Инновационная учебная программа по русскому языку для обучающихся 11 класса
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Гарькавская Ольга Геннадьевна

Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и отражает распределение часов по разделам курса.

       Программа рассчитана на 68 учебных часов

Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

                        по русскому языку

                                         среднее общее образование

                                                        (уровень общего образования)  

класс(ы)_ 11_

Программа разработана к учебнику

А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. Базовый уровень» 

 

Автор : О.Г.Гарькавская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа по русскому языку для обучающихся 11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Н.А.Николиной.

        Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и отражает распределение часов по разделам курса.

        Программа рассчитана на 68 учебных часов

Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Актуальность программы

Основными проблемами, с которыми сталкивается педагог при подготовке учащихся 11-х классов к ЕГЭ, являются: различная степень подготовки обучающихся, различный уровень учебной мотивации, необходимость на занятиях по русскому языку совмещать изучение учебного материала, комплексное повторение в аспекте подготовки к ЕГЭ, отработку навыков написания сочинения-рассуждения, проектную и учебно-исследовательскую деятельность по русскому языку. Указанные проблемы приводят к необходимости поиска особых подходов к организации и содержанию учебных занятий.

        Большинство программ по русскому языку для учащихся 11-х классов предполагают наличие базовых знаний и предусматривают обзорное повторение системного курса только в начале и в конце учебного года. Однако для большинства учащихся этого явно недостаточно, потому что требуется более глубокое повторение основных разделов русского языка параллельно с усвоением нового материала. Кроме того, требование нового стандарта предусматривает выполнение обучающимися проектной работы, что также требует значительных ресурсных затрат

Подробное повторение основных разделов в сочетании с изучением программного материала, выполнением учебного исследования в рамках урочной деятельности возможно при использовании технологии обучения крупными блоками, предложенной В.Ф. Шаталовым. Опираясь на опыт известного педагога, я предлагаю свой вариант планирования учебной деятельности по русскому языку обучающихся 11 класса.

На государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ проверяются знание учащимися системного курса русского языка, умение применять эти знания для решения практических задач, сформированность навыков работы с текстом. На основании этих требований я предлагаю 4 основных содержательных компонента программы:

  1. сведения о стилистике текста (основное содержание программы по русскому языку А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой);
  2. применение полученных знаний при выполнении практических заданий, совершенствование навыков работы с текстом;
  3. повторение основных разделов языкознания;
  4. проектная деятельность.

Предложенные содержательные компоненты нашли отражение в инновационной программе по русскому языку для обучающихся 11 класса.

В соответствии с этой программой  повторение основного курса русского языка и выполнение учебного проекта ведется параллельно с изучением нового материала.

Программа состоит из 7 разделов: язык и речь, научный стиль речи, публицистический стиль речи, официально-деловой стиль речи, разговорный стиль речи, художественный стиль речи, повторение.  Остановимся подробнее на некоторых разделах.

Вводный раздел «Язык и речь». При изучении данного раздела учащиеся не только вспоминают основные требования к речи, но и выполняют упражнения по освоению норм литературного языка, предупреждению ошибок, предполагающих нарушение морфологических и синтаксических норм. Вместе с тем обучающиеся изучают направления проектных и учебно-исследовательских работ и выбирают для себя тему учебного исследования. (3 часа).

На изучение научного стиля речи предлагается 8 часов. На первых двух уроках обучающиеся изучают весь теоретический материал: сферу применения, основные особенности, стилевые черты научного стиля речи. На следующих трех уроках особое внимание уделяется применению полученных знаний, т.е. анализу текстов научного стиля, а также формированию навыков понимания и интерпретации текста, способам формулировки проблемы, ее комментарию, выявлению авторской позиции. Параллельно в течение  трех уроков повторяются такие разделы языка, как фонетика, орфоэпия, словообразование и некоторые разделы орфографии. 1 урок посвящается  формулировки целей индивидуальной и/или коллективной проектной деятельности и определению конечного продукта.

При изучении публицистического стиля (12 часов) продолжается работа с текстом, акцентируется внимание на создании собственных высказываний на основе прочитанного текста, выражении собственной позиции по поднимаемому в тексте вопросу, на способах аргументации собственного мнения. Одновременно обучающиеся  повторяют  другие разделы: лексику, фразеологию, новые орфограммы.

 Следует отметить, что подобная тенденция изучения нового материала, предполагающая системное повторение основных разделов русского языка, прослеживается во всех последующих содержательных компонентах программы.

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11 КЛАСС,

68 ЧАСОВ

Сведения о стилистике

Применение полученных знаний, совершенствование навыков работы с текстом

Повторение основных разделов языкознания/

написание сочинения-рассуждения

Проектная

деятельность

Язык  и речь

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Создание устных высказываний на лингвистическую тему, оценка чужой и собственной речи с точки зрения соблюдения основных требований.

