Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы О и А в корне -КАС-,-КОС-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Микушина Елена Фёдоровна

Урок изучения нового материала. Используются сингапурские приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx45.72 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема: "Буквы а и о в корне

-кас- - -кос-".

Микушина Елена Фёдоровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Поповская СОШ»

п. Чернь

2018 г.

Тема: "Буквы а и о в корне -кас- - -кос-".

Цель:

–  выяснить условие написания изучаемых корней, научить владеть способом выбора а-о в корне -кас- - -кос-, способствовать формированию развития быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать правило написания букв а-о в корне кас – кос, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить, поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.

Личностные: формирование внимательного и уважительного отношения к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: Поисковый, исследовательский, игровой, здоровьесберегающий.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, маршрутные листы, оценочные листы.

Карта урока.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке, методическое обеспечение

Формируемые умения (УУД)

1. Организационный момент.

  1 мин.

Проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок.

- Здравствуйте, ребята.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (пять).

Сегодняшний урок, ребята, проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности и аккуратности.

Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте «Закон поднятой руки». Не забывайте о правильной осанке! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их (аплодисменты). Итак, начинаем урок. Учитель поднимает руку / ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания.

Подготовка рабочего места.

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу

фронтальная

Личностные:

- формирование положительной мотивации к изучению нового

2. Актуализация знаний

Слайд 1

   4 мин.

Игра « Справочное бюро».  Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД).(За правильно составленный вопрос и за правильный ответ по 1 баллу.

Учащиеся задают своим одноклассникам вопросы. Вспоминают правила.

 

фронтальная

Познавательные:
- знание теоретического материала.

Коммуникативные

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к мнению других;

3. Определение темы урока, формулировка цели и задач

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

   3 мин.

  5 мин.

  3 мин.

А теперь открываем тетради, записываем число, классная работа. А для темы оставьте строчку, пожалуйста. Чуть позже вы сами определите тему нашего урока.

Сегодня – 24 октября, обычный осенний день, а по народному календарю – Филиппов день, названный так в честь святого Филиппа – одного из  апостолов. На Руси на Филиппа обычно начиналась канитель — так наши предки называли распутицу и грязь на дорогах.

Мы с вами узнали новое слово, давайте попробуем составить словарную статью.

Канитель — 1.распутица и грязь на дорогах; 2. золотая или серебряная нить, используемая в вышивке.

Орфографическая работа.

Если на Филиппов день снег л…жится на мокрую землю и (не)тает, будет ранняя и тёплая в…сна. А к з…мёрзшей реке в этот день надо прик…снуться, чтобы стать богатым. Работа по цепочке. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их графически.

-Какая орфограмма вызвала у вас затруднение? (Буква о или а в корне кос, кас).

-Что же определяет выбор гласной в корне кос или кас.

Проведём наблюдение.

Касаться, прикосновение, касание, прикасаться, коснуться.

Перед вами ряд однокоренных слов. Посмотрите на них внимательно и попробуйте сказать, когда в корне кос, кас пишется а, а когда о.

/За правильный ответ – 1 балл/

Молодцы! А теперь сформулируйте тему урока и запишите её. А какова цель нашего урока?

Узнать правило написания корней –кос---кас-, научиться применять это правило на письме.

 Совместное определение темы урока, целеполагание.  

Учащиеся называют тему, цель урока. Предлагаемое уточняется учителем.

Оценивают свою деятельность в оценочном листе.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные:

– формирование умения определять и формулировать тему, цели и задачи урока без помощи учителя;

4. Усвоение новых знаний.

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 8

Слайд 9

 7 мин.

  7 мин.

 

  1 мин.

 

 

5 мин.

1.Работа с учебником.

Прочитайте правило в учебнике на с.104-105. Сравните с нашими выводами.

2. Работа со словарем.

Какое общее лексическое значение имеет корень с чередованием –кас – кос-?

За помощью обратимся к обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова. Сделаем это на примере слова КАСАТЬСЯ.

1.Дотрагиваться до чего-нибудь.

Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его.

2.Затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении.

Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его.

3.Иметь отношение к кому-либо, чему-либо.

Придумайте предложение с этим значением слова. Запишите его.

- Первое значение прямое, а второе и третье - …? (переносное)

- Однозначные или многозначные слова с корнем –кос – кас-? (многозначные)

3. Работа со словами на слайде.

Коса (девичья), скосить (траву), коснуться.

Запишите слова. /Работа уч-ся у доски/

Выделите в них корни, выясните, являются ли данные слова однокоренными. (Нет)

Сделайте вывод, что надо учитывать при выборе гласных в корнях? (При выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.)  /1 балл/ 

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих . Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

3. Работа в группах.

Составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о правописании корня -кас- - -кос-.

Алгоритм.

  1. Прочитать слово, найти корень.
  2. Проверить, не содержит ли корень проверяемую безударную гласную.  
  3. Если нет, то выяснить, есть ли после корня суффикс А.
  4. Если есть суффикс А, то писать в корне гласную А.
  5. Если нет после корня суффикса А, то писать в корне гласную О.

          Группы защищают свои работы, оценивают работу.

   

4. Работа со стихотворением.

Прочитайте стихотворение.

 

  На урок пришли в наш класс

  Корень –КОС- и корень –КАС-.

  Суффикс –А- примчался мигом,

  Оглушил всех громким криком:

  - Где Вы, где Вы, корень –КАС-?

  Не могу я жить без Вас!

  Если после корня –А-,

  С корнем –КАС- пиши слова.  

 

(Стихотворение распечатано на листах для заучивания дома).        

Работают с учебником.  Сравнивают собственные выводы с материалом учебника

 

Наблюдают за языковым материалом и на основе таблицы формулируют правило правописания корня кас-кос.

3.  Работают со словами на слайде. Записывают, выделяют корни, анализируют слова, делают вывод.

Составляют алгоритм рассуждения при решении вопроса о написании слов с корнем -кас- - -кос-.

Оценивают свою деятельность в оценочном листе.

Читают стихотворение.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме

6. Первичное закрепление.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

1. Распределительный диктант.

Записать слова в три столбика.

Слова: коснись ветки, прикасаться, косоворотка, касается рукой, нежное прикосновение, косой заяц, касательная линия, острая коса. /Каждая группа читает 1 столбик/ По 1 баллу за правильный ответ

2. Грамматическая зарядка

Задание

Если в корне “а” - сидим, если в корне “о” - встаем.

  • К…снуться чуда.
  • К…саться рукой.
  • Точки соприк…сновения.
  • Не к…саются влаги.
  • Прик..саться к стеклу.
  • Прик..снуться к тетради.
  • Длинная к..сательная.

ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.

3. Разноуровневые задания. Работа в группах. Проверяют друг у друга в группе. /

4.Работа с текстом в группах.

Прочитайте предложения. Составьте из них текст. Озаглавьте, определите тип речи, стиль речи, основную мысль текста. Найдите слова с чередованием гласных. Какие буквы надо вставить на месте пропусков? Почему?

  1. Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть, к..саясь носиком тарелки.
  2. Пол..жили ежа в шапку и домой принесли.
  3. Х..дили ребята по лесу и нашли под кустом ежа.
  4. Поел и шариком св..рнулся.
  5. Попробуй прик..снись к нему руками - везде иголки торчат.
  6. Прижился ежик у ребят и стал р..сти не по дням, а по ч..сам.

352146

Ходили ребята по лесу и нашли под кустом ежа. Попробуй прикоснись к нему руками - везде иголки торчат. Положили ежа в шапку и домой принесли. Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть, касаясь носиком тарелки. Поел и шариком свернулся. Прижился ежик у ребят и стал расти не по дням, а по часам.

(По Е. Чарушину)

2. Распределяют слова в три столбика, объясняют свое решение.

3. Работают в группах, выполняют разноуровневые задания, проверяют себя и друг друга, оценивают свою деятельность.

Выполняют задание, проверяют себя по слайду. Оценивают свою деятельность в оценочном листе.

4. Работают с напечатанными предложениями. Составляют текст, выполняют к нему задания.

Самостоятельная работа, работа в группах

Познавательные:

- формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала;

- анализ, сравнение;

- формирование умения группировать материал;

- построение речевого высказывания.

Регулятивные:

– формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре;

- воспитание уважительного отношения к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Слайд 16

§ 36, правило наизусть;

Индивидуальные задания по карточкам

Инструктаж о выполнении.

Запись домашнего задания

Разноуровне

вое задание

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организуется  рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.

- Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали?

- Назовите ключевые слова урока.

Оценка работы в группе.

-Используя  карточку учета знаний, оцените знания по данной теме, полученные на уроке.

Оцените смайликами, как усвоили сегодняшний результат.

Ребята отвечают на вопросы учителя,  оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты. Выставляют себе итоговую оценку в оценочном листе

Фронтальная.

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:умение строить речевое высказывание.

Оценочный лист учащегося.

Фамилия, имя____________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Этап урока

Оценка деятельности

Справочное бюро

1.

Орфографическая работа

Определение темы

Определение цели

Работа с учебником

Составление алгоритма

Распределительный диктант

Грамматическая зарядка

Работа в группах

Работа с текстом в группах

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...