Работа на уроках русского языка по обогащению и совершенствованию словарного запаса обучающихся.
материал (русский язык) по теме

Котельникова Елена Валериевна

Работа на уроках русского языка  по обогащению и совершенствованию словарного запаса обучающихся. Несмотря на то, что вопросы методики проведения словарной работы часто публикуются и обсуждаются на страницах периодической печати, рассматриваются в специальной литературе, а учителями нашей школы  наработан большой практический опыт, актуальность этой проблемы не перестает быть значимой. Поэтому многолетний поиск наиболее эффективных способов по формированию умения объяснять значение новых слов и выражений, "увидеть" их многозначность убедил меня  в необходимости систематической работы по актуализации лексического опыта учеников. Это и сподвигло меня на обобщение своего опыта работы по этому вопросу  и опыта моих коллег и создание небольшого методического пособия  в помощь учителям и ученикам нашей школы. Пособие условно можно разделить на две части. В первой части представлен теоретический материал, в котором раскрываются цели, задачи, содержание, методика проведения и виды словарных  работ (которым уделено особое внимание), а вторая часть, собственно, практическая. В ней предложена серия упражнений, заданий по расширению и  совершенствованию словарного запаса обучающихся.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taina_slova1.doc864 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Котельникова

Тайны слова

или

работа на уроках русского языка

по обогащению и совершенствованию словарного запаса обучающихся.

     “Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”.

                                                                                                         К.Г. Паустовский

                                                      ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

     Русский язык - один из богатейших языков мира. Однако вряд ли можно найти человека, который владел бы всем словарем современного русского литературного языка. Это просто немыслимо, но осознавать тот важный момент, что слово – это инструмент познания мира, мы, все же, должны.

В своей практической деятельности человек употребляет лишь определенное количество слов, поэтому не только в начальных, но и в старших классах мы не сможем помочь нашим детям полностью овладеть всем словарем русского языка, но обогатить словарную базу наших учеников нам под силу. И в этом нам помогут словарные упражнения на уроках русского языка. Они являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. Неоспорим тот факт, что словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя в работе  по развитию речи.
        Несмотря на то, что вопросы методики проведения словарной работы часто публикуются и обсуждаются на страницах периодической печати, рассматриваются в специальной литературе, а учителями нашей школы  наработан большой практический опыт, актуальность этой проблемы не перестает быть значимой. Поэтому многолетний поиск наиболее эффективных способов по формированию умения объяснять значение новых слов и выражений, "увидеть" их многозначность убедил меня  в необходимости систематической работы по актуализации лексического опыта учеников. Это и сподвигло меня на обобщение своего опыта работы по этому вопросу  и опыта моих коллег и создание небольшого методического пособия  в помощь учителям и ученикам нашей школы. Пособие условно можно разделить на две части. В первой части представлен теоретический материал, в котором раскрываются цели, задачи, содержание, методика проведения и виды словарных  работ (которым уделено особое внимание), а вторая часть, собственно, практическая. В ней предложена серия упражнений, заданий по расширению и  совершенствованию словарного запаса обучающихся.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

     Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

 

  1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети либо не знают, либо понимают неправильно или неточно.

  1. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, яблок, апельсинов, и др.).

  1. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее  и др.). Напомню, что в 2009 – 2010 учебном году вашему вниманию было предложено методическое пособие «В лабиринтах русского ударения или как помочь ученикам овладеть орфоэпическими нормами», созданном на основе моего опыта.

       4.  Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

     Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

     Задачами  учителя в этом случае являются следующие положения:

-максимально расширить активный словарь обучающихся, с учётом их возрастных возможностей;

-научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

-помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

     С проблемой словарной работы на уроках в её общем виде связана и серия методических проблем:

 -отбор словарного материала для первоочерёдного его изучения;

 -последовательность включения в школьный обиход различных групп слов;

 -приёмы раскрытия значений слов;

 -система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися   словарными богатствами нашего языка.

     При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

  1. Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

  1. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.

  1. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

  1. Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

     В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Мы же рассматриваем её как единство этих двух видов. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:

“Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни”.

Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

     Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

     Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами. Наилучший вариант – это  давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. В этом случае целесообразно предложить детям следующие задания:

-различные виды работы с орфографическим словарем;

-подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

-разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня, позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова;

-подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

-“проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для ребят любого возраста;

-различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

-составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

При обучении детей правописанию необходимо обязательно использовать орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников, и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, стоит отметить следующие:

-устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места.

-выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

-списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова;

-упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов.

     Следуя принципу A.M. Пешковского. утверждавшего, что “сперва услышать, а затем смотреть, как это писано”, стоит вначале познакомиться с орфоэпическим обликом слова. По мнению Аргуновой В.И., написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем – выяснение смысла слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предположения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя.

Работа на смыслом слова начинается с его лексического значения, то есть с его семантизации. Для этого используются два основных приёма:

-указание на род и видовой признак;

-обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.

Выбор основного приёма семантизации определяется структурой слова. Если слово непроизводное (например, сосна, таять, короткий), то используется первый приём, если же слово производное (например, футболист, ржаной, зеленеть), то уместно обращение ко второму приёму. Элементы этих двух приёмов могут сочетаться.

Например, в определении “Проталина - место, где протаял снег, и открылась земля”, с помощью первого приёма разъясняется следующее: “место, где от снега открылась земля”, а с помощью второго приёма указано па связь с исходным словом (проталина - протаять). Кроме основных приёмов семантизации применяется  и ряд дополнительных, в том числе названных выше  (сопоставление неизвестного слова с известным - синонимом (оранжевый - апельсиновый) или антонимом (затейливый - простой); использование наглядности состоит в показе рисунка, схемы или самого предмета; контекст (словесное окружение) даёт либо общее представление о лексическом значении слова (рыбаки вышли в море на ловлю тунца, т.е. какой-то морской рыбы), либо уточняет значение слова (лист дерева); подбор однокоренных слов и подбор слов на смысловую тему тоже используется для уточнения лексического значения толкуемого слова; обращение к этимологии слова).

      Выбор дополнительного приёма семантизации незнакомого слова определяется типом его лексического значения. Так для слов с конкретным значением целесообразно использовать наглядность, а для слов с абстрактным значением - контекст. И в том, и в другом случае полезен подбор однокоренных слов на одну и ту же смысловую тему.

Сопоставление неизвестного слова с известным возможно, если у него есть синонимы и антоним.

     Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберём близкие по значению слова и только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать. На доске чётко и аккуратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над орфографией начинается с проговаривания по слогам. Как известно, знакомство с новым видом орфограмм начинается с организации восприятия новых знаний. Восприятие как этап объяснения на уроке орфографии должно быть трёхкомпонентным:

1) на основе повторения видов орфограмм, имеющих черты сходства с изучаемой на уроке орфограммой;

2) зрительное;

3) понятийное.

     Далее идет осознание и запоминание орфограммы. После этого пробуем заставить слово работать в контексте - словосочетании и предложении. Но этим работа над освоением слова не завершается. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания, словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм; орфографический разбор; тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся; работа над ошибками, орфографический диктант - это тоже работа со словом.

     Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Как правило, этимологические справки даёт учитель. Этот приём - этимологическая справка - формирует интерес к слову, к языку, к его истории.

     В 5-9 классах возможно использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку. Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ слова - качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у обучающихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учеников систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения.

     Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с того времени, когда учащиеся накопили некоторую сумму сведений по русскому языку. Такая работа уже посильна учащимся 5 класса в пределах изученного ими материала. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём заданий увеличивается.

Задание, предусматривающее изложение главных сведений, изученных на сегодня, может быть выполнено, если учащиеся обладают хорошо систематизированными знаниями. И само это упражнение помогает укреплять знания учащихся, обобщать и систематизировать их. Поэтому работу по всестороннему анализу слова уместнее всего проводить по итогам изученной темы или при повторении.

