Презентация "Правописание частиц НЕ и НИ"
презентация к уроку по русскому языку (9, 11 класс)

Савушкина Екатерина Юрьевна

Презентация содержит обобщающие сведения по правописанию частиц не и ни и упражнения. Можно использовать при комплексном повторении в 9 или 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_ne_i_ni_s_raznymi_chastyami_rechi.pptx49.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Слайд 2

НЕ пишется слитно Со всеми словами, которые не употребляются без НЕ С существительными, полными и краткими прилагательными, наречиями на –о, которые можно заменить синонимами без НЕ С полными причастиями, не имеющими зависимых слов В неопределенных и отрицательных местоимениях без предлога В отрицательных наречиях В приставке недо - с глаголами, прилагательными, существительными В предлогах несмотря на, невзирая на

Слайд 3

НЕ пишется раздельно Со всеми частями речи, если имеется противопоставление с союзом А Со словами, усиливающими отрицание (вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, никогда не и т.п.) С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме (слова со значением модальности) С прилагательными, наречиями в сравнительной степени С числительными, относительными и притяжательными прилагательными, с наречиями не на -о С полными причастиями, имеющими зависимые слова В отрицательных местоимениях с предлогами В составе союзов: не только…но и, не то…не то

Слайд 4

Важно! Если при прилагательном, а также при наречии на –о имеются слова очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно, достаточно, исключительно, в высшей степени (то есть наречия меры и степени), то НЕ пишется слитно, так как подчеркивается утверждение, а не отрицание.

Слайд 5

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не ; 2) со слитным написанием частицы не. (Не) лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не) ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не) навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не) счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не) избежно , (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Слайд 6

Проверка Нелепый поступок , невысоко взлететь ; не высоко взлететь, а низко; поступить не по-товарищески , почуять недоброе , неряшливый вид, вести себя непринужденно , вовсе не трудовые доходы, не веселый , а грустный вид, нескладность фигуры, перейти неглубокую , но широкую реку, устать с непривычки , бормотать что-то невнятное , далеко не легкое дело, река была неширока , непротивление злу, сказать явную неправду , юноша крайне невежлив , ненавистный человек, недвижимость , не коммерческое , а государственное предприятие; несчастный случай, нетрудоспособность , полный невежда в музыке, незамужняя дама, неизбежно , неприязненный , несовершеннолетние дети.

Слайд 7

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. Кукушка (не)ястреб, а ( не) уч ________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________. Подсказка : (не) в ежество , (не) п риступен , (не) с мелый, (не) д оброе, (не) у дачи, (не) м астер, (не) с частье, (не) к огда.

Слайд 8

Употребление частицы НИ Для усиления отрицания, выраженного глаголом с частицей НЕ При союзных словах в придаточных уступки В устойчивых сочетаниях: кто бы то ни был, ни жив ни мертв, ни дать ни взять, ни рыбы ни мясо, ни свет ни заря, во что бы то ни стало, откуда ни возьмись, как ни в чем не бывало В сочетаниях никто иной, ничто иное В отрицательных местоимениях и наречиях НИ пишется слитно и стоит в безударном положении В составе союза ни…ни

Слайд 9

Следует отличать от частицы НЕ Предложения с двойным отрицанием (общий смысл – утверждение, а не отрицание чего-либо) Придаточные времени с союзом пока не Сложноподчиненные предложения, в которых и главная, и придаточная часть содержат отрицание Риторические восклицания и вопросительные предложения В сочетаниях не кто иной, как, не что иное, как

Слайд 10

Раскройте скобки. Вставьте е или и. 1. (Н_)на площади, (н_)в домах, (н_)на улицах поблизости (н_)требовалось больше (н_)какого света. ( Ю.Олеша ) 2. Мы были глубоко убеждены, что березовый сок, расфасованный в трехлитровые банки, есть (н_)что иное, как та же водопроводная вода, только подслащенная. ( Т.Толстая ) 3. Кем только он (н_)работал в армии. ( В.Шукшин ) 4. Куда (н_)оглянусь, повсюду рожь густая. ( А.Майков ) 5. И он уже так далеко, что (н_) крикнутъ , (н_)помочь. ( А.Твардовский ) 6. Силы коняге набраться (н_)откуда. ( М.Салтыков -Щедрин) 7. Эллочку он (н_)разу (н_)видел за это время. ( В.Шукшин ) 8. И меня поразила (н_)столько ее красота, сколько (н_)обыкновенное, (н_)кем (н_)виданное одиночество в глазах! ( М.Булгаков ) 9. Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович (н_)к каким разговорам (н_)пригоден. ( М.Булгаков ) 10. (Н_)когда (н_)разговаривайте с (н_)известными. ( М.Булгаков ) 11. Рассуждение это (н_)в какой степени (н_)удовлетворило председателя домоуправления. ( М.Булгаков ) 12. (Н_)бывать вороне коровою, (н_) летать лягушкам под облаком. ( К.Чуковский ) 13. Девочки смотрели на нас с испугам и, кажется, (н_)понимали (н_)слова. ( Т.Толстая ) 14. Короче говоря, полемизировать мне (н_)с кем и (н_)о чем. ( Т.Толстая ) 15. (Н_)один луч солнца (н_) проникал сквозь плетеные облака, обдававшие духотой. ( В.Катаев ) 16. К своему разочарованию, Петя не видел (н_) вдов, (н_) плачущих ив, (н_)серого неба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса  разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....

Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Повторение изученного по частицам (Всякая всячина о частицах)

Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы по теме урока, сказки, стихи о частицах, тесты, работа с текстами, викторина - всё это есть в конспекте урока....

конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...