Урок "Февральское путешествие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Хорлуй Олеся Николаевна

Урок "Февральское путешествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 118_urok_otkrytyy_povtorenie_imeni_prilagatelnogo.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе ФГОС

Тема: Февральское  путешествие.

(Повторения по теме «Имя прилагательное»)

Тип: урок обобщающего повторения

Цели:1) Обучающая-повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»закрепление орфографических навыков правописания прилагательных, закрепление умения употреблять прилагательные в речи, правильно сочетая с существительными, отличать их от других частей речи,

2) Развивающая - развитие орфографической зоркости, навыков лингвистического анализа, монологической речи, работы с текстами, развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать прилагательные;

3)Воспитывающая-воспитание интереса к изучению русского языка.

Планируемые результаты:
Предметные: развитие умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать прилагательные, краткую форму прилагательных; развитие умения видеть орфограммы в прилагательных, выбирать написание в соответствии с правилом, правильно выделять суффиксы прилагательных, развитие умения использовать их в речи, развитие творческих способностей детей.

Метапредметные: владение навыками лингвистического анализа; умения определять основную мысль текста, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности, развитие логического мышления, внимания, памяти, формирование умения определять цель предстоящей деятельности, целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.
Личностные – формирование способности к самооценке, воспитание интереса к изучению русского языка, толерантности, любви к природе.


Метод: системно-деятельностный.

Тип урока: урок - обобщение

Форма проведения: урок - путешествие
Оборудование
: проектор, компьютер, презентация, карточки – задания.

Ход урока.

I. Этап мотивации.  (Орг. Момент).

1.Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, садитесь. Располагайтесь поудобнее, спинки держим прямо. Кто в классе  дежурный?

- Ребята, пожалуйста, похлопайте в ладоши, те, кто хочет активно работать на уроке (хлопают в ладоши),  пожалуйста, постучите по парте, кто волнуется (стучат по парте), погладьте себя по голове, кто уверен, что у нас все получится (гладят по голове).  

 -Я рада вас видеть бодрыми и здоровыми, у нас сегодня урок необычный: к нам на урок пришли гости,   надеюсь, что  сегодняшний урок принесёт  всем только  радость.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, я бы хотела начать урок с пословицы, но она, так получилось, рассыпалось, кто угадает, что это за пословица?  (Повторение-мать учения).

Эта пословица будет собрано из облаков, ребята посмотрите, что нужно сделать, чтобы эта запись превратилось в предложение? (Добавить знаки препинания).

-  Как вы думаете, чему будет посвящен урок? (Сегодня на уроке мы повторим всё, что изучили в теме “Имя прилагательное”). Конечно, после изучения большой темы, проводится закрепление.

Слайд 1. Тема урока

Раз урок у нас это обобщение изученного по теме «Имя прилагательное», давайте сформулируем цели урока.

III. Этап целеполагание

Слайд 2.        Цель:

- Повторить, что такое имя прилагательное;

-закрепить правописание прилагательных;

-активно работать на уроке.

Слайд 3.

- Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться  в  февральское путешествие. Как мы уже знаем,  настоящие путешественники должны пройти испытания.
А чтобы пройти испытания, нам надо работать сплоченно, мы будем работать в группах,  каждая группа выбирает себе руководящего, у вас на партах есть маршрутные листы, где написаны ваши имена, задача  руководящего  такова: он  должен отмечать знаком «+» за каждый правильный ответ. А в конце путешествия мы должны подытожить ваши успехи.

-  Готовы? Тогда в путь! Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним, что такое Имя прилагательное?

IV. Этап включения в систему знаний и повторения

Мы с вами отправимся в дорогу с остановки «Восстановительная»

Слайд 4.  «Восстановите правила»

Имя прилагательное - _______________часть речи, которая обозначает___________

Отвечает на вопросы ___________________

Может изменяться по ____________________

В предложении чаще всего бывает ____________________

- Молодцы, ребята.  

Слайд 5. «Словарная работа».

- станция – место остановки на путях сообщения

- поземку – метель без снегопада

- Снеговей – ветер со снегом

- Ветродуй – сильный ветер

- оседать – углубиться в землю

- лютый – очень сильный, причиняющий мучения.

 - високосный - каждый четвертый год, содержащий 366 дней и имеющий в феврале 29 дней.

Слайд 6.  «Первая станция – Текстовая»

- Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.

       Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают.

       Идешь по февральскому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

      Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Нынешний год в феврале насчитывает 29 дней, значит год високосный.   Вот такие приметы.

- Озаглавьте текст.
- Определите тип текста. (Описание).
- Каковы тема и основная мысль текста?
- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?
    ( Имена прилагательные украшают речь; помогают  красочно, образно рассказать об окружающем мире, описать удивительное; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Имена прилагательные делают речь живой и выразительной). 

- Мы остановились на станции «Разрядная», давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).

 « Вторая станция – Разрядная»
- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
- Чем 
качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?
(имеют 
степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).
- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

- Сейчас, ребята, из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные. 1 и 2 группа выписывает из 1 абзаца, а 3 и 4  группа из 2 абзаца. (таблицы на обратной стороне карточек с текстом).


