"СПП с несколькими придаточными"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Жанатаева Людмила Галиевна

Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "СПП с несколькими придаточными"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Цели:

  • Обучающие: углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
  • Развивающие: совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;
  • Воспитывающие: продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.

Оборудование урока:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • раздаточный материал,
  • презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку:

«Если вы будете изучать русский язык,

страстно любить его,

то вам откроется мир безграничных радостей,

ибо безграничны сокровища русского языка».

Владимир Луговской.

И, действительно, сегодня мы вновь заглянем в эту сокровищницу русского языка и вспомним, какие предложения называются сложными, ССП, СПП и познакомимся с таким явлением, как СПП с несколькими придаточными, узнаем способы подчинения придаточных, научимся определять их и, конечно же, расставлять знаки препинания.

Ребята, наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания.

Мы часто говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый ученик должен стремиться максимально проявить себя.

1.РАЗМИНКА

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).

2 Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).

3 Выпишите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление» (привести).

4 Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование (правильное соотношение, правильное звучание).

Сверка со слайдом. У кого всё выполнено верно?

  1. Проверка домашнего задания.

Преобразуйте это простое предложение в СПП.

а). (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./

б). Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания).

Правильно!Молодцы! (определить виды придаточных)

Ребята,а у К.Г.Паустовского эта мысль звучит так:

«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание».

К доске идёт … разобрать предложение.

  • - Какое это предложение?
  • - Сколько в нём придаточных?
  • - Определите вид придаточных.
  • - Начертите схему. Как,  по-вашему, будет называться сегодняшняя тема?
  • - Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.
  • - Какие цели вы поставили бы на этом уроке?

  1. Фронтальный опрос:

Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним:

-Какое предложение мы называем простым.

--Какое предложение мы называем сложным.

- Что такое ССП?

- Что такое СПП? Из каких частей состоит СПП?

- На какие группы делятся придаточные?

- Назовите виды обстоятельственных придаточных.

- Чем отличается ССП от СПП?.

  1. Работа с эпиграфом.

А сейчас давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока:

Скажите, пожалуйста, что собой представляет данное высказывание и охарактеризуйте его с точки зрения синтаксиса? (СПП, СПП с несколькими придаточными).

Молодцы!

  1. Изучение нового материала.

Запишите предложение (эпиграф) , найдите грамматические основы и союзы, соединяющие части предложения, расставьте знаки препинания.

Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

- Назовите количество грамматических основ.

- При помощи каких союзов соединены части сложного предложения?

Составим схему предложения.

(Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ).

-Определите виды придаточных.

-Такое подчинение

а) называется параллельным.

- Посмотрим, какие ещё бывают виды подчинения (по таблице объяснить новую тему) выполнить тесты

3. Графический диктант.

1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.

3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)

4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Комбинированное подчинение с однородным и последовательным подчинением.

Контроль этого вида работы: на оборотной стороне доски заранее начерчены схемы продиктованных предложений. Дети меняются тетрадями, проверяя друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске, выставляют друг другу отметки за графический диктант. Затем учитель просит прокомментировать составленные схемы, обращая внимание на четвертую схему с комбинированным типом подчинения и отсутствием запятой перед союзом И при однородном подчинении.

Подводится итог работы:

5. Следующий вид работы связан с умением пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, умением их конструировать; при этом отрабатывается навык в умении ставить знаки препинания, выделять смысловые части предложений, выразительно их читать.

-Для этого нужно объединиться в группы и из трех простых предложений нужно составить одно сложное, определить вид подчинения, виды придаточных, записать гафическую схему предложения.

Карточка № 1.

Задание: из трех простых предложений составить одно сложноподчиненное, записать его, определить вид подчинения, виды придаточных, записать графическую схему предложения.

Природа – могучий источник воспитания человека. С познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение. (Хотя … , потому что)

Карточка № 2.

Задание: из трех простых предложений составить одно сложноподчиненное, записать его, определить вид подчинения, виды придаточных, записать графическую схему предложения.

Чтение – один из источников мышления и умственного развития. Надо приучить себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни. (Так как … , чтобы)

Без хороших навыков чтения учиться трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чтение должно быть беглым, быстрым. (Так что … , ибо)

Карточка № 3.

