Фонд оценочных средств дисциплины "Русский язык"
методическая разработка по русскому языку

Дмитриенко Людмила Серафимовна

В материале представлен комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Русский язык" специальности 08.01.10 "Мастер жилищно-коммунального хозяйства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_fos_po_rya._mzhkh.docx91.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я)

ГАПОУ РС (Якутия) «Алданский политехнический техникум»

Фонд оценочных средств дисциплины

БД.01.Русский язык

Специальность 08.01.10

Мастер жилищно-коммунального хозяйства

Форма обучения очная

Кафедра-разработчик: Кафедра общепрофессиональных дисциплин

Преподаватель русского языка и литературы: Дмитриенко Людмила Серафимовна

Алдан

2016г

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт фонда оценочных средств дисциплины «Русский язык»...................3
  2. Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык»..............................................................4

1. Паспорт фонда оценочных средств по учебной дисциплине «Русский язык»

№ п/п

Контролируемые Темы (разделы) учебной дисциплины

Код контролируемых компетенций

Наименование

оценочного средства

1

Раздел 1. Основные понятия о языке. Понятия о языковой норме современного русского литературного языка

ОК1-ОК7

В результате усвоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

В результате усвоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

опрос

2

Тема 1.1. Понятие о языке

опрос

4

Тема 1.2. Понятия о языковой норме

опрос

6

Раздел 2. Функциональные стили современного русского литературного языка

Тесты, анализ текстов

7

Тема 2.1. Функциональные стили СРЛЯ

Тесты, анализ текстов

10

Тема 2.2. Научный стиль СРЛЯ

Тесты, анализ текстов

12

Тема 2.3. Официально-деловой стиль СРЛЯ

Тесты, анализ текстов

Тема 2.4.Публицистический стиль СРЛЯ

Тесты, анализ текстов

Тема 2.5. Разговорный стиль СРЛЯ

Тесты, анализ текстов

Раздел 3. Основы русского языка

тесты

Тема 3.1. Фонетика и фонология

Тесты, упражнения

Тема 3.2. Орфоэпия

Тесты, упражнения

Тема 3.3. Графика. Орфография

Тесты, упражнения

Тема 3.4. Лексика

Тесты, упражнения

Тема 3.5. Фразеология

Тесты, упражнения

Тема 3.6. Словообразование

Тесты, упражнения

Тема 3.7. Грамматика

Тесты, упражнения

Тема 3.8. Морфология

Тесты, упражнения

Тема 3.9. Синтаксис

Тесты, упражнения

Тема 3.10. Орфография

Тесты, упражнения

Тема 3.11. Пунктуация

Тесты, упражнения

Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык»

2.1.Вопросы для контроля знаний по разделу 1. Основные понятия о языке. Понятия о языковой норме современного русского литературного языка.

  1. Докажите, что язык является динамичной, развивающейся системой языковых единиц, объединенных в языковые уровни.
  1.  Назовите и раскройте содержание основных функций языка.
  2. Раскройте понятие языковая норма, литературный язык.
  3. Назовите основные виды норм русского литературного языка. Приведите примеры языковых норм.

2.2 Тексты для стилистического разбора по разделу

2.Функциональные стили современного русского литературного языка

Задание

  1. Охарактеризуйте речевую ситуацию.
  2. Определите цель текста.
  3. Определите стиль текста.
  4. Укажите в тексте языковые особенности (лексические, синтаксические) данного стиля.

Текст 1

Языковые единицы кроме основного (денотативного) значения могут иметь дополнительные семантические или стилистические значения или окраску (стилистические коннотации), ограничивающие возможности употребления данной единицы языка определенными сферами и условиями общения. Различают эмоционально-экспрессивные и функционально-стилевые разновидности стилистических коннотаций. Эмоционально-экспрессивные коннотации связаны с выражением отношения к предмету, его оценкой (дружище, зайчишка). Функционально-стилевые коннотации обусловлены преимущественной сферой употребления языковой единицы в какой – то определенной сфере общения. Традиционно языковые средства с функционально-стилевой окраской разделяются на книжные ( отчизна, интеллект) и разговорные(читалка, ехидный).

Т.П.Плещенко

ТЕКСТ 2.

Человеческие поступки выражаются в деятельности в слове, во взгляде. Слово - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи. Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок – предательство. Бывает наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься , нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал. Одно-единственное твое слово может создать у людей мнение о тебе как о хаме или невежде, пустопорожнем болтуне или хвастуне.

В.А.Сухомлинский

ТЕКСТ 2

Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня... Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.

И вдруг мы увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.

А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств.

Что ж пальма! - под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.

А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.

В. А. Солоухин

Текст 4

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего профессионального образования, выдается диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего профессионального образования и квалификацию по соответствующей профессии или специальности среднего профессионального образования.

