Методическое пособие "Обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках письма и развития речи"
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Для каждого учащегося с ОВЗ обогащение словарного запаса - основа развитой речи, которая является не только средством общения, но и двигателем интеллектуального развития, инструментом познания и самовоспитания.
Цель методической разработки: выявление особенностей работы учителя письма и развития речи по обогащению словарного запаса учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarnogo_zapasa_uchashchihsya_s_ovz.docx313.34 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках письма и развития речи

Методическая разработка для учителей письма и развития речи, чтения и развития речи, русского языка, воспитателей

Содержание

Введение

4 - 5

Система работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках письма и развития речи

6 -16

Заключение

17

Список использованных источников

18

Приложение № 1 Технологическая карта урока «Слова с противоположным значением. Употребление их в речи»

19 - 33

Приложение № 2 Конспект урока письма и развития речи «Образование сложных слов»

Приложение № 3 Конспект урока письма и развития речи «Основные категории имени существительного»

Приложение №4 Конспект урока «Правописание не с глаголами»

34 - 40

41 – 46

47 - 55

Введение

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Академик Д.С. Лихачев писал: «…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело».

Речь учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) резко отстает от нормы. Отклонения в развитии у детей этой категории обнаруживаются во всех направлениях, но особенно резко они проявляются в познавательной деятельности, в их мышлении, речевом развитии. Нарушение познавательной деятельности накладывает отпечаток на формирование активного и пассивного словаря. У детей наблюдаются бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, они не умеют пользоваться синонимическим богатством русского языка, монологически высказывать свои мысли. Многие отвлечённые понятия употребляют в конкретном значении или даже совсем ими не пользуются, стараются подобрать слова более простые и понятные.

Для каждого учащегося с ОВЗ обогащение словарного запаса - основа развитой речи, которая является не только средством общения, но и двигателем интеллектуального развития, инструментом познания и самовоспитания. Таким образом, проблема обогащения речи актуальна и определяется следующими факторами:

  1. Речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом.
  2. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.
  3. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учащихся с ОВЗ.

Цель методической разработки: выявление особенностей работы учителя письма и развития речи по обогащению словарного запаса учащихся на уроке.

Объект разработки: словарная работа на уроках письма и развития речи.

Предмет разработки: система работы учителя, используемая на уроках письма и развития речи, для обогащения словарного запаса учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

  1. рассмотреть методы, формы и приемы работы на уроках письма и развития речи по обогащению словарного запаса учащихся 5-9 классов;
  2. выявить цели, задачи и содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках письма и развития речи;
  3. разработать систему работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках письма и развития речи.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

  1. общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение и др.);
  2. метод наблюдения;
  3. описательный метод.

Научность методической разработки заключается в том, что она соответствует основополагающим положениям, принципам, подходам современной педагогики, психологии и методики преподавания:

  1. личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании (признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития);
  2. использование игры;
  3. индивидуально – дифференцированный подход к учащимся;
  4. развитие интеллектуальной сферы учащихся через проектно-исследовательскую деятельность;
  5. широкое применение информационно-коммуникационных технологий.

В методической разработке сформулированы и применены специальные психолого-педагогические условия повышения эффективности работы по обогащению речи учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Апробирована практико-ориентированная методика, обеспечивающая обогащение речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках письма и развития речи. Разработаны разнообразные задания, приемы и методы работы, решающие образовательные и воспитательные задачи, способствующие обогащению речи учащихся, пополнению словарного запаса.

Система работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках письма и развития речи

Одной из острых проблем, встающих перед учителем письма и развития речи, становится обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Словарная работа – это фундамент всей работы по развитию речи. Не располагая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложение, выразить свою мысль. Работа со словом должна вестись регулярно. Известный ученый-методист А.В. Текучев писал: «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».

Обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) преследует следующие цели:

количественное увеличение запаса слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов

обучение

умению пользоваться известными

и вновь усвоенными словами

Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов.

Качественное совершенствование словарного запаса заключается:

  1. в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов;
  2. в замене нелитературных слов в словаре детей литературными.

Для обогащения словарного запаса учитель постоянно вводит в употребление новые слова. В этом ему помогает учебник. В учебнике для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н.Г. Галунчиковой и Э.В. Якубовской есть задания, которые так и называются «Познакомься со словами и их значением». Такие же задания мы встречаем и в учебнике для 8 класса. В них в доступной форме объясняется значение слова. С этими словами учащиеся составляют словосочетания и предложения.

