Проект учащихся "Какой быть нашей речи"
проект по русскому языку (9 класс)

Игнатьева Екатерина Владимировна

Учащиеся 9 класса в течение 1 полугодия работают над проектом "Какой быть нашей речи". Подбирают материал к проекту, исследуют, ищут дополнительный материал, пишут проект, составляют план работы, проводят опрос, составляют презентацию и выступление, самостоятельно организуют совместную деятельность с участниками проекта, взаимодействуют с учителем, с одноклассниками и социумом, выступают с проектом, проводят рефлексию. В итоге интересно всем, задумаются многие, изменят отношение к языку и к себе, и пусть это будет хотя бы малая часть ребят, все равно это большое достижение в процессе формирования и развития личности,  предметных и метапредметных компетенций этой взрослеющей личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какой быть молодежной лексике

Материал для практико-ориентированного проекта

Разработали ученики 9 класса Б

Ковалева Настя, Ордина Настя, Бычков Кирилл, Ванда Владислав

Слова имеют свою собственную душу

                                                 Б.Брехт

       Ни для кого не секрет, что сегодня пропасть между классической речью и примитивным  языком неукоснительно растет. Это объясняется не просто демократизацией, а вульгаризацией общественной жизни. Жаргон теснит респектабельную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации.

       Существуют две абсолютно противоположные точки зрения на использование в речи нецензурной лексики. Согласно одной версии, мат – это безболезненное, а значит, не самое худшее средство для эмоциональной разрядки, что это чуть ли не национальное достояние россиян, исключительная и функциональная ценность. Сторонники данной точки зрения ссылаются на то, что в произведениях великих мастеров русского языка Пушкина, Достоевского, Белинского, Пастернака и других можно увидеть за спрятанными цензурой многоточиями известные всем на Руси слова.

        Нам более импонирует другая точка зрения. Согласно исследованиям учёных Белявского И.Б., Гаряева П.П., каждое слово обладает своей психоэнергетикой, т е способностью воздействовать на психику и физиологию человека положительно или отрицательно. Нецензурные и вульгарные выражения несут губительный смысл для сознания и подсознания человека, заряд отрицательной энергии для его здоровья.

        Проведенный опрос среди учеников нашего лицея выявил другое противоречие. Примерно 60% учеников средних классов и 67% выпускников испытывают возмущение, когда слышат нецензурные выражения, в то же время лишь 17% не использует в своей речи ненормативную лексику. И почти всеми (89%) была признана необходимость в проведении систематической работы по формированию литературной речи среди молодёжи.

       Поэтому идея данного проекта заключается в сохранении уважительного отношения к русскому языку, формировании у молодых людей установки на ценность грамотной литературной речи.

       Целью является использование воспитательного пространства лицея для изменения ценностной и когнитивной позиции учеников по отношению к собственной речи.

 Задачи:  

  • Изучить состояние  проблемы использования ненормативной лексики в социуме;
  • Проанализировать ситуацию использования жаргонов и нецензурных слов среди обучающихся
  • Разработать цикл внеклассных занятий с учениками 5-7 классов, направленный на формирование литературной грамотной речи;

        Методологической основой исследования являются труды Бахтина М.М. Ильясова Ф.Н.

        В современном русском языке существуют различные нормы: грамматические, лексические, стилистические. Культурной является речь, в которой слова употреблены в соответствии с вышеназванными нормами. Культура речи невозможна без общей культуры человека. Однако есть такие слова, которые считаются нецензурными и вульгарными во все времена. Такая лексика называется ненормативной. В это понятие входят жаргоны и сленги, вульгаризмы, арготическая лексика, бранные слова и так называемый мат.

        Согласно современным психоэнергетическим концепциям, при произношении любого слова задействуется сложная программа – матрица, состоящая из совместимых звуков. Каждый из них задействует определенные участки мозга человека и его организма, сознания и подсознания. Когда люди грамотно употребляют слова, они вызывают гармоничные реакции в себе и в окружающих. Другими словами, от грамотности и правильности нашей речи зависит не только душевное, но и телесное здоровье. Упрощение речи и языка оказывает отрицательное влияние и на поведение, и на духовный мир людей. Бездуховность, безнравственность, агрессивность в значительной степени являются следствием больших искажений в речи и языке, - считает ученый Т. Дичев.

         В чем же загадка «прилипчивости» нецензурной лексики? Как показали исследования психологов, каждый возраст имеет свою мотивацию использования данных выражений. Едва начавшим говорить ребенком движет желание привлечь к себе внимание: смысл слов не ясен, но реакция окружающих впечатляет. Запоминаются такие слова легко, ведь люди произносят их обычно с экспрессией, помогающей выделить бранное слово из общего потока.

        К 8 годам дети прекрасно фильтруют, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон употребляется в среде сверстников как акт самоутверждения, стремления «быть, как взрослые». Позднее ненормативная лексика становится одним из средств выражения подросткового протеста, стремления делать то, что нельзя. В нормальных культурных условиях такой период вскоре проходит. Однако есть риск завязнуть в среде, где нецензурная лексика является нормой общения.

        Возвращаясь к опросу, проведенному среди наших учеников, необходимо отметить, что на вопрос о причинах использования ненормативной лексики были получены ответы: для снятия эмоционального напряжения – 50%; для так называемой связки слов –28%, 12% опрошенных используют ненормативную лексику, чтобы «сделать речь более выразительной», остальные выбрали другое, не указав, что именно (подозреваем, что ненормативные выражения стали у них привычкой).

