Работа над изложением
тренажёр по русскому языку (6 класс)

Тарковская Оксана Александровна

Работа над изложением в системе занятий по развитию речи занимает большое место. Изложения наряду с другими упражнениями помогают формировать у школьников умения и навыки, необходимые всякому культурному человеку, способствуют развитию мышления школьников, обогащают речь, влияют на совершенствование художественного вкуса, содействуют решению ряда воспитательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарии  уроков

 по развитию речи «Языковое развитие учащихся»

Автор – учитель русского языка и литературы Тарковская Оксана Александровна

 ГБОУ школа №645 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Работа над изложением в системе занятий по развитию речи занимает большое место. Изложения наряду с другими упражнениями помогают формировать у школьников умения и навыки, необходимые всякому культурному человеку, способствуют развитию мышления школьников, обогащают речь, влияют на совершенствование художественного вкуса, содействуют решению ряда воспитательных задач.

Главной задачей, как указывает программа, для пятого класса нужно считать формирование умения работать над темой и основной мыслью сочинения и изложения. Сравнительно несложные и небольшие по объему тексты с четкой композицией и ясной идеей, методические комментарии и задания должны помочь учителю.

Вам предлагаются тексты повествовательного характера для подробных и сжатых изложений, для изложения с элементами описания, с заданием ввести в текст описание отдельного предмета и животного. Сюда  включены так называемые ознакомительные изложения. Они предназначены для проверки речевого уровня, орфографической подготовки школьников.

Изложение 1

                                        Береза

        Она стояла на широком лугу, одна на краю речного обрыва.

        Летом мы играли в густой высокой траве, а когда становилось жарко, забирались в прохладную тень березы.

        Осенью на лугу пусто, голо. Мы усаживались у березки, с нею было веселей.

        Зимой прокладывали от нашей деревни лыжню, кто скорее добежит до березы и обратно.

        Но однажды весной прибежали на луг – нет березы! Река подмыла берег, а вместе с ним и нашу березу. Она лежала внизу, уцепившись корнями за береговой песок, ветви ее полоскала вода.

        Мы побежали к рыбаку дяде Макару.

- Помню, помню березу, - сказал рыбак. – От дождя укрывала. Пошли к бригадиру!

        Бригадир разрешил взять лошадей. Вместе со взрослыми вытянули нашу березку из воды, оттащили подальше от берега, выкопали яму, посадили.

        Листья березы пожелтели. Мы испугались, но все равно поливали ее водой все лето.

        Пришла снежная зима. Весной березка зазеленела пуще прежнего.

                                                                ( По В Костылеву.)

Подготовительные упражнения

1. Просклоняй те имена существительные: трава, береза.

2.Подберите антоним к наречию внизу. 

3. Объясните правописание слова  полоскала.

4.Придумайте предложение со словами все равно.

Особенности текста

Текст имеет характер повествования, композиционно делится на две части. В первой рассказывается о том, чем была береза в жизни детей, во второй – о том,  что однажды весной случилось с березкой и как ей помогли дети.

Вопросы и задания к тексту

  1. Как могла выглядеть береза, которую любили дети?
  2. Почему береза была дорога ребятам?
  3. Как по-другому можно назвать рассказ?
  4.  Расположите пункты плана в нужной последовательности. Напишите подробное изложение, введите описание березки.

План

1.Дереву нужно помочь!

2.Дружба с березой.

3.Береза ожила.

4. Береза рухнула в реку.

ИЗЛОЖЕНИЕ 2

                                        Цапли

        Поздно вечером плыли мы по Волге. От воды поднимался густой туман. Было тихо. Только изредка плескалась рыба да с берега раздавались какие-то неясные звуки. Берег уже почти весь окутало мраком. Разлапистые, мохнатые ели смотрели на нашу лодку, как немые черные великаны.

        Вот уже поворот в залив, где был наш лагерь. Проход в залив узкий, и поэтому хорошо видны берега. Вдруг на темном болотистом берегу я увидел неясные очертания каких-то довольно больших птиц. Посмотрев в бинокль, я убедился, что это были цапли. Они стояли на одной ноге, изогнув шеи и причудливо приподняв крылья. Наверное, они собрались ночевать тут. Неосторожный плеск весла – и цапли поднялись в воздух, широко раскинув большие крылья, вытянув шеи и ноги. Я видел их всего несколько минут, но они остались в моей памяти на всю жизнь.

