Разработка урока по теме: «Буквы о – а в корнях -лаг-, -лож-»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Прилепина Ольга Борисовна

Синтаксический разбор предложения, морфемный разбор, фонетический разбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_bukvy_o_-_a_v_kornyah_-lag-_-lozh-.docx29.23 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

 1. Ф.И.О.  учителя: Прилепина О.Б.

 2. Предмет: русский язык

 3. Класс: 5 класс

 4. Тема урока: «Буквы о – а в корнях  -лаг-, -лож-»

 5. Базовый учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. Москва, «Просвещение», 2015 .

Цели  урока: 

1. Учебные:

а) создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося через  выявление закономерностей чередования и способа выбора гласных о – а в корнях  - лаг -, -лож-; знать, в каких случаях  происходит чередование гласных А - О  в корнях лаг-(-лож-);  владеть способом  выбора А-О в корнях  -лаг-лож-

б) расширить понятийную базу по русскому языку через знакомство с новой орфограммой.

2 Развивающие:

1) формировать коммуникативные УУД:

а) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

б) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

2) формировать УУД познавательного характера:

а) овладение приемами отбора  и дифференциация языкового материала;

б)овладение способом написания гласных в корнях с чередованием -лаг-, -лож-.

3) формировать регулятивные УУД:

а) умение ставить цель;

б) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

в) умение осуществлять рефлексию по итогам изучения темы урока.

  3.Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению  русского языка через использование современных средств обучения.

 Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый: научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при  

    правописании корня -лаг-(-лож-). 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданием.

Ход урока

Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на

     серьезную работу, приготовились.

Проверка домашнего задания

-Какие возникли сложности при выполнении д/з?

Повторение пройденного материала (Слайд.2)

Синтаксический разбор предложения, морфемный разбор, фонетический разбор.

 (3 ученика у доски)

Мы ра..п...ложились (на) б..регу л..сного озера - синтаксический разбор предложения.

Ра..п...ложились - морфемный разбор.

Л..сного - фонетический разбор.

Изучение нового материала.

  1. Создание проблемной ситуации. Слайд 3

Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор орфограммы.

Осв...щать улицу, ухв...титься за край, прибл...жаться к дому, сл...таться на корм, предл...жить помощь, предл...гать торт.

- Какая орфограмма встретилась?

- Прочитайте слова, объясните свой выбор.

- Все ли слова вы смогли проверить? Почему?

  1. Исследовательский этап.

- Сформулируйте проблему (есть корни с чередованием, правило написания которых нам неизвестно).

- Сформулируйте тему урока ( запись в тетради) Слайд 4        

- Какие цели мы перед собой поставим на уроке? (Выяснить, когда в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ- пишется буква О, а когда А. Тренироваться в написании слов с этой орфограммой.)

Для решения выявленной проблемы учитель предлагает стать исследователями и определить условия выбора букв  О-А в корнях.

 Работа с правилом. (групповая работа)

-Давайте попробуем самостоятельно, без помощи учебников, сформулировать правило правописания корней с чередованием А-О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-. Для этого внимательно посмотрите на карточки у вас на партах.

1. Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож-. Какое правило может получиться?(дети формулируют свои варианты правил, учитель записывает их на доске, затем они обсуждаются - выводится одно общее правило. Правило записывается на карточках  и в тетрадях). Слайд 5

    Переложить рукописи из шкафа на полку, слагаемые успеха, проложить курс корабля, полагать начало какому-нибудь делу, диаметрально противоположные мнения, основополагающий научный труд, заложить вход камнями, сказать предположительно, отправить наложенным платежом, прилагать все силы, выгодное капиталовложение.

   Слайд 6 Правило (мой вариант).______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

(Есть две особенности написания корней –лаг-, -лож-. Первая особенность: перед г пишется а, перед ж пишется о. Вторая  особенность :в корне -лаг-лож- в безударном положении А пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква О пишется, если за корнем нет суффикса –а-)

   Слайд 7

 ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.д. Исключение составляет слово ложиться

Неправильно говорить:

 «Ложу книгу на стол» 

Правильно говорить: 

«Кладу книгу на стол»

«Положу книгу на стол»

- Ребята, откроем учебник, прочитаем правило, данное в нем,  и сравним с тем определением, которое сформулировали вы.

- Ну, наконец, пришло время теоретические знания, полученные по этой теме  применить на практических заданиях.

Закрепление материала. Работа с учебником

Упр. №447

Высказать предположение, обсудить положение, расположиться на отдых, предлагать маршрут, разложить вещи, расположение комнат, прилагается счет, сложить вещи. 

Физминутка.

2.Найдите четвертое лишнее. Аргументируйте свой ответ. Сделайте вывод. Слайд 8

Сложение, положение, отложить, ложный.

Предложение, сложение, слагаемое, изложить.

Слайд 9

Вывод: при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение. Потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются  разные правила.

Контрольно-диагностический этап. Слайд 10

1.Цифровой диктант

-ЛАГ- - 1

-ЛОЖ- - 2

Положение, предложение, излагать, приложение, прилагать, отложить, слагаемое, сложение, возложить(2,2,1,2,1,2,1,2,2). 

2.От данных глаголов образуйте существительные и запишите их.

  • Излагать – …
  • Предлагать – …
  • Предполагать …
  • Располагать – …
  • Слагать – …
  • Прилагать …

(Взаимопроверка работ).

 Упражнения в словесности. Слайд11 (устно)

3. Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.

1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.

2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.

3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:

- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.

4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух.

5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал.

(А.Р. Беляев «Человек-амфибия»)

    Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.

Рефлексия.

- Кто сегодня доволен своей работой на уроке?

- Удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Что было интересно?

- Что было самым трудным для вас?