Аэродром - площадка для посадки, стоянки и обслуживания самолетов.

Отечество – страна, где родился человек.

Типография – предприятие, где печатаются книги, журналы, газеты.

Увеличить количественно словарь учащихся можно при чтении текстов упражнений, привлекая внимание учеников к тем словам, которые им неизвестны. Например, при выполнении упражнения «Кем быть?» можно не только работать с окончаниями имен существительных, но и поработать с этимологией слов ринг, корт, стадион.

Ринг - огражденная канатами площадка, место боя при соревновании по боксу.

Корт - площадка для игры в теннис.

Стадион - это место или площадка для занятий спортом на открытом воздухе, концертов или других мероприятий, состоящая из поля или сцены, частично или полностью окруженной многоуровневой структурой, предназначенной для того, чтобы зрители могли стоять или сидеть и наблюдать за событием.

При этом, отбирая слова, значение которых необходимо раскрыть, учитель должен исходить из того, какие из них нужно пояснить лишь бегло, чтобы облегчить учащимся понимание текста, а какие отработать основательно, с тем, чтобы они вошли в активный словарь учащихся.

Учитель должен выработать у учащихся привычку замечать незнакомые слова. Чтобы эта привычка возникла, необходимы целенаправленные усилия. Конечно, рекомендация предлагать учащимся самим выделять слова, значения которых им непонятны, не исключает возможности предъявления таких слов до чтения текста. Это целесообразно в тех случаях, когда эти слова очень значимы для текста, особенно художественного, и без них полноценного восприятия не получится. Важно, чтобы сначала у детей сложилось убеждение, что понимание каждого слова необходимо – без этого нельзя общаться, в том числе с авторами упражнения: не знаешь слова – не поймешь мысль.

Но мало только дать новое слово учащимся. Нужно еще ввести его в активный словарь. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, письмах, диалогах и т.д. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. М.Р. Львов выделял следующие способы толкования слов:

  • наглядный;
  • контекстуальный;
  • способ подстановки синонимов;
  • подбор антонимов;
  • развернутое описание;
  • анализ словообразования.

В https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/529/529830/6408d7b0c8704924381075.jpg https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/529/529830/6408d7b0c8b05792008312.jpg работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями наиболее продуктивным является использование наглядных средств: показ соответствующих предметов, их действий и признаков, активное наблюдение за ними. Рисунок, иллюстрация на слайде помогают учащимся усвоить значение слова.

upl_1607650129_1868_tgkmb.jpg Например, малахай – меховая шапка; ботфорты – высокие сапоги. Ребенок при всем желании не сможет представить данные предметы. Здесь без наглядности не обойтись. Для объяснения имен существительных и имен прилагательных следует показывать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные.

Абстрактные имена прилагательные и существительные лучше вводить через синонимы:

ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ

уважительный

вежливый

обходительный

БЕЗМОЛВИЕ

тишина

затишье

Учитель может планировать такое задание: замените слово «базар» синонимом в предложении:

Соседка рассказала о базаре, где продают свежие овощи и спелые фрукты.

БАЗАР = РЫНОК

Некоторые слова могут быть объяснены путем подбора антонимической пары.

ТЬМА

СВЕТ

Shape1

Так, слово тьма становится понятным детям, если ему противопоставить уже известное ранее слово свет. Антонимы помогают выстроить логические связи между словами. Понятия «антоним» нет в программе специальной (коррекционной) школы-интерната. Такие слова мы н https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/529/529830/6408d7b0c8bdf675177707.jpgазываем «слова - наоборот», «слова - неприятели», «слова - противники».

Задание: найдите антонимы в пословицах.

  1. Старый друг лучше новых двух.
  2. Тяжело в ученье, легко в бою.
  3. Корень учения горек, да плод его сладок.
  4. Каково начало, таков и конец.
  5. Не узнавши горя, не узнаешь и радости.

Такие игры в «слова-наоборот» могут сочетаться с изучением частей речи, с обучением построению словосочетаний. Они помогают активизировать словарный запас детей, наблюдать за смысловыми отношениями слов.

Учащиеся под руководством учителя могут осуществлять словообразовательный анализ слова и на этой основе выяснять его значение.

Например, работа с глаголом

злорадствовать

Учитель спрашивает у ребят:

- Как вы понимаете смысл этого глагола? Что можно сказать о людях, которые злорадствуют?