     В 5 классе, после повторения материала начальной школы, возможно предложить детям задание по указанию грамматических признаков названного слова, по обоснованию правильного написания, по составу, по определению лексического значения слова (опережающее обучение). Затем, после изучения программных разделов за курс 5 класса, будут добавляться новые вопросы, будут усложняться упражнения. Но первоначально упражнения по всестороннему анализу слова выполняются только под руководством учителя. Эти совместные занятия показывают детям целесообразность работы, её объём, последовательность, ее трудности и неожиданности. Можно начинать работу с игры “Кто больше?” Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы.

     Каждый класс имеет свой полный вариант задания, в соответствии с объёмом изученного материала. Вот, например, какие вопросы можно поставить в 6 классе:

  1. указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме “прилагательное + существительное” (“глагол + существительное”);
  2. подобрать синонимы, если они есть;
  3. определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);
  4. произвести фонетический разбор;
  5. указать часть речи и её грамматические признаки;
  6. разобрать слово по составу и подобрать не менее пяти однокоренных слов. Среди них
  7. выделить слово, в котором были бы корень, суффикс, окончание;
  8. указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.);
  9. в подобранных родственных словах указать “интересные” орфограммы и объяснить их правописание.

Приведём пример выполнения задания: Снег - атмосферные осадки (лексическое значение) Белый снег.

  1. У слова снег нет синонимов.
  2. В переносном смысле не употребляется.
  3. Снег - односложное слово.

с - [с] - согласный глухой, твёрдый
н - [н,] - согласный звонкий, мягкий
е - [э] – гласный, ударный
г - [к| — согласный глухой, твёрдый

  1. Снег - снежный, снеговик, снежок, снегирь, подснежник.

Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания под снегом путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ник.

  1. Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.
  2. Снежок - безударная гласная проверяется: снег; ударение падает на последний слог, значит, надо писать после шипящей не е, а о.

     Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

      Во всех случаях - в ходе тренировочной работы или работы контрольной - учащимся следует предлагать вопросник, который одновременно может служить и планом ответа. Во время обучающих занятий вопросник полезно составлять совместно с учащимися. Только на самом высоком уровне работы, когда учитель рассчитывает получить обстоятельный ответ в виде рассказа о слове, вопросник, чтобы не сдерживать самостоятельности и инициативы учащихся, не предлагается. Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может).

Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении. Поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю. Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, “объёмно” представление о языке как системе систем.

     Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”. Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его.

     Собственно словарная работа, ограниченная тесными временными рамками, требует выхода на внеурочный уровень. Она может быть продолжена на факультативе или предметном кружке по общим вопросам культуры речи или вопросам истории языка.

     Саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. В этом смысле наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение, поскольку таит  огромные возможности для развития личности.  Начинающий автор имеет возможность передать в сочинении собственное представление о предмете мысли и тем самым выразить себя как личность. Индивидуальность раскрытия темы обеспечивает оригинальность сочинения и делает сам процесс работы над сочинением  по-настоящему творческим.

 Изложение собственных представлений требует сложной умственной работы, которая способствует развитию и формированию личности пишущего. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности не только в плане раскрытия темы. Очень важно заблаговременно провести грамотную словарную работу, предусмотреть и довести до детей значения новых слов, которые можно использовать при данном виде работы. Чем полнее условия работы над сочинением отвечают его творческой сущности, тем успешнее развивается личность школьника, тем самостоятельнее и совершеннее становится мышление, тем оригинальнее получается сочинение.

Какие именно слова должны усвоить и употреблять учащиеся в своей речи? Из каких принципов или критериев исходить при отборе слов для орфографического минимума?

     Для активного усвоения в каждом классе предусматривается определенный словарный минимум.

     Основными критериями отбора словаря для активного усвоения  следует считать частотность употребления и практическую необходимость слов. Для практической деятельности, повседневного общения на русском языке человек должен знать наиболее употребительные слова. Данные о степени употребительности той или иной лексической единицы приводятся в специальных частотных словарях современного русского литературного языка. Однако следует иметь в виду, что частотный словарь и словарь - минимум - это не одно и то же. В частотном словаре могут быть слова с высокой употребительностью, но не нужные в данном случае учащимся для речевой деятельности. И, наоборот, в словарный минимум могут входить такие слова, которые отсутствуют в частотном словаре, но являются в практической деятельности необходимыми. Поэтому вторым основным критерием отбора лексики для активного усвоения является практическая необходимость.

