Краеведение как источник обогащения русского языка
проект по русскому языку

Шестопалова Юлия Александровна

Творческая работа на тему " Краеведение как источник обогащения руского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение как источник обогащения русского языка

(« А как у вас говорят?»)

Русский язык и краеведение

Краеведение как источник обогащения русского языка

« А как у вас говорят?»

Цель работы: - дать характеристику диалектам русского языка.

Задачи:

- Рассмотреть понятие «диалект»;

- Проанализировать структуру диалектов русского языка;

-Выявить причины возникновения диалектов русского языка, проследить динамику их развития;

-Рассмотреть диалектные слова, употребляемые в нашей местности.

Русский язык - один из богатейших языков мира по своему словарному запасу. Его словарь составляют сотни тысяч  самых разнообразных слов.

Среди громадного количества русских слов, которые употребляются повсюду, где звучит русская речь, оказывается немало  и таких, которые известны и используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории в той или иной местности. Такие слова языковеды выделяют в особый разряд, называя их местными или диалектными.

Местных слов в русском языке очень много. При внимательном наблюдении в каждой местности их можно выделить десятки и даже сотни.

В повести Виктора Астафьева «Последний поклон» есть такие строчки:

«Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называют её стержнем, селезнем, зёрлом, стрелкой, струной и ещё как – то, не вспомню, но слова-то всё какие- одно звучнее другого.

Нельзя  не согласиться с писателем. Слова действительно звучные и яркие. Но вот что любопытно, в наиболее распространённых толковых словарях эти слова отсутствуют.

Другой пример. Широко известна такая ягода, как красная смородина. Но далеко не все знают, что ягоду эту в разных местах называют по- разному. Например, во Владимирской области она известна как жостыль, в Архангельской - кислица, в Псковской- киселка, в Новгородской и Вологодской- княжиха, в Калининской- лядуница, в Смоленской - поречка. В Карелии- сестреница или сестрянка.

И подобных примеров очень и очень много. Всё это доказывает богатство и своеобразие русского языка.

Просторы нашей родины велики. На тысячи и тысячи километров раскинулась она с запада на восток и с севера на юг. И многое оказывается своеобразным и часто неповторимым в разных местах её необъятнейших просторов. Русский язык, оказывается, тоже неодинаков. Недаром старинная русская пословица гласит: «Что город, то норов, что деревня, то обрядня, что двор, то говор».  И это не удивительно. Нередкими оказываются такие случаи, когда даже в соседних селениях бытуют разные говоры.

Я в своей работе хочу рассмотреть некоторые примеры употребления диалектных слов.

К числу наиболее употребляемых слов русского языка относятся слова, обозначающие процесс говорения. В литературном языке такими словами являются глаголы говорить, сказать, разговаривать. В местных русских говорах имеется немало других глаголов с тем же значением. Такие как баять, гутарить, балакать, бахорить, калякать. При этом слова баять и бахорить характерны для северных территорий, а гутарить, балакать – для южных. В то же время глагол калякать обычен для поволжских говоров.

Наличие жилища - необходимое условие человеческой жизни. По- разному строили и строят люди своё жильё. Это зависит и от природно-климатических условий, и от исторически сложившихся традиций. Неодинаково в русском языке и назывались жилища. В настоящее время привычно используется слово «дом». Но во многих центральных областях для именования жилого строения в сельской местности обычным оказывается слово «изба». В словаре Ожегова об этом слове написано так: «Изба. Деревянный крестьянский дом».

 На севере, в Архангельской и Вологодской областях, дом и до сих пор иногда называют хоромами, хороминами. К югу и особенно к юго-западу от Москвы жилища нередко называют словом «хата». А на Дону и на Кубани  наряду со словом хата в этом же значении употребляется слово «курень». Так в книге Михаила Шолохова «Поднятая целина» читаем:

«И на другой день он, Макар Нагульнов, атаманец Любишкин, Тит Бородин и ещё восемь человек с утра собрались возле Андреевой хаты». А в другом месте этой же книги вместо слова хата писатель употребляет слово курень:

 «Казаки днём собирались на прогулках и в куренях, спорили, толковали…»

В числе построек на крестьянском дворе обязательно были такие, которые предназначались для хранения сельскохозяйственного инвентаря, сена, соломы. Общерусским словом для названия таких построек является слово «сарай». В северных и центральных областях  используется слово «поветь», в западных и южных – «пуня».