Чаще всего учащиеся затрудняются ответить на эти вопросы, и тогда учитель обращает внимание на то, что в слове два корня:

зл- + -рад

(зло) (радость)

Это помогает раскрыть смысл слова. Учащиеся вспоминают героев сказок, о которых можно сказать, что они злорадствуют.

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/529/529830/6408d7b0c8c48747929338.jpg

Полезным будет задание «От какого слова образовано новое слово?» (Удивительный от диво или дева?)

Пониманию значения слова способствует контекст. Ученики получают задание: в каком значении употребляется слово «здорово» в предложении

Мальчик здорово играл в волейбол.

Ребята быстро делают вывод:

здорово = хорошо.

Н https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/529/529830/6408d7b0c8cad844860412.jpgередко незнакомые слова подсказываются самим контекстом, надо только помочь детям увидеть это.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

Обогащению словаря школьников способствуют обратные диктанты. Учащиеся по лексическому значению определяют исходное слово и записывают его.

При изучении безударных гласных в корне слова:

  1. Птичий домик (гнездо)
  2. Предмет, с помощью которого плывут на лодке (весло)
  3. Очень сильный человек (силач)
  4. Грязное место на одежде (пятно)
  5. Часть туловища от шей до руки (плечо)

При изучении двойных согласных:

  1. Комната для занятий в школе (класс)
  2. Человек, который едет в поезде (пассажир)
  3. Дорога с рядами деревьев по обеим сторонам (аллея)
  4. Площадка, с которой производится посадка на поезд (перрон)

Очень хорошие результаты дает задание творческий диктант, где развернутое определение нужно заменить одним словом.

  1. Очень сильно хотеть чего-то (желать)
  2. Искриться, блестеть на солнце (сверкать)
  3. Украсить, придать праздничный вид (нарядить)

Большие возможности для обогащения и расширения словаря учащихся дает тема «Состав слова». Д.Н. Богоявленский в своей статье «К психологии правописания безударных гласных» доказал: чем больше словарный запас ученика, тем скорее он подбирает группу однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне. Ученик допускает меньше ошибок, когда устанавливает связь с уже знакомым словом.

Изучая однокоренные слова, учащиеся обязательно объясняют значение слова:

солить – класть соль;

пересолить – положить слишком много соли;

солонка – то, в чем лежит соль.

Ребята часто ошибаются, выполняя задания по подбору родственных слов. Так, рисовый и рисунок, нос и носильщик дети относят к однокоренным словам. Это происходит потому, что словарный запас у них крайне ограничен. Дети подменяют словообразование (сад, садовый) словоизменением, считая слова сад и сады родственными. Приходится объяснять, что слово сады представляет собой измененное словосад, что они оба обозначают один и тот же предмет, в то время как каждое из родственных слов (сад, садить, садовник) имеет свое значение. Чтобы преодолеть это непонимание, полезно предложить учащимся составить предложения с этими словами:

В школе растет фруктовый сад. Его посадили ребята. За деревьями ухаживает садовник.

Наиболее распространенными методами работы над словами, новыми в лексическом отношении, являются:

  • составление с данными словами словосочетаний и предложений;
  • составление небольших рассказов с использованием данных слов

Понимание слова зависит от многих причин, и прежде всего – от степени «нужности» этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: чтобы понять прочитанное, узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал дает возможность ученику без особого напряжения усвоить новые для него факты языка. Обогащению речи учащихся помогает игра «У кого хвост длиннее?». Предлагаю учащимся подобрать слова на определенную тему. Ставлю условие: тот, кто подберет большее количество слов на данную тему и не сделает в них ошибок, будет считаться выигравшим это соревнование. Например, по теме «Городской транспорт»:

автобус

трамвай

троллейбус

такси

метро

  https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/529/529830/6408d7b0c8d06060062073.jpgДругой вариант этой игры. Любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.).

Игра«Букву заменишь – смысл слова изменишь» развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению:

Се нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть (поседел – посидел).

В русском языке много таких пар:

примерять обувь – примирять друзей

полоскать белье – поласкать ребенка

запевать песню – запивать лекарство

отворить дверь – отварить картофель

Пытаемся с учащимися старших классов создавать краткосрочные проекты «В гостях у слова».