Но в любом случае для ребят должны быть отобраны такие слова, которые позволяли бы ученику выражать на русском языке свои мысли, понимать собеседника в пределах требований, предусмотренных программой. Таким образом, задача состоит в том, чтобы отобрать оптимальный лексический минимум.

Кроме двух указанных основных критериев существует ряд дополнительных принципов, которые позволяют более объективно подойти к отбору словаря для активного усвоения. К ним относятся:

1) сочетаемость с другими словами;

2) многозначность;

3) словообразовательная ценность.

     Другим не менее важным критерием отбора слов для активного усвоения является многозначность, прямо связанная с сочетаемостью. Чем  больше число значений слова, тем выше степень его сочетаемости с другими лексическими единицами. Кроме того, следует помнить, что основным условием реализации лексического значения слова является его сочетаемость. Учащиеся еще в начальной школе должны усвоить наиболее употребительные прямые значения. Они являются прямыми названиями предметов, действий, признаков, состояний. Очень важным является принцип словообразовательной ценности, исходя из которого, следует отобрать слова, обладающие словообразовательными способностями. Это даст возможность не включать в списки слова, которые легко могут быть образованы и усвоены учащимися в процессе словообразования по известным им моделям. Такие слова составляют потенциальный словарный запас учащихся. Основными источниками пополнения словарного запаса учащихся являются уроки, повседневная речевая практика, чтение. На каждом уроке в результате речевых ситуаций (диалог, беседа, экскурсия, рассказ) учащиеся усваивают новые слова, закрепляют ранее усвоенные.

     Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений, сочетаемости с другими словами очень эффективными видами работы являются беседы по картине, описания предметов. Одним из главных источников пополнения словаря учащихся является чтение. При чтении любого текста дети усваивают новые слова, речевые конструкции, новые значения ранее изученных слов. Источником обогащения словаря учащихся могут быть экскурсии, походы, проведение каникул или определенного времени в среде с русским языком общения. Таким образом, источники пополнения словарного запаса учащихся разнообразны.

     В программах по русскому языку в минимум слов, предусмотренных для активного усвоения, включены наиболее частотные, в практическом отношении ценные, доступные для определенного  возраста. Этими словами пользуются дети в своей повседневной речевой практике. Они и составляют активный словарный запас.

Правильное определение количества слов для активного усвоения является очень важным вопросом. На основе экспериментальных исследований психологи доказывают, что завышение объема учебного материала приводит к существенным трудностям. Поэтому не следует гнаться за большим количеством слов. Необходимо добиваться закрепления каждого нового слова. Наряду с активным словарем учащиеся имеют и пассивный словарь, состоящий из слов, которые они понимают при чтении газет, журналов, книг, в речи учителя и других людей, а также при слушании радио и телепередач. Большинство слов пассивного словаря учащиеся не используют в своей речи, однако, постепенно эти слова переходят в активный, поэтому учитель должен стремиться к пополнению не только активного, но и пассивного словаря.

При нормировании слов для усвоения на уроке в первую очередь необходимо учитывать реальные возможности учащихся. По этому вопросу в методической литературе имеются самые разнообразные мнения. Учителю рекомендуется  планировать  свою работу так, чтобы учащиеся на каждом уроке усваивали в среднем 3-4 новых слов. Количество слов для усвоения на уроке зависит от степени доступности лексического значения, сочетаемости слов, от методических приемов семантизации слов.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Виды словарных работ:

