«Написание сочинения в формате ЕГЭ в соответствии с новыми требованиями. Проблема. Комментарий»
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Гасанова Рита Алиевна

«Написание сочинения в формате ЕГЭ в соответствии с новыми требованиями. Проблема. Комментарий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkiy_yazyk_11_klass.docx74.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 11-ом классе учителя русского языка и литературы

Гасановой Риты Алиевны

ГБОУ гимназия №114 Выборгского района Санкт-Петербурга

Методические материалы, 2018

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №114

Выборгского района Санкт-Петербурга

 «Написание сочинения в формате ЕГЭ в соответствии с новыми требованиями. Проблема. Комментарий»

(Урок усвоения новых знаний, закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков)

Методическая разработка урока

по русскому языку в 11 классе

учителя русского языка и литературы

Гасановой Риты Алиевны

Санкт-Петербург

2019

Технологическая карта урока

Урок: русский язык

Тема урока: Написание сочинения в формате ЕГЭ в соответствии с новыми требованиями. Проблема. Комментарий.

Класс: 11

ОУ: ГБОУ гимназия №114

Учитель-предметник: Гасанова Р.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №114 Выборгского района Санкт-Петербурга

УМК: Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.- Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

Сочинение? Легко! 10-11 классы: пособие для учащихся образовательных организаций/ Красовская С.И., Шутан М.И., Певак Е.А. и др.- М: Просвещение, 2015.

Цели для ученика

Обучающие:

  • определить уровень знаний по теме «Орфоэпия» в формате тестовых заданий ЕГЭ;
  • определить уровень знаний по теме «Написание сочинения в формате ЕГЭ»;
  • выработать умение формулировать проблемы, поднятые в исходном тексте;
  • выработать умение комментировать проблемы, поднятые в исходном тексте, в соответствии с новыми требованиями;
  • уметь использовать полученные навыки при написании сочинения в формате ЕГЭ.

Развивающие:

  • развивать навык работы по алгоритму.

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к слову, толерантность, любовь к Родине.

Цели для учителя

Образовательные:

  • продолжать развивать умение расставлять ударения в словах в в формате тестовых заданий ЕГЭ;
  • развивать умение формулировать проблемы, поднятые в исходном тексте;
  • формировать умение комментировать проблемы, поднятые в исходном тексте, в соответствии с новыми требованиями;
  • развивать умение учащихся использовать полученные навыки при написании сочинения в формате ЕГЭ.

Развивающие:

  • создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (формулировать проблемы, подбирать необходимый материал для комментирования проблемы, поднятой в исходном тексте);
  • формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к слову, толерантность, любовь к Родине.

Тип урока

урок усвоения новых знаний, закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков

Форма урока

комбинированный урок, урок-практикум с элементами технологии развития аналитического мышления, работа в парах

Опорные понятия, термины

текст

признаки текста

сочинение-рассуждение

проблема

комментарий проблемы

аргумент

пример-иллюстрация

Новые понятия

пояснение к примерам

смысловая связь между примерами-иллюстрациями

Формы контроля:

фронтальный опрос

самоконтроль

тестовые задания

фрагменты сочинения в формате ЕГЭ

Домашнее задание
разноуровневые задания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Организационно - мотивационный

этап

1 минута

Приветствует, включает в деловой ритм. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя, слушают слово учителя, ставят цели.

Фронтальная форма.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, саморегуляция.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Включение учащихся в деловой ритм. Психологический настрой учителя и учащихся; активизация мыслительной деятельности учащихся

II. Орфоэпическая разминка

4 минуты

Организует деятельность по проверке знания норм орфоэпии. 

(Приложение 1)

Дают ответ, записывая слова и расставляя в них ударения.
Проверяют правильность ответа по шаблону.. Отвечают на дополнительные вопросы к заданию.

Фронтальная форма.

Здоровьесберегающая технология. Игровой приём.

Регулятивные: саморегуляция, самооценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью установления алгоритма постановки ударения в некоторых словах. Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Психоэмоциональная разгрузка учащихся.

