Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_v_5-b.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Технологическая карта урока

Учитель.

Костенко Людмила Кузьминична.

Класс

5

Тема урока.

Прописная буква в именах собственных.

Тип урока.

Урок изучения нового материала.

Дата.

16.03 2017 г.

Образовательные ресурсы.

Презентация по теме урока, проектор для демонстрации презентации к уроку.

Индивидуальные карточки, тексты, издания художественной и публицистической литературы, репродукции картин.

План урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Воспроизведение на новом уровне.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Контроль усвоения на примере работы с текстом «Россия».

 Индивидуальное обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

8. Домашнее задание.

Цели урока.

Учебная: углубить знания учащихся  о существительных собственных и нарицательных, написание прописной буквы в именах собственных.

Развивающая: уметь различать собственные существительные от нарицательных; формировать навыки логического мышления.

Воспитательная: на дидактическом материале воспитывать гражданские чувства, любовь к Родине;

-вырабатывать способность к самооценке.

Формы и методы обучения.

Индивидуальная, фронтальная и групповая форма.

 

Традиционные методы: практический, наглядный, словесный, работа с книгой.

По характеру дидактической цели: закрепление и контроль знаний, умений, навыков.

По характеру познавательной деятельности: метод проблемного изложения.

Инновационные методы: игровые методы обучения, активные методы, методы компьютеризированного обучения.

Основные понятия и термины.

Нарицательные существительные, собственные существительные, кавычки, прописная буква.

Планируемые образовательные результаты.

      Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил.

Учащиеся научатся:

- писать прописную букву в именах собственных, названия журналов, газет, картин, художественных произведений и др. писать не только с прописной буквы, но и заключать в кавычки.

-видеть орфограмму в слове и проверять записанное;

-аргументировано доказывать своё мнение;

Получат возможность научиться:

-комплексно работать с текстом;

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;

                                                                                                  Организационная структура урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формы организации со взаимодействия.

УУД

  1. Организационный момент.

 

                   

 Слайд 1.

Проверка готовности.

Вспомним правила посадки на уроке

- Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.        

Прописная буква (весёлые стихи)

Буква обычная выросла вдруг

Выросла выше всех букв – подруг.

Смотрят с почтением на букву

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела -

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая -  совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак.

Что же мы будем изучать сегодня на уроке?

- Как вы понимаете эти слова?

Вывод: у прописной буквы есть «важные» дела. Вот сегодня на уроке мы их и рассмотрим.

     Проверяют готовность

Аутотренинг

   К нам без опоздания

 приходи, старание

Помоги нам потрудиться.

Очень любим мы учиться.

Будем знания пополнять.

И оценим их, отметкой «5»!

Говорят правила посадки.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Индивидуальная работа.

Личностные: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Как вы думаете какова тема нашего урока?

– Какую цель поставите перед собой? Чему будем учиться?

- Какие задания будем для этого выполнять?

 -И наконец, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

    Сегодня мы узнаем, при каких условиях пишется эта буква. Подберите синоним к слову заглавная (прописная). На прошлых уроках вы уже начали изучать условия написания заглавной буквы, мы это вспомним и продолжим знакомство с именами собственными.

 

Тема нашего урока – «Прописная буква в именах собственных»

Цель:

Научиться правильно писать имена собственные.

   

Регулятивные:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Актуализация опорных для темы знаний.  

Прежде чем мы начнём знакомиться с новой темой, давайте вспомним, что мы знали о правописании заглавной буквы.

Иногда бывает нужно из длинного ряда похожих предметов выделить один-единственный…тут мы оставляем слово … в стороне и пускаем в ход

Л.Успенский «Слово о словах»

Вставьте недостающие словосочетания, данные в скобках ( имя нарицательное, имя собственное).

Вывод: имена собственные – названия единичных предметов.

Какие же «важные» дела прописной буквы? Что относится к именам существительным собственным?

-имя, отчество, фамилия

-географические названия

-клички животных

-названия исторических событий

-названия праздников

-названия литературных произведений, картин, кинофильмов…

Что в этом списке вы ещё не изучали?

Учащиеся читают высказывание Л.Успенского, обсуждают его, вставляют необходимые словосочетания.

Делают  вывод.

Учащиеся анализируют предложенные «важные» дела прописной буквы: выделяют им известные случаи написания прописной буквы, называют новые.

Индивидуальная работа.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

  1. Первичное ознакомление учащихся с новым материалом.

Физкультминутка.

Работа с учебником: стр.150 – знакомство с правилом. Обратим внимание на незнакомые слова, обозначающие названия праздников.

  • Навруз – «новый день» (21 марта), праздник нового года по астрономическому солнечному календарю.
  • Ханука – еврейский праздник, один из самых известных религиозных праздников мира.
  • Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир.

- Знали ли вы о таких праздниках?

-Как называется главный христианский праздник?

 

Назвали все предметы по порядку,

теперь вас приглашаю на зарядку,

Мелкие шажки - !,2,3.