  1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске, экране).
  5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к определенной теме.)
  6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  11. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
  13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
  1. по родам;
  2. по числам;
  3. по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
  4. с непроверяемой и проверяемой гласной;
  5. одушевленные или неодушевленные предметы;
  6. по тематике – «Город» и «Деревня»;
  7. по частям речи;
  8. с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
  1. Выписать из данных слов:
  1. слова, состоящие из двух, трех слогов;
  2. слова с Й;
  3. слова с шипящими.
  1. Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
  2. Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
  3. Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
  4. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
  5. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  6. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
  7. Подбор однокоренных слов.
  8. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  9. Разбор слов по составу.
  10. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  11. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  12. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  13. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  14. Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
  15. Письмо по памяти.
  16. Самодиктант и взаимопроверка.
  17. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  18. Перфокарты, перфоконверты.
  19. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  20. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  21. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  22. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  23. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  24. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).
  25. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
  26. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)
  27. Диктант “Угадай словечко!” (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).
  28. Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)
  29. Зрительные диктанты
  30. Задание “Объясни разницу” - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить - предоставить, надеть - одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.
  31. Проверочные словарные диктанты.
  32. Вставка слова в классное наборное полотно.
  33. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
  34. Запись слова в орфографический словарик.
  35. Задание на дом – выучить написание слова.
  36. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
  37. Словесное рисование.
  38. Игра – уменьшение
  39. Третий лишний
  40. С предложенным словарным словом составь предложение (простое, СПП, ССП, СБП), произведи синтаксический разбор.
  41.  Выпиши из предложения словарное слово, произведи (морфологический, словообразовательный, фонетический, морфемный) разбор.
  42. Распределительный диктант.
  43. Написание сочинений.
  44. Фонодиктант.

                                                         

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

(Материал для работы со словарными словами)

1.Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце, болотный, болотистый.

- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха,  Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.

- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

2. Разбор слова по составу:

 Для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

3. Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов:

Синонимы:

алмаз – бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг – внезапно,
весело – радостно,
ветер – ураган – вихрь,
воин – боец – солдат – витязь,
желать – хотеть,
извините – простите,
иногда – изредка – подчас – порой,
комната – светлица – горница – каморка,
космос – вселенная,
красивый – прекрасный,
путешественник – путник – турист,
рассвет – восход,
ребёнок – малыш – дитя - крошка – детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.

Антонимы:

богатство – бедность,
быстро – медленно,
весело – грустно,
город – деревня,
дорога – аллея, шоссе,
дорогой – дешёвый (товар),
женщина – мужчина,
здоровый – больной,
здравствуй – до свидания, прощай,
красиво – уродливо,
мороз – жара,
пришел – ушел,
рассвет – закат,
родина – чужбина,
спасибо – пожалуйста,
устный – письменный,
хорошо – плохо,
чёрный – белый.

4. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).


Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"


Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"


Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный


Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.


5. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

 Скажи наоборот:


холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.

6.Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua “вода”)

аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)

бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)

вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)

герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)

гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)

зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )

изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)

капуста (от лат. слова caputium “головка”)

карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)

килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)

колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)

компас (от лат. слова compasso “измеряю”)

конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)

корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)

корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)

космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)

пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)

сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)

спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)

телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)

телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)

тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)

трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)

тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)

футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)

цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)

шахматы (персидское выражение “шах умер”)

7.Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов:

 Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний, а также сочинение сказок или рассказов с использованием фразеологических оборотов либо расширенного варианта, либо с использованием во фразеологических оборотах одного и того же слова(например: повесить нос, клевать носом, любопытной Варваре на базаре нос оторвали и т.д.)

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).

Обвести вокруг пальца (обмануть).

Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).

От зари до зари (весь день).

Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).

Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).

Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

8.Создай  банк фразеологизмов.

 (Он при определенной обработке делает возможным создание своеобразного справочника. Это позволяет говорить об определенной исследовательской работе школьников: они учатся обращаться к разного вида словарям, вслушиваться в звучание фразы, применять морфемный анализ. Можно использовать следующую технологию построения словарной статьи:

-правильно написать фразеологический оборот, указать место ударения и грамматическую роль,
-дать объяснение используя какой- либо фразеологический словарь,

-найти или нарисовать иллюстрацию , в которой используется идиома, привести ее в качестве примера и доказательства (лучше не одну, а несколько), используя учебные литературные тексты.

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.

9. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

10. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?

Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.

