Рабочая программа русский язык 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Цыренжапов Энхэ Солбонович

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем разделов; «Примерное тематическое планирование»  с  определением  основных  видов  учебной  деятельности  школьников; «Содержание тем учебного курса»; «Национально-региональный компонент в программе по русскому языку в 6 классе», «Рекомендации по оснащению учебного процесса». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russk_yazyk_6_klass.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БУРЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ №1

УТВЕРЖДАЮ: __________________ Директор школы

СОГЛАСОВАНО: - __________________ Зам. Директора по УР

РАССМОТРЕНО _______________На заседании МО

«___»_________ ____г

Рабочая программа 

Ф.И.О., категория: Цыренжапов Э.С., высшая

Предмет, класс: русский язык, 6 кл.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _________от

«  »___

РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Статус документа  

Данная  рабочая  учебная  программа  составлена  в  соответствии  со  следующими нормативно-правовыми документами:  

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г., № 1897;

- Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатамосновного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-  Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2012 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем разделов; «Примерное тематическое планирование»  с  определением  основных  видов  учебной  деятельности  школьников; «Содержание тем учебного курса»; «Национально-региональный компонент в программе по русскому языку в 6 классе», «Рекомендации по оснащению учебного процесса».  

Требованиями к результатам обучения

Русский  язык  —  это  родной  язык  русского  народа,  государственный  язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения

народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.  Метапредметные  образовательные  функции  родного  языка  определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является  основой  развития  мышления,  воображения,  интеллектуальных  и творческих способностей  учащихся;  основой  самореализации  личности,  развития  способности  к самостоятельному  усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.  Родной  язык  является  средством  приобщения  к  духовному  богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщенияее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет  на  качество  их  усвоения,  а  в  дальнейшем  на  качество  овладения профессиональными  навыками.  Умение  общаться,  добиваться  успеха  в  процессе коммуникации,  высокая  социальная  и  профессиональная  активность  являются  теми характеристиками  личности,  которые  во  многом  определяют  достижения  человека практически  во  всех  областях  жизни,  способствуют  его  социальной  адаптации  к изменяющимся  условиям  современного  мира.  Родной  язык  является  основой формирования  этических  норм  поведения  ребенка  в  разных  жизненных  ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского языка в основной школе являются:

 • воспитание  уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения  знаний  в  разных  сферах  человеческой  деятельности,  средства  освоения морально-этических  норм,  принятых  в  обществе;  осознание  эстетической  ценности родного языка;

 • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,  потребности  в  речевом  самосовершенствовании;  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;  проводить  библиографический  поиск,  извлекать  и  преобразовывать необходимую  информацию  из  лингвистических  словарей  различных  типов  и  других источников,  включая  СМИ  и  Интернет;  осуществлять  информационную  переработку текста и др.);

 •  освоение  знаний  об  устройстве  языковой  системы  и  закономерностях  ее функционирования,  о  стилистических  ресурсах  и  основных  нормах  русского литературного  языка;  развитие  способности  опознавать,  анализировать,  сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в  разных  ситуациях  общения,  нормами  речевого  этикета;  обогащение  активного  и потенциального  словарного  запаса;  расширение  объема  используемых  в  речи грамматических  средств;  совершенствование  способности  применять  приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и п Общая характеристика учебного предмета. Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей  обучения,  что  возможно  на  основе  компетентностного  подхода,  который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

 Коммуникативная  компетенция  предполагает  овладение  видами  речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками  использования  языка  в  жизненно  важных  для  данного  возраста  сферах  и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели  коммуникации,  оценивать  речевую  ситуацию,  учитывать  намерения  и  способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

 Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения  необходимыми  знаниями  о  языке  как  знаковой  системе  и  общественном явлении,  его  устройстве,  развитии  и  функционировании;  освоения  основных  норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

