«Открытие способа проверки орфограмм слабых позиций с помощью изменений слов по числу», 2, 6 кл
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

Межвозрастное сотрудничество на уроке русского языка «Открытие способа проверки орфограмм слабых позиций с помощью изменений слов по числу». Тема: Создание карточки «Проверка орфограмм слабых позиций» - 2 класс, карточка «Домашнее задание для второклассников по теме «Проверка орфограмм слабых позиций» - 6 класс Задачи: Личностные УУД: - формирование умения определять учебную задачу в совместно-распределенной деятельности; - умения прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи; Регулятивные УУД: - умения самостоятельно формулировать учебную задачу; - определять практическую учебную задачу в совместно-распределенной деятельности через фиксацию разрыва в знаниях; - формирование умения составлять план деятельности в совместном обсуждении; - умение зафиксировать открытый способ действия на модели; Познавательные УУД: - формирование умения определять границы знания и незнания, характеризовать область незнания; - формулировать практическую учебную задачу; - отслеживать этапы осуществления учебной деятельности в рамках решения частной задачи и осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы; - применять открытый способ действий к решению новой задачи; Коммуникативные УУД: - формирование умения распределять обязанности, действия и операции в группе; - умение обмениваться способами действий; - умение уважать и координировать другие точки зрения; - воспитывать навыки общения и сотрудничества в совместной деятельности, решая поставленные учебные задачи. Тип урока: Постановка учебной задачи, анализ, моделирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhvozrastnoe_sotr.doc486.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межвозрастное сотрудничество на уроке русского языка «Открытие способа проверки орфограмм слабых позиций с помощью изменений слов по числу».

Тема:    Создание карточки «Проверка орфограмм слабых позиций» - 2 класс, карточка «Домашнее задание для второклассников по теме «Проверка орфограмм слабых позиций» - 6 класс

Задачи:  

Личностные УУД: 

- формирование умения определять учебную задачу в совместно-распределенной деятельности;

- умения прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи;

Регулятивные УУД:

- умения самостоятельно формулировать учебную задачу;

- определять практическую учебную задачу в совместно-распределенной деятельности через фиксацию разрыва в знаниях;

- формирование умения составлять план деятельности в совместном обсуждении;

- умение зафиксировать открытый  способ действия на модели;

Познавательные УУД:

- формирование умения определять границы знания и незнания, характеризовать область незнания;

-  формулировать практическую учебную задачу;

-  отслеживать этапы осуществления учебной деятельности в рамках решения частной задачи и осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы;

- применять открытый  способ действий к решению новой задачи;

Коммуникативные УУД:

-  формирование умения распределять обязанности, действия и операции в группе;

- умение обмениваться способами действий;

- умение уважать и координировать другие точки зрения;

- воспитывать навыки общения и сотрудничества в совместной деятельности, решая поставленные учебные задачи.

Тип урока: Постановка учебной задачи, анализ, моделирование.

Этап деятель

ности

Действия учителя и обучающихся

Методы

УМК

Формирование потребности

10 мин

- Что мы с вами уже знаем и умеем?  Какие секреты русского языка смогли разгадать?     Пойдем по ступенькам знаний к вершине.

(Знаем некоторые орфограммы сильных позиций.  Знаем, что звуки чередуются, но обозначаются одной и то же буквой => ЗРП (по закону русского письма).   Знаем сильные и слабые позиции гласных и согласных.   Умеем видеть эти орфограммы слабой позиции в слове, писать с пропуском орфограмм слабой позиции.    Умеем проверять орфограммы слабой позиций с помощью словаря.     Умеем списывать с печатного текста по алгоритму.)

Поднимаемся на следующую ступеньку.

 -  В течение долгого времени мы работали со словарем. Проверим, как вы знаете словарные слова, а если кто-то забыл, значит повторит.

  [картоф'ил'] , [малако],   [пам’идор],  [агур'эц]  , [сабака],  [пал’то], [ад'эжда] ,[варона], [карандаш],  [клас], [калэкцийа] .

 – 2 класс записывает слова буквами в тетрадь, 6 класс – с подчёркнутыми словами составляют предложения. 6 класс читают предложения, 2 класс – Не вызвало ли это задание у вас проблемы? Как записали слово коллекция? Объясните орфограмму. Где увидели написание? (в словаре) Можем ли мы узнать, что обозначает это слово? ( в толковом словаре) Подберите синонимы и антонимы. (2 кл – синонимы 6 – антонимы)

Ситуативный разговор

На доске  построена  лестница, на которой учащиеся с помощью модели фиксировали свои знания.

Карточки со словарными словами раздаются каждому ученику.

На каждом столе учебный словарь.

Мотивация

Целеполагание

Формирование образа желаемого результата

10 мин

Раз мы с вами все знаем и умеем,  думаю, что со следующим заданием справимся быстро.