Основные нормы современного литературного языка. Нарушение морфологических и синтаксических норм.

Формулировка проблемы исходного текста. Определение позиции автора

Выбор темы проектной работы

4 ч.

1 ч.

 1 ч.

 1 ч.

1 ч.

Научный стиль

Сфера применения научного стиля, цель общения, признаки, разновидности. Основные жанры научного стиля речи. Языковые особенности научного стиля. Энциклопедии, словари и справочники.

Анализ текстов научного стиля речи. Определение темы, основных проблем в текстах научного стиля речи. Выявление авторской позиции в текстах научного стиля. Составление текста научного стиля речи с использованием плана, речевых клеше.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография: правописание гласных в корне, правописание согласных в корне, правописание приставок.

Способы комментирования проблемы художественного текста

Определение целей проекта и конечного продукта

9 ч.

2 ч.

3 ч.

3 ч.

Публицистический стиль

Сфера применения, цель, признаки и разновидности публицистического стиля. Жанры современной публицистики. Языковые особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности

Анализ текстов публицистического стиля. Создание собственных высказываний на основе прочитанного текста, выражение собственной позиции по затронутому в тексте вопросу. Способы аргументации собственного мнения

Лексика. Фразеология. Орфография: «Ы» и «И» после приставок, разделительный «Ъ» и «Ь», «Н» и «НН» в словах разных частей речи. Способы комментирования проблемы публицистиче-ского текста

Формирование проектных групп (при необходимости), определение источников информации, составление оптимального плана работы, сбор и обработка информации

14 ч.

3 ч.

5 ч.

4 ч.

2 ч

Официально-деловой стиль

Сфера применения, цель, признаки официально-делового стиля. Разновидности официально-делового стиля. Жанры и стилевые черты. Языковые особенности официально-делового стиля речи.  

Анализ текстов официально-делового стиля речи, создание собственных текстов официально-делового стиля разных жанров. Составление речевых клеше для текстов официально-делового стиля.  

Морфология.

Орфография: правописание суффиксов в словах разных частей речи, «не» с разными частями речи, выбор на письме частиц «не» и «ни», слитное, дефисное, раздельное написание слов разных частей речи.

Подлежащее и сказуемое. Способы комментирования проблемы худо-жественного текста

Сбор и обработка информации, корректировка планирования, решение проектных задач

11 ч.

2 ч.

2 ч.

4 ч.

3 ч.

Разговорный стиль

Сфера применения, цель, основные признаки разговорного стиля речи. Стилевые черты и жанры разговорного стиля. Языковые особенности разговорного стиля речи.

Анализ текстов разговорного стиля речи. Определение темы и микротем текстов. Выявление языковых особенностей разговорного стиля. Создание монологического и диалогического высказывания в разговорном стиле речи. Создание текстов письменных жанров разговорного стиля речи.

Простое предложение. Способы осложнения простого предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения, вводных и вставных конструкциях, обособленных и уточняющих членах, при обращении. Способы обоснования собственного мнения.

Сбор и обработка информации, корректировка планирования, решение проектных задач,

подведение промежуточных итогов

10 ч.

 2 ч.

3 ч.

3 ч.

2 ч.

Художественный стиль

Основные признаки художественного стиля речи. Связь языка художественной литературы с функциональными стилями речи. Черты, типичные для художественной речи в целом. Особенности языка художественного стиля. Средства художественной выразительности: тропы, стилистические фигуры.

Анализ текстов художественного стиля речи. Составление аннотации и рецензии на художественное произведение. Комплексный анализ текста: выявление проблематики, авторской позиции, способов её раскрытия. Создание собственных текстов на основе поднимаемых в исходном тексте проблем, выражение собственной позиции по затронутому в тексте вопросу.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных в сложноподчиненном предложение. Способы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Написание сочинения-рассуждения

Представление результатов проекта аудитории. Защита проекта.

Интерпретация полученных результатов. Самоанализ проектной деятельности

19 ч.

3 ч.

5 ч.

5 ч.

Повторение

2 ч.

Общая характеристика учебного предмета

         Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Содержание программы

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Культура публичной речи.

Культура разговорной речи.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Литературный язык и язык художественной литературы.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Синонимия в системе русского языка.

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

- знать/понимать:

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

- уметь:

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; в области аудирования и чтения;

• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- в области говорения и письма:

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа курса «Русский язык» для 7 класса

рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс к учебнику Ладыженской и календарно-тематическое планирование...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса ( 3 часа в неделю, всего 102 часа).

1. Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Л...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 класса (4 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ : М.Т.Баранов,  Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. «Русский язык». 5-9 кл...

Учебная программа по русскому языку для 7 класса

Материал содержит необходимые пункты, раскрывающие суть обучения русскому языку и соответствующие требованиям, предъявляемым к рабочим программам....

Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень)

Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень)...