 Основными  индикаторами  функциональной  грамотности,  имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть  всеми  видами  речевой  деятельности,  строить  продуктивное  речевое взаимодействие  со  сверстниками  и  взрослыми;  адекватно  воспринимать  устную  и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и  письменной  речи  и  правила  русского  речевого  этикета  и  др.);  познавательные универсальные  учебные  действия  (формулировать  проблему,  выдвигать  аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию  из  различных  источников;  определять  основную  и  второстепенную информацию,  осмысливать  цель  чтения,  выбирая  вид  чтения  в  зависимости  от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью  компьютерных  средств;  перерабатывать,  систематизировать  информацию  и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на  видах  речевой  деятельности  и  предполагают  целенаправленное  развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование  функциональной  грамотности,  совершенствование  речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных  умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные  способы  передачи  ее  в  соответствии  с  речевой  ситуацией  и  нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному)  языку  в  основной  школе  должно  обеспечить  общекультурный  уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

 Основные содержательные линии

Направленность  курса  русского  (родного)  языка  на  формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные  содержательные  линии,  обеспечивающие  формирование  указанных компетенций:

 • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

 •содержание,  обеспечивающее  формирование  языковой  и  лингвистической (языковедческой) компетенций;

 • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса  учащиеся не только получают соответствующие  знания  и  овладевают  необходимыми  умениями  и  навыками,  но  и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном использования  языка  в  определенных  ситуациях  общения  оказываются  неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.  

 Результаты изучения предмета  

  «Русский  (родной) язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей  русского  народа,  определяющей  роли  родного  языка  в  развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  Метапредметными  результатами  освоения  выпускниками  основной  школы программы по русскому (родному) языку являются:

 1) владение всеми видами речевой деятельности:

 Аудирование и чтение:

 •  адекватное  понимание  информации  устного  и  письменного  сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

 • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

 • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

 • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;   свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

 • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение  вести  самостоятельный  поиск  информации;  способность  к  преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

 • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;  говорение и письмо:

 •  способность  определять  цели  предстоящей  учебной  деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

 •  умение  воспроизводить  прослушанный  или  прочитанный  текст  с  заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

 • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

 • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание  разных  видов  монолога)  и  диалога  (этикетный,  диалог-расспрос,  диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,  стилистических  норм  современного  русского  литературного  языка; соблюдение  основных  правил  орфографии  и  пунктуации  в  процессе  письменного общения;

 • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

 •  способность  осуществлять  речевой  самоконтроль  в  процессе  учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь  с  точки  зрения  ее  содержания,  языкового  оформления;  умение  находить грамматические  и  речевые  ошибки,  недочеты,  исправлять  их;  совершенствовать  и редактировать собственные тексты;

 • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность  использовать  родной  язык  как  средство  получения  знаний  по  другим учебным  предметам;  применение  полученных  знаний,  умений  и  навыков  анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

 3)  коммуникативно-целесообразное  взаимодействие с  окружающими  людьми  в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,  обсуждениях  актуальных  тем;  овладение  национально-культурными  нормами речевого  поведения  в  различных  ситуациях  формального  и  неформального межличностного и межкультурного общения.  

 Предметными  результатами  освоения  выпускниками  основной  школы программы по русскому языку являются:

 1)  представление  об  основных  функциях  языка,  о  роли  русского  языка  как национального  языка  русского  народа,  как  государственного  языка  Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

 5)  овладение  основными  стилистическими  ресурсами  лексики  и  фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,  грамматическими,  орфографическими,  пунктуационными),  нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

 7)  проведение  различных  видов  анализа  слова  (фонетический,  морфемный, словообразовательный,  лексический,  морфологический),  синтаксического  анализа словосочетания и  предложения,  многоаспектного  анализа  текста  с  точки  зрения  его основных признаков и структуры, принадлежности к   определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

 8)  понимание  коммуникативно-эстетических  возможностей  лексической  и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

 9)  осознание  эстетической  функции  родного  языка,  способность  оценивать эстетическую  сторону  речевого  высказывания  при  анализе  текстов  художественной литературы.  