II. Актуализация знаний  

3 минуты

Организует деятельность по проверке знаний по изученному материалу.

(Приложение 2)

Вспоминают известные понятия и определения, дают ответы на вопросы, записывая некоторые положения в тетради.

Индивидуальная работа.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: сотрудничество с соседом по парте и с учителем.

Повторение и закрепление ключевых понятий.

III. Контроль глубины ранее полученных знаний

16 минут

Организует работу по проверке глубины знаний: объясняет задания, корректирует их выполнение.

(Приложение 3)

Самостоятельно выполняют задания.

Производят самопроверку и самооценку, взаимопроверку.

Индивидуальная и парная формы.

Работа по алгоритму.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

 Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками.

Осмысление и применение знаний.

Организует работу по проверке глубины знаний: объясняет задания, корректирует их выполнение.

(Приложение 3)

Самостоятельно выполняют задания.

Производят самопроверку и самооценку.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

8 минут

Организует деятельность по закреплению изученных ранее понятий и определений, связанных с комментарием проблемы, знакомит с логикой комментирования и новыми требованиями к написанию сочинения в формате ЕГЭ (критерий К2) и новыми понятиями (пример-иллюстрация, пояснение к примеру, связь между примерами), приводит примеры-образцы комменти-рования проблемы по конкрет-ным текстам следит за правиль-ностью его выполнения.

(Приложение 4)

Воспринимают новую информацию, знакомятся с примерами-образцами, выполняют задания, объясняют свои ошибки, производят самооценку.

Фронтальная форма, работа в парах.

Регулятивные: саморегуляция, самооценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Осмысление и усвоение новых знаний.

V.  Этап контроля умения использовать знания

10 минут

Объясняет задание, следит за его выполнением, корректирует.

(Приложение 5, 6)

Самостоятельно выполняют задание. Производят самопроверку и самооценку, взаимопроверку.

Индивидуальная форма.

Практический метод.

Творческая работа, решение орфографических и пунктуационных задач.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач, осоз-нанное построение речевого высказывания, анализ объек-тов с целью выделения при-знаков, структурирование знаний.

Коммуникативные:

Умение понимать постав-ленную задачу.

Осмысление и применение новых знаний. Самопроверка усвоения темы, коррекция.

VI. Домашнее задание

1 минута

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. 

Демонстрирует на следующем уроке образцы выполнения домашнего задания.

(Приложение 7, 9)

Записывают домашнее задание в дневник.

Фронтальная форма.

Словесный метод.

Слово учителя.

Регулятивные: саморегуляция, планирование.

Понимание учащимися содержа-ния работы и спосо-бов её выполнения.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

2 минуты

Организует рефлексию.

(Приложение 8)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятель-ности, соотносят цель и резуль-таты, степень их соответствия.

Индивидуальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Беседа, игровой приём.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные:

рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полно-той и точностью выражать свои мысли.

Самооценка результатов учебной деятельности.

Приложение 1

1.Орфоэпическая «разминка»

  • Задание

Запишите слова и расставьте ударения

Лекторов, налила, загнутый, обострить, избалованный, баловать, свекла, врожденной, вандалы, лгала, эксперт, шарфы, завидно, цемент, облегчить, занята, отозвалась, сорит, еретик, обнялась, донельзя, накренится, тортов, дождалась, недуг, низведенный, отдала, вручит, добралась, убыстрить, балуясь, осведомишься.

* Слова выведены на экран. После самостоятельного выполнения задания учащимися учитель предлагает детям в записанных на доске словах по очереди расставить ударения, а затем проверить свой ответ по образцу.

  • Задание

 Выполните задания, ответив на поставленные вопросы

  1. Сгруппируйте слова, в которых ударение ставится по общему правилу (налила, лгала, обнялась, дождалась, отдала, добралась).
  2. Назовите однокоренные слова, определите их принадлежность к определённым частям речи, разберите их по составу (избалованный, баловать, балуясь).
  3. В сочинении по какой проблеме можно было бы использовать эти однокоренные слова? (Проблема воспитания человека.)

