Обогащение словарного запаса обучающихся как основа развития речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Богданова Наталия Викторовна

Методическая разработка по русскому языку. Рекомендована для учителей, работающих в 5 классах по ФГОС.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

К.ф.н., учитель рус. яз и лит-ры Богданова Н.В.

Обогащение словарного запаса обучающихся как основа развития речи

Несмотря на то, что вопросы методики проведения словарной работы часто публикуются и обсуждаются на страницах периодической печати, рассматриваются в специальной литературе, а учителями наработан большой практический опыт, актуальность этой проблемы не перестает быть значимой. На уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы обучающихся на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, чувствовать и понимать переносные значения слов.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта как раз и предполагает решение таких задач, как:

- развитие устной и письменной речи,

- коммуникативных умений,

- нравственных и эстетических чувств,

- способностей к творческой деятельности.

Обогащение словарного запаса обучающихся — одна из важнейших задач школьного курса русского языка, наряду с работой по грамматике, орфографии, пунктуации и развитию устной и письменной речи. Большое значение расширению словарного запаса в процессе обучения русскому языку придается потому, что с этим связано овладение словом, роль которого в познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с членами коллектива, говорящего на данном языке [1:5].

Поскольку словарный запас языка не является механической совокупностью отдельных слов, задачу его обогащения нельзя сводить к введению в активный словарь детей отдельных слов и выражений. Основа обогащения детского словаря – это прежде всего и есть ничто иное, как  введение в языковое сознание ребенка рядов отбора лексических элементов - языковых словарных объединений (тематических групп, синонимических рядов, антонимических пар), система которых позволяет отобрать для любого отрезка речи нужные, единственно необходимые слова. Освоение системных связей лексико-семантического уровня разносторонне обогатит индивидуальный словарь, являющийся, как говорил К.Д. Ушинский, «духовным богатством» ребенка. «Чем больше различных и неповторимых элементов языка (формальных и смысловых) приходится на одну и ту же «площадь» речи, тем богаче речь», - пишет Б.Н. Головин [20, 94].

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основные линии [2]:

1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе школьников. Для того чтобы успешно овладеть словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8—10 новых словарных единиц и значений (4-6 на уроках родного языка;

2) уточнение словаря: а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, б) усвоение лексической сочетаемости слов, в) усвоение многозначных слов, г) усвоение синонимики;

3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря (пассивный словарь человека содержит слова, которые он не употребляет в собственной речевой деятельности) в активный. Слова включаются в предложение и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, беседу, рассказ;

4) устранение нелитературных слов (диалектизмов, жаргонизмов, неправильных форм, нецензурных слов), перевод их из активного словаря в пассивный.

Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.

Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:

а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и пр., по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;

б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

В практике применяются самые разнообразные приемы работы над значением нового слова. Это обеспечивает интерес учащихся к словарной деятельности, позволяет вводить новое слово наиболее рациональным для каждого случая способом. Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Иногда можно ограничиться показом рисунка или иллюстрации. При этом для объяснения имен существительных и прилагательных следует показывать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные, где есть действие. Прием показа чаще используется для объяснения слов с конкретным значением, и то далеко не для всех. Этот прием, который может быть назван предметным, дополняется другими – языковыми и логическими – приемами.

 Некоторые новые слова могут стать понятными, если их ввести в предложение. Весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова. Желательно, чтобы новые слова включались в предложение самими учащимися – теми, кто эти слова понимает. Прием тем полезен, что приучает детей понимать смысл новых слов в контексте. Это умение пригодится детям при самостоятельном чтении художественной литературы.

Способ подстановки синонимов является одним из самых универсальных. Подбирая к новому слову близкие по значению слова, школьники уясняют его значение. Однако нельзя забывать, что синонимы не тождественны, каждый из них обладает различиями, как в значениях, так и в оттенках. Донести до детей богатство каждого слова помогает художественный текст. Но и в самой словарной работе замена нового слова синонимом должна сопровождаться дополнительными пояснениями. Особенно это относиться к эмоционально-окрашенным словам, заменяемым в процессе словарной работы нейтральными синонимами. Такая замена слов синонимами может обеднять речь учащихся. Если на уроках школьники систематически будут заменять выразительные слова стилистически нейтральными, это нанесет ущерб развитию речи. Чтобы этого не произошло, рекомендуется обращать внимание детей на высокую выразительность, яркость, образность слов и оборотов речи в художественном произведении.

Следующий прием – анализ морфологической структуры и словообразования. Объясняя значение слова путем его словообразовательного анализа, обучающиеся приучаются проникать в структуру слова, обнаруживать его корень, другие морфемы, улавливать родство слов.

Нередко содержание слова раскрывается способом логического определения, т.е. подведением его под ближайший род и выделением видовых признаков (названия явлений природы, растений, животных). Логическое определение желательно сопровождать показом иллюстрации. Многие слова могут быть объяснены с помощью развернутого описания, состоящего из нескольких предложений. Такой способ объяснения слов особенно удобен в анализе художественных текстов.

Такое количество приемов объяснения значения новых слов позволяет учителю разнообразить работу на уроке, позволяя учащимся как самостоятельно, так и с помощью учителя узнавать новые слова. Правильный выбор приема объяснения нового слова во многом определяет успех усвоения его детьми. Однако объяснение слова — это лишь этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово вошло в активный словарь учащегося, нужна дальнейшая серьезная работа.

Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, журналов, просмотр телепередач, общение в социальных сетях обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов.

Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.

А теперь хочется рассказать вам о той работе, которую я провожу с ребятами по расширению их словарного запаса. На протяжении всего учебного года мы ведем так  называемые «лексические тетради», в которые выписываем все новые для обучающегося слова. Но не просто выписываем, а ведем с ними работу, т.е объясняем лексическое значение, разбираем грамматические признаки, если есть необходимость, норму произношения,  уделяем внимание сфере использования того или иного слова, анализируем его возможности сочетаться с другими словами, подбираем устойчивые сочетания (если есть).

Вот и подошел к концу мастер-класс. И мне хочется верить, что мастер-класс не только увлек вас, но и показал, как интересно изучать русский язык.

 И завершить своё выступление я хочу игрой «Я знаю, что обозначает слово…»

Ранжировать - -рую, -руешь; св. и нсв. что. Распределить - распределять что-л. по ранжиру, значимости; присвоить - присваивать какой-л. ранг. Ранжировать. конкурсные сочинения.

Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий.

Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

Супплетивизм - образование грамматических значений от разных основ: человек - люди, ребенок - дети, иду - шел, хорошо - лучше.

Когнити́вный диссона́нс (от латинских слов: cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии» ) — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознанииконфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Эглет – металлический или пластиковый наконечник шнурка, облегчающий вдевание шнурков.

Верификация - проверка теории практикой или просто проверка на соответствие.

Литература:

  1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. - М., 2000.
  2. Головин Б.Н. Головин Б.П. О качествах хорошей речи. - Рус. яз. в школе, 1964, № 2 .  
  3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» .— М.: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа на уроках русского языка по обогащению и совершенствованию словарного запаса обучающихся.

Работа на уроках русского языка  по обогащению и совершенствованию словарного запаса обучающихся. Несмотря на то, что вопросы методики проведения словарной работы часто публикуются и обсужда...

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Статья "Обогащение словарного запаса учащихся как одно из условий совершенствования речи"

Статья "Обогащение словарного запаса учащихся как одно из условий совершенствования речи"...

Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...