 

РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала  

 

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение в изучаемый предмет

1

2

Орфография

15 (в т.ч  1 зачет, 1 изл.,)

3

Синтаксис и пунктуация

19 (в т.ч. 2 контр., раб., 1 соч)

4

 Текстоведение

10 (в т.ч 1 зачет, 1 изл.,)

5

Морфология

  • имя существительное
  • имя прилагательное
  • глагол
  • деепричастие
  • причастие
  • имя числительное
  • местоимение

95

15 (в т.ч. 1 пров,раб., 1 к.р., 1соч,)

15 (в т.ч .1 пров,раб., 1 к.р., 1к.р.)

11 (в т.ч. 1 к.р)

14 (в т.ч 1 изл., 1 к.р., 2 соч,)

14 (в т.ч 1 изл., 1 к.р., 1соч,)

13 (в т.ч. 1 к.р)

12 (в т.ч. 1 к.р)

6

Повторение изученного материала

4 (1 конт., тест)

ИТОГО:

140 часов

 

 

РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

  • Родной язык

Роль языка в жизни человека. Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорного языке, функциональных стилях, языке художественной литературы

  • Русская орфография как система правил

Орфография как раздел правописания. Орфография – система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Употребление Ь и Ъ. слитные, дефисные и раздельные написания.

  • Синтаксис и пунктуация

Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Виды словосочетаний. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в предложении. Словосочетание и фразеологизмы; их общие и отличительные свойства. Основные признаки предложения. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных, побудительных предложений. Предложения двусоставные и односоставные. Особенности грамматических основ. В двусоставных предложениях. Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ. Простое осложнённое предложение. Виды осложнения простого предложения. Однородные члены предложения. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Сложное предложение и его виды. Способы передачи прямой речи. Прямая речь и слова автора. Пунктуация как система правил. Основные разделы пунктуации.

         МОРФОЛОГИЯ

         Имя существительное

         Самостоятельные и служебные части речи. Деление самостоятельных частей речи на группы: склоняемые, спрягаемые, неизменяемые. Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи. Именные части речи, их общие признаки. Имя существительное как часть речи. Словообразование имён существительных. Типичные морфемные модели имён существительных. Суффиксальный и приставочный способы образования имён существительных. Бессуффиксальный способ образования имён существительных. Образование имён существительных способом сложения. Виды сложения. Сложносокращённые имена существительные, особенности их образования и употребления в речи. Культура речи. Правильное употребление существительных. Синтаксическая роль имён существительных в словосочетании и предложении. Имя существительное в тексте.

           Имя прилагательное

           Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Типичные морфемные модели имён прилагательных. Основные способы образования имён прилагательных. Типичные модели приставочно-суффиксального образования имён прилагательных. Образованиеимён прилагательных разными способами сложения. Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица. Гнездо однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. Синтаксическая роль имён прилагательных в составе словосочетания и предложения. Имя прилагательное в тексте.

          ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ

          Глагол  

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов. Типичные морфемные модели глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление глаголов. Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций. Глагол в тексте. Роль глагола в точности, информативности и выразительности речи.

           Деепричастие и причастие как глагольные формы

           Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий.  Грамматические признаки деепричастия, типичные суффиксы. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий в словосочетании и предложении. Деепричастие в тексте.

             Причастие  

             Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы. Семантические различия прилагательного и причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и пошедшего времени. Причастия полные и краткие. Склонение причастий. Причастный оборот. Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного и деепричастного оборотов. Культура речи. Правильное употребление причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. Причастия в тесте .

             Имя числительное

             Имя числительное как часть речи. Отличие имён числительных от других слов, связанных с понятием числа. Разряды имён числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные. Собирательные числительные. Дробные числительные. Разряды имён числительных по строению. Числительные простые, сложные, составные. Культура речи. Правильное употребление имён числительных. Синтаксическая роль имён числительных в словосочетании и предложении. Имя числительное в тексте.

              Местоимение

              Местоимение как часть речи. Особенности местоимения как части речи. Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределённые, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонений местоимений разных разрядов, их морфологические и синтаксические признаки. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчинённых предложений. Местоимения в тексте. Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

                Текстоведение  

                Речевое общение. Речь устная и письменная, монолог и диалог. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи. Анализ текста. Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Виды связей предложений в тексте: последовательная и параллельная. Лексический повтор как средство связи слов в тексте. Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи. Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений. Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа. Особенности связи смысловых частей текста-повествования. Описание как тип речи. Разновидности описания. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные темы. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений. Создание текстов разных стилей и жанров: рассказ, письмо, конспект.