Задание: из четырех простых предложений составить одно сложноподчиненное, записать его, определить вид подчинения, виды придаточных, записать графическую схему предложения.

Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни. (Если … , если … , который)

Выводы: сложные предложения с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают ее ярче, образнее, доказательнее. Обратим внимание на то, что сложноподчиненные предложения используются в рассуждении в текстах публицистического характера.

6. Самостоятельная работа с текстом в двух вариантах (карточки-задания для самостоятельной работы и домашнего задания - варианты "А" и "Б" - <Приложение 4>)

Задание:

  1. Определить стилистическую принадлежность текста, тип речи, озаглавить текст, указав главную мысль.
  2. Найти и выписать все сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, расставить знаки препинания, составить схемы предложений, определить вид подчинения и виды придаточных.
  3. Выполнить цифровые задания и орфографический разбор слов с пропусками букв.

1. Утром Репин сп..шил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством потому что тружеником он был беспримерным2 и даже стыдился той страсти к работе которая заставляла его от рассвета до сумерек не бросая кистей отдавать все силы огромным полотнам обступившим2 его в мастерской.

2. (В)течени..3 многих лет я был в этой мастерской завсегдатаем5 и могу засвидетельствовать что он мучил себя работой до обморока что каждая картина переписывалась им вся, без остатка, по 10-12 раз.

3. Бывало войдешь в комнату которая была расположена под его мастерской слыш..ш.. топот его старческих ног так как после каждого мазка он отходит погл..деть1 на свой холст.

4. Когда к старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог держать ею кисти он сейчас же стал учиться писать левой что(бы) ни на минуту не отрываться от живописи.

5. А когда от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру он повесил ее как камень на шею при помощи особых ремней и работал с этим камнем с утра до ночи.

6. Порою мне казалось что не только старость но смерть он побеждал своей страстью к искусству.

Взаимопроверка. Ошибки протыкаем ручкой, дома проводим работу над ошибками.

Рассказ о Репине, о его картинах, (опережающее задание)

Истязал - Жестоко мучить (физически или нравственно). II сущ. истязание, -я, ср. Подвергнуться истязаниям.

Подобрать синонимы мучить

Завсегдатаем – определить значение слова по словарю Ожегова (Постоянный посетитель какого либо места или заведения. Например "он был завсегдатаем кафе у реки", значит, что он регулярно и часто это место посещает

 синоним-постоянный посетитель

Разг. Частый, постоянный, обычный посетитель. Это завсегдатай всех премьер..)

Предлагается, выполняя самостоятельную работу по тексту, понаблюдать за использованием сложных предложений в художественном стиле речи.

Учащиеся, не закончившие работу на уроке, берут ее в качестве домашнего задания, сдают на следующий урок.

  1. Работа с КИМАМИ.

Ребята, вам скоро предстоит сдавать экзамены по русскому языку (ГИА). Одна из тем, включённых в материалы ГИА (13)- это задание на умение находить в тексте СПП с несколькими придаточными, умение определять вид подчинения. Вот и мы с вами потренируемся в выполнении данного задания.

Готовимся к ОГЭ. Задание №13

1. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.________

1)Больше Вадик не давал мне шайбу раньше себя и подпускал к камню только последним. 2)Он хорошо бросал, и нередко я лез в карман за новой монетой, не прикоснувшись к шайбе. 3)Но я бросал лучше, и если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги. 4)Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу. 5)Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? 6)Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. 7)Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.

2.Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным)  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.________

1)Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык. 2)И почему меня одного? 3)В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех.
      4)Оказалось, что и это еще не самое страшное. 5)Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру. 6) Жила она рядом со школой, в учительских домах.

3. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.________

1)Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. 2)Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.
      3)Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. 4)Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно.5) Я убегал. 6)Так повторялось несколько раз, затем Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол. 7)Я вздохнул свободней.

Подведение итогов тестирования. Учащиеся обмениваются работами и проводят взаимопроверку. Ставят лайки.

Рефлексия.

  1. - Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что показалось вам наиболее интересным?
  3. Какие задания вызвали  затруднение? Над чем следует еще позаниматься?
  4. Достигли ли мы цели? Все ли задачи реализованы?

-Оцените, насколько качественно вы потрудились на уроке . прикрепляем свои имена с лайками на доску напротив отметок «3», «4», «5»

От 3- до 5 -«3»,

От 6-10 - «4»,

От 11 -15 - «5»

7. Итоги урока. Учащиеся подводят итоги урока, говорят, что нового узнали они на уроке, чему научились.

Учитель обобщает выводы, комментирует оценки, выставленные за урок (оценки получили все учащиеся за теоретический материал и практическую работу, за самостоятельную работу - после проверки ее на следующем уроке)

Домашнее задание .

Написать сочинение –рассуждение по высказыванию Владимира Луговского (эпиграф урока)

Провести работу над ошибками в самостоятельной работе

Выучить теоретический материал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цели: Обучающие : углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное, последовательное, однородное подчинения, учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений; Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение; Воспитывающие : продолжить формирования самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.

Слайд 4

Задачи: Закрепить основные понятия по данной теме, «СПП с несколькими придаточными»; Работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными; Продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания; Научиться выполнять задание №13 ОГЭ.

Слайд 5

РАЗМИНКА Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Слайд 6

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. 1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом. 2 Подберите антоним к слову лёгкость. 3 Выпишите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление» ( привести). 4 Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование

Слайд 7

Проверка домашнего задания: Преобразуйте это простое предложение в СПП. Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

Слайд 8

Выделите основу. Определите вид придаточных, начертите схему предложения. Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания.

Слайд 9

Выделите основу. Определите вид придаточных, начертите схему предложения. Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания.

Слайд 10

«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и чтобы дать фразе лёгкость и правильное звучание». (Константин Георгиевич Паустовский)

Слайд 11

Фронтальный опрос -Какое предложение мы называем простым? -Какое предложение мы называем сложным? - Что такое ССП? - Что такое СПП? Из каких частей состоит СПП? - На какие группы делятся придаточные? - Назовите виды обстоятельственных придаточных. - Чем отличается ССП от СПП?

Слайд 12

Работа с эпиграфом. Найдите грамматические основы и союзы, соединяющие части предложения; Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. «Если вы будете изучать русский язык,(1) страстно любить его, (2)то вам откроется мир безграничных радостей,(3) ибо безграничны сокровища русского языка». (В. Луговской )

Слайд 14

Графический диктант. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада. 2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети. 3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Слайд 15

Графический диктант. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада. [ = - ], (как…), (как..). 2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети. (Когда…), [ = - ], (что..). 3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек. [ = ], (как…), (где..).

Слайд 16

Работа в группах Из трех простых предложений нужно составить одно сложное, определить вид подчинения, виды придаточных, записать гафическую схему предложения. Карточка № 1. Природа – могучий источник воспитания человека. С познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение. (Хотя … , потому что) Карточка № 2. Без хороших навыков чтения учиться трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чтение должно быть беглым, быстрым. (Так что … , ибо) Карточка № 3. Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. (Если … , если …)

Слайд 17

Карточка № 1. Природа – могучий источник воспитания человека. С познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение. (Хотя … , потому что) Хотя природа — могучий источник воспитания человека, с познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений, потому что только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение.

Слайд 18

Карточка № 2. Без хороших навыков чтения учиться трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чтение должно быть беглым, быстрым. (Так что … , ибо) Без хороших навыков чтения учиться трудно, так что мало знать буквы, слоги, уметь читать слова, ибо чтение должно быть беглым, быстрым.

Слайд 19

Карточка № 3. Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. (Если … , если …) Если человеку в учении все дается легко и если он мало работает над развитием своих способностей, то у него постепенно воспитывается лень мысли.

Слайд 20

Работа с кимами ОГЭ задание № 13 Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.________ 1)Больше Вадик не давал мне шайбу раньше себя и подпускал к камню только последним. 2)Он хорошо бросал, и нередко я лез в карман за новой монетой, не прикоснувшись к шайбе. 3)Но я бросал лучше, и если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги. 4)Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу. 5)Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? 6)Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. 7)Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.