Приложение 2

Подготовка к сочинению в новом формате

• Задание 1

 Вспомним формулировку задания 27 (в формате ЕГЭ), основные требования

(На предыдущем уроке были проработаны новые критерии оценивания сочинения в формате ЕГЭ)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Задачи (записать)

• Проблема

• Комментарий (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами)

• Позиция автора

• Своё отношение к позиции автора, обоснование своего отношения к позиции автора

 

Приложение 3

Задача 1. Выявить и сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста.

*Повторим уже известные понятия:

- Что такое «проблема»?

- Какие типы проблем существуют?

  • Задание

Завершите предложения:

Проблема – это… (вопрос, над которым рассуждает автор)

Различают различные типы проблем: … (нравственные, философские, социальные, политические, экологические)

  • Задание:

определите, к какому типу относятся указанные проблемы, установите соответствие 

1

В чем опасность политики национализма?

А. Философская

2

Можно ли избежать социальной несправедливости?

Б. Политическая

3

В чем смысл человеческой жизни?

В. Экологическая

4

Нужно ли заботиться об окружающих людях?

Г. Нравственная

5

Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?

Д. Социальная

Ответы: 1- Б; 2 – Д; 3 – А;4 – Г;5 - В

Как выявить проблему?

  • Задание

В некоторых случаях (обычно в текстах публицистического стиля речи) автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Убедимся в этом, прочитав следующий текст:

Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.

(В.К. Харченко)

Сформулируйте проблему, над которой размышляет автор текста, подтвердите свою правоту. (Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.)

Как выявить проблему в художественном тексте?

Записать алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

1. Проанализируйте поступки, отношения героев

2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях

3. Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство - равнодушие, черствость, эгоизм)

4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Один из простых способов выявления проблемы

От позиции автора - к проблеме 

Записать алгоритм

1. Выявите основную мысль текста

2. Запишите её в виде законченного предложения

3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение

4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Пример 1

Позиция автора

• Человек должен с уважением относиться к родному языку.

Проблема

Каким должно быть отношение человека к родному языку?

Пример 2

  • Задание (учащиеся работают самостоятельно)

Позиция автора

• Человек должен с уважением относиться к родному языку.

Проблема

(Каким должно быть отношение человека к родному языку?)

* Все материалы выводятся на экран.

Как сформулировать проблему?

Способы формулирования проблемы

  • В виде вопросительного предложения.
  • В виде конструкции «проблема (чего?) + сущ. Р.п. …»

Примеры (*выводятся на экран)

Вопросительное предложение

Конструкция «проблема (чего?) …»

Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора).

Автор поднимает проблему отцов и детей.

Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.

В центре внимания автора проблема дружбы.

В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.

(ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

Использование цитаты с прямым вопросом

«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачев.

В своем тексте Д.С.Лихачев поднимает важную проблему вытеснения книги телевизором в наше время.

  • Задание.

Продолжите словосочетание, добавив к слову «проблема» подходящие существительные Р.п.

Проблема (чего?) … (воспитания, смысла жизни…)

  • Задание.

Продолжите словосочетание, добавив к слову «проблема» подходящие определения

Проблема … (актуальная, злободневная, вечная…)

  • Задание.

Что можно «делать» с проблемой?

-        поднимать проблему

-        затрагивать проблему

-        задумываться над проблемой

-        размышлять над проблемой

-        проблема привлекла внимание автора

-        текст посвящен проблеме

  • Задание по тексту

Прочитайте текст. Сформулируйте проблему, поднятую в тексте, запишите.

История человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.

(По Н. Самвеляну)

Ответы (примерные проблемы, выявленные в тексте):

1. Проблема значимости культуры для человека и общества.

2. Проблема отношения человека к культуре, культурному наследию.

3. Проблема сохранения культурного наследия человечества.

  • Задание по тексту

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У нас есть своё место — и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только — не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому — с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, — но только любить... Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём — со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени...

