Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шайгарданова Лилия Нуровна

Задания для учащихся, которые изучают русский язык углубленно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6 класс29 КБ
Microsoft Office document icon 5 класс38.5 КБ
Microsoft Office document icon 11 класс30 КБ
Microsoft Office document icon 8 класс27 КБ
Microsoft Office document icon 9 класс34.5 КБ
Microsoft Office document icon 10 класс40.5 КБ
Microsoft Office document icon 7 класс27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС

Фонетика и орфоэпия:

1.        Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:

Вьюга, агентство, уменьшить, ясный

2.        Расставьте ударения в словах:

водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит  

3.        В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?

Тире, крем, музей, шинель

4.         Сколько мягких согласных звуков в пословице:

Не трудиться – хлеба не добиться?

Словообразование и орфография:

1. Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в дальние страны,

А я не хочу улетать.

2.        Обозначьте состав слов:

зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами.

3.        Каким способом образованы слова приход, вызов, полёт, переход?

Лексика:

1.        Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:

трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

2.        Замените синонимами устаревшие слова:

 чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей.

3.        Объясните значение данных фразеологизмов:

на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней.

Морфология. Синтаксис:

1.        Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.

           Какой способ словообразования лежит в основе этого задания?

2.        В каком словосочетании неправильно выделено главное слово:

читать книгу, в весеннем лесунаша бригада, бежать по аллее, петь громко.

3.        Даны грамматические характеристики четырёх имён прилагательных. Найдите в одной из них ошибку.

А.  Имя прилаг., ж.р., ед.ч., В.п.

Б.   Имя прилаг., ср.р., ед.ч., П.п.

В.  Имя прилаг., м.р., мн.ч., И.п.

Г.   Имя прилаