Анализ контрольного диктанта «Чередующиеся гласные в корне».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Козлова Ирина Юрьевна

Анализ контрольного диктанта в 6 классе «Чередующиеся гласные в корне». Работа над ошибками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ контрольного диктанта «Чередующиеся гласные в корне». Работа над ошибками.

Учитель

Козлова Ирина Юрьевна

Дата. Класс

09.11.2018г    Русский язык.       6 «Г» класс

Цели деятельности педагога

Формировать грамотное письмо обучающихся  путём повторения  и закрепления изученных орфограмм

Тип урока

Урок коррекции знаний, умений и навыков

Планируемые образовательные результаты

Предметные: - выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их;

- формировать умение быстро ориентироваться в применении изученных орфограмм на практике, соотносить их с действующим правилом;

- самостоятельно подбирать и записывать примеры;

- самостоятельно находить изученные орфограммы в тексте;

- формировать орфографическую зоркость.

- получить возможность познакомиться с другими чередующимися корнями

Метапредметные: - способность определять цели предстоящей учебной деятельности;

- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения;

- развивать познавательную, эмоциональную и волевую сферу учащегося; овладевать умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекса.

Личностные: способность к самооценке и самоанализу в учебной деятельности, оказание помощи соученикам, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Методы и формы обучения

Анализ и синтез языковых явлений; фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net     http://zavuch.info     http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.intergu.ru         http://festival.1september.ru/subjects

Оборудование

Интерактивная доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Презентация по теме урока, дидактический раздаточный материал

Основные понятия

Нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктограмма

Организационная структура урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

Давайте, друзья, улыбнёмся  друг другу!                                                                                            

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы?  

Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

Приветствие;

проверка готовности к уроку, организует внимание

Проверяют наличие необходимых принадлежностей для урока, слушают учителя, настраиваются на урок.

фронтальная

Регулятивные: планируют  учебную деятельность с учителем и сверстниками

2.Актуализация. Целеполагание.

Беседа о целях и задачах урока.

Сообщение результатов контрольного диктанта:

«5»-8

«4»- 2

«3»-6.

«2»- 7

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию для определения цели урока.

«Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок".         Конфуций

«Что мы делаем всегда после письменных контрольных работ?

А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.

Какие цели для себя вы ставите на этом уроке? (к 3-4 учащимся)

Записываем в контрольных тетрадях число и тему.

Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал.

Возможные цели:

-исправить «2»

-получить хорошую оценку

-лучше усвоить тему

-узнать о других чередующихся корнях

-научиться анализировать и классифицировать

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: планируют необходимые действия

Вопросы для уточнения

3.Выявление места и причины затруднения

Работа над составлением таблицы «Работа над ошибками».

Игра «Аналитики, исследователи, экспериментаторы и Учёный секретарь»

Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать «незнание».

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

«Типичные ошибки»

Разг..рается,  з..ря, проб…раюсь, к..саются, зар..слей, бл..стит, предпол..гал, предпол..жения, заг..рели.

 «На какие группы можно разделить чередующиеся гласные в корне?»

Слушают друг друга, заполняют таблицу в тетрадях и 1 ученик на доске

Пишу правильно

Объясняю

Примеры

Таблица на доске:

От суффикса –а-

От ударения

От согласных в корне

Групповая, индивидуальная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: работают в сотрудничестве, задают вопросы с целью получения   информации

Закрепляют правила, приводят примеры.

4.Творческая практическая деятельность по реализации проекта урока

Работа  в группах с отрывками из текстов и пословицами по нахождению проверяемой орфограммы

Найдите в текстах и выпишите в столбики таблицы слова с чередующимися гласными в корне

Заполняют таблицу

От суффикса –а-

От ударения

От соглас. в корне

Групповая

индивидуальная

Познавательные: читают, анализируют, составляют предложения, словосочетания, извлекают нужную информацию, знакомятся с новым словом и его написанием

Выполнение упражнений в тетрадях и проверка на доске

Составьте рассказ по картинкам на слайде МП и выпишите слова с чередующимися гласными в корне

И словосочетания с чередующимися гласными в корне

У. поясняет значение нового слова

«У повара подгорел пирог.    Ребята загорали на пляже. У всех мальчиков темный загар. Только один из них не загорел»

Разложить костёр,

Располагаться группами

Маленький росточек

Приехать в Ростов

Возраст Земли

Услышать зорянку

индивидуальная

Дифференцированные задания на общелингвистическую компетенцию

Слайды мультимедийной презентации с редко встречающимися чередующимися корнями, с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

Сильные ученики выполняют задания без подготовки и заполняют таблицу.

индивидуальная

Физкультминутка

Мы устали – отдохнем.

       Встанем, глубоко вдохнем.

        Руки в стороны, вперед,

        Влево, вправо поворот.

        Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять,

        Руки плавно опустили,

        Всем улыбку подарили.

        Мы учиться все готовы

        И за парты сядем снова.

фронтальная

Регулятивные: работают в сотрудничестве

Выполняют упражнения

5.Закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний по другим орфограммам в диктанте.

5 – 1 ошибка

4 – 2-3 ошибки

3 – 3-4 ошибки

Диктант с  взаимопроверкой

У…кой  доро…кой,  к…лосья, уд…ржать, осв…щают  д…лёкие  п…ля, с…брать  …десь, опр…вдались, л…сные,   видиш…, г…ловки    земл…ники,   к…рзину,   выкупат…ся  и  прилеч…  на  свеж…м  сен...

Пишут диктант с взаимопроверкой. Анализируют собственные ошибки по образцу ранее выполненной работы.

Текст проверяется на интерактивной доске

парная работа

индивидуальная

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Выполнение упражнений на интерактивной доске и в тетрадях

6.Практическая деятельность по реализации проекта урока

Проверка грамматического задания к контрольному диктанту

Синтаксический  разбор  предложений:
Из  придорожных  зарослей  выпорхнула  перепёлка  и  скрылась  во  ржи.  

С  трудом  дотащил  я  до дома  полную  корзину  сладких  ягод.

Анализируют собственные ошибки по образцу ранее выполненной работы.

Синтаксический разбор предложений производится на интерактивной доске.

фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Выполнение упражнений на интерактивной доске и в тетрадях

7.Информация о домашнем задании.

Инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания и выставление оценок в дневники.

на «5» - составить небольшой связный рассказ с большим количеством чередующихся гласных

На «4» - составить словарный диктант из 10 слов на тему «Чередующиеся гласные», используя Интернет и  поисковые сервисы.

Записывают в дневники домашнее задание.

фронтальная, индивидуальная

Регулятивные:

анализируют, задают уточняющие вопросы, выбирают посильное задание.

8.Рефлексия и итоги урока.

Обобщение полученных на уроке сведений.

«Облако «тегов»

«Наш урок подходит к концу. Чему же мы научились? Достигли ли вы поставленных целей?»

Делятся впечатлениями от урока, рассказывают о достигнутых целях и показывают свой уровень достижений на графике слайда (интерактивная доска).

получили возможность познакомиться с другими чередующимися корнями 

фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: оценивают свою работу, строят высказывания о своих достижениях.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Приложение.

Рассказ учителя о значении слова ЗАРЯНКА (птичка).  

Названа по цвету оперения. Сравни: зарянка – зарево – заря.

Зарянка  - маленькая птица, которую еще называют малиновкой или реполовом, встречается буквально повсюду в Европе, кроме самого крайнего севера. Красногрудые зарянки из России и Скандинавии перелетают на зиму в более теплые края, но одними из первых возвращаются домой с весенним теплом. Небольшие изящные серые зарянки обоих полов обладают ярко-оранжевой грудкой, по которой птицу легко отличить от других. Интересно, что их птенцы появляются на свет с коричнево-бурым окрасом, а оранжевые перья на грудке вырастают только к 3-х месячному возрасту.

Старинная британская притча повествуется о том, как серая зарянка пыталась освободить Иисуса от тернового венца, который впивался в его голову. Так грудь зарянки покраснела от его крови.

Зарянки очень красиво поют. Питаются насекомыми и червяками, часто  караулят садоводов, занятых перекапыванием или рыхлением почвы. С середины 19-го века зарянка является неизменным символом Рождества в Великобритании.



Предварительный просмотр:

Группа № 1.

На з..ре петух поет,

С з..рькой солнышко встает.

Над рекою верба

Кл..няется ветру.

К..сят клевер к..сари,

Не к..саются земли.

Прил..гают много сил,

Чтобы клевер вкусным был

______________________________________________________________

Группа № 2.

Соб..раемся в поход:  

Ягод соб..рем в к..мпот,

Наб..рем грибов на суп;

Кушать будем прямо тут.

Пост..лив на пень скатёрку,

Нат..рев морковь на терку,

Заправляем суп грибной-

Будем есть его с тобой!

Зам..рая от восторга,

Смаковать мы будем долго!

Аромат сп..рает дух,

На здоровье, милый друг!

______________________________________________________________

Группа № 3.

1.Халата не черни,- к котлу не прик…сайся. Честь смолоду храни, с бесчестными не знайся.                        (Туркменская.)

2.И камень лёжа мохом обр…стает.

3.Когда на кухне три повара, обед получается с пригарками.

______________________________________________________________

Группа № 4.

1.Пока травка подр…стёт, много воды утечёт.

2.От доброго кореня добрая и отр…сль.

3.Когда пора для этого придёт, горят снега и пламенеет лёд.   (Калмыцкая.)

______________________________________________________________

Группа № 5.

1.Человек предпол…гает, а Бог  располагает.                

2.Где росла трава, там и ещё выр…стет.

3.Когда на кухне два повара, обед бывает пригорелый.   (Ассирийская)

______________________________________________________________

Группа № 6.

1.Горит, как бамбуковая хижина.   Японская.

 2.Мы с вами родня: На вашей бабушке сарафан горел, наш дедушка руки грел. Русская.