Например, о слове каникулы. Все знакомы со словом каникулы, но не каждый знает, что это любимое всеми слово связано с небом. Каникулой древние римляне именовали самую яркую звезду Сириус. Каникула - каждый год появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета по нашему календарю. Но так как в июле обычно начиналось жаркое время года, когда студентов, школьников освобождали от занятий, то в честь звезды эти дни и прозвали каникулярными, каникулами. Сначала каникулами называли только летний отдых, но потом привычное каникулы стало относиться вообще ко всякому перерыву в учении. Подобную информацию учащиеся запоминают гораздо лучше, потому что нашли ее сами в других источниках.

Картина – еще один источник обогащения речи школьников. Учащиеся составляют предложения по картине. Как правило, это простые предложения. С помощью учителя добавляют в предложение прилагательные, делая предложение образным:

весна – солнечная, радостная, нарядная, пышная;

травы – зеленые, нежные, сочные;

листья – молодые, нежные, клейкие, пахучие;

черемуха – белая, нарядная, пенная, цветущая и др.

Устное рисование, иллюстрирование прочитанного текста тоже способствует развитию речи учащихся.

Особая и важная роль в формировании словарного запаса у учащихся с ОВЗ отводится учителю письма и развития речи, от которого требуется владение культурой общения, знание методической литературы и постоянное внедрение приемов и методов работы по обогащению словарного запаса в урок. Обогащение запаса слов у учащихся является одной из основных задач преподавания письма и развития речи наряду с работой по грамматике, орфографии, пунктуации и развитию устной и письменной речи. Важность этой проблемы определяется тем, что речи школьников свойственна относительная словарная бедность. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов, явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли.

Обогащение словаря учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) относится к числу таких видов работы, которые служат общему развитию школьников. Поэтому расширение словарного запаса может обеспечить вся учебная деятельность, а не только изучение отдельных разделов программы по русскому языку.

Заключение

В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических основ ее формирования. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи (игры, соревновательные моменты, ребусы и загадки, рифмовки, пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки).

Литературные тексты помогают детям глубже осознать свои чувства, приучают их к стройному и последовательному изложению своих мыслей. Красивое и правильное высказывание рождает у учащихся веру в себя, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию.

На обогащение словарного запаса учащихся программа не отводит специального времени. Но в силу того, что все в языке связано со словом или выражается в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию, развитием связной речи учащихся, выработкой орфоэпических умений и навыков.

Предложенная система приемов и методов работы над обогащением словаря учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) способствует развитию речи учащихся, обогащает их словарь, расширяет и активизирует активный словарный запас, помогает овладеть языковыми средствами, воспитывает умение адекватно выбирать слова для выражения своих мыслей, корректирует недостатки развития коммуникативных умений.

Можно сделать выводы о том, что разработанная система работы, направленная на обогащение словарного запаса учащихся на уроках письма и развития речи, является эффективной. Поставленная цель достигнута, задачи решены, поставленные методы для решения задач активно использованы.

Список использованных источников

  1. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. – «Начальная школа», № 4 2003
  2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., 2008
  3. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М., 1975
  4. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 2001
  6. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – М., 2009
  7. Хачатурова Т.В. Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей.
  8. Хрусталева А.М. Коррекционная работа при изучении темы «Состав слова» - «Дефектология», № 6 1999
  9. Черных А.В. Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. – «Знание. Понимание. Умение», № 1(2) 2008
  10. https://znanio.ru/media/razvitie_i_obogaschenie_slovarya_rebyonka_s_ovz-267281
  11. https://infourok.ru/doklad-metodicheskoe-posobie-na-temu-obogashenie-slovarnogo-zapasa-obuchayushihsya-s-ovz-intellektualnymi-narusheniyami-na-uroka-5458409.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Словарно-орфографическая работа на уроках письма и развития речи в начальных классах.

Развитие речи- это основа школьного обучения детей языку. Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, видное место должны занимать упражне...

Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

Статья на тему « Формирование познавательных действий на уроках письма и развития речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной коррекционной школе, с использованием технологий ИКТ и модульного обучения»

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся с интеллектуальным нарушением на уроках письма, чтения, математики.

Проблема самостоятельности обучающихся коррекционной школы  не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен.Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясн...

Конспект урока письма и развития речи в 8-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: «Имя прилагательное. Определение родовых окончаний прилагательных»_24.01.2020

Цель урока: Закрепить умения и навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе. Задачи:1. Образовательная: формиров...

Доклад на ШМО учителей-предметников "Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках письма и развития речи"

Виды  работы со словарными словами  В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изу...