11.  Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земель
Повесить голову
С гулькин нос
Выйти из себя
 Хоть пруд пруди
Взять себя в руки
Воспрянуть духом
Рукой подать

12. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости.

13. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки? 

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

14. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)

15.С пословицами:

 Ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь – хвостик года.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Большому кораблю большое плавание.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
Растение – земли украшение.
Трава соломы зеленее.
Дружные сороки и гуся утащат.
Сам погибай, а товарища выручай.
Крепкую дружбу топором не разрубить.
Упустишь время, потеряешь урожай.
Хорошее начало – половина дела.
О человеке судят по его труду.
Яблоко от яблони недалеко падает.

16.Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

Музыканты прибежали,
В
 барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали
обезьяны. (К. Чуковский)

Белая берёза 
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно
серебром. (С. Есенин)

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

Бежит тропинка через луг,
Ныряет
влево, вправо. (И. Суриков)

Осторожно ветер
Из калитки
вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-
великана. (М.Лермонтов)

В рощах птичье пение,
А в
классе – тишина. (Я. Аким)

Одеяло убежало,
Улетела
простыня.
И подушка,
как лягушка,
Ускакала от меня. (К. Чуковский)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда
горит. (А. Пушкин)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его
границы. (А. Пушкин)

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)

17.Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз)

Без рук, без ног, а ворота открывает.

 (Ветер)

Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке?

(Заяц)

Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт.

 (Иней)

На грядке – зелёный, а в бочке – солёный.

 (Огурец)


За стеной костяной,
Соловейко, спой!

(Язык)

18. "Угадайка".


Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.
(Комар)


Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)


Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

19. Какое слово зашифровано в шараде?

 Мой первый слог – крик птицы. Два других на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда. - Запиши это слово.

 (Картина) 

20. Определи недостающее слово.

 Лает собака. Рычит тигр.  Квакает … - Запиши его, подбери к нему родственные слова (лягушка, лягушонок, лягушечка)

 Магазин – продавец,  больница – врач,  театр – актёр,  космический корабль – … - Запиши его, подбери к нему родственные слова.

( Космонавт, космос, космический)

21.Запомни! Запиши по памяти.

На дв..ре б..льшой моро..

Отм..розил кукле нос.

Мы п..льто наденем ей

И платочек пот..плей.

(На дворе большой мороз отморозил кукле нос. Мы пальто наденем ей и платочек потеплей. Слово «пальто» не изменяется. Купить пальто. Ходить в пальто. Заплатить за пальто. Детские пальто).

22.Расшифруй слова.

ПАКРОРХАБОЛЬД . . . . . . . -Запиши эти слова. Являются ли они родственными? (Пароход, корабль. Слова не являются родственными.)

23.Используя словарное слово, составь рассказ по картинкам.

           

Слово корзина

       

Слова кровать, гимнастика, полотенце,  пальто, портфель, автобус.

24.Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ, укажите словарное слово (а).

Воробей.

Моя собака приближалась к нему.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья.

Собака бежала впереди меня.

Он упал из гнезда, растопырив крылышки.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.

Я поспешил отозвать пса – и удалился.

                                                      (По И.С. Тургеневу)

25. Кроссворд

1

7

6

1

4

5

3

2

4

2

8

     По горизонтали: 1. Место или предмет, заслуживающий особого внимания. 2. Обсуждение вопроса, публичный спор. 3. Руководитель предприятия. 4. Разговор двух или нескольких лиц.

     По вертикали: 1. Официальное программное заявление 2. Спор, обсуждение вопроса на собрании, в печати. 3. Выборный или назначенный представитель коллектива. 4.Краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения или деятельности. 5.Выборный представитель, член выборного государственного учреждения. 6. Изображение места театрального действия. 7. Совокупность высоких моральных качеств. 8. Первое или пробное выступление.

26. "Игра в слова". 


Задание №1.
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

27. "Признак".

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло –


"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".


(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).


Сравни:

по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм.

28. "Один и много" (изменение слов по числам).


"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.


"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.

29. "Уменьшение".


Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".
трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.

30. "Закончи слово".


"Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.