- Запишите группу слов, заменяя звуковые записи буквенными, не пропуская орфограммы.

2 класс работает на карточках со словами:

[сланы] [граза] [трава] [р’ика [ч'исы] [м’ич'и] [двары]; 6 класс работает с текстом, определяют тему и основную мысль.(Может списать текст??? Как вариант .)

Начинаем проверку с 6 кл. Ребятам 2 кл необходимо поставить точки над словами, которые встретились в тексте у 6 -ов

- Сколько слов встретилось в словарном диктанте? Как мы проверяли орфограммы слабых позиций? (С помощью словаря.) Получилось проверить? Чему надо научиться?    (Надо научиться писать орфограммы слабой позиции без словаря)

-  А существует ли такой способ проверки орфограмм слабой позиции без словаря? Ведь взрослые как-то пишут.

- 6 кл-ки , вы знаете как проверить орфограмму слабой позиции без словаря? Сможете ли вы составить домашнее задание для 2 –ов? Каким оно может быть , давайте подумаем? (карточки)

- А нам, 2-ки, что сделать? (научиться проверять орфограммы без словаря) В виде чего это будет? (в виде правила, в тетрадь помощницу)

Наводящие вопросы

Диалог

Планирование

3 мин

-Чтобы всё получилось, нам нужен план. (напечатать заготовки пунктов плана; слово планирование; 2класс; 6класс)

План 6-в:

1. Ознакомиться с материалами учебника  

2. Отобрать слова для отработки способа проверки ОСП

3. Оформить карточку

План 2-в:

  1. Поработать со словами из словарного диктанта
  2. Сконструировать способ проверки ОСП
  3. Зафиксировать в ТП

-Нужно нам оценивать свою работу, если у нас выведение нового способа?

Беседа

Вопросы на обсуждение

«Мозговой штурм»

Выстраивание поэтапного выполнения

Выполнение действий

10 мин

Учитель:  Какой буквой обозначается звук [а]  в слове [сланы] ? (Так как он в слабой позиции, значит,  могут быть и  а,  и  о)                      [с л а н ы ]  

 

- Чему надо научиться? (Надо научиться определять, какой звук в сильной позиции)

- Как определить звук в сильной позиции? (Надо изменить слово по числу)

- Вот и попробуйте изменить слово [с л а н ы].

Может быть  вы найдете ключик для решения  нашей проблемы в  группе.

Групповое взаимодействие. Дети представляют свои совместные работы и сверяют их с работами других групп.

- Зачитываем результаты. У всех ребят получилась одна и та же запись.

- Буквы найдены. Как вы действовали? (Мы изменили слова по числу и увидели, что гласный звук  находится под        ударением, т.е. в сильной позиции. По закону русского письма мы можем взять ту букву, которая находится под ударением)

- Как же следует поступить, чтобы безошибочно выбрать букву на месте орфограммы слабой   ПОЗИЦИИ?  ( Надо поставить в сильную позицию.)

- Есть желающие среди 6-ов проверить работу 2-ов.

Моделирование

- Давайте запишем наш вывод в ТП.

Дифференцированная помощь  старшклассникам.

2-ки приходят к выводу, что известным способом нельзя воспользоваться

Анализ результата

7 мин

 - 2 Какая проблема была поставлена? (Научиться определять звук в сильной позиции без словаря)

- 6 Вам чем-то помог сегодняшний урок?

- 6-ки вручите д/з,2 – ки готовы его выполнить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Шипящие и Ц. Сильные и слабые позиции звуков"

презентация к уроку "Шипящие и Ц. сильные и слабые позиции звуков" 5 класс...

Конспект урока «Ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне слова»

Открытый урок во 2-ом классе и использованием исследовательской проектной деятельности. Начало проекта "Орфограммы в фантиках"....

Урок на тему "Парные согласные в корне слова.Способы проверки".

Урок для учащихся 3- 4 классов  с нарушением письма,обусловленным фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

конспект урока в 3 классе по письму и развитию речи на тему: "Способ проверки написания путем изменения формы слова "

Цель  : знакомство со способом проверки написания путем изменения формы слова.Задачи:образовательные: учить находить и различать парные звонкие и глухие согласные на конце слова; закреплять знани...

Конспект логопедического занятия по теме: «Изменение слов, обозначающих действия, по числам, родам».

Закрепить  умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов. Учить образовывать множественное число глаголов....

Открытый урок в 7 классе по теме "Изменение глаголов по числам"

Сформировать представление обучающихся о единственном и множественном числе....

Открытый урок русского языка 6 класс «Изменение существительных по числам»

Тема: Изменение существительных по числамЦель: формирование умения классифицировать имена существительные по их признакам;Задачи:Образовательные: развивать умение определять число имен существительных...