(По Ю. Полякову)

Возможные ответы учащихся

1) Проблема отношения человека к своей Родине.

2) Проблема исторической памяти.

3) Проблема взаимоотношений между государствами.

4) Проблема патриотизма.

Взаимопроверка      

ОТВЕТ: 3)

Приложение 4

Комментарий сформулированной проблемы

• Что такое комментарий?

Комментарии – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

  • Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

  • Следует помнить, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

  • Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

  • Задание

Продолжите предложение и запишите ответы по пунктам

Прокомментировать проблему – это понять, …

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  • На чем заостряет внимание?
  • Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
  • Какие эмоции автора выражены в тексте?
  • Как выражено отношение автора к изображаемому?
  • Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Логика комментирования 

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

  1. Проблема. 2. Комментарий. 3. Позиция автора.

Что такое пример-иллюстрация?

Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

Типы информации в тексте

• Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.

• Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.

• Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.

Способы отсылки к тексту (примеры)

  • Ссылка на номера предложений

Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.

  • Прямое цитирование

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

  • Косвенное цитирование

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

Приложение 5

Структурирование второй части сочинения в формате ЕГЭ (примеры-образцы)

Комментарий

Первый пример

Связь между примерами

Второй пример

Пояснение к примеру

Пояснение к примеру

Как строится конструкция «пример-иллюстрация + пояснение»?

Примеры-иллюстрации

Публицистический текст

Художественный текст

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

В центре внимания автора случай….

Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата».

Писатель изображает (кого, что) …

Автор разделяет мнение (кого)…

Герой говорит: «Цитата».

Публицист спорит (с кем) …

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам

Публицистический текст

Художественный текст

Писатель хочет сказать, что…

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Этот пример показывает, что…

Поступок героя показывает, что...

Смысл этого высказывания в том, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Эти события автор описывает, чтобы…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

  1. Пример + пояснение

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте

Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о братьях наших меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

  1. Пример + пояснение

«Цитата», - пишет автор, чтобы…

«Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть», - пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека.

Смысловая связь между примерами

Смысловые отношения

Типовые конструкции

Противопоставление

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причины

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка

Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Где (в какой части сочинения-рассуждения) обозначать связь между примерами?

Указание на связь примеров как зачин в комментарии

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>

Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму примеру:

<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>

Указание на связь примеров как итог комментирования

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

  • Задание

Проанализировать фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым «Книги, открывающие нас»

Проблема

Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.

Первый пример (1)

Автор искренне убеждён в том, что книга - это «важное звено в духовной связи людей».

Пояснение к первому

примеру (2)

Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

Второй пример (3)

Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел».

Пояснение ко второму

примеру (4)

Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.

Связь между примерами (5)

Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать важность книги и чтения.

Позиция автора

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.

Приложение 6

Контроль умения использовать новые знания (практикум)

  • Задание

Прочитать текст (отрывок из текста К.Г Паустовский «Акварельные краски»), сформулировать одну из проблем, прокомментировать проблему, учитывая новые требования к сочинению (К2)

Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

- Трепотня! - мрачно говорил Берг. -У таких, как мы, нет и не может быть родины.

- Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором отвечали бойцы. -Ты землю не любишь, чудак. А ещё художник! Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. <...>

Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал.

...Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, - мой первый пейзаж».

Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей.

- Эх, Берг, сухарная душа! — вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

*После самостоятельного выполнения работы учащимися, зачитывания 3-4 вариантов, анализа и оценивания ребятами этих работ на экран выводится возможный вариант выполнения задания

Формулировка проблемы

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься

К. Г.Паустовский.

Комментарий.

Первый пример с пояснением

Писатель изображает художника Берга - человека, равнодушного к родине и красоте её природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи».

Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь.

Комментарий.

Второй пример с пояснением

Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто». Мы видим, как красота природы пробудила в художнике чувство родины и вдохновила на творчество.

Смысловая связь между примерами

Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству.

Позиция автора

Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.