3.Неробкую душу вл…жил в меня Бог.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безударные чередующиеся гласные в корне Разработчик : учитель русского языка и литературы Козлова И.Ю. Тольятти, 2018 РУССКИЙ ЯЗЫК Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №21»

Слайд 2

Проверь себя! 1. Найдите группу слов только с чередующимися гласными? б) наклонился, неизмеримо, скакал, прикосновение а) загорелся вытирать приложил растущих МОЛОДЕЦ ! Далее Назад в содержание

Слайд 3

а) сдержать 2. Укажите слово с чередующейся гласной: в) склонила б) гористый Проверь себя! Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 4

г) зап … реть в) отд…рать б) зам… реть а) б…рут 3. Укажите лишнее слово: Проверь себя! Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 5

Проверь себя! 4. В каком слове пишется И ? а) ст…лить б) заж … гал в) соч… тание г) сд … ру Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 6

5) Укажите группу слов-исключений: Проверь себя! в) приг … рь з… ря утв… рь б) соч… тание выг … рки ск … чок а) р…сток р… внина прик … саться г) прил…гать выр .. щу пл… вец Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 7

Проверь себя! 6. Укажите верное утверждение: б) ) в корнях – зар -/- зор - в безударном положении пишется буква а а) в корнях – зар -/- зор - в безударном положении пишется буква о Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 8

7. Укажите ряд слов с буквой О : Проверь себя! г) заг … реть ск … кать изл … жение в) р… стовщик водор … сли выл…жить б) р…сточек скл …нить к… саться а) Р… стислав изл …гать отр … слевой Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 9

а) покл … нение 8. Укажите лишнее слово: Проверь себя! в) соск … чить г) пол…гать б) сотв … рить Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 10

9. Укажите ряд слов, в которых есть только чередующиеся гласные Проверь себя! а) р…стаял, зар … сти , перет … реть б) пол…г, обск … кать , соч… тание г) сл…гать, обмунд … рование , выж … гание в) к… сательная , к… са , нап … рали Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 11

10. Буква Е пишется : а) выб …раю в) зам…рать б) сд … рает г) б… ру Проверь себя! Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 12

11. Укажите лишнее слово: Проверь себя! г) положение в) логичный б) предлагать а) предложение Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 13

12. Укажите ряд слов с И : Проверь себя! в) соч… нение , в…сеть, словосоч … тание б) уд… вление , выч … тание , ож … релье а) д… рется , нап … рали , бл … стеть г) зад…рать, раст …рать, отп …рать Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 14

13. Укажите ряд слов с буквой А : Проверь себя! в) насл … ждение , утр… мбовать , отр … сль а) з … ря , непром … каемый , к… заться б) зап .. х , препод … ватель , пол…г г) выр …стать, ярм… рка , к… бинет Назад в содержание Далее МОЛОДЕЦ !

Слайд 15

Проверь себя! 14. В каком ряду во всех словах пишется буква О ? а)р… скошный , ост… новка , выр … сли г) ур … внение , иде …логия, погл … щать б) ук … ризна , дек…рация, прик … зать в) р… стовщик , прик … сновение , сл… жение Назад в содержание МОЛОДЕЦ ! Далее

Слайд 16

Проверь себя! 15. В каком ряду пишется Е ? а) с…док, вин…грет, разб … русь б) р… ферат , комб … незон , выт… реть в) сн …гирь, ед… ница , зам… реть г) соб … ру , заст …лить, д… ктант Назад в содержание МОЛОДЕЦ ! Далее

Слайд 17

Проверь себя! Если тебе удалось правильно ответить на 13-15 вопросов, ты молодец! Если верных ответов 10-12, необходимо повторить теоретический материал. Если правильно удалось ответить лишь 7-9 раз, требуется серьёзно заняться повторением! Назад в содержание

Слайд 18

Толковый словарик Назад в содержание 2. Зоревать -встречать рассвет, не ложиться спать до рассвета. 3. Зорянка — птица. 4. Изгарь -что-либо горелое, гарь. 5. Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, а также (устар.) вообще занавеска. Ситцевый полог. Полог тумана (перен.) 1. Выгарки – остатки от сгорания, перегонки, перетопки чего-нибудь. 6. Плывун – илистый, песчаный или суглинистый слой подпочвы, обильный водой. Подвижный от воды грунт. Зыбучие плывуны. 7. Ростовщик – человек, который дает деньги в долг под большие проценты.

Слайд 19

Источники информации Назад в содержание Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ // www.gramota.ru / Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. // ozhegov-shvedova.ru Поникарова Л. А. Русский язык. Фонетика, словообразование, орфография в таблицах и заданиях: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. с. 190 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/ Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр по русскому языку для 5 класса по теме "Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 295px;"}}]]Учебный тренажёр состоит из 2 разделов: тренажёр и уп...

Контрольное тестирование "Чередующиеся гласные в корне слова"

Данная работа может быть использована на уроках-контролях знаний в 6 классе после изучения темы  "Чередующиеся гласные в корне слова"...

Контрольная работа по теме "Чередующиеся гласные в корне слова " 6 класс

Контроьный диктант с грамматическим заданием...

Открытый урок "Анализ контрольного диктанта «Чередующиеся гласные в корне». "

Анализ контрольного диктанта в 6 классе «Чередующиеся гласные в корне». Работа над ошибками....