Конспект урока русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Галактионова Ольга Стефановна

Конспект урока русского языка в 5 классе по повторению и обобщению знаний  раздела "Морфемика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx28.59 КБ
Office presentation icon testy_po_teme_morfemika_5_klass.ppt884 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа

Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография.

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

(Конспект открытого урока)

5 класс

Галактионова Ольга Стефановна,

учитель русского языка и литературы

г. Велиж

Цели:

- повторить, закрепить  и обобщить знания по данному разделу;

- формирование навыка грамотного письма;

 - воспитывать интерес к русскому языку

Планируемые результаты

Личностные:

  • стремиться к речевому самосовершенствованию

Метапредметные:

  • уметь создавать письменные тексты, используя слова с изученными орфограммами.

Предметные:

  • учащиеся должны знать морфемный состав слова;
  • уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, система голосования, документ-камера.

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд 1

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография. Этой страны вы не найдете на географической  карте. Я думаю, что  ваши знания помогут преодолеть препятствия, которые встретятся вам на пути.

Постановка целей урока.

-Давайте с вами определим, что мы сегодня будем повторять.

 - Ребята, смотрите, перед нами страна.

 - Как она называется? (Морфемика).

Юнга растерялся: забыл, что такое морфемика. Поможем ему, объясним.

- Что такое Морфемика? (раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы)

- На острове вы видите большие возвышенности. Это самые крупные города острова.

- Как они  называются? (Приставка, Корень, Суффикс, Окончание, Основа).

- Какое они имеют общее название? (Морфемы или части слова)

Какие орфограммы мы с вами изучили в разделе «Морфемика»

Нарисуйте лицо человечка с помощью морфем. Изобразите свое настроение.

Мы отправимся путешествовать на корабле. Корабль отплывает. Слайд 2

По ходу следования мы будем делать путевые заметки. В оценочные листы вписываем свои заработанные баллы, вы также можете получить дополнительные баллы.

  1. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация изученного.
  1.  Перед вами пролив «Орфографический»

Вспомним, какие правила правописания мы изучали в разделе «Морфемика»

- правописание неизменяемых приставок,

- правописание приставок на З и С,

- правописание корней с чередованием ЛАГ – ЛОЖ,

- правописание РАСТ, РАЩ – РОС,

- правописание О-Ё после шипящих,

- правописание И-Ы после Ц

Работа на интерактивной доске.

  1. Остров Лексический

 Вы должны по лексическому значению отгадать  слово и записать его

Слайд 3

О-Ё после шипящих

Правописание гласных в корне

Чередующиеся гласные

И-Ы после Ц

жёлудь

крыжовник

жокей

щёголь

пчёлы

возраст

росток

заросли

предложение

прилагательное

цыплёнок

цитата

конституция

циклоп

цилиндр

                 

Чередование

1. Количество лет от рождения - возраст

2. Недавно появившийся из семени стебелёк - росток

3. Густо разросшиеся кустарники, деревья - заросли

4. Синтаксическая единица, в которой выражена законченная мысль – предложение

5. Часть речи, которая обозначает признак предмета – прилагательное

О-Ё после шипящих

1. Семя дуба – жёлудь

2. Плоды колючего кустарника – крыжовник

3. Профессиональный наездник на скачках – жокей

4. Человек, любящий наряжаться – щёголь

5. Насекомые, собирающие мёд – пчёлы

И-Ы после Ц

1. Птенчик курицы – цыплёнок

2. Точная выдержка из какого-либо текста – цитата

3. Основной закон государства – конституция

4. В древнегреческой мифологии одноглазый великан – циклоп

5. Высокая твёрдая шляпа с небольшими полями – цилиндр

Взаимопроверка. Поставьте оценку в свои оценочные листы.

Физминутка

Ребята, а вы не устали в дороге? Тогда давайте сделаем короткую остановку.

Закройте глаза и послушайте звуки моря, звуки шторма, и гудок корабля вновь зовет нас в путешествие.

  1. «Морские ворота» Подбор однокоренных слов.

Мы подплываем к морским воротам. Был сильный ветер, и слова перепутались. Соберите слова в свои гнезда.

Работа в группах. Проверка с помощью документ-камеры.

 1 гнездо: вода, водный, водяной, подводник.

 2 гнездо: водить, водитель, выводить.

 3 гнездо: беречь, уберегли, сберегательный.