2.3. Тесты текущего контроля по разделу 3. Основы русского языка

Тема 3.3.Орфография

ТЕСТ 1

  1. НЕ пишется слитно со всеми словами ряда …
  • (не)кланяясь в пояс, (не)доразумение, (не)мог заснуть, отвечал очень (не)брежно;
  • (не)облагаемый, (не)подсудное дело, полный (не)вежда в музыке, (не)сколько;
  • (не)веселый, а грустный взгляд; (не)шестой, река была (не)широка, (не)кого спросить;
  • юноша крайне (не)вежлив, вести себя (не)принужденно, душевные (не)взгоды, (не)видеть леса.
  1. НЕ пишется слитно со всеми словами ряда …
  • (не)редко приходил, (не)обычный, (не)победимый; говорить (не)громко, но понятно;
  • (не)идет работа, (не)допек, (не)переводимый, (не)рад встрече;
  • (не)возможно выполнить, (не)восьмой, (не)сегодня, (не)доразумение.
  • (не)долет, (не)проверяемый, (не)намерен молчать, (не)куда.
  1. НЕ пишется слитно со всеми словами ряда …
  • (не)забываемые дни, слова (не)расслышаны; прыгнул (не)высоко, а низко; (не)давая опомниться;
  • совершенно (не)освещенная комната, (не)пользуясь успехом, (не) найдя выхода, (не) с кем встретиться ;
  • (не)достает выдержки, (не)сколько вопросов, (не)я виноват, поступил далеко (не)смело;
  • (не)дорогой, но красивый ситец; еще (не)хоженые тропы, (не)что новое, (не)откуда ждать помощи.
  1. Буква Ъ пропущена во всех словах ряда …
  • об…ятья, в…южный, из…ян;
  • в…езжать, с…экономить, фельд…егерь;
  • ин…екция, барел…еф, об…ект;
  • об…единение, пан…европейский, вз…ерошить.
  1. Буква Ь пропущена вовсех словах ряда …
  • ден…щик, лиш…, из убежищ …;
  • постич…, вскач…, колосистая рож…;
  • русская печ…, ключ…, занавес…те;
  • зажеч…, воздух свеж…, упряж…
  1. Буква О пропущена во всех словах ряда …
  • прич…м, петуш…к, намеренный подж…г;
  • копч…ности, Печ…рин, чуж…й;
  • лж…т, галч…нок, ш…мпол;
  • ш…ссе, Ш…лохов, сильный ож…г.

7. НЕ пишется слитно со всеми словами ряда...

  • (не)слушал задание, (не)дальновидный человек, очень (не)продуманное решение, (не)кому позвонить
  • (не)дающий ответа, (не)один ты устал, (не)мало воды утекло, обед (не)готов
  • (не)лепый поступок, (не)кого спросить, (не)достает терпения, (не)обитаемый остров
  • (не)дуг, нести (не)суразицу, (не)обладающий тактом; (не)интересно, но необходимо

8. Одна и та же буква пропущена во всех словах ряда...

  • в…кансия, к…ламбур, б…хрома
  • абон…мент, вин...грет, б...нокль
  • прив…легия, арт…ллерия, з…фир
  • г...рдероб, г…строном, пап...ротник

9. НЕ пишется раздельно со всеми словами ряда...

  • (не)забываемые дни, слова (не)расслышаны; прыгнул (не)высоко, а низко; (не)давая опомниться
  • совершенно (не)освещенная комната, (не)пользуясь успехом, (не)найдя выхода, (не)с кем встретиться
  • (не)дорогой, но красивый ситец; ещё (не) хоженые тропы, (не)что новое, (не)откуда ждать помощи
  • (не)достаёт выдержки, (не)сколько вопросов, (не)я виноват, поступил далеко (не)смело

10. Буква О пропущена во всех словах ряда...

  • ш…в, ш...мпол, ч...порный
  • ш..рох, туш..ный, печ..нка
  • ж…сткий, медвеж…ок, свеж…
  • упрощ…нный, ч…рствый, волч…нок

11. НЕ пишется слитно со всеми словами ряда...

  • (не)идёт работать, (не)допёк, (не) переводимый, (не)рад встрече
  • (не)редко приходил, (не)обычный, (не)победимый;

говорить (не)громко, но понятно

  • (не)долет, (не)проверяемый, (не)намерен молчать, (не)куда
  • (не)возможно выполнить, (не)восьмой, (не) сегодня,

(не)доразумение

12. Буква Ё пропущена во всех словах ряда,..

  • ж…кей, изж…га, ж…рдочка
  • ш…ры, туш…ный, ноч…вка
  • пощ…чина, суш…ный, чеч…тка
  • ж…сткий, медвеж…нок, ш…в

13. Буква Ь пропущена во всех словах ряда.

  • молодеж…, ушьёш..., растолоч…
  • восемь груш…, испеч… булку, товарищ…
  • пелена туч…, какая-то блаж…, увлеч…ся
  • камен…щик, вскач…., прижеч…

14. НЕ пишется слитно со всеми словами ряда...

  • (не)решительность характера, (не)дам ни глоточка, (не)отразимость доводов, (не) приглядный поступок
  • (не)вырастил ни зёрнышка, (не)десятый маршрут; (не)попугай, а орёл; (не)увязка в работе
  • (не)слушая оппонентов; путь (не)близок, а далёк; (не)дальновидный человек, (не) смотря по сторонам

(не)дозрелый арбуз, (не)казистая фигура, вижу (не)кошенный луг, (не)ласковый и надменный ухажёр2) Он… как огня… боялся фамильярности и держал себя очень сухо.

3) Каждый день предстает передо мною… как праздник нежданный.

4) Не видал я… как юность прошла стороной, как легла на виски седина.

ТЕСТ 2

1. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.

1) Естественные науки… это науки о природе.

2) Знать язык лучше, чем сейчас, … моя мечта.

3) Обитатели Горюхина… большей частью роста среднего.

4) Чай пит… не дрова рубить.

2. Поставьте, где нужно, запятую, тире или двоеточие в предложениях с однородными членами.

1) Кругом были пни… да корявые стволы… да поросль.

2) Гул падающих стволов слышался… то справа… то слева… то позади.

3) По-моему, крестьянский мальчик… как только родится… так и начинает страстно мечтать прокатиться верхом на лошади.

4) Ничто… ни трудности наступления, ни сила, ни храбрость врага… не могло сломить непобедимого духа дивизии.

3. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с определениями.

1) Солнце село, и на небе замерли… розовые от заката… облака.

2) Язык отражает глубокое знание жизни и природы… приобретенное человечеством.

3) Митя надел фуражку с кокардой и … торжествующий… радостный… выбежал на улицу.

4) Дом Дельвигов стал одним из самых любимых домов Пушкина в Петербурге, когда… освобожденный из ссылки… он появился там в мае 1827 года.