- Чью работу на уроке модно выделить и почему?

- Как вы оцените?

 Подведение итогов.  Оценивание учителем учебной деятельности обучающихся на уроке.

Слайд 12

Предположим, корень –ЛОЖ-

Вышел в дождик без калош.

Простудился, это ясно.

Состояние ужасно.

ПоЛОЖили на кроватку,

Как теперь ему несладко.

ПредЛОЖили мазь, уколы,

Пропускает бедный школу.

А вот умный корень –ЛАГ-

Суффикс –А-, как будто флаг,

За собою развернул

И ни разу не чихнул.

ПоЛАГаю, ясно, дети,

            Как писать вам корни эти?

 Домашнее задание. Упр 449, Сочинить лингвистическую сказку о правописании  корней –ЛАГ-, -ЛОЖ-.

Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож-. Какое правило может получиться?

Переложить рукописи из шкафа на полку, слагаемые успеха, проложить курс корабля, полагать начало какому-нибудь делу, диаметрально противоположные мнения, основополагающий научный труд, заложить вход камнями, сказать предположительно, отправить наложенным платежом, прилагать все силы, выгодное капиталовложение.

Правило___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож-. Какое правило может получиться?

Переложить рукописи из шкафа на полку, слагаемые успеха, проложить курс корабля, полагать начало какому-нибудь делу, диаметрально противоположные мнения, основополагающий научный труд, заложить вход камнями, сказать предположительно, отправить наложенным платежом, прилагать все силы, выгодное капиталовложение.

Правило___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож-. Какое правило может получиться?

Переложить рукописи из шкафа на полку, слагаемые успеха, проложить курс корабля, полагать начало какому-нибудь делу, диаметрально противоположные мнения, основополагающий научный труд, заложить вход камнями, сказать предположительно, отправить наложенным платежом, прилагать все силы, выгодное капиталовложение.

Правило___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.

1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.

2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.

3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:

- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.

4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух.

5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал.

(А.Р. Беляев «Человек-амфибия»)

   

 Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.

3. Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.

1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.

2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.

3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:

- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.

4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух.

5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал.

(А.Р. Беляев «Человек-амфибия»)

   

 Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.

3. Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.

1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.

2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.

3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:

- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.

4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух.

5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал.

(А.Р. Беляев «Человек-амфибия»)

   

 Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Буквы о – а в корнях -лаг-, -лож- »

Слайд 2

Мы ра ..п... ложились(2) (на) б.. регу л .. сного (1) озера .(4) Синтаксический разбор предложения, морфемный разбор, фонетический разбор.

Слайд 3

Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор орфограммы. Осв ... щать улицу, ухв ... титься за край, прибл...жаться к дому, сл... таться на корм, предл ...жить помощь, предл ...гать торт.

Слайд 4

Буквы о – а в корнях -лаг-, -лож-»

Слайд 5

Перел О жить рукописи из шкафа на полку, сл А г а емые успеха, прол о жить курс корабля, пол А г а ть начало какому-нибудь делу, диаметрально противопол О жные мнения, основопол А г а ющий научный труд, зал О жить вход камнями, сказать предпол О жительно , отправить нал О женным платежом, прил А г а ть все силы, выгодное капиталовл О жение . Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож- . Какое правило может получиться?

Слайд 6

.

Слайд 7

Неправильно говорить : «Ложу книгу на стол» Правильно говорить: « Кладу книгу на стол» « Положу книгу на стол» ЗАПОМНИТЕ !!! Корень - лаг -/- лож - называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Слово - исключение: полОг . Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить , ложу и т.д. Исключение составляет слово ложиться

Слайд 8

Сложение , положение, отложить, ложный Предложение , сложение, слагаемое, изложить. Найдите четвертое лишнее в каждой строке. Аргументируйте свой ответ. Сделайте вывод.

Слайд 9

Вывод : при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение. Потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются разные правила.

Слайд 10

2. От данных глаголов образуйте существительные и запишите их. Излагать – … Предлагать – … Предполагать… Располагать – … Слагать – … Прилагать … Контрольно-диагностический этап . 1. Цифровой диктант -ЛАГ- - 1 -ЛОЖ- - 2

Слайд 11

Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож- . 1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни. 2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке. 3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал: - Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни . 4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух. 5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал. (А.Р. Беляев «Человек-амфибия») Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.

Слайд 12

Предположим , корень –ЛОЖ- Вышел в дождик без калош. Простудился, это ясно. Состояние ужасно. ПоЛОЖили на кроватку, Как теперь ему несладко. ПредЛОЖили мазь, уколы, Пропускает бедный школу. А вот умный корень –ЛАГ- Суффикс –А-, как будто флаг, За собою развернул И ни разу не чихнул. ПоЛАГаю , ясно, дети, Как писать вам корни эти?

Слайд 13

Домашнее задание. Упр 449, Сочинить лингвистическую сказку о правописании корней –ЛАГ-, -ЛОЖ-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока по теме "Буквы А и О в корне -кос- и –кас- "

Урок русского языка в 6 классе по  теме: «Буквы А и О в корне -кос- и –кас- ». Урок объяснения новой темы. Цель: сформировать навык правильной постановки буквы А или О в корне с чередо...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»...

Презентация к уроку на тему: "Буквы А и О в корне -ГАР-, -ГОР-".

В презентации даны упражнения и задания для самостоятельной работы....

Разработка урока по теме "Буква Ь после шипящих. Правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ".

Разработка для проведения урока- практикума на  закрепление изученного материала...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы О и А в корне -КАС-,-КОС-"

Урок изучения нового материала. Используются сингапурские приемы....

Разработка урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"

Данный урок составлен по ФГОС с учетом возрастных особеннойтей пятиклассников....