Приложение 7

Домашнее задание

  • Напишите фрагмент сочинения по тексту варианта №8 (пособие по подготовке к ЕГЭ), используя полученные на уроке знания и умения (сформулировать одну из проблем, прокомментировать проблему с учётом новых требований к написанию сочинения, определить позицию автора).
  • Списать фрагмент текста Каверина(вар.8), произвести синтаксический и пунктуационный анализ текста (по типу задания 21 тестовой части ЕГЭ), повторить правила пунктуации в простом предложении.
  • Составить словарный диктант по орфоэпии (20 слов, по аналогии с заданием №4 тестовой части ЕГЭ).

Приложение 8

Рефлексия

  • Задание

Продолжите предложения

  1. Сегодня на уроке я понял…
  2. Мне было просто…
  3. Мне было сложно…
  4. У меня остались вопросы…
  5. Сегодня к сочинению в формате ЕГЭ я            готов               почти готов                не готов

  • Задание

Ответьте на вопросы 

  1. Вспомните задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. Решили ли мы их?
  2. Какой материал надо повторить к следующему уроку?

Приложение 9

Образцы выполнения домашнего задания

Задание 1. Напишите фрагмент сочинения по тексту варианта №8 (пособие по подготовке к ЕГЭ), используя полученные на уроке знания и умения (сформулировать одну из проблем, прокомментировать проблему с учётом новых требований к написанию сочинения, определить позицию автора).

Исходный текст для сочинения в формате ЕГЭ-2019 (из сборника И.П.Цыбулько) 

        1) Его соседи по госпиталю получали письма и читали их вслух, а Власову никто не писал, и ему было так скучно, что он даже удивлялся, что может быть на свете такая скука.

2) С каждым днём ему становилось всё хуже. (З)Бледный, с заострившимся носом, он лежал, отвернувшись к стене, и ему было всё равно, о чём говорят, волнуются, спорят соседи.

(4) И вдруг он получил письмо. (5) Это был обыкновенный лист бумаги, сложенный треугольником, и на обороте, как полагается, полный адрес с именем, отчеством и фамилией.

(6)«Мне захотелось написать тебе, милый Федя, — так начиналось это письмо, — хотя ты, без сомнений, давно забыл обо мне, поскольку мы в жизни встретились только однажды. (7) Но, узнав, что ты ранен, я надеюсь, что ты не слишком строго осудишь меня за это письмо...» (8) А кончалось письмо на полуфразе: «Во всяком случае, знай, что я о тебе думаю, и даже чаще, чем...»

(9)Он читал письмо целый день, перебрал всех знакомых девушек и прежде всего, понятно, вспомнил о той, с которой он дружил до войны. (10) Но это была не она, хотя бы потому, что с ней он встречался не однажды.

(11)Прошло несколько дней, и он получил второе письмо.

(12)«Мне известно всё от одной подруги, которая видит тебя каждый день, — писала незнакомка. — (13)И она сказала мне, что от тебя самого зависит твоё здоровье».
(14)Дальше шли советы, большей частью медицинского свойства, а потом стихи, очень хорошие, об одной девушке, ждущей бойца, который пропал без вести.

(15)Это было поразительно! (16)Но кто же видит его каждый день? (17)В тридцатой палате дежурили две сестры — Мария Пантелеймоновна и Луша. (18)Мария Пантелеймоновна была рыжая, длинная, в очках, немного похожая на швабру палкой вниз, особенно когда она ругала кого-нибудь после обхода. (19)Луша была, наоборот, маленькая, толстая, смешливая, целый день носилась по госпиталю в развевающемся халате, и то здесь, то там слышались её топот и хохот. (20)Но Власову было бы даже немного жаль, если бы этой подругой оказалась она. (21)Письма были таинственные, необыкновенные, а Луша — просто Луша.

(22)С волнением, с душевной тревогой он стал ожидать новых писем, а главное, послушался насчёт своего здоровья. (23)Прежде он мало ел, а теперь стал понемногу есть, с вечера постарался уснуть — и ничего, получилось.