 РАЗДЕЛ IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС

РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАССА.

Речевая деятельность.

Аудирование.  Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять  главную  информацию;  определять  и  формулировать  основную  мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.

Чтение.  Осмысленно  читать,  понимать  и  пересказывать  учебные  тексты лингвистического  содержания;  дифференцировать  главную  и  второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста  —  рассуждения;  подробно  и  выборочно  пересказывать  повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему  устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно  и  выборочно  пересказывать  содержание  прослушанного  или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста  и  языковые  средства  выразительности;  строить  письменное  высказывание  на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок,  делить  текст  на  смысловые  части,  составлять  простой  и  сложный  план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и  др.);  устанавливать  принадлежность  текста  к  определенной  функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать  транскрипцию;  правильно  произносить  широко  употребляемые  слова  и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнару-живать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика  и  словообразование.  Выделять  морфемы  на  основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова  и  словообразующую  морфему  при  проведении  словообразовательного  анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов;  давать  комментарии  к  словообразовательному  гнезду,  объясняя  смысловую  и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.

Лексикология  и  фразеология. Пользоваться  разными  способами  толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; тол-ковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;  пользоваться  различными  видами  словарей  (синонимов  антонимов, иностранных  слов,  фразеологизмов,  эпитетов  и  др.);  анализировать  примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.

Морфология.  Указывать  морфологические  признаки  изученных  частей  речи, правильно  образовывать  и  употреблять  соответствующие  грамматические  формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфо-логические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография.  Обнаруживать  изученные  орфограммы  и  объяснять  написание соответствующих  слов;  объяснять  суть  основного  принципа  русской  орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно  пользоваться  орфографическим  словарем;  владеть  приемом  поморфемного письма.

Синтаксис  и  пунктуация.  Составлять  схемы  словосочетаний  разных  видов  и конструировать  словосочетания  по  предложенной  схеме;  анализировать  разные  виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей  речи;  правильно  строить  предложения  с  причастными  и  деепричастными оборотами,  стилистически  оправданно  употреблять  их  в  речи.  Правильно  применять изученные  пунктуационные  правила;  устно  объяснять  пунктуацию  предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.  

Формы контроля:

1. диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой,  объяснительный, предупредительный, терминологический)

2. комплексный анализ текста

3. осложнённое списывание

4. тест

5. составление сложного и простого плана к тексту  

6. изложение текста (подробное, сжатое, выборочное)

7. составление диалога на заданную тему

8. составление текста определённого стиля и типа речи

9.сочинение (описание пейзажа, помещения),  

10.составление рассказа  по сюжетным картинкам с включением части готового текста

11. редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок)

12. работа с деформированным текстом.  

РАЗДЕЛ V. НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ

ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ.

       Содержания образования и воспитания предполагает учет национальных, региональных и местных социокультурных особенностей. Восстановление многовековой народной мудрости направлено на развитие духовной и нравственно-эстетической культуры человека.  

Принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа является одним из важных принципов в образовании.

       Цель: приобщение учащихся к культуре родного народа через введение на уроках работы с фольклорными текстами, текстами произведений широко известных бурятских писателей; формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов региона.

          Основополагающими являются задачи:  

-  развить художественный вкус школьников через анализ текстов;

-  вызвать интерес учащихся к произведениям УНТ, национально-региональной литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов;

-  помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами учебного предмета.

        Введение национально-регионального компонента в программу по русскому языку предполагает анализ текстов, приемы сопоставления, сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской литературы, фольклора. Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно-прикладного искусства.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

6 класс

Цель: повторить признаки текста, известные учащимся из курса 5 класса. Углубить знания о тексте.