4. Поставьте, где нужно, запятые или тире в предложениях с приложениями.

1) У каждого народа есть своя святыня… место на родной земле, которое особенно дорого его сердцу и разуму.

2) П.Л. Капица… один из известнейших физиков двадцатого столетия… внес крупнейший вклад в исследование атомного ядра.

3) Путь мой шел мимо Бердской слободы… пристанища пугачевского.

4) Лишь я… таинственный певец… на берег выброшен грозою.

5. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обстоятельствами.

1) Меж тем… померкнув… степь уснула.

2) Путники услышали шум ручья и … приободрившись… двинулись вперед.

3) Осветив черепицу на крыше… и согрев древесину сосны… поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

4) Дождь прошумел… омыв землю щедрыми струями…и… уступая место разгорающемуся рассвету… затих.

6. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с вводными словами и конструкциями.

1) Вы отгадаете… конечно… кто этот гость нежданный был?

2) По пророчеству метеорологов… должны были пройти дожди, но все дни стояла «великая сушь».

3) Он любил жизнь, и… видимо… жизнь его тоже любила.

4) Однако… загадка эта должна была вскоре разрешиться.

7. Поставьте, где нужно, запятые в сложносочиненных предложениях.

1) Землю подсушил мороз… и запорошило первым нежным снегом.

2) Там, в море, паруса плутали… и непричастные жаре медлительно цвели платаны и осыпались в декабре.

3) Сосна светолюбива… и ее крона на стройном стволе словно распластана в высоком небе.

4) Кто сосед мой одинокий… и о чем тоскует он?

8. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчиненных предложениях.

1) Там… где на Землю падает полутень Луны… наблюдается частичное затмение Солнца.

2) Кажется… что… если вглядеться в аквамарин… то увидишь тихое море с водой цвета звезд.

3) Для того… чтобы волны не могли залить судно… все люки были наглухо закрыты.

4) Хорошо сидеть одному в поле, слушая… как радостно щебечут птицы… и … как где-то далеко звенит колокольчик проезжей тройки.

9. Поставьте тире или двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.

1) В еловом лесу всегда темно… ветви елей плотно застилают солнце.

2) А за переправой клубилась стена пыли… от города на запад шли войска.

3) Биться в одиночку… жизни не перевернуть.

4) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время… так считал еще Аристотель.

10. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с союзом как.

1) Ни одно другое искусство не занимает такого большого места в жизни… как музыка.

2) Слышно… как небольшие льдины стучат о баржу.

3) И… как прежде… все зазеленело, чтоб тянуться к солнцу и цвести.

4) Дерево… как компас, умей пользоваться им в пути.

ТЕСТ 3

Деепричастный оборот употреблен правильно в предложении…

  • Открыв дверь, моим глазам предстала странная картина.
  • Придя к врачу, старушке определенно нездоровилось, и она утомленно присела на край стула.
  • Чуть свет я встал и, наскоро напившись чаю, пускался в путь.
  • Прибыв в ближайший порт, пароходу с берега передели приказ причалить немедленно.
  1. Деепричастный оборот употреблен правильно в предложении…
  • Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко.
  • Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.
  • Взобравшись на лестницу, он достал старые лыжные ботинки.
  • Приехав с работы, мне стало значительно лучше.
  1. Ошибка в употреблении причастного оборота допущена в предложении…
  • Приехавшие участники на конференцию должны зарегистрироваться;
  • Сентябрьское солнце, ярко пронизывающее прозрачный воздух, уже низко.
  • Чайник висел на палке, положенной на вбитые в земли рогульки.
  • Заря сквозит оттенком алым, подернут блеском небывалом покрытый снегом косогор.
  1. Слова, набранные курсивом, НЕ выделяются или НЕ отделяются запятыми в предложении …
  • В тишине на руль склоняясь наш кормщик умный в молчанье правил грузный челн.
  • Если скажем за интеллигентность принять умение творчески воспринимать жизнь, обостренное чувство этики и страсти к познанию, то и у станков можно встретить немало интеллигентных людей, а у конструкторских пульманов напротив неинтеллигентных.
  • Утомленные хлопотами последних дней убаюкиваемые покачиванием вагона и ритмическим стуком колёс мы очень скоро уснули.
  • Роман задуман Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи.
  1. Слова, набранные курсивом, НЕ выделяются или НЕ отделяются запятыми в предложении …
  • Все в этом лесу казалось сложенным и обустроенным, поэтому мы прекрасно чувствовали себя в незнакомой обстановке.
  • Каждую летнюю зарю Герасим несмотря на глухоту ходил в поля ловить тетеревов.
  • В мире не счесть мастеров-виртуозов артистично владеющих рисунком, живописью, композицией и создающих великолепные полотна.
  • О Русь покойный уголок тебя люблю, тебе и верую.
  1. Слова, набранные курсивом, НЕ выделяются или НЕ отделяются запятыми в предложении …
  • За кровь и слезы жаждавшей расплаты тебя мы видим сорок первый год.
  • А в одном месте к нашим ногам выполз из лесного мрака словно гигантский удав пышный, нестерпимо яркий поток мха.
  • Надо, чтобы костер был во-первых бездымен; во-вторых не очень жарок, а в-третьих в полном безветрии.
  • С дальних степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снегаземли.
  1. Правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые, в ряду …

Герасим видел в небе несчетные звезды (1) светившие его пути (2) и (3) как лев (4) выступал сильно и бодро (5) так что (6) когда восходящее солнце озарило своими красными лучами только (7) что расходившегося морлодца (8) между Москвой и им легло уже тридцать пять верст.

