ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЧАСТИЦА КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Презентация к уроку русского языка 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chastitsa_kak_chast_rechi.ppt509.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Частица как часть речи

Слайд 2

Сравните предложения 1. Я выучил уроки. 2. Я не выучил уроки. 3. Я бы выучил уроки… 4. Вряд ли я выучу уроки.

Слайд 3

- это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола. Частица -

Слайд 4

Функции частиц вносят различные оттенки значения в предложение служат для образования форм слова Как хорошо! Пусть встретят Прочитал бы

Слайд 5

Разряды частиц формообразующие смысловые отрицательные

Слайд 6

Формообразующие частицы образуют примеры Условное наклонение глагола Повелительное наклонение глагола Степени сравнения прилагательных и наречий бы (б) да, давай, давайте, пусть, пускай более, менее, самый

Слайд 7

что _ бы Различай слова с частицей и союзы чт об ы Что бы предпринять? Чт об ы что-то предпринять, надо хорошо подумать.

Слайд 8

Выражают вопрос: разве, неужели, ли восклицание: что за, как, ну и, вот так усиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, ну указание: вон, вот, это выделение: только, лишь, ограничение: почти, исключительно сомнение: вряд ли, едва ли уточнение: именно, как раз смягчение требования: - ка Смысловые частицы

Слайд 9

Что за прелесть эти сказки! 2. Как бы узнать, что там делается за воротами? 3. Вот эта детская тетрадь с моими детскими стихами. 4. Неужели в самом деле все сгорели карусели? 5. Как же мне не веселиться? Определите значение частиц в предложениях восклицание формообразующая указание вопрос восклицание

Слайд 10

1)Что(бы) вы хотели узнать о частицах? 2)Что(бы) правильно писать частицы, надо уметь отличать их от других частей речи. Запишите предложения, раскрывая скобки. 1) Выпишите слова с проверяемой гласной в корне слова. хотели, писать, отличать, частей 2) Выпишите слово с неизменяемой приставкой. отличать 3) Укажите номер сложноподчиненного предложения. 2

Слайд 11

Пишутся через дефис прилагательные местоимения наречия частицы Жёлто-синий (цвет) Горько-солёный (горький и соленый) Кое-кто Кто-нибудь Кто-либо Кто-то По-осеннему По-дружески Во-первых Кое-как Где-то Когда-нибудь Еле-еле Принеси-ка

Слайд 12

1.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело, любо! 3.Далеко видно кругом. 4.Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. 5.Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны! Выразительно прочитайте текст 1) Впишите из текста частицы, укажите, что они выражают. вот, вон, как 2) Выпишите слова с приставками, правописание которых зависит от глухости (звонкости) последующего согласного. разгорается, предрассветный, всплывает 3) Выпишите из предложения № 1 слово с чередующейся гласной в корне. разгорается

Слайд 13

1.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело, любо! 3.Далеко видно кругом. 4.Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. 5.Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны! Выразительно прочитайте текст 4) Укажите № предложения с причастным оборотом. 5 5) Сколько грамматических основ в предложении № 1. 1 – заря разгорается 2 – полосы потянулись 3 – жаворонки поют 4 – ветер подул 5 – солнце всплывает

Слайд 14

Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. Морфологический разбор частицы Вон – частица. 1 . Доп.значение указания. 2. Смысловая

Слайд 15

Отрицательные частицы НЕ и НИ ЧАСТИЦА НЕ СЛУЖИТ: 1. Для придания отрицательного смысла: не писал не работал

Слайд 16

2. Для придания положительного смысла, если частица НЕ стоит при двух глаголах, один из которых МОЧЬ: Я не мог не прочитать эту книгу. Частица НЕ служит

Слайд 17

3. Для придания положительного смысла в вопросительных и восклицательных предложениях с обобщающим смыслом: Где он только не бывал! – Везде он бывал! Кто не знает имени Льва Толстого? – Все знают имя Льва Толстого! Частица НЕ служит

Слайд 18

Для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (при существительном в родительном падеже): Кругом ни деревца. Частица НИ служит

Слайд 19

Частица НИ служит 2. Для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словом НЕТ. Не слышно ни звука.

Слайд 20

3. Для выражения утверждения, после слов КТО, ЧТО, КАК, КУДА и т.п.: Кто ни взглянет на Машино рукоделие, всякий залюбуется. Частица НИ служит

Слайд 21

Если опустить частицу НИ , смысл предложения не изменяется, пропадает лишь оттенок усиления (в отличие от частицы НЕ , которую нельзя опустить, так как получится обратный смысл). Сравним: У меня не было ни минуты свободного времени. У меня не было минуты свободного времени. Правило-помощник

Слайд 22

Как ни спешили дачники к поезду, все равно опоздали. Спешили дачники к поезду? да. Выбираем ни. Когда я не приехал вечерним поездом, родители заволновались. Приехал я вечерним поездом? нет. — Выбираем не. Сравните:

Слайд 23

НЕ с различными частями речи НЕ с глаголами и деепричастиями всегда раздельно не был кроме тех глаголов, которые без НЕ не употребляются ненавидеть негодовать НЕ с существительными, прилагательными и наречиями Слитно 1) без НЕ не употребляются неряха неряшливый неряшливо 2) можно заменить синонимом неправда (ложь) нелживый (правдивый) нелживо (правдиво) Раздельно есть противопоставление не правда, а ложь не громко, а тихо 2) есть слова НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ нисколько не интересная книга вовсе не тихо НЕ с местоимениями слитно несколько некоторый некто нечто не в чем

Слайд 24

Не с причастиями РАЗДЕЛЬНО кр.прич. написан – не написан не написанные, а сказанные слова не написанное вовремя письмо СЛИТНО негодующая речь непрекращающийся дождь

Слайд 25

1. День был совершенно (не)обыкновенный. 2. Мясо оказалось (не)прожаренным. 3. Они виделись (не)часто. 4. Трудно жить в чужой стране, (не)зная языка 1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 4

Слайд 26

2. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно? 1) Кто (не)проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не)бранивался? 2) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь. 3) (Ни)кому не поверю, что другую ты любишь. 4) (Ни)кто не слыхивал о путях-дорогах в Беловодское царство. 1

Слайд 27

3. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется слитно? 1) (Не) получается вовремя телеграмма заставила нас изменить планы. 2) В (не)которых селах до сих пор из гоняют из домов всякую (не)чисть. 3) Воевода был (не)молод и (не)стар. 4) (Ни)у кого (не) хватило смелости признать свои ошибки. 2

Слайд 28

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) Жених её, (не)ласковый и (не)добрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом. 2) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума. 3) (Не)грамотность инженера-конструктора стала причиной его (не)легкого разговора с директором завода. 4) Владимир был худ и (не)хорош собою. 2

Слайд 29

5. В каком предложении НЕ со словом (или словами) пишется раздельно? 1) (Не)стыдно и (не)вредно (не)знать — стыдно лениться учиться. 2) (Не)дружелюбие хозяина смутило гостей. 3) (Не)вежественность есть (не)достаток ума. 4) (Не)званый гость хуже татарина. 1

Слайд 30

НЕ 1.Нельзя убрать (меняется смысл). не упал - упал 2.НЕ+НЕ (двойное отрицание) = утверждение не мог не сказать = сказал 3.Обобщающее утвердительное значение Кто не слышал? = все слышали НИ 1.Можно убрать (смысл не меняется). нет НИ звука – нет звука 2. Можно заменить И, НЕТ ДАЖЕ, ДАЖЕ. нет и звука, нет даже звука Частицы НЕ и НИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...