31. "Объясни слово".


"Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"
 

нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.


Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.


Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Упражнения, направленные на формирование образности речи школьников.

32. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

33. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

 

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Комплексное задание

(данное задание может стать стимулом для написания сочинения)

34. Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы.

 (задание может быть предложено в игровой форме: "Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?").

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...  
(По Э.А. Вартаньяну)

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?

О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.

35. Распределительный диктант.

 Распредели словарные слова по соответствующим колонкам.

Существительное

Прилагательное

Глагол

Автор, ориентация, прекратить, предварительный, желанный, невиданный, присутствовать и т.д. (7 класс).

36. С предложенным словарным словом составь предложение (простое, СПП, ССП, СБП), произведи синтаксический разбор.

37. Выпиши из предложения словарное слово, произведи (морфологический, словообразовательный, фонетический, морфемный) разбор.

Упражнения, связанные с толкованием лексического значения слов.

38. Объясните значение выделенных  слов

а) путем подбора синонимов

крепкий человек

крепкие нервы

крепко поссорились

б) способом разъясняющего толкования

молодой побег

молодой город

молодой специалист

в) по толкованию лексического значения узнать слово:

 - быстро перебирая ногами, перебираться в каком-либо направлении

 - совершать побег, самовольно, тайком уходить куда-либо

г) Слово глубокий имеет значение:

1) находящийся на значительной глубине от поверхности

2) очень сильный, достигший значительной степени

Составьте по два словосочетания с этим прилагательным в каждом из значений. Найдите в «Сказке о мертвой царевне» Пушкина это прилагательное (в отрывке, где королевич Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру). В каком значении оно употреблено?

3) Закончите словарную статью о глаголе жить, составив для примера свои предложения на каждое из значений слова.

Жить: 1) существовать, быть живым

            2) вести тот или иной образ жизни

            3) поддерживать свое существование

            4) проживать где-либо

В каком из значений употреблено слово жить в следующих предложениях:

Жил старик со своею старухою у самого синего моря.

Жили они бедно, с хлеба на квас перебивались.

Старая барыня жила в Москве, в сером доме с белыми колоннами.

4) Рядом со словосочетаниями записать в скобках занчение слова стоять:

Стоял прямо, стоял шум, стоял январь, стоять за победу, стоит полк в селе.

Словарный минимум,

предложенный учебниками 5-9 класс

(Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.)

5 класс

Апельсин, арена, балкон, баскетбол, безвкусный, беречь, беседовать, бинокль, благородный, вагон, вверху, вдвоем, везде, велогонки, велосипед, влево, внизу, вокзал, восклицательный, впереди, вправо, всегда, вскоре, втроем, гардероб, гимнастика, гитара, грамотный, громадный, диван, жечь, здесь, здание, здоровье, издалека, изредка, кабинет, канал, компьютер, конфета, корзина, космонавт, костюм, лиловый, мандарин, маршрут, матч, мечта, налево, направо, негодовать, недоумевать, ненавидеть, никогда, огромный, отовсюду, паркет, пианино, платформа, повествовательный, посетить, почерк, правильный, профессия, рапорт, расписание, рассвет, рассчитать, расцвет, расчет, расчетливый, ремень, республика, рюкзак, салют, сбить, сгиб, сдать, сжать, слева, соревноваться, состязаться, спартакиада, спортсмен, справа, справедливый, стадион, стеречь, стремиться, телевизор, телефон, тренер, тренироваться, фиолетовый, фотоаппарат, футбол, хоккей, чернила, чехол, шоколад, шоссе, шофер.