Мелкие прыжки – 1,2,3,

Вот и вся зарядка – 1,2,3,

Мелкая посадка – 1,2,3.

  1. - Подойти к столу и взять любую книгу, построиться в алфавитном порядке по фамилии автора.

- Кому знакома книга и её автор?

- Как часто вы ходите в библиотеку?

- Какие детские журналы есть в школьной библиотеке? Назовите их.

- Вы называли имена собственные? Как мы будем их оформлять на письме?

Басня «Волк на псарне»

  Журнал «Мурзилка»

 Стихотворение «Зимнее утро»

  Картина «Косцы»        

 Газета «Аргументы и     факты»  

Вывод: заглавия книг, журналов, газет, кинофильмов, кораблей и т.д. пишутся с заглавной буквы и заключаются в кавычки.

Учащиеся читают параграф учебника, анализируют примеры.

Учащиеся формулируют правило о правописании прописной буквы в именах собственных.

Применение учащимися знаний в новой ситуации- в словаре находят слова на изученное правило  и объясняют правописание.

 

Учащиеся делают движения в такт стихотворения.

Учащиеся выходят к выставочному стенду, берут книгу, знакомятся с автором, выстраиваются в алфавитном порядке по фамилии автора книги.

Делаются записи на доске: автор, название книги в кавычках, затем название журнала в кавычках.

Фронтальная  работа.

Индивидуальная и фронтальная работа.

Дифференцированная, индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Работа в группе,

командой

Дифференцированная работа.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике, в словаре;

Коммуникативные УУД: 

-сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества;

Коммуникативные УУД:

 -активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Найди соответствия:

Санкт-Петербург                  поэт  

    Енисей                               море

Октябрьская                         ученица

«Молодежный»                   океан

Балтийское                          материк

Татьяна                                кинотеатр

Тихий                                   улица

Евразия                                река

С.Есенин                              город

Проверь: поэт С.Есенин,

море    Балтийское,

ученица Татьяна,

океан Тихий,

материк Евразия,

кинотеатр «Молодёжный»,

улица Октябрьская,

река Енисей,

город Санкт-Петербург.

Учащиеся устанавливают соответствие между именем нарицательным и именем собственным.  

Индивидуальная работа.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Личностные:

-развитие самостоятельности и личной ответственности.

  1. Контроль усвоения.

РАБОТА С ТЕКСТОМ «Россия».

 Р(р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом большом материке Е(е)вразии и занимает значительную часть территории в двух частях света – Е(е)вропе и А(а)зии.

 Р(р)оссия омывается водами трёх океанов. С запада – А(а)тлантического, с севера – С(с)еверного Л(л)едовитого, с востока – Т(т)ихого. Никакая другая страна мира не имеет столь разнообразной природы, как Р(р)оссия. Тепло Ч(ч)ёрного моря, ледяные купола острова Ф(ф)ранца И(и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова К(к)амчатка – всё это наша Р(р)одина.

Запись в тетрадь.

Россия, Евразия, Азия, Европа, Тихий океан, Северный Ледовитый океан, Камчатка, Черное море, остров Франца Иосифа, Родина – ГЕГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ. Найдите общее понятие для всех этих названий.

  • Прочитайте.
  • Определите тему текста (тема Родины, России)
  • Какова основная мысль текста? (Россия – великая и прекрасная страна)
  • Подбери синонимы к слову Россия: Отечество, Отчизна. – Что объединяет эти слова?

- Проверим, как вы различаете имена нарицательные и имена собственные: вспомните отрывок из сказки Остера «Как тебя зовут?» про щенка, который забыл, как его зовут.

-Ребята с удовольствием вспоминают эту сказку.

-Составьте словосочетания, чтобы было понятно, о каком шарике идёт речь.

(собака Шарик, жёлтый шарик)

-Рассмотрим, чем различаются следующие словосочетания:

яркий огонёк – журнал «Огонёк»

планета Земля – плодородная земля

кот Пушок – лёгкий

Учащиеся знакомятся самостоятельно с текстом «Россия», выделяют тему текста, основную мысль текста, показывают знание правила о правописании прописной буквы в словах.

Выборочная работа: выписывают слова –географические названия- в тетрадь.

Вспоминают сюжет знакомой сказки, рассуждают о герое сказки, составляют словосочетания с именами собственными и именами нарицательными.

Индивидуальная работа.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные:

 -формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

  1. Рефлексия и оценка учащихся.

- Вы славно потрудились.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Какое правило помогло нам успешно справиться с заданиями? 

Подведём итог работы

На уроке я учился…

Я научился…

Нужно повторить…

Оценка своей деятельности

Фронтальная  и индивидуальная работа.

Познавательные:

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  1. Домашнее задание.

В тетради: исторические события:

Великая Отечественная война

Отечественная война 1812 года

22 июня 1941 года

День памяти и скорби

9 Мая, Девятое мая

День Победы

День защитника Отечества.

ВЫВОД: написание заглавной буквы в названиях исторических событий.

Записывают задание в дневники.

Дифференцированная работа

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...