  • 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8;
  • 1, 2, 3, 4, 6, 8;
  • 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8;
  • 1, 2, 5, 6, 8.
  1. Правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые, в ряду …

Океан цвета тусклого чугуна был совершенно спокоен (1) когда розово-палевый свет стал подниматься (2) распахнутым веером из-за далекого (3) черного берега (4) но капитан (5) стоя на мостике (6) тревожно следил за лейтенантом (7) который свесился над носовой оттяжкой штага (8) стараясь разглядеть возможную мель (9) или не показанный на карте риф.

  • 1, 4, 5, 6, 7, 8;
  • 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8;
  • 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8;
  • 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
  1. Правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые, в ряду …

Талант (1) есть национальное сокровище (2) окупленное историческим опытом (3) он выдается под моральную расписку (4) как скрипка Страдивари (5) молодому поколению (6) и родина вправе требовать возврата с законным процентом (7) чтоб не скудела национальная казна.

  • 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8;
  • 3, 4, 6, 7, 8;
  • 2, 3, 4, 5, 6, 7;
  • 2, 3, 4, 6, 7, 8.

10. Слова, набранные курсивом, НЕ выделяются или НЕ отделяются запятыми в предложении...

  • Мы артиллеристы хлопотали около орудий.
  • Ты письмо моё милый не комкай, до конца его друг прочти.
  • Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём.
  • Под прозрачной коркой льда журчит ручей, и вторя ему на лесных обсохших камнях бормочут тетерева-косачи.

11. Правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, в ряду...

Талант (1) есть национальное сокровище (2) окупленное историческим опытом (3) он выдаётся под моральную расписку (4) как скрипка (5) Страдивари (6) молодому поколению (7) и родина вправе требовать возврата с законным процентом (8)чтоб не скудела национальная казна.

  • 2,3,4,5,6,7

ТЕСТ 2

  1. Вставьте пропущенные гласные.

1) Посв…тить жизнь науке; 2) безотл…гательный;

3) вег…тарианец; 4) вз…мать налоги.

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.
  1. Редкос…ный экспонат; 2) уча…ствовать в игре;

3) ат…естат; 4) кристал…ьный.

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные Ь или Ъ.
  1. Раз..емный; 2) четырех…осный;

3) п…едестал; 4) камен…щик.

  1. Вставьте пропущенные буквы в приставках.
  1. Бе…смертный; 2) бе…полезный;

3) пр…дать огласке; 4) вступать в пр…рекания.

  1. Вставьте пропущенные буквы после шипящих и Ц.
  1. Пощ…чина; 2) ож…г руку;

3) стать врач…м; 4) энц…клопедия.

  1. Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное и раздельное написание.
  1. Сорок…градусный мороз; 2) экологически…чистый;

3) морозо…стойкий; 4) торгово…промышленный.

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в существительных.
  1. Солом…нка; 2) много вишен…;

3) нищ…та; 4) жить в общежитии… .

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в глаголах.
  1. Оборуд…вать помещение; 2) поля стел…тся;

3) пове…ло холодом; 4) не ссор…тесь друг с другом.

9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в суффиксах имен прилагательных и существительных.

  1. Восприимч…вый; 2) масл…ное пятно;

3) песчан…ая отмель; 4) беспридан…ица.

10. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

  1. Рокоч…щий гул; 2) крепко насто…нный чай;

3) ломан…ая линия; 4) тяжелоранен…ый солдат.

11. Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное и раздельное написание.

  1. Интересоваться изредк…; 2) сыграть в…ничью;

3) отложить на…завтра; 4) связать крепко…накрепко.

12. Определите слитное и раздельное написание.

  1. Иметь в…виду; 2) в…следствие болезни;

3) поступить точно так…же; 4) в…течение шести лет.

13. Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное и раздельное написание.

  1. Это н…что иное, как ущелье; 2) когда…то давно;

3) крайне не…вежлив; 4) идти не…торопясь.

ТЕСТ 3

1. Вставьте пропущенные гласные.

1) Пок…яние; 2) бл…стать красноречием;

3) интелл…гентный человек; 4) под…интегральное число.

2. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.

1)Доблес…ный труд; 2) студен…чество;

3) тер…аса; 4) миллиграм… .

3.Вставьте, где нужно, пропущенные Ь или Ъ.

1)Ин..екция; 2) бур…ян;

3) летняя кухон…ка; 4) шиповник колюч… .

4.Вставьте пропущенные буквы в приставках.

1) Ни…провергать авторитеты; 2) бес…чувсвенный;

3) пр…возмочь усталость; 4) пр…вратности судьбы.

5.Вставьте пропущенные буквы после шипящих и Ц.

1)Щ…лочь; 2) дириж…р;

3) растуш…вка; 4) шуба из ц…гейки.

6.Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное и раздельное написание.

1)Власт…любие; 2) промышленно…развитый регион;

3) чугуно…литейный завод; 4) гамма…лучи.

7.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в существительных.

1)Единственный кормил…ц; 2) маленький воробьишк…;

3) шиповн…к; 4) в ближнем зарубежь… .

8.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в глаголах.

1) Наслед…вать имущество; 2) обеспеч…те порядок;

3) уже смерка…тся; 4) пчелы жал…т.

9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в суффиксах имен прилагательных и существительных.

1)Вдумч…вый исследователь; 2) вод…ные знаки;

3) румян…ые лица; 4) бессребрен…ик.

10. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

1)Удосто…нный награды; 2) мел…щий муку работник;

3) смышле…ый ребенок; 4) некипячен…ая вода.

11. Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное и раздельное написание.

1)Переписать набел…; 2) поступить по…своему;

3) дружба на…века; 4) встретиться после…завтра.

12. Определите слитное и раздельное написание.

1)Снегу было мало, снежных буранов то…же. 2) На площади все так…же шумели, суетились люди. 3) Полевые дороги в…следствие постоянных дождей были размыты. 4) Старайся, что…бы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.

13. Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное и раздельное написание.

1)Все…таки задача решена; 2) как…будто согласился;

3) долго не…размышляя; 4) вести себя не…подобающе.

Тесты по теме 3.11. Пунктуация

ТЕСТ 1

1. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.

1) Музыка… это язык души, это в звуках выраженная мысль.

2) Древние греки говорили, что чувство меры… есть последний и высший дар богов человеку.

3) Лучший способ сохранить друга… не предавать его.

4) Книга для ума… что теплый дождь для всходов.

2. Поставьте, где нужно, запятую, тире или двоеточие в предложениях с однородными членами.

1) Во всем… в теплых солнечных лучах, в щебетании птиц, в журчании ручьев… звучит весенняя симфония.

2) Ни столба, ни стога, ни забора… ничего не было видно.

3) Когда-то на острове… как белых… так и голубых песцов было великое множество.

4) Погибший день, ты был ничтожен… и пуст… и мелочно тревожен.

3. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с определениями.

1) Звенящие на ветру… стебли высохших трав покрывают дикую степь.

2) Закон… живущий в нас… называется совестью.

3) Лес… казавшийся мне до сих пор пустынным… вдруг оживился.

4) Опрятней модного паркета блистает речка… льдом одета.

4. Поставьте, где нужно, запятые или тире в предложениях с приложениями.

1) Федотов… замечательный художник-реалист… был зачинателем критического направления в русской живописи.

2) Офицер… товарищ Тушина… был убит в начале дела.

3) Спят лайнеры… скитальцы океана.

4) Мороз… владыка великой северной пустыни… сжимает воздух.

5. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами.

1) И голосов нестройный гул теряется, и караван идет… звеня издалека… и… низвергаясь сквозь туманы… блестит и пенится река.

2) Метель кружит… засыпая глубоким снегом берег.

3) Мы долго стояли и глядели, как… выбегая из-под темного полога льда… вода встречалась с солнцем.

4) Трясогузки… раскачивая длинными хвостами… и… перескакивая с кочки на кочку… о чем-то весело переговаривались.

6. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с вводными словами и конструкциями.

1) К счастью… в стороне блеснул свет и помог мне выйти на дорогу.

2) Душа моя… я помню… с детских лет чудесного искала.

3) Однако… пора сказать несколько слов о том месте, куда мы приехали.

4) Оба работника сидели на меже… вероятно… раскуривая общую трубку.

7. Поставьте, где нужно, запятые в сложносочиненных предложениях.

1) Сидел рыбак веселый на берегу реки… и перед ним по ветру качались тростники.

2) Прошло несколько лет… и обстоятельства привели меня в те самые места.

3) У меня, я чувствовал, закипало на сердце… и поднимались к глазам слезы.

4) Ночью шел дождь… да порывами бил сырой, пронизывающий ветер.

8. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчиненных предложениях.

1) Я поспешил проститься… потому что ехал по весьма важному делу… и сел в кибитку.

2) По мере того… как поднималось солнце… день теплел и веселел.

3) Чувствуется… что этот человек знает много… и что у него есть своя мера.

4) Замечено… что… если люди подолгу живут одиноко в тайге… они привыкают говорить вслух.

9. Поставьте тире или двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.

1) Выйду утром на крылечко, погляжу окрест… вьется речка недалечко, а за речкой лес.

2) Еще выстрел… кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса.

3) Я оглядываюсь на Кремль… золотится Иван Великий.

4) В счастье дружбой пользуются… в беде ее проверяют.

10. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с союзом как.

1) Сердцем старайся сберечь… как звездное небо России… обычную русскую речь.

2,3,4,6,7,8

  1,2,3,4,5,6,7,8

  3,4,6,7,8

12. Слова, набранные курсивом, НЕ выделяются или НЕ отделяются запятыми в предложении...

  • Сам Андерсен говорил, что легче всего писал сказки оставаясь наедине с природойособенно в то время, когда отдыхал в лесах Зеландии, почти всегда окутанных неплотным туманом.
  • Вот кажется солнце коснулось тихой воды у берега.
  • Обгоняя нас, бежали, шурша по мостовой, высохшие за лето листья клена.
  • Досуг мне разбирать вины твои щенок.

13. Правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, в ряду…

Любовь часто ошибается (1) видя в любимом предмете то(2) чего нет (3) но иногда только любовь же (4) открывает в нём прекрасное и великое (5) которое недоступно наблюдению (6) или уму.

  • 1,2,3,5
  • 1,3,4,5,6
  • 3,4,5,6
  • 1,2,3,4,5,6

14. Деепричастный оборот употреблён правильно в предложении...

  • Торопливо ступая по тропинке, и мне стало немного не по себе от скорого свидания с родными местами.
  • Читая статью, создастся впечатление о причастности к описываемым событиям.
  • Разузнав в подробностях всё о предстоящем путешествии, дальнейшие разговоры его не интересовали.
  • Отец, заглянув в детскую, удовлетворённо улыбнулся.

15. Правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, в ряду...

Всё это я выдумал(1) потому что решительно не помнил(2) что мне снилось в эту ночь; но когда Карл Иваныч (3) тронутый моим рассказом (4) стал утешать и успокаивать меня (5) мне казалось(6) что я точно видел этот сон.

  • 1,2,5,6
  • 1,2,3,4,5,6
  • 2,3,4,5,6
  • 1,2,3,4,5

ТЕСТ 4

  1. Сколько запятых нужно поставить в предложении? Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

А) 1

Б) 2

В) 3

  1. Сколько запятых нужно поставить в предложении? Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.

А) 1

Б) 2

В) 3

  1. Сколько запятых нужно поставить в предложении? На полках по углам стояли кувшины бутылки и фляжки зеленого и синего стекла резные серебряные кубки позолоченные чарки всякой работы.