По-разному назывались различные изгороди, ограждения  в зависимости от местоположения и назначения.

«Изгородь в лесу,- замечает Василий Белов в книге «Лад»,- называлась осеком, в поле- огородом или пряслом, около дома- палисадом, тыном, частоколом, забором, заплотом, плетнём.

Среди местных говоров встречается много слов, относящихся к домашнему быту сельских жителей.

Кринка- глечик- балакирь- горлач, ладка, корчага- всё это названия глиняной посуды, наподобие кувшина, которая использовались, например, для хранения молока.

Для приготовления хлебного теста в домашних условиях использовались деревянные кадушки. В северных говорах их называют квашнёй. А в южных- дежой.

Слово ковш, что значит кованый, используется во многих русских говорах. Однако на юге используется слово корец, то есть, сделанный из коры.

С древнейших времён хлеб занимает едва ли не самое главное место в питании человека. Об этом говорят десятки пословиц. Например, « Без хлеба нет обеда», « Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай». В русских говорах многочисленны слова для названия разнообразных хлебных изделий. Вот некоторые из них:

Ситник, папушник, битень, вздымник, пшеничник- названия хлеба из пшеничной муки.

Блинцы, тоньцы, олябыши, табани- этими словами именуют блины, оладья.

В нашей местности я встречала такие слова, как кокурки- печенья из сдобного теста и макушки- пончики из хлебного теста в виде треугольников.

По- разному называют и ватрушку – шаньга, калитка, калитовка, кулик, круженька, мандрыка, наливка.

Можно перечислять диалектные слова до бесконечности. Но я хочу немного остановиться на словах нашего родного края. Повнимательнее прислушайтесь к речи родного края. Земля родная, край родной… Это прежде всего места, где начиналась наша жизнь, где проходит наше детство. Они всегда близки и дороги каждому из нас. Родной говор, с детства привычная речь нередко оказываются самыми живыми приметами отчих мест. Нельзя не согласиться с поэтом Николаем Рыленковым, который в книге « Сказка моего детства» пишет:

Не собирал я редкие словечки,

Но звук родной всегда в душе живёт.

Вот место, где сливаются две речки,

Его назвал сутоками народ.

И что мне в том, что в словарях толковых

Такого слова не было и нет,

В нём пенье струй я слышу родниковых,

На шелест трав, на шум лесов ответ.

Его истоки глубоки и чисты,

Я сам его прозрачностью дивлюсь.

Так пусть дополнят словари лингвисты,

Твердя стихи поэтов наизусть.

А поэт Анатолий Азовский в стихотворении «Родина» так пишет о неотъемлемости родного говора от « малой родины» своей.

Когда в душе зашевелится древний

Славянский дух , и в горле встанет ком,

Ты загрустишь и вспомнишь о деревне

 С таким тягучим вятским говорком…

И пусть там жизнь уже совсем иная,

Ты свято помни до скончанья дней,

Что та земля - твоя земля родная,

И ты должник извечный перед ней.

Я провела небольшое исследование «А как  у нас говорят?» И узнала для себя много новых, интересных  диалектных слов. Например, Запон- фартук, утирка- полотенце, малахай- шапка, короткие валенки- обрезки, гриб подосиновик- красноголовик, хорошая погода- вёдро ,открытое огороженное место для скота- калда, недавно- ужотко, рукавицы- голички, пирожки- преженцы.

 Любовь к своему народу начинается с изучения истории и литературного наследия своей малой родины - города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С.Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук». И, конечно же, краеведение является одним из источников  обогащения русского языка!

 Перечень использованной литературы:

М.А. Барашков « А как у вас говорят?»

М. Шолохов « Поднятая целина»

Стихи Николая Рыленкова и Анатолия Азовского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Работа на уроках русского языка по обогащению и совершенствованию словарного запаса обучающихся.

Работа на уроках русского языка  по обогащению и совершенствованию словарного запаса обучающихся. Несмотря на то, что вопросы методики проведения словарной работы часто публикуются и обсужда...

Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса

Подобранные и разработанные  упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Краеведение как источник обогащения русского языка

Выступление на конференции "А как у вас говорят?"...