Материалы для подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ
учебно-методический материал по русскому языку (10, 11 класс)

Суходольская Людмила Юрьевна

Материалы для подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ содержат практические рекомендации для учителя по обучению навыкам создания текста в формате экзамена. В папке имеется раздаточный материал для учащихся, образцы сочинений, презентация по алгоритму работы над рассуждением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клише для выражения смысловой связи между примерами-иллюстрациями

Смысловые отношения

Речевые клише

Противопоставление (противительная связь  антитеза, контраст)

Если части текста противопоставлены друг другу, значит, в композиции использован прием контраста.

Для контраста характерна быстрая смена противоположных по смыслу понятий, содержательных частей, употребляемых в тексте, противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.

Примерная структура комментария

  • Проблема, поднятая автором, находит своё отражение  в предложенном для анализа тексте. Обратимся к двум примерам-иллюстрациям. Во-первых, ... (работа с конкретными предложениями + пояснение). Во-вторых, (работа с конкретными предложениями + пояснение). Налицо смысловая связь данных примеров: (расшифровка).
  • Размышления автора о том, что (текст), мы читаем в …(текст + пояснение).  Однако в другом абзаце (номер) автор противопоставляет... (текст + пояснение). Следовательно, два приведённых примера-иллюстрации способствуют пониманию простой мысли: …
  • Давайте рассмотрим две грани проблемы, поднятой писателем. Одна грань - это ... (пример из текста + пояснение). Данной грани проблемы противопоставлена другая, которую автор сформулировал так: (пример из текста + пояснение). Так, два приведённых примера-иллюстрации, объединенные приемом контраста, позволяю автору раскрыть поднятую им проблему.
  • Проблема рассматривается автором с двух сторон. Сначала…(пример из текста + пояснение). Но дальше, используя приём контраста, писатель (пример из текста + пояснение). Так, противопоставляя …, писатель подводит нас к мысли о том, что…

Клише-вывод

  • Использование двух контрастных примеров-иллюстраций, которые приведены в комментарии, позволяет писателю раскрыть проблему с разных сторон.
  • Противопоставляя эти примеры (ситуации, точки зрения, героев…), автор показывает…
  • Таким образом, два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём контраста, позволяют читателю понять,
  • Именно противопоставление (информации, разных точек зрения, героев…) позволяет понять, как … (что…)
  • Используемый приём контраста позволяет писателю предложить читателю сочетание противоположных идей.
  • Так, описывая противоположные эмоции (чувства)//противопоставляя героев//сравнивая противоположные по своей сути точки зрения, автор подводит нас к мысли о том, что…
  •  Сочетание противоположных идей подчеркивает контраст между двумя приведёнными примерами

Сравнение, сопоставление (сравнение образов героев, сопоставление эпизодов, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста)

  • Сравнивая эти примеры (героев, точки зрения, поведение героев, отношение героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает…
  • Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль о том, что…
  • Сравнение, которое использует автор, позволяет ему (зрительно передать, описать или охарактеризовать внешний вид или внутренне свойство предмета речи, его состояние, поведение)
  • Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, передают (чувства, мысли героев//настроение героев//отношения людей к главному герою//переживания героев)
  • Два примера, в основе которых лежит приём сравнения, служат авторской оценке предмета или явления
  • Сравниваемые два примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что //указывают на то, что // говорят о том, что// дают возможность писателю высказать мысль: (текст)…
  • Разные точки зрения, к которым обращается автор, позволяют ему сделать вывод: …
  • Используя приём сравнения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:… (по тексту)

Причинно-следственные отношения

  • Проанализировав два примера, мы увидели причину того, как… (что…)
  • Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, позволяют автору …
  • Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
  • Эти рассуждения (примеры) позволяют автору, а вместе с ним, и читателю,  понять, что…
  • Два приведённых примера-иллюстрации позволяют читателю убедиться в том, что

Вопросно-ответные отношения 

 (необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или слушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора

  •  В двух приведенных примерах-иллюстрациях, в основе которых – приём вопросно-ответного хода рассуждения,  звучит убеждённость автора в том, что данные им оценки (явлениям, героям, поступкам…) верны.
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
  • Таким образом, задавая вопрос и отвечая на него, автор обосновывает своё видение поднятой им проблемы: …(текст)
  • Вопросно-ответные отношения, связывающие два примера-иллюстрации, позволяют читателю сначала ответить на вопрос, заданный писателем, а потом сопоставить свой ответ с ответом автора, который считает, что…
  •  Резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что...
  • Исходя из двух примеров-иллюстраций, с помощью которых мы прокомментировали проблему исходного текста, можно понять, что ...  (пишется вывод, вытекающий из двух примеров-иллюстраций).

Место обозначения смысловой связи в сочинении

Указание смысловой связи как зачин

  • Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет героев (различные точки зрения, поступки…)
  • Размышляя над проблемой, писатель сравнивает героев…
  • Противопоставляя (сравнивая) своих героев (разные точки зрения), писатель раскрывает проблему с разных сторон. Во-первых,… (текст + пояснение). Во-вторых,… (текст + пояснение).

Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму примеру

  • Для сравнения обратимся к другому примеру.
  • Второй герой сравнивается с первым, чтобы …Если один … то другой…

Указание на связь примеров как итог комментирования

  • Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
  • Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать становлении личности…
  • Два приведённых примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)

Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....

Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА"

Урок предназначен для обучающихся 9 класса. На уроке расширяем и углубляем представление учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работу по созданию устных и письменных реч...

Материалы для подготовки к написанию сочинения 15.1 в формате ОГЭ

Материалы для подготовки к написанию сочинения 15.1 в формате ОГЭ...

Материалы к уроку русского языка в 7 классе "Р.р. Подготовка к написанию сочинения в форме письма о впечатлениях (По картине И.И. Бродского «Летний сад осенью»)."

Данная разработка содержит все необходимые материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме "Р.р. Подготовка к написанию сочинения в форме письма о впечатлениях (По картине И.И. Бродского...