Слайд 7. (при проверке)

  Качественные

    Относительные

    Притяжательные

Последние

Высокие

Порывистый

Длиннее

Длинные

Легкие

Теплой

поздним
Высоких
Синеватые
Стройных
Белых

Снежную

Хрустальные

февральские
Зимний 
Зимнему

Беличьи
Мышиные
Птичьи

Итак, задание первой станции выполнили, проверим его по слайду 7.

- Но прежде чем отправиться дальше, давайте отметим успехи, насколько хорошо вы справились с заданием. ( капитан по очереди отмечает плюсиками станцию)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Слайд8.  «Третья станция – Сравнительная»

- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное? (сравнительная и превосходная) 

- Как образуются сравнительные степенипростая и составная?  (Простая с помощью суффиксов –ЕЕ/ЕЙ-, Е, - ШЕ. Составная форма образуется прибавлением  слов БОЛЕЕ/МЕНЕЕ


- А как образуется 
превосходная степень простая и составная? (Простая форма ЕЙШ/АЙШ, составная форма САМЫЙ/НАИБОЛЕЕ).


Слайд 9. Степени сравнения
- Сейчас давайте устно образуем от прилагательных
 холодный и зимний  все степени сравнения. 
(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).

- можно ли образовать  степени сравнения в прилагательном зимний? (нет, потому что это относительное прилагательное).


V. Этап Физминутка   под музыку.

Ребята, вы, наверное, устали. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку.

Все встали, послушайте задание. Я вам называю прилагательные, а вы, если слышите прилагательное с одной Н - поднимаете руки вверх и тянетесь за ними. А если услышите прилагательное с НН – то приседаете.
Задание понятно? Тогда выполняем.

 - Отметим на маршрутному листу, как прошла физминутка.

VI. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой

  «Станция Неизвестная.»

- А сейчас выполним тестирование

1. В каком ряду словосочетаний все прилагательные с НЕ пишутся раздельно?

А) (не) широкая, а узкая река; ничуть (не) холодный день; вовсе (не) злой герой

Б) (не) вежливый ребёнок,  (не)удачный ответ, (не) робкий, а смелый

 В) далеко (не) глупый мальчик, вовсе (не) глубокий овраг, (не)ожиданное известие

2. В каком ряду словосочетаний все прилагательные с НЕ пишутся слитно?

А) (не) добросовестное отношение, (не) отложное дело, ничуть (не)строгий человек

Б)  (не) брежный почерк, (не) веселое настроение, (не) высокий мальчик

В) (не) легкий труд; (не) дорогой, а дешевый подарок, вовсе (не) грустный фильм

3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах стоит  буква О?

А) ключ…вой, ситц…вый, еж…вый

Б) образц…вый, ключ…вой, лиц…вой

В) камыш…вый, свинц…вый, песц..вый

4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах стоит одна буква Н?

А) гуси…ый, земля…ой, песча…ый

Б) кожа…ый, жизне…ый, берестя…ой

В) тополи...ый, травя…ой, таинстве…ый

5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется   суффикс –СК- ?

А) француз…ий, ноябрь…ий, кавказ…ий; 

Б) город…кой, кубан…ий, вяз…ий

В) декабрь…ий, звер…ий, рез…кий

6. В каком ряду все прилагательные пишутся через дефис?

А) Древне)русский, (тёмно)каштановый, (железно)дорожный, Б))(северо)восточный;(светло)коричневый, (юго)западный,  

В)(двух)комнатная, (ярко)жёлтый, (мясо)молочный.

Проверим: Давайте обменяемся тетрадями, проверим и оценим друг друга (провести взаимопроверку в парах, поставить плюсики). Капитан команды выполняет свою работу.

Слайд 10. Ответы тестирования

1-А;  2-Б,  3-В, 4-А,  5-А,  6-Б.

  «Станция  Финальная»

-Ребята, на дворе февраль. Мы прогулялись  по зимнему февральскому лесу, прошли все испытания.  Но что мы знаем об этом месяце?
- Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
- В этом году февраль необычный,  если вы внимательные, то должны уже заметить, феврале   29 дней, и считается високосным годом,  почему это так?  

Слайд 11.  

VII. Этап домашнего задания

- Написать сочинение-миниатюру о зимнем  лесе, используя имена прилагательные. 

- Выполнить  упр. 73 в РТ.

Слайд 12.

VIII. Этап. Рефлексия. 

– Что сегодня на уроке мы повторили?

(Имена прилагательные, их правописание, употребление в речи)

Ответьте, ребята именами прилагательными на вопросы: (слайд 13)

Наш урок был какой? (интересный, полезный)

Настроение – какое? (отличное, приподнятое)

- На уроке больше всего  запомнилось……

Я хочу вам подарить комплименты: вы были активные, внимательные, умные, красивые, воспитанные!

Оценки ( по «плюсикам»)

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

Занятие- путешествие "Путешествие в танцевальные фантазии"

Презентация занятия в детском обединении "Народный танец" для детей с ограниченными возможностями здоровья....