                                                        (Рассказ мальчика )

Подготовительные        упражнения

  1. Придумайте сравнение к словам ели смотрели, как …
  2. Объясните правописание слова поздно. Подберите еще несколько слов с непроизносимыми согласными.
  3. Просклоняйте в ед. числе слово Волга.
  4. проверьте безударную гласную в корне слов: поднимался, плескался, раздавались, вытянув.
  5. Разберите по составу слова: поворот, проход.

Особенности      текста

Текст представляет собой повествование со значительными элементами описания: дана картина вечера на Волге, уделено внимание внешнему виду и позе цапель (довольно большие птицы, стояли на одной ноге, изогнув шеи и причудливо приподняв крылья, крылья большие).

Вопросы  и   задания    к   тексту

1.Как мальчик рассказывает  о вечере на Волге?

(на доске: густой туман, плескалась рыба, неясные звуки, берег окутало мраком; разлапистые, мохнатые ели, как немые черные великаны.)

 2.Что рассказывает мальчик о цаплях?

(довольно большие птицы, стояли на одной ноге, изогнув шеи и причудливо подняв крылья; летят, широко раскинув крылья и вытянув шеи и ноги.)

3.Составьте самостоятельно план. Напишите по плану подробное изложение от 3-го лица. Введите, если сможете, более подробное описание цапель.

Изложение 3

                                        Туман

        Туман – лучшая пограничная собака. Тридцать шесть медалей блестят на груди у Тумана.

        Как-то московский школьник  Слава принес домой пушистого щенка. Щенок скулил, прихварывал. Даже в собачьей клинике лежал. Учение давалось ему с трудом. Но великое дело – настойчивость и дружба. Туман и Слава не сдавались.

        На смотре служебных собак туман получил первый приз. Когда же Слава ушел в пограничники, Туман поехал вместе с ним.  Их знают теперь на всех выставках. Туман безошибочно берет след, прыгает через трехметровые барьеры, карабкается по пожарной лестнице… а если нужно, то спешит туда, где враг нарушил границу.

        По заслугам у славы Дунаева звание «Отличник пограничной службы», а у Тумана – медали.

                                                (Сборник «Круглый год»)

Подготовительные упражнения

1.Подберите синонимы к словам: прихварывать, карабкаться, барьер.

2. Придумайте и запишите предложения со словами: тридцать шесть, смотр служебных собак, звание «Отличник пограничной службы».

3. Подберите существительные, к которым могут относиться прилагательные: собачья, трёхметровый.

Особенности текста

Текст представляет собой повествование с элементами описания ( коротко сказано, как выглядел щенок, каким он был слабым, упомянуто о его способностях и о тех умениях, которыми обладает взрослый Туман).

Композиционно текст можно разделить на три части: вначале – общие сведения о тумане (лучшая пограничная собака, имеет тридцать шесть медалей), во второй части – рассказ о том, как Туман стал отличной служебной собакой и какими умениями он владеет; в конце текста сделан вывод о том, что Славе по заслугам присвоено звание « Отличник пограничной службы» , а его друг Туман награждён медалями.

        Вопросы и задание к тексту

  1. Каким щенком был Туман?
  2. Почему Тумана считают лучшей пограничной собакой?
  3. Придумав недостающие пункты плана, напишите подробное изложение.

План

  1. Туман – лучшая пограничная собака.

2.

3. Служба Славы и Тумана на границе.

4.

Изложение 4

                Без топора, а плотник

Дятлы – это потомственные плотники. И инструмент для работы у них подходящий – крепкий длинный  клюв с острым концом.

Дятел не только плотник, но и отличный верхолаз. У него на ногах два пальца выставлены вперёд, а два – назад, да ещё они с острыми загнутыми когтями. Дятлу ещё и хвост помогает: хвостовые перья у него очень упругие и на концах суживаются, заостряются и загибаются внутрь. Усядется лесной плотник, прочно закрепится на стволе и долбит, долбит. А для чего долбит? Прежде всего, чтобы добыть себе пищу. А обед дятла – это вредители леса. Добыть этих насекомых не так-то просто: они уходят глубоко в кору и древесину, проделывая длинные извилистые ходы. Как тогда быть? Достать языком. Длинна языка у дятла двенадцать сантиметров! К тому же конец языка снабжён особыми роговыми шипиками, которые направлены в разные стороны. Обильная слюна смачивает язык, делая его липким.  Такой язык, настигая личинку, без труда, словно вилкой, накалывает её на свои шипики.

( Из журн. « Юный натуралист».)