          Удивительное растение - забайкальский багульник! Зимой принесешь его из лесу и поставишь в воду. И вот неделю, а иногда и другую, стоит он метелкой, даже неловко перед тем, кто не знает, что это за цветы, но постепенно набухнут бутончики, прикрытые шоколадной корочкой, и однажды утром вдруг раскроются розовато- малиновые лепестки, напоминающие яблоневый цвет, с тоненькими прозрачными тычинками, и непонятно, как у этого грубого кустарника с плотными глянцевитыми листочками, похожими на брусничные, могут быть такие нежные цветы, что зависть возьмет и садовых кокеток, выросших в заботе и неге.

                   (О. Серова, Э. Пильман. "Лесные тайны". ( Улан-Удэ: 1989. С. 27).  

1.  Докажите, что это текст. Укажите признаки текста.

2.  Определите тип речи.

3.  Какие образные средства использованы авторами?

РАЗДЕЛ VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1.  Учебник «Русский язык» 6 класс в 2-х частях под редакцией Львова В.В., Львовой С.И.- М.: Мнемозина, 2013.

2.  Справочные материалы  «Русский язык в 6 классе». Приложение к учебнику. Составители: Львов В.В., Львова С.И.

3.  Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 6 класса. Составители: Львов В.В., Львова С.И.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:  

1.  Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»

2.  OrenEdu – сайт ГУ РЦРО

3.  Htpp//edu.1september.ru

4.  WWW.scool.edu.ru

5.  Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

6.  Http://ege.go-test.ru/ege/rus/

7.  http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.

8.  http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

9.   http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8Интерактивные таблицы.  

10.  http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216  

11.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

12.  Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

13.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

Список литературы для учителя:

1.Львов В.В., Львова С.И. Конспекты уроков для учителей русского языка для 6 класса.

2.Бекулина Г.А. Конспекты уроков для учителей русского языка 6 класс. Москва. Владос, 2004.

3.Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста. Москва. Айрис, 2003.

4.Костяева Т.А. Тестя, проверочные и контрольные работы по русскому языку для 6

класса. Москва. Просвещение, 2006.

5.Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классах. Москва. Просвещение, 2006.

6.Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии для 6 класса. Москва. Просвещение, 2006.

7.Львова С.И. Практикум по русскому языку для 6 классов. Москва. Просвещение, 2006.

8.Михайлова С.Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов средней школы. Специальная литература, 1998.

9.Трошин В.В. Слова и числа. Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. Волгоград. Учитель, 2006.

10.Хазанова А.С. Русский язык. Практическое руководство. Москва. Вако, 2002.

11.Васильевых И.П. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 6 класс» под редакцией Львова В.В., Львовой С.И. Москва. Мнемозина, 2012.

Список литературы для учащихся:

1.Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык 6 класс. Москва. Просвещение, 2005.

2.Баранов М.Т. Русский язык. Учебник. 6 класс. Москва. Просвещение, 2005.

3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку для 6 класса. Пособие для учащихся. Москва. Просвещение, 2006.

4.Дидактические материалы по русскому языку для 6 класса. Составитель: Купалова Т.М. Москва. Просвещение, 1997.

5.Книгина М.П. Русский язык : 6 класс. Тесты в 2 частях. Саратов, Лицей, 2006.

6.Книгина М.П. Русский язык. 6 класс. Тетради на печатной основе. Саратов. Лицей, 2006.

7.Малюшкин А.Б. Тематические зачёты по русскому языку в 6 классах. Москва. Сфера, 2006.

8.Малюшкие А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь для 6 класса. Москва.

Сфера, 2006.

9.Поникарова Л.А. Русский  язык: морфология в таблицах и заданиях. Москва.

Просвещение, 2006.

10.Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку для 6 классов. Москва.

Просвещение,2005.

11.Шклярова Т.В. Найди ошибку! Сборник самостоятельных работ. Москва. Грамотей,

12.Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку для 6 класса.

Богданова Г.А. Москва «Просвещение» 2009год.

13.Мальцева Л.И. Русский язык. 6 класс. Тематические тесты по программам

М.М.Разумовской и др.; С.И.Львовой и др. Москва. НИИ школьных технологий, 2012.

14.Малюшкин А.Б.. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.

6 класс. Москва. Творческий центр «Сфера», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...