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую

I. Никаких признаков деревни или поселка

II. Только песни я любил да товарищей

А) Только в I

Б) Только во II

В) И в I, и во II

Г) Ни в I, ни во II

  1. В каком случае нужно ставить запятую? На девственном снегу пустынной (I) лесной дороги вился за ним вялый (II) нечеткий след.

А) Только в I

Б) Только во II

В) И в I, и во II

Г) Ни в I, ни во II

  1. Какого знака недостает в предложении? На всем на полу, на стульях, на столе без скатерти лежал толстый слой пыли.

А) Тире

Б) Двоеточие

В) Двоеточие и тире

  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить тире.
  1. Упрямство есть слабость, имеющая вид силы
  2. Услуга в дружбе вещь святая

А) Только в I

Б) Только во II

В) И в I, и во II

Г) Ни в I, ни во II

  1. В каком предложении есть обращение? (Знаки не указаны).
  1. О Родина святая какое сердце не дрожит, тебя благословляя
  2. Здравствуй солнце да утро веселое

А) Только в I

Б) Только во II

В) И в I, и во II

Г) Ни в I, ни во II

  1. Выберите предложение, в котором есть вводные конструкции? (Знаки не указаны).

А) Словом можно убить словом можно спасти словом можно полки за собой повести

Б) Разговор опять принял как будто самый мирный оборот

В) Неосторожно быть может я поступила.

  1. В предложении Горы, поросшие деревьями, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними запятые употреблены:

А) Для выделения вводных конструкций

Б) Для обособления определений

В) Для обособления приложений

  1. Сколько запятых нужно поставить в предложении? В полночь хлопнула кухонная дверь и громко топая и громко разговаривая вошли Лиза и Марфуша.

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

  1. Сколько запятых нужно поставить в предложении? Мягкое и серебристое оно (море) слилось там с синим небом и крепко спит отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных не скрывающих собою золотых узоров звезд

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

13. В каком предложении недостает запятой? I.Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на поля. II. Все дерево как большой зеленый шатер

А) Только в I

Б) Только во II

В) И в I, и во II

Г) Ни в I, ни во II

  1. Сколько запятых нужно поставить в предложении? Я люблю тебя жизнь и хочу чтобы лучше ты стала

А) 1

Б) 2

В) 3

  1. Сколько запятых нужно поставить в предложении? Я приду и если Вы чего-нибудь не поняли объясню

А) 1

Б) 2

2.4 ТЕСТЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Требования к процедуре оценки по дисциплине «Русский язык»:

предлагается письменная экзаменационная работа в виде тестов.

В экзаменационную работу включены 29 заданий закрытого типа - часть 1 (А1-А29), 8 заданий открытого типа - часть 2 (В1-В8). Задания второй части проверяют умение анализировать текст.

Экзаменационная работа по русскому языку проверяет знания, умения и навыки по основным содержательным разделам учебного предмета в соответствии с тем объемом и значимостью, которые определены для этих разделов в нормативных документах. По своему содержанию и структуре экзаменационная работа является своеобразной матрицей изучаемого курса.

В работе по русскому языку пропорционально представлены основные разделы и аспекты курса. Они проверяют:

  • знания из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.
  • речеведческие знания:
  • текст как речевое произведение; смысловая и композиционная целостность текста; последовательность расположения частей текста;
  • типы речи: повествование, описание, рассуждение;
  • стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный;
  • отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
  • знания основных орфографических и пунктуационных правил;
  • специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
  • владение нормами литературного языка:
  • орфоэпическими;
  • лексическими;
  • морфологическими;
  • синтаксическими;
  • стилистическими;
  • умения, связанные с разными видами речевой деятельности (чтением и письмом).

Задания, включенные в экзаменационную работу, также проверяют владение различными видами деятельности:

  • умения применять знания в знакомой ситуации.

Задания в экзаменационной работе располагаются по возрастающей степени трудности. Все задания 1 части работы (А1-А29) проверяют усвоение учащимися

базового уровня по предмету. Все задания 2 части работы (В1-В8) , проверяющие умение анализировать текст, относятся к повышенному уровню сложности.

В экзаменационной работе по русскому языку проверяется умение:

  • строить связное высказывание;
  • применять лингвистические знания в работе с языковым материалом;
  • решать орфографические задачи;
  • применять морфологические знания к решению орфографических задач;
  • применять синтаксические знания при решении пунктуационных задач;
  • применять речеведческие знания к анализу текста.
  • определять стиль и тип текста;

На выполнение экзаменационной работы отводится 6 часов.

  • Критерии выставления оценок

В критерии оценок уровня подготовки студентов входят:

  • уровень усвоения материала, предусмотренного учебной программой по русскому языку;

уровень практических умений, продемонстрированных при выполнении практического задания.

За верное выполнение каждого задания 1 и 2 части обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Количество баллов

% выполненной работы

Оценка

34-37 баллов

90 - 100 %

«5» (отлично)

30-33 балла

80 - 89 %

«4» (хорошо)

26-29 баллов

70 – 79 %

«3» (удовлетворительно)

менее 26 баллов

0 – 69 %

«2» (неудовлетворительно)

Итоговая оценка записывается в протоколе.

  1. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вариант 1

Часть 1

А 1. В каком слове все согласные звонкие?

1) покрытие 2) сильный 3) бумага 4) желудок

А 2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)глУпо 2) понЯл 3) буржуАзия 4) дОбыча

А 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов и убеждений, отрицающих существование бога»?

1)аскетизм 2) атеизм 3) архаизация 4)атавизм

А 4. В каком предложении вместо слова ТАКТИЧНЫЙ нужно употребить ТАКТИЧЕСКИЙ?