Слайд 21

Работа с кимами ОГЭ задание № 13 Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.________ 1) Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык. 2)И почему меня одного? 3)В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех. 4)Оказалось, что и это еще не самое страшное. 5)Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру. 6) Жила она рядом со школой, в учительских домах.

Слайд 22

Ответы за выполнение задания № 13 1 – 8 2 – 1 3 – 9 3 балла – «5»; 2 балла – «4»; 1 балл – «3».

Слайд 23

Работа с текстом 1. Утром Репин сп..шил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством потому что тружеником он был беспримерным 2 и даже стыдился той страсти к работе которая заставляла его от рассвета до сумерек не бросая кистей отдавать все силы огромным полотнам обступившим 2 его в мастерской. 2. (В)течени.. 3 многих лет я был в этой мастерской завсегдатаем 5 и могу засвидетельствовать что он мучил себя работой до обморока что каждая картина переписывалась им вся, без остатка, по 10-12 раз. 3. Бывало войдешь в комнату которая была расположена под его мастерской слыш..ш.. топот его старческих ног так как после каждого мазка он отходит погл..деть 1 на свой холст. 4. Когда к старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог держать ею кисти он сейчас же стал учиться писать левой что(бы) ни на минуту не отрываться от живописи. 5. А когда от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру он повесил ее как камень на шею при помощи особых ремней и работал с этим камнем с утра до ночи. 6. Порою мне казалось что не только старость но смерть он побеждал своей страстью к искусству.

Слайд 24

Работа с текстом 1. Утром Репин сп Е шил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством , потому что тружеником он был беспримерным 2 и даже стыдился той страсти к работе , которая заставляла его от рассвета до сумерек , не бросая кистей , отдавать все силы огромным полотнам , обступившим 2 его в мастерской. 2. В течениЕ 3 многих лет я был в этой мастерской завсегдатаем 5 и могу засвидетельствовать , что он мучил себя работой до обморока , что каждая картина переписывалась им вся, без остатка, по 10-12 раз. 3. Бывало , войдешь в комнату , которая была расположена под его мастерской , слыш И ш Ь топот его старческих ног , так как после каждого мазка он отходит поглЯдеть 1 на свой холст. 4. Когда к старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог держать ею кисти , он сейчас же стал учиться писать левой , что БЫ ни на минуту не отрываться от живописи. 5. А когда от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру , он повесил ее , как камень , на шею при помощи особых ремней и работал с этим камнем с утра до ночи. 6. Порою мне казалось , что не только старость , но смерть он побеждал своей страстью к искусству.

Слайд 25

Словарная работа Истязал - Жестоко мучить (физически или нравственно). II сущ. истязание, -я, ср. Подвергнуться истязаниям. Завсегдатай – Постоянный посетитель какого либо места или заведения. Например "он был завсегдатаем кафе у реки", значит, что он регулярно и часто это место посещает синоним-постоянный посетитель Подобрать синонимы к словам

Слайд 26

Оценки за задание по тексту 1 ошибка – «5»; 2 – 4 ошибки – «4»; 5- 8 ошибок – «3».

Слайд 27

«Дорога через узкий проход»

Слайд 28

«Бурлаки на Волге»

Слайд 29

«Берег реки»

Слайд 30

«Дуэль Онегина и Ленского»

Слайд 31

А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года.

Слайд 32

Портреты великих писателей Л.Н.Толстой И.С.Тургенев

Слайд 33

Натюрморты «Яблоки и листья» «Букет цветов»

Слайд 34

«Летний пезаж»

Слайд 36

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что показалось вам наиболее интересным? Какие задания вызвали затруднение? Над чем следует еще позаниматься? Достигли ли мы цели? Все ли задачи реализованы?

Слайд 37

Домашнее задание

Слайд 38

Оценки за урок «3» «5» «4» От – до баллов От – до баллов От – до баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Интегрированный урок русского языка и литературы , посвящённый творчеству А.С.Пушкина. Цели урока: 1. Формирование умения учащихся видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препина...

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Урок с использованием ЦОР по русскому языку....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...