они отвечают?

1.Знаю я, что не цветут там чащи.

2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.

3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.

4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой .

5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.

6. Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.

Учащиеся делают такой вывод: если звучит вопрос дополнения, то это предложения дополнительные, если – определения, то определительные, если – обстоятельства, то обстоятельственные.

             

 - Правильно, ребята. Только предложения мы будем называть не дополнительные, а изъяснительные

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия). Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня узнал(а), научился(ась) __________

Что понравилось на уроке?________________

Что не понравилось ?_____________________

Отметки  за работу на уроке.

7. Дифференцированное  домашнее задание:

1. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».   ИЛИ

2. Разобрать СПП по алгоритму (опоре):

  1. Как только папа ушел, я живо оделся в сюртук и пришел.
  2. В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.
  3. По обеим сторонам дороги, которая вела в лес, зеленели молодые посадки
  4. В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце

Приложение1

Задание: Карточка: укажи границы простых предложений в СПП,  выдели средства связи, укажи главное и придаточное предложение, место придаточного.

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка находится у меня в руках. Мертвая или живая?»  А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил, что всё в  руках человека».

Приложение 2

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

  1. найти грамматические основы,
  2. границы простых предложений

2) определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

У каждого ученика на парте распечатана  ОПОРА - АЛГОРИТМ.

Приложение 3

Презентация «Группы (виды) сложноподчиненных предложений»

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/02/14/konspekt-uroka-po-teme-osnovnye-gruppy-vidy

Приложение 4

Домашнее задание. Предложения для разбора

Приложение 5

Вид придаточного

Вопрос

Что поясняет? или  К чему относится придаточное?

Союз  или союзн.слово

(к сущ. И местоимениям)

Приложение 6

           Рефлексия:

Я сегодня узнал(а), научился(ась) __________

Что понравилось на уроке?________________

Что не понравилось ?_____________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные группы сложноподчиненных предложений 9 класс

Слайд 2

Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ? бессоюзные ? сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?

Слайд 4

Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные ? сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?

Слайд 5

Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?

Слайд 6

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные придаточные определительные придаточные изъяснительные придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ?

Слайд 7

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные придаточные определительные придаточные изъяснительные придаточные обстоятельственные какой? чей ? косвенных падежей где? когда? как?...

Слайд 8

Домашнее задание . 1. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас». 2. Разбор предложений по схеме

Слайд 9

Осмысление урока Рефлексия Я сегодня узнал(а), научился(ась)…… Что понравилось на уроке…………….. Что не понравилось……………………..

Слайд 10

Спасибо за урок! Спасибо за урок! Урока время истекло … Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно!

Слайд 11

Источники https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/23/urok-russkogo-yazyka-s-prezentatsiey-po учитель Маркитанова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.

урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП....

План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...

Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Программа М.М. Разумовской. Подготовка к ОГЭ...

Конспект урока для 9 класса по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

         Дата проведения урока  6  декабря 2012 года. Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. Замысел занятия реали...

Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными".

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием современных образовательных технологий: проблемно-диалогических, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих. Учебник  Русский язык:...