1) Все ответы дипломата были ТАКТИЧНЫМИ.

2) Его ТАКТИЧНЫЙ поступок гости оценили по достоинству.

3) Умному и ТАКТИЧНОМУ человеку всегда везет с карьерой.

4) Во время танкового сражения был решен ряд ТАКТИЧНЫХ боевых задач.

А 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) трое учеников

2) самое величественнейшее слово

3) обеих учениц

4) пара ботинок

А 6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Раскрывая вольнодумство Дон Жуана,

1) о разрешении же пьесы не могло быть и речи.

2) автор не отказывается от обличения этого героя.

3) это воодушевляло актера Вилара.

4) ему ли подчиняться этим законам.

А 7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Пушкин - самое драгоценное, что есть в России.

2) Унижения, которые испытала в юности Екатерина, закалили ее характер.

3) В 1805 году в Риме на вершине Авентинского холма Боливар дал торжественную клятву освободить родину от испанского господства.

4) Образ Наполеона появляется в произведениях А.С. Пушкина, оценивая его.

Прочитайте предложения и выполните задания А8-А11.

А. И именно здесь была найдена печатная книга, созданная примерно в 868 году.

Б. Ни одно изобретение не рождается в голове одного человека как бы из ничего, и книгопечатание не является в этом отношении исключением.

В. Последняя была известна в Китае еще за много веков до Гутенберга.

Г. Печати и кольца с печаткой, которые работают на том же принципе, что и ксилография, использовались с давних времен.

А 8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) Б, В, Г, А 2) Б, Г, В, А 3) Б, Г, А, В 4) В, Б, А, Г

А 9. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в одном из предложений?

1) была известна (предложение В)

2) печати использовались (предложение Г)

3) книга была найдена (предложение А)

4) не является (предложение Б)

А 10. Какая характеристика соответствует предложению Б?

1) простое, осложненное однородными членами

2) сложносочиненное

3) сложноподчиненное

4) сложное бессоюзное

А 11. В каком предложении есть полное страдательное причастие

1) В 2) Г 3) Б 4) А

А 12. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) залетный 2) приготовив 3) приснившийся 4) водный

А 13. Укажите неверное объяснение написания слова.

1) отождествление - безударная гласная корня проверяется словом тОждество

2) кумачОвый - в суффиксе прилагательного под ударением после шипящих пишется О

3) ВытрИте незамедлительно пыль! - в окончании глагола II спряжения пишется И

4) лошадиНый - в суффиксе прилагательного -ИН- пишется Н

А 14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) оскв..рнить, блестящий, уд..рет

2) обн..жить, р..сток, з..рянка

3) в..стибюль, в..негрет, в..ртуоз

4) мелкая стру..ка, интересная кни..ка, сдобная ватру..ка

А 15. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) дезинформация, об..ндеветь, подытожить

2) без..языкая, в..юга, объективно

3) премьера, пр..стиж, привилегии

4) ра..жать, ра..жечь, ни..ринуться

А 16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква у?

1) колышщий траву зверь; руки крепко держ..т

2) птицы щебеч..т; тян..щая нить мастерица

3) бегуны после забега часто дыш..т; хозяйки хлопоч..т

4) рокоч..щий водопад; врачи леч..т

А 17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. въедл..вый

Б. со..вый

В. глянц..вый

Г. милосг..вый

1) А, В, Г 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, Б

А 18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Весной (не)нагретая солнцем земля ждала с нетерпением тепла и света.

2) Часто старшеклассники (не)дооценивают свои возможности.

3) Отнюдь (не)ясная ночная дорога испугала прохожих.

4) Комната (не)вымыта тщательно и хорошо.

А 19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) В(ТЕЧЕНИЕ) зимы здесь (ПО)МНОГУ недель не бывает электричества.

2) ЗА(ТО) зима ТАК(ЖЕ), как и осень, оказалась теплой.

3) ЧТО(БЫ) выполнить задание правильно, учащиеся (НА)КАНУНЕ посетили музей.

4) Им (В)ДОГОНКУ довольный Дмитриев кричал радостно ТО(ЖЕ) приветствие, что и все.

А 20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустой сад ( ) и теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Около коней (1) неторопливо жевавших овес (2) суетились крестьяне (3) воровато глядевшие по сторонам (4) и вздрагивавшие при каждом шорохе.

1) 1,3,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3 4) 1,2,3,4

А 22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложениях должны стоять запятые?

Китайцы (1) наверное (2) всегда связывали имя Цай Луня с

изобретением бумаги. О жизни (3) однако (4) Цай Луня известно

немного.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 2,3,4 4) 3,4

А 23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Людская молва то казнит то милует то коронует.

2) Одевался так Григорий летом и зимой и в жару и в морозы.

3) С помощью особого состава мастер возвращал блеск медной посуде или отмывал пятна на старой плите.

4) Квартиры Ф. Шопена как на шоссе д'Антен так и на улице Тронше напоминали его французским друзьям изящные бонбоньерки.

А 24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В бедном окне мастерской штемпелей и печатей наибольшее место занимали эмалированные дощечки с надписями: «Закрыто на обед», «Обеденный перерыв от 2 до 3 ч. дня», «Магазин закрыт».

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?

Художники (1) свободного времени (2) у которых (3) было много (4) охотно повели Остапа и Балаганова к Феофану Мухину.

1) 1,3 2) 1,4 3) 2,4 4) 1,2,4

А 26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Римский император Константин является одной из ключевых фигур в европейской истории (1) и (2) если принять во внимание его влияние на историю человечества (3) то его следует поставить в один ряд с Александром Великим (4) который нам более известен.

1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3

Прочитайте текст и выполните задания А27-А29; В1-В8.