Подготовительные упражнения

  1. Запомните выражение потомственные плотники. Кого так называют?
  2. Как образовано слово верхолаз? Что оно означает?
  3. Запомните правописание слов: насекомое, личинка, древесина. Составьте с каждым из них предложение.
  4. От глаголов уходить, смачивать, накалывать образуйте форму 3-го лица ед. и мн. Числа.
  5. Вперёд, внутрь. Запишите ещё несколько известных вам наречий с этой же приставкой.

Особенности текста

Текст представляет собой описание внешнего вида дятла: крепкий длинный клюв с острым концом, ноги, хвост, язык. Обращаем внимание учащихся на то, что в тексте не говорится ни о размере дятла, ни об окраске его оперения. В центре описания те характерные особенности дятла, которые помогают ему быть « потомственным плотником», «верхолазом» и «лесным доктором».

Вопросы и задания к тексту

  1. Зачем дятлу нужны крепкий острый клюв, ноги с загнутыми когтями, упругие хвостовые перья и длинный липкий язык?
  2. Какую пользу приносит дятел лесу?
  3. Составьте самостоятельно план. Напишите подробное изложение-описание.

Изложение 5

Берёзовый кувшинчик

        Сухой берёзовый сук ветром на землю сбросило. Ударился сук, разломился. Мелкие веточки в траве потерялись, большие гнилушки раскатились, какая куда.

        Льёт дождик, водой гнилушки заливает. Солнышко светит, высушивает гнилушки.

        Жуки-древоеды мягкую сердцевину грызут. Сыплются из гнилушек опилки.

        Мелкие земляные муравьи поселились в гнилушках. Всё нутро источили, одну древесную пыль оставили.

        Однажды вышел я на поляну, гляжу – что-то в траве белеется. Поднял. В руках у меня оказалась лёгкая трубочка из берёзовой коры. Это всё, что от гнилушки осталось.

        Пристроил я к трубочке донышко, получился у меня берёзовый кувшинчик. Теперь в нём лесные цветы стоят.

        Заходят ко мне гости, спрашивают, кто сделал такой красивый кувшинчик.

        - Я сам, - отвечаю, - сделал. Да ещё мне земляные муравьи помогали, да ещё жуки-древоеды, да ещё дождик, ветер и солнышко.

                                                                ( По Э. Шиму.)

        Подготовительные упражнения

  1. Объясните, почему жука-древоеда так называют.
  2. К слову древесный (-ая, -ое, -ые ) подберите по смыслу существительные. Запишите получившиеся словосочетания.
  3. К словам сердцевина, гнилушка подберите однокоренные.
  4. Запомните правописание глагола сбросить. Подберите пять слов с этой же приставкой перед звонкой согласной.

Особенности текста

В первой части текста даётся описание процесса ( как из берёзового сухого сука получилась трубочка из коры) . Во второй части – повествование о берёзовом кувшинчике.

        Первая половина текста труднее для изложения: дети запоминают последовательность превращения гнилушки в трубочку и передают это в изложении.

        При анализе на доске записываются выражения, трудные в синтаксическом и пунктуационном отношении: гнилушки раскатились, какая куда; я сам, - отвечаю, - сделал.

        Вопросы и задания к тексту

1.Кто и как сделал берёзовый кувшинчик?

2.Глаголы какого времени  часто используются в этом рассказе? Почему?

3. Составьте план из вопросительных предложений. Напишите подробное изложение.

Изложение 6

                Сон на лету

        Человеку только снится, что он летает во сне, парит. А  вот тюлень и в самом деле во сне летает. Спать тюлени больше всего любят в снегу. Снег для них всё равно, что для нас с вами мягкая пуховая перина. Разнежатся они в этакой благодати, да и проспят подход белого медведя. А с тем шутки плохи!

        Поэтому хоть и славно спать на снегу, тюлени чаще  спят  под водой. Вдохнув полной грудью морозного воздуха, тюлень сразу же засыпает и медленно начинает тонуть. Опустится на самое дно и спит там себе на боку, пока не захочется снова вздохнуть. Тогда он медленно, не просыпаясь, всплывает, высовывает из воды одни ноздри, вдыхает снова свежего воздуха и опять парит и планирует, опускаясь на дно. Вверх – вниз, вдох – выдох. Взлетит и опустится, всплывёт и утонет. Парит не просыпаясь, дышит сквозь сон, летает во сне…

                                                                ( Н. Сладков. )

        Подготовительные упражнения

        1.Замените в следующих предложениях одно из повторяющихся подлежащих синонимом: Спать тюлени больше всего любят в снегу. Разнежатся тюлени в этакой благодати, да и проспят подход белого медведя.