 4 гнездо: берег, бережок, побережье, набережная, береговой, прибрежный.

 5 гнездо: милый, помиловать, милашка.

 6 гнездо: разум, умница, умненький, умничать.

4.  Работа с текстом

Путешествие продолжается. Наш любопытный юнга выловил бутыль с письмом, но от воды некоторые буквы исчезли. Давайте восстановим текст.

Слайд 4

 «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы!Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. Достигли возр…ста быка, а ум меньше, чем у теленка. А ведь там выр…слипомидоры, их надо собирать. Дорожки позар…стали бурьяном, а за забором сорняки р…стут не по дням, а по часам. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор…сли. Яблоки выр…сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает сочинять. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр…щенный урожай! Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выр..стить – годы.
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

  1. Тестирование с помощью системы голосования.

Вот и заканчивается наше путешествие по стране Морфемика (слайд 14). И нам осталось только вернуться домой. А чтобы опять оказаться дома, мы должны пройти тест.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Путешествие подошло к концу, и мы опять дома. 

Слайд 5

Какие правила мы сегодня вспомнили? Какие орфограммы для вас трудны, на какие нам надо еще обратить внимание?

В соответствии с этим оцените свою работу и поставьте себе оценку.

Выставление оценок.

Нарисуйте еще раз ваше настроение. Изменилось оно?

7. Запись домашнего задания.

Спасибо за работу на уроке.

Оценочные листы

Этапы урока

Баллы

Пролив Орфографический

Остров Лексический

Морские ворота

Тест

Дополнительные баллы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тесты по теме «Морфемика»

Слайд 2

Корень - это… А) Изменяемая часть слова. B ) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. C ) Часть слова без окончания. D ) Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Слайд 3

Суффикс - это… А) Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. B ) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. C ) Часть слова без окончания. D ) Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Слайд 4

В каком варианте ответов все слова с чередующейся гласной в корне? А) 1. Он знал эту отр…сль производства. 2. Ночь уже л…жилась на горы. B ) 1. Разр…слись кусты крыжовника. 2. В темноте ра…давались странные ш…рохи . C ) 1. Лёгкие обл…ка создавали причудливые формы. 2. Бе…престанно завывал в ветвях вет…р.

Слайд 5

В каком варианте ответа есть слова с корнями, в которых чередуются А – О? А)Синим утром УДИВЛЁН, ЗАЦВЕТАЕТ в поле лён. B ) ЧАРОДЕЙКОЮ зимою ОКОЛДОВАН, лес стоит… C )По крыше ВЫЛОЖИЛИ жесть, и дом готов, и крыша есть.

Слайд 6

В каких вариантах ответов есть слова с безударными гласными корня, которые проверяются ударением? А) Через забор кистями красными повиснула Р…БИНА . B ) За горами, за ж…лтыми долами протянулась тропа деревень. C ) Весь веч…р будет играть м узыка . D ) Туман как будто ра…ходится .

Слайд 7

8. В каком ряду во всех словах нужно писать «ё»? А) ш…лковый, ш…рох, ж…сткий Б) расч…ска, трещ…тка, ш…мпол, В) расч…т, ж…лтый, ч…лка Г) тяж…лый, капюш…н, ч…рствый

Слайд 8

9. Укажите, на месте каких цифр нужно писать «и» Ц(1)ган взял «Конституц(2)ю» и выписал оттуда ц(3)тату, а потом отправился на лекц(4)ю по ц(5)рковому искусству; там он получил консультац(6)ю по спец(7)альности. А) 2,3,4,5,6,7 Б) 1,3,6,7 В) 3,4,5 Г) 1,7

Слайд 9

10. В каком ряду все слова написаны правильно? А) безболезненный, вскрикнуть, изпортить, разжимать Б) бесшумный, разгадать, вздыхать, взпорхнуть В) распилить, бесцельный, рассмотреть, безграничный Г) бежалостный, расписание, бесконечный, безбрежный

Слайд 10

11. В каком ряду во всех словах пишется «о»? А) р…сла, выр…щивать Б) р…сток, отр…сль В) р…стительность, р…стение Г) р…стовщик, выр…с

Слайд 11

12. В каком ряду нет исключений? А) щ…тка, ш…рох, чеч…тка Б) ц…плёнок, ц…трусовые, ц…ркуль В) р…стовщик, р…стение, выр…с Г) вл…жить, р…стить, ч…рный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...