(1)Так как на произведения Репина всегда был усиленный спрос и каждому самому мелкому коллекционеру хотелось иметь у себя «что-нибудь репинское», ловкие маклаки и торговцы пустили в продажу множество более или менее искусных подделок, где репинский размашистый мазок был по-дилетантски утрирован.

(2)Репин никогда не мог привыкнуть к существованию этих подделок, и всякий раз они вызывали у него изумление и ярость.

(3)Насколько я помню, гнев никогда не возбуждался в нем личной обидой. (4)Но всякий раз, когда ему почудится, что кто-нибудь так или иначе оскорбляет искусство, он готов был своими руками истребить ненавистных ему святотатцев.

(5)В то же лето у того же колодца он чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. (б)Вундеркинд был угрюмый мальчишка, одетый, несмотря на жару, в бархатный, золотистого цвета костюм. (7)Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным». (8)3вали его Эдя Рубинштейн. (9)Все искусство этого несчастного заключалось в том, что он умел рисовать десятки раз, не глядя на бумагу, но заученным, очень элементарным шаблонам одни и те же контуры зверей - тигра, верблюда, обезьяны, слона. (10)Едва только к скамейке приблизился Репин, женщина жестом профессионального фокусника развернула перед сыном широкий альбом, и тот привычною рукою очень ловко и быстро изобразил эту четверку зверей. (11)И сейчас же, без передышки стал рисовать их опять и опять, так что не успели мы оглянуться, вся бумага оказалась усеянной множеством совершенно одинаковых тигров, Одинаковых слонов и т.д.

(12)Шаблонная механичность этой бездушной работы вызвала в Репине злую тоску. (13)В искусстве ценились им живое, творческое отношение к натуре, темпераментность, взволнованность, а однообразные изделия вундеркинда- ремесленника казались Репину оскорблением искусства. (14)Мать «будущего Репина» победоносно глядела на всех, ожидая славословий и восторгов.

(15)И вдруг Илья Ефимович страдальческим голосом негромко сказал ей:

- Убийца.

(16)И с такою ненавистью посмотрел на нее, словно руки у нее были в крови...

(17)Женщина мгновенно превратилась в разъяренную крысу, и мне насилу удалось увести ее прочь.

К. Чуковский

А 27. В каких предложениях выражена основная мысль текста?

1) 3,4 2) 4,5 3) 11, 12 4) 12, 13

А 28. Определите стиль и ведущий тип речи текста.

1) научный стиль; описание и рассуждение

2) художественный стиль; повествование с элементами рассуждения

3) художественный стиль; описание

4) разговорный стиль; рассуждение

А 29. Какое из предложенных слов употреблено в тексте в переносном значении?

1) произведения (предложение 1)

2) восторги (предложение 14)

3) ремесленник (предложение 13)

4) подделки (предложение 2)

Часть 2

Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами.

В 1. Назовите способ образования слова ПО-ДИЛЕТАНСКИ (предложение 1).

В 2. Из предложений 12-14 выпишите все местоимения.В 3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании СКАЗАЛ ЕЙ (предложение 15).

Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.

В 4. Среди предложений 2-7 найдите сложное, в состав которого входит безличное предложение. Напишите номер этою предложения.

В 5. Среди предложений 7-14 найдите такие, которые осложнены обособленными распространенными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

В 6. Среди предложений 5-10 найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В 7. Среди предложений 6-10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В 8. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 5-17? Напишите номера этих средств выразительности.

1) анафора

2) сравнительный оборот

3) ряды однородных членов предложения

4) эпитеты

5) риторический вопрос

  1. Инструкции экзаменатору (варианты ответов к тесту)

Вариант 1

1

А1

3

2

А2

1

3

А3

2

4

А4

4

5

А5

2

6

А6

2

7

А7

4

8

А8

2

9

А9

3

10

А10

2

11

А11

4

12

А12

1

13

А13

3

14

А14

1

15

А15

4

16

А16

2

17

А17

2

18

А18

2

19

А19

3

20

А20

3

21

А21

3

22

А22

1

23

А23

4

24

А24

2

25

А25

2

26

А26

1

27

А27

4

28

А28

2

29

А29

3

30

В1

Приставочно-суффиксальный

31

В2

Этой, им, всех

32

В3

управление

33

В4

4

34

В5

9,14

35

В6

5

36

В7

9

37

В8

2,3,4

Список источников информации

1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – Москва, ВАКО, 2014.

2. Золотарева И.В. Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – Москва, ВАКО, 2010

3. Егорова Н.В., Дмитриева А.П., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку. – Москва, ВАКО, 2015

4. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания. Автор: Львов В.В.. Издательство: Экзамен, 2012 г.

5. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания. Автор: Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Издательство: Экзамен, 2013 г.

6. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к экзамену. – Москва, Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине Иностранный язык специальность 250109 Садово-парковое и ландшафтное строительство (базовой подготовки) 4 курс

Данный Фонд оценочных средств (ФОС)  предназначен для оценивания знаний, умений и компетенций студентов  по дисциплине «Иностранный язык». ФОС включает в себя: паспорт оценочных средст...

Фонд оценочных средств для проведения мониторинга по русскому языку в 7 коррекционном классе

КИМы к рабочим программам «Письмо и развитие речи» для обучающихся в 7коррекционном классе 8 вида спецшколы №1...

Контрольно-Оценочные Средства как часть Фонда Оценочных Средств

Данные методические рекомендации помогут в работе над созданием собственных контрольно-оценочных средств, являющихся частью комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы....

Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплинеОУД.02 Иностранный язык (английский язык) специальности: 43.02.03 Стилистика и искусство визажа43.02.12 Технология эстетических услуг43.02.13 Технология парикмахерского искусства

Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплинеОУД.02 Иностранный язык (английский язык) специальности: 43.02.03 Стилистика и искусство визажа43.02.12 Технология эстетических услуг43.02.13 ...