        2.Подберите однокоренные слова к слову перина.

        3.Повторите правописание наречий  вверх, вниз.

        Особенности текста

        В тексте рассказывается о том, как необычно спят тюлени. Композиционно текст делится на две части. В первой после короткого замечания говорится о том, что тюлень очень любит спать в снегу. Во второй – о необходимости спать под водой и о том, как это происходит.

        Вопросы и задания к тексту

        1.Как вы понимаете выражения разнежатся в этакой благодати?

        2.Как тюлени спят под водой? Почему текст так называется? Как можно озаглавить по-другому?

        3. Составьте самостоятельно план из двух-трёх пунктов. Напишите подробное изложение.

Изложение 7

                                                  Наступление зимы

Ночью стал падать снег, и утром всё вокруг побелело. Только речка петляет в белом поле, как чёрная дорога.

На берегу торчат из снега голые прутики. Холодный ветер поёт в них свою зимнюю песню:           « Уу… занесу … ууу» .

Занесёт их ветер снегом и помчится дальше, за речку – к лесу.

Лес стоит стеной, и никакому ветру с ним не справиться. В чаще тихо, только потрескивают сучья на морозе да синицы попискивают, ищут под корой жучков.

Вечером закат красный от мороза. Темнеет. Скорее домой, в тепло. А как же синицы ночью в зимнем лесу? А  деревья? Зазеленеют ли опять весной? Но я знаю: весной, как пригреет солнышко, засинеют снега, загремят ручьи, и даже голые прутики на берегу расцветут и превратятся в чудесные кусты вербы.

                                        ( По  Г .  Снегирёву .)

Подготовительные упражнения

1.Подберите синонимы к следующим словам : торчать ( из снега ) , ( ветер ) помчится, ( ветру ) не справиться, ( речка ) петляет, ( снег ) падает.

2. Составьте словосочетания со словами : пригреет, превратиться в , синицы. Определите, какие вы составили словосочетания – именные или глагольные.

3. Разберите по членам предложения : На берегу торчат из снега голые прутики.

4. Объясните правописание безударной гласной в корне :побелеть, занести, темнеть, зазеленеть, засинеть.

5. Объясните написание слов : ручьи, ночью. Запишите ещё несколько слов на это же правило.

Особенности текста

Текст представляет собой описание прихода зимы в поле и в лесу. Композиционного его можно разделить на две части. В первой рассказывается о том, как выглядят поле, речка и лес в первое зимнее утро. Во второй – о том, что беспокоит человека с приходом зимы: перенесут ли холода птицы  и деревья. Заканчивается эта часть выражением горячей убеждённости в том, что весна придёт и изменит всё вокруг.

Вопросы и задания к тексту

1.Как выглядели поле и речка в первое зимнее утро?  ( Записывается на доске : речка, как чёрная дорога; торчат голые прутики.)

2. Что говорится о ветре? (Холодный, поёт свою зимнюю песню: « Уу…занесу…ууу «, помчится дальше .)

3. Как описывается лес?  ( Стоит стеной, потрескивают сучья на морозе, попискивают синицы.)

4. Замените в плане вопросительные предложения повествовательными. Напишите подробнее изложение от 3-го лица.

                                                План

  1. Как изменилось всё вокруг?
  2. О чём поёт ветер ?
  3. Как выглядит лес?
  4. В чём убеждён человек?
  5. Подчеркните в тексте вопросительные предложения. Зачем они здесь употреблены?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над изложениями в старших классах школы глухих.

В этой методической разработке подробно излагается система работы над изложениями в старших классах при подготовке глухих учащихся к ГИА. Система работы над изложением, в котором выделяется несколько ...

Основные приемы и способы работы над изложением при подготовке к ГИА

Разработка поможет учителю при подготовке к  работе над сжатым изложением...

Применение стилистических ресурсов родного языка при работе над изложением.

МБОУ «Судогодская основная общеобразовательная школа». Статья "Применение стилистических ресурсов родного языка при работе над изложением"....

Методика работы над изложением

В данной статье даются методические рекомендации учителям в работе над написанием изложения...

Система работы над изложением в шестых классах школы 4 вида.

При проведении системы работ над изложением в шестых классах специальной коррекционной школы необходимо учитывать особенности слепых и слабовидящих школьников в овладении связной письменной речью. Изу...

ПАМЯТКА Как работать над изложением

ПАМЯТКА Как   работать  над  изложением...