(24)Пришло третье письмо: как по книге, эта девушка-незнакомка прочитала всё, что творилось в его душе, всё, о чём он мечтал и что казалось ему потерянным навсегда, невозвратно. (25)Всё ещё впереди — вот что она хотела сказать! (26)Нужно жить, потому что всё впереди. (27)Нужно сделать всё, чтобы снова стоять на боевом корабле в этот торжественный час. (28)И нужно не отступать перед тоской, перед смертью, о которой кричат по ночам галки в саду, нужно не отступать, как он не отступал на фронте...

(29)Точно что-то перевернулось в его душе, когда он прочитал это письмо.
(30)И доктор, который прежде всё хмурился, осматривая его, был теперь совершенно
доволен.

—(31)Кто его знает! — сказал он как-то, смеясь. — (32)Ведь ты же умирал, Власов. (33)В чём дело, а? (34)3агадка природы?

(35)Но вдруг перестали приходить эти чудные письма. (36)А вместе с письмами пропала и Луша. (37)Он спросил у одной сиделки, где она, почему не приходит, и сиделка сказала, что Луша сильно захворала воспалением лёгких, к ней даже ездил главный врач, и боялись, что она умрёт, но опасность миновала.

(38)В госпитале стало скучно без Луши, без её топота и хохота, без её разговора о том и о сём, от которого почему-то становилось легче на сердце...

(39)Луша явилась, побледневшая и похудевшая, но, кажется, ещё более весёлая, чем прежде. (40)И на площадке, куда ребята выходили курить, Власов просто схватил
её за рукав и спросил негромко:
—Так это ты, Лушенька?..

(41)Через неделю Власов пошёл на комиссию, и доктора, осматривая его, снова сказали, что он является чудом и загадкой природы. (42)Разгадка была простая, но он, понятно, не стал её объяснять. (43)Возможно, что для подобного лечения в медицине ещё не было места. (По В. А. Каверину*)

Фрагмент сочинения №1

        В тексте, предложенном для анализа, Вениамин Александрович Каверин, русский советский писатель, драматург и сценарист, поднимает проблему проявления заботы о людях.

        Раскрывая данную проблему, автор рассказывает удивительную историю времен Великой Отечественной войны. Герой текста Федя Власов был тяжело ранен, и врачи уже не надеялись, что он выживет. Однако произошло чудо, и Власов стал поправляться. Что же произошло? Что стало причиной столь загадочного выздоровления? Ответ оказался простым, но и вместе с тем трудно объяснимым. Боец Власов целыми днями лежал на койке, отвернувшись к стенке. Ему было очень одиноко, так как все соседи по палате получали письма, а он - нет. Но однажды Власову пришло письмо от незнакомки, которая писала, что видела его раз в жизни, но надеется, что все будет хорошо и он поправится. «А кончалось письмо на полуфразе: «Во всяком случае, знай, что я о тебе думаю, и даже чаще, чем...». Это письмо стало очень важным событием для молодого человека, к тому времени абсолютно утратившему интерес к жизни. Оно явилось тем лекарством, которое вскоре поставило на ноги бойца Власова. Автор подробно описывает чувства героя, намеренно подчеркивает, что Федя «читал письмо целый день» (предложение 9), а затем «с волнением, с душевной тревогой стал ожидать новых писем» (предложение 23), которые через несколько дней получил - второе, затем третье, и от этого «точно что-то перевернулось в его душе» (предложение 29). Только позже Власов понял, что письма писала Луша, хохотунья медсестра, всегда веселая и энергичная. Потом медсестра сама болела воспалением легких, но эти три ее письма спасли бойцу Власову жизнь, пробудили в нём желание следовать советам по поводу здоровья, вселили в него веру в свои силы и возможности, помогли понять, что «нужно жить, потому что все ещё впереди» (предложение 26).

        Всем содержанием повествования автор подводит читателя к мысли о том, что именно забота о человеке, внимательное отношение к нему могут даже вернуть его к жизни. Ведь любому человеку важно знать, что он кому-то дорог, кому-то нужен, что есть кто-то, ради кого стоит жить. Думается, что именно в этом и состоит позиция автора данного текста.