         Признавая необходимость изменить ситуацию, школьники, однако, не могут предложить конкретных мер, кроме ужесточения дисциплины. Но, как известно, запрет всегда порождает желание преступить его.

          Нам видится решение данной проблемы в целенаправленной систематической работе по формированию мотивационной и когнитивной установки в использовании нормативной лексики. С этой целью разработан цикл внеклассных занятий для учеников на занятиях клуба (спецкурса) «Экология и речь».

           Проведение внеклассных занятий предполагает такие формы работы, как познавательная и этическая беседы, тренинг, дискуссия. При создании проекта учитывались следующие принципы:

  • Принцип сотрудничества учеников и учителей, средних и старших звеньев, учеников и родителей.
  • Принцип творческого характера деятельности
  • Принцип эмоционального проживания ситуации

Календарно- тематический план внеклассных занятий, направленных на искоренение ненормативной лексики в обиходе наших учащихся

Тематика внеклассных занятий

Календарные сроки

1.

Познавательная беседа «Классический русский язык сегодня»

сентябрь

2.

Практикум «Нельзя и можно в нашей группе»

сентябрь

3.

Этическая беседа «Уважение к людям. В чем оно проявляется?»

октябрь

4.

Круглый стол «Час взросления» (о вредных привычках)

октябрь

5.

  Этическая беседа «Здоровье не купишь – его     разум дарит»

ноябрь

6.

Тренинг «Роскошь человеческого общения»

ноябрь

7.

Тренинг  «Я и мои эмоции»

ноябрь

8.

Дискуссия «Литературное слово – отмирает со временем или остается свято и неприкосновенно?»

декабрь

9.

Родительское собрание «Мама, папа, я – дружная семья!»

декабрь

    Пояснение:

Внеклассные занятия построены с учетом использования активных методов обучения и воспитания, таких, как решение проблемных вопросов и проблемных ситуаций, деловые и ролевые игры, тренинговые упражнения, дискуссия и т.п.

  Осуществляя личностно-деятельностный подход в воспитании, планируется использовать такие формы работы, в процессе которых учащиеся выполняют задания, активно дискутируют, участвуют в интерактивных играх.

Так например, в процессе практикума «Нельзя и можно в нашей группе» ученики выполняют задание: пересказать текст (фильм, случай) без слов-паразитов (это, ну, как, вот), делая паузы в местах, где возникает желание их сказать. Этот затянувшийся, с паузами монолог помогает наглядно показать нашу зависимость от «связок», продемонстрировать их бессмысленность. Упражнение воспринимается с еще большим интересом, если носит характер соревнования. Здесь же используется игра «Последствия» и «Разброс мнений»

В этической беседе «Здоровье не купишь – его разум дарит» ученикам сообщаются удивительные результаты экспериментов над водой, семенами, подвергнутыми воздействию нецензурной брани, выводы ученых о влиянии ее на хромосомы и ДНК человека, дается понятие психоэнергетики т.е. предоставляются поражающие разум факты.

Одним из моментов тренинга «Роскошь человеческого общения» является рисование «Дерева чистой речи», у которого должно быть ровно столько веток, сколько людей в жизни встретилось, не употребляющих хотя бы нецензурные слова. Упражнение наглядно показывает проблему массового засорения речи, а так же повышает мотивацию работы над собственной речью, вызывая желание стать «одной  из веточек».

В тренинге «Я и мои эмоции» ученики переводят на русский язык различные жаргонные словечки и подбирают к ним синонимы. Например: клево – хорошо, здорово, замечательно, отлично… Так школьники приходят к выводу, что, чем богаче и разнообразнее словарный запас, тем шире диапазон чувств и эмоций человека.

    Планируется использование проекта в течение 1 полугодия 2017-2018 учебного года с последующим повторным анкетированием.

    Ожидаемый результат: повышение интереса к родному языку, снижение негативных проявлений в речи, активизация работы по формированию грамотной культурной, экологической речи у учащихся лицея, формирование, совершенствование и развитие коммуникативных УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Здоровым быть здорово"

Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства. Всем известно, что сохранить легче, чем построить заново. Это можно отнести и к состоянию нашего...

Проект "Хочешь быть счастливым и успешным - выбирай здоровье!"

Проект, направленный на формирование осознанного выбора у детей и подростков здорового образа жизни...

Новый проект для новой школы. PR-проект в образовании "Наши добрые дела"

PR – проект в образовании "Наши добрые дела" имеет особую значимость. Образовательный процесс формирует личность учащихся, закладывает основу для формирования общественно важных начал в человеке. Меро...

Проект "Фразеологизмы в нашей речи"

Мы каждый день сталкивается с фразеологизмами. Многие из нас даже не замечают этого, потому что не знают из значений....

Социальный проект на тему: «Наши общие возможности – наши общие результаты»

Проект «Наши общие возможности – наши общие результаты» предназначен для решения сложной проблемы социализации детей – инвалидов в условиях общеобразовательной школы. В тоже вр...

Программа по развитию речи "Развиваем нашу речь"

Введение курса «Развиваем нашу речь» в выпускном классе коррекционного образовательного учреждения  - продолжение  работы, начатой в ходе изучения предмета «Риторика»...