смысловое чтение
элективный курс по русскому языку (5 класс)

Корнаухова Ирина Алексеевна

Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_cht._5_kl.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

Цель курса: 

  1. Формирование осмысленного и глубокого чтения;
  2. формирование читательской культуры и умения находить способы проявления авторской позиции;
  3. формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление его в этой целостности, видение авторского замысла;
  4. формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения.

Задачи:

  1. обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;
  2. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
  3. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
  4. владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  5. находить в тексте требуемую информацию
  6. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  7. формировать умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

-  беседа;

- объяснение учителя;

-  исследование;

-  наблюдение;

-  сопоставление и анализ;

-  учебные дискуссии;

- творческие задания;

- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

- создание и редактирование текстов;

-  использование разных каналов поиска информации;

Формы контроля и диагностики.

На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но организуется контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем сформированности навыков работы учащихся с текстом.

Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических и практических занятий.

Входящий и итоговый контроль проводится в форме контрольной комплексной  работы.

Учитель отслеживает продвижение каждого ученика.

2.Планируемые результаты освоения курса «Смысловое чтение» в 5 классе

Личностные результаты: 

-  осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;

-  умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

 -  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

-  адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);

-  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-  владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);

-  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);

-  умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;

-  умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;

-  умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-   умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

-  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

   Регулятивные универсальные учебные действия: 

- удерживать цель деятельности до получения её результата.

- учиться  анализу достижения цели.

Коммуникативные   универсальные учебные действия:

   - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные универсальные учебные действия:

 - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

 - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

 - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

 - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

 -  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

-  извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

Предметные результаты:

Пятиклассник научится:

-  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-  определять главную тему, общую цель или назначение текста;

-  выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

-  находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,);

-  определять назначение разных видов текстов;

-  ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

-  прогнозировать последовательность изложения идей текста;

-  сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

-  формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

-  понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

-  структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-  интерпретировать текст:

-  сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

-  делать выводы;

-  выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

-  оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-  находить доводы в защиту своей точки зрения;

-  использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

                  3.Основное содержание  курса.

      РАЗДЕЛ I: Работа с текстом. Поиски информации и понимание прочитанного. Содержание текста, его смысл. Главная тема, подтемы текста, назначение текст. Заголовок. Виды планов. Текстовые и внетекстовые компоненты. Приёмы нахождения требуемой информации в тексте .Система аргументов. Авторская позиция.

     РАЗДЕЛ II. Работа с текстом. Преобразование и интерпретация информации. Структура текста (нумерация страниц ,сноски, ссылки, оглавление, преобразование текста в таблицу).Интерпретация текста. Сравнение и противопоставление информации. Вывод, авторская позиция.

     РАЗДЕЛ III. Работа с текстом. Оценка информации. Оценка содержания текста. Оценка достоверности информации. Оценочные суждения.

     Введение (1ч)

  • Введение. Понятие текста.

   Тема, идея текста. (3ч.)

  • Формирование умения определять тему, идею произведения.
  • Практическая работа по определению темы, идеи.

   Микротемы текста. Абзацное членение.(3ч.)

  • Ориентировка в выделении смысловых частей текста, выделение опорных слов. Формирование исполнительских умений (воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину), умения корректировки и контроля (умения перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту).
  • Представление общей картины. Деление текста на смысловые части. Выделение опорных слов. Раскрытие темы. Работа по формированию основных читательских умений.

  Работа с текстом художественного произведения (14 ч.)

  • Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых составляющих (основная мысль, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе). Особенности построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий). Выявление авторской позиции в тексте. Инсерт. Формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Синквейн. Работа по выделению ключевых понятий в прочитанном. Синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности

   Работа с учебными и научно-познавательными текстами (8 ч.)

  • Понимание структуры научно-популярного и учебного текстов, выделение в тексте отдельных частей, ключевых слов, составление плана пересказа. Умение пользоваться аппаратом учебника, навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Понятие о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Систематическое обращение к словарной и справочной литературе на уроках и дома.

     Комплексный анализ текста (5 ч).

  • Проверка знаний учащихся, полученных на занятиях курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
  • Обобщающее занятие. Использование полученных знаний работы с текстами разных жанров на практике. Работа учащихся в группах. Каждая группа работает со своим произведением.

4.Тематическое планирование учебного материала

№ урока

Тема урока

По плану

По факту

1.

Введение. Понятие текста.

2.

Устные высказывания, чтение. Знакомство с новыми понятиями. Тема текста.

3.

Устные высказывания, чтение. Знакомство с новыми понятиями. Тема текста.

4, 5.

Создание алгоритма работы. Идея текста.

6, 7, 8.

Микротемы текста. Абзацное членение. Изучение теоретического материала. Составление схемы.

Работа с текстом художественного произведения

9, 10.

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста

11, 12.

Работа со схемой: кодирование и декодирование.

Аспектный анализ текста

13, 14.

Развитие орфографической зоркости. Работа с текстами. Особенности построения текста.

15, 16, 17.

Изучение теоретического материала. Составление схемы. Выявление авторской позиции в тексте.

18, 19.

Работа с текстами. Чтение с пометками (инсерт)

20, 21, 22.

Формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Синквейн

Работа с учебными и научно-познавательными текстами

23, 24.

Структура научно-популярного и учебного текстов.

25, 26, 27.

Анализ и прогнозирование текста. Микротемы текста. Роль терминов в текстах.

28, 29, 30.

Работа с алгоритмом. Работа со словарём. Выполнять практические задания по изученной теме. Выявление авторской позиции в тексте.

31, 32,33, 34, 35

Комплексный анализ текста. Анализировать текст (определять тему, идею, составлять план, объяснять правописание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...

Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")

Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...