(Шарифуллин Тимур)

Фрагмент сочинения №2

Какова сила любви и в чем она проявляется? Именно над этим вопросом задумывается в предложенном для исследования тексте В.А.Каверин, известный советский писатель и драматург.

Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает о Федоре Власове, раненном на войне солдате, который находился в госпитале в очень тяжёлом состоянии, и «с каждым днём ему становилось всё хуже» (предложение 2). Он отказывался от пищи и не желал ни с кем разговаривать, лежал «бледный, с заострившимся носом… отвернувшись к стене, и ему было всё равно, о чём говорят, волнуются, спорят соседи» (предложение 3).   Портретная характеристика, детали помогают читателю всем сердцем почувствовать состояние молодого бойца. Но более всего Федю Власова угнетала мысль о том, что ему никто не пишет, тогда как «его соседи по госпиталю получали письма и читали их вслух» (предложение 1). Важность данного обстоятельства подчеркивается автором уже тем, что именно с этого начинается текст.

Но неожиданно все изменилось. Фёдор получил от неизвестной девушки письмо, изменившее его жизнь, вернувшее ему интерес к жизни. Предложение 9 подчеркивает, какую бурю чувств вызвало в душе парня это событие: «он читал письмо целый день…», гадал, кто бы это мог быть. Затем были ещё письма, которых Власов ожидал «с волнением, с душевной тревогой» (предложение 22), от которых «точно что-то перевернулось в его душе» (предложение 29), которые помогли поверить в то, что нужно бороться за жизнь, «потому что всё впереди».  Вскоре стало ясно, кто автор писем. Это была Луша, медсестра из тридцатой палаты, девушка, которую Федор незаметно для себя полюбил. И понял он это, когда Луша заболела. Но любовь уже делала своё дело: молодой человек начал выздоравливать, понемногу приходя в норму. Именно благодаря Луше Федор смог выжить и снова почувствовать вкус к жизни. Внезапное выздоровление Власова врачи называли «чудом и загадкой природы», но читатель знает, что «виновата» в этом была настоящая любовь.

Так, показывая, как существенно меняется состояние раненого солдата Фёдора Власова под влиянием большого чувства, автор убеждает читателя в том, что любовь, проявляющаяся в заботе о дорогом сердцу человеке, способна творить чудеса: она придает людям силы, вселяет в них желание жить, исцеляет их.

(Палкичева Яна)

Фрагмент сочинения №3
                   Почему так важно проявлять заботу о людях и поддерживать их?  Вот проблема, которую ставит в тексте писатель В.А.Каверин. Как же он раскрывает данную проблему, как приводит читателя к определённым выводам?
                 Автор рассказывает, как в госпитале с серьёзным ранением лежал боец Власов, как «с каждым днём ему становилось всё хуже». И все это потому, что солдат очень скучал: ему никто не писал писем, в то время как «его соседи по госпиталю получали письма и читали их вслух» (не случайно это предложение является первым в тексте). Одиночество и тоска буквально жгли душу Власову, не позволяя поправляться.

Но однажды всё изменилось в жизни молодого человека. Власов получил письмо от незнакомой девушки – и «точно что-то перевернулось в его душе…», как подчёркивает автор. Перевернулось потому, что боец понял: его знают, о нём помнят, ему желают выздоровления! И с этого момента он пошёл на поправку, да так, что врачи посчитали это выздоровление «чудом и загадкой природы».

                  Оба примера из текста, дополняя друг друга, позволяют понять, что забота, любовь и внимание могут творить чудеса. В.А.Каверин уверен, что у человека, окружённого заботой, становится легче на сердце, что внимательное отношение к людям пробуждает в них интерес к жизни. Именно в этом хочет убедить читателей автор, именно в этом заключается его позиция.

(Дмитриев Владимир)

Фрагмент сочинения №4

 На что способно чувство любви, проснувшееся в нас? Вот проблема, которую ставит своем тексте замечательный писатель 20 века Вениамин Каверин.

Автор, размышляя над данной проблемой, рассказывает историю чудесного исцеления моряка Фёдора Власова, показывает героя в разном положении и состоянии. Сначала читатель видит, как тяжело раненный боец тихо умирал в госпитале (предложения 2-3). Умирал до тех пор, пока не стал получать теплые, пронизанные чувством любви письма от незнакомой девушки. Что было в этих маленьких нежных треугольничках, которые заставили бойца жить? В них были все те слова, которых так не хватало Феде: «милый…», «я о тебе думаю…». И молодой человек, в душе которого теперь все перевернулось, вдохновлённый письмами и теплыми словами, неожиданно пошел на поправку! А когда через неделю Федя предстал перед врачами, члены комиссии, осмотрев его, сказали, что «он является чудом и загадкой природы». Понимали ли они, доктора, что чудо в другом?! Что оно в любви?! В любви, которая воодушевляет, придает силы, исцеляет человека от всех болезней.

Эти примеры доказывают, что главная сила любви – это способность пробуждать в человеке силы, помогающие человеку бороться за жизнь! В этом, я думаю, и заключается позиция автора.

(Голенко Екатерина)

Задание 2. Списать фрагмент текста Каверина(вар.8), произвести синтаксический и пунктуационный анализ текста (по типу задания 21 тестовой части ЕГЭ), повторить правила пунктуации в простом предложении.

(41) Через неделю Власов пошёл на комиссию, и доктора, осматривая его, снова сказали, что он является чудом и загадкой природы.

Предложение сложное, союзное, с сочинительной и подчинительной связью между частями.

Первое простое предложение: двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено.

Второе простое предложение: двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом; является главным по отношению к третьему простому предложению в составе сложного.

Третье простое предложение: двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзом «и»; является придаточным изъяснительным по отношению ко второму простому предложению в составе сложного.

 (42) Разгадка была простая, но он, понятно, не стал её объяснять.

Предложение сложное, союзное, сложносочинённое, части связаны сочинительным союзом «но».

Первое простое предложение: двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено.

Второе простое предложение: двусоставное, распространённое, полное, осложнено вводным словом.

 (43) Возможно, что для подобного лечения в медицине ещё не было места.

Предложение сложное, союзное, сложноподчинённое, части связаны подчинительным союзом «что».

Первое простое предложение: односоставное безличное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено.

Второе простое предложение: односоставное безличное, распространённое, полное, ничем не осложнено.

Задание 3. Составить словарный диктант по орфоэпии (20 слов, по аналогии с заданием №4 тестовой части ЕГЭ).

Жалюзи, бухгалтеров, оптовый, бороду, сливовый, дешевизна, диспансер, иксы, взялась, квартал, верна, каталог, прозорлива, кремень, воссоздала, местностей, красивее, кухонный, мозаичный, дозвонятся.

Литература и Интернет-ресурсы

  1. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.- Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
  2. Сочинение? Легко! 10-11 классы: пособие для учащихся образовательных организаций/ Красовская С.И., Шутан М.И., Певак Е.А. и др.- М: Просвещение, 2015.
  3. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019.
  4. https://infourok.ru/ Официальный сайт проекта «ИНФОУРОК»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения (в формате ЕГЭ)

Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения(в формате ЕГЭ) Часть 2 –написание сочинения...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Конспект урока русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Анализ публицистической философской статьи, выявление основной проблемы и позиции автора, инсценирование эпизода статьи, закрепление понятие о мифе, сказке, притче. Роль выразительных средств языка в ...

Авторские тексты для написания сочинений в формате ЕГЭ

Проработав много лет филологом, считаю , что сочинение будет удачным, если проблема волнует ученика или наталкивает на размышление. Поэтому мои авторские тексты посвящены именно этим проблемам....

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения.

Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднени...

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения. Одиночество.

В работе представлен текст и сочинение по нему. Тема текста - одиночество современного человека и его причины....

Формирование и совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, её комментирование; формулировка позиции автора; аргументация обучающимися своего мнения; развитие устной и письменной речи

Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стр...