Конспект логопедического занятия по теме: «Изменение слов, обозначающих действия, по числам, родам».
план-конспект

Наталья Владимировна Задорожная

Закрепить  умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов. Учить образовывать множественное число глаголов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по  теме: «Изменение слов, обозначающих действия, по числам, родам».

Цели: Закрепить  умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов. Учить образовывать множественное число глаголов;

 Коррекция общей, мелкой моторики, артикуляционного аппарата посредством артикуляционных упражнений,

фонематического  слуха посредством коррекционных упражнений;

 Воспитание интереса к занятию, аккуратность при письме в тетради, самостоятельность при выполнении заданий.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Внимание, проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

- Я вижу, что все готовы, мы можем начать занятие.

  1. Пальчиковая гимнастика.

А , чтобы мы красиво писали и наши ручки не уставали, давайте проведем зарядку для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём.

- Молодцы! Теперь вы все будете писать красиво и правильно.

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии  мы будем продолжать выделять слова обозначающие действие предметов только по родам и числам. Продолжим тренироваться в постановке вопросов к словам, обозначающим действие предметов.

  1. Повторение пройденного.

Нас с вами окружают предметы. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы? Как мы подчеркиваем слова предметы?

Каждый предмет выполняет какое-то действие. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия?

- Хорошо. Молодцы!

- Посмотрите внимательно, на доске написано стихотворение. Давайте его прочитаем:

Отшумели все метели.

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

- Давайте подчеркнём слова обозначающие действия предметов. А как мы их подчеркиваем слова обозначающие действия предметов?

- Выпишите слова обозначающие действия предметов  в 2 столбика. ( у доски)

 В первый столбик слова отвечающие на вопрос «что сделали?», а во второй столбик слова, которые отвечают на вопрос    что делают?

отшумели                                 не трещат

закапали                                    висят    

- Молодцы!

5. Новая тема.

Логопед размещает на доске картинки с изображением профессий людей в единственном и множественном числе и дает обучающимся следующую инструкцию:
Логопед: Послушайте, как по разному звучит:
один врач, а много врачей; Что они делают? (лечат)
один учитель, а много учителей; Что они делают?
Логопед: Что меняется в слове врач и врачей?
Обучающиеся: конец слова
Логопед: Давайте попробуем вместе - один воспитатель, а много кого?
Обучающиеся: воспитателей
Логопед: один спасатель, а много?
Обучающиеся : спасателей
(аналогично со словами писатель – писателей, пекарь – пекарей, водитель – водителей, строитель - строителей).

Какие действия они выполняют?

Игра «Закончи предложение»
Логопед: Ребята, сегодня утром почтальон прислал мне письмо, но оно в дороге промокло и последние слова исчезли. Давайте попробуем назвать их. 
Логопед: В парикмахерской (что делают?)… много…
1-й ребенок: работают, парикмахеров
Логопед: На стройке (что делают) много…
2-й ребенок: строят, строителей
Логопед: В магазине (что делают?) много…
3-й ребенок: продают, продавцов
Логопед: За порядком в городе (что делают?) много…
4-й ребенок: следят, милиционеров
Логопед: Завод (что делают?) много…
5-й ребенок: охраняют, сторожей
Логопед: В библиотеке (что делают?) много…
6-й ребенок: читают, книг

  1. Физминутка.

А теперь настало время немножко отдохнуть.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп.

Сели, травушку покушали,

Тишину вокруг послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгай  быстро и легко.

- Молодцы. Какие слова обозначающие действия предметов вы услышали в стихотворении?

  1. Дидактическое упражнение.

- А сейчас настало время интересного задания. Посмотрите, на экране картинка.

- Кто изображен на картинке? Придумайте предложение о медведях.

Дидактическая игра «Третий лишний».

- Вы быстро выполнили задание, теперь немного поиграем.

- Посмотрите , на экране три слова. Подумайте, все ли слова являются  действиями предметов и назовите «лишнее»

1) научился, ученик, учит;

2) шелестит, летает, листопад;

3)прыгает, прибежала, рисовала;

5) зеленеет, блестит; капелька;

6) дежурный, помощник, помогает.

Поставь слова действия во множественное число, определи род

- Молодцы!

Итог урока.

- Сегодня мы учились выделять слова, обозначающие действие предметов. Тренировались в постановке к ним вопросов.

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие?

- Как мы подчёркиваем слова, обозначающие действия?

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия по теме: "Слова, обозначающие предметы."

Данный конспект поможет с легкостью провести занятие по данной теме, понравится и детям, и педагогу. Ход занятия чётко структурирован, соблюдены все основные этапы. Лексическая тема: " Осень"...

Логопедическое занятие. 4 класс "Слова, обозначающие признак предмета"

Логопедическое занятие. 4 класс "Слова, обозначающие признак предмета"...

Логопедическое занятие по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов», в 3 классе.

Цель: познакомить со словами - признаками и вопросами, на который они отвечают.Задачи:Коррекционно - образовательные:- сформировать у воспитанников представление о словах, обозначающих признаки предме...

Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»

Формирование знаний о предметах - действиях, их согласовании со словами – предметами....

Конспект логопедического занятия. Тема "Родственные слова."

Цели: -Закреплять знания о родственных словах.-Задачи:Образовательные:   - Повторить  общие  сведения  о  родственных  словах.  Закрепить  термин - корень,...