7 класс

Автор, акваланг, акварель, аквариум, бассейн, благодаря тому что, бок о бок, видимо-невидимо, вмиг, возражение, волей-неволей, впоследствии, в силу того что, вследствие того что, выровненный, галерея, гимнастика, гирлянда, давным-давно, дистанция, для того чтобы, до смерти, жеваный, желанный, за границей, за границу, затем чтобы, зато (= но), из-за, изобразить, из- под, как будто, калитка, карикатура, квитанция, классик, кованый, колонна, комбинат, комбинация, комендант, конверт, кромешный, кросс, мало-помалу, масса, медленный, на глазок, на днях, на дом, на лету, на миг, на скаку, на совесть, на ходу, невиданный, недосягаемый, нежданный, не раз (= много раз), неслыханный, нечаянный, никак, нимало, нисколечко, ни разу (= никогда), ничуть, ориентация, ориентироваться, осанка, отразить, оттого что, пакет, паром, период, по двое, под силу, по окончании, по памяти, по прибытии, поражение, поразительный, по совести, по трое, почтальон, предварительный, прекратить, претендовать, претензия, присутствовать, реальный, резиденция, сатира, светофор, священный, семафор, силуэт, ситуация, сиять, с налету, снаряд, с разбегу, старательно, с тем чтобы, точь-в-точь, тревога, тренер, тренироваться, фантазия, чемпион, чтобы, шевелиться, эпидемия.

8 класс

Академия, акция, ансамбль, аромат, ассортимент, безвестный, бессмертный, бок о бок, братство, величина, видеокамера, витрина, витязь, впопыхах, гарантия, гармония, грандиозность, единомышленник, зодчий, идеал, идеальный, изящно, изящный, изящество, импровизация, информация, искусный, искусство, иссеченный, кандидат, классика, классический, колокол, колоссальный, комбинация, компаньон, компонент, компьютер, корректор, корреспондент, кутюрье, лучше, массив, металл, микрофон, микроэлемент, многообразие, монолог, мультимедиа, мультимедийный, мультипликация, мультфильм, на ходу, общественный, оживленный, офицер, перрон, питомец, поздний, поликлиника, представление, предшественник, преемник, прелестный, пропорция, просветительство, просвещение, разнообразие, рассеченный, рекомендация, ремонт, рессора, российский, Россия, рябина, сканер, современник, сожженный, созданный, соловьиный, соотечественник, соразмерность, стратегия, суббота, терраса, трасса, фейерверк, характер, ценность, эксплуатация, элемент.

     В заключении хочу сказать о том, что правильно организованная  словарная работа позволит развить навыки работы учащихся со словарями и справочной литературой, способствует формированию у школьников умения осуществлять информационную переработку словарного текста, извлекать необходимую информацию, добывать знания самостоятельно. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся, а создание системы упражнений  на основе аналитической работы со словом,  предполагающей возможность выбора, проявления индивидуальных   исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересоразвивающей речевой среды позволяет  осуществлять личностный подход, поскольку одно из достоинств данной системы словарной работы – ситуация успеха для ученика.

 По словам методиста A.B. Прудниковой, «только знание грамматики, только овладение навыками орфографически грамотного письма еще не разрешает всей проблемы овладения русским языком в целом, проблемы грамотности в широком смысле слова».    Занятия по русскому языку должны формировать общую культуру выпускника школы, воспитывать всесторонне развитую личность, активно включающуюся в современную жизнь, а это требует от словесника выбора эффективных форм, методов и приемов организации   урока.  Человек должен обладать широким кругозором, что невозможно без специальных уроков по лексике. "Гибкость, точность, выразительность речи зависят от качественного владения словарем - глубины проникновения в систему значений слова, в его сочетательные возможности, умения свободно комбинировать слова на основе знания их системных связей"

Таким образом, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.  Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка. – М. Просвещение, 1990. 2. Баранов М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах //РЯШ. - 1969. - № 6. - с. 38-42

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского, 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1979. - 548 с.

4. Основы методики преподавания русского языка в 4 – 8 классах / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. – М. Просвещение. 1978. – 380 с.

5.  Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение - 1996. – 144 с.

6.  Кацнельсон С.Д. Типология языков и речевое мышление. - Л., 1972

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения.

8.  Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей).Пособие для учителей /Сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение
9.  Чижова Т.И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯШ. - 1978. - № 4. 

10. Никодимова Е.А. Внедрение личностно-ориентированных технологий //Школьные технологии.-2004, №6

11. Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок : научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007, №2

12.  Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. – 2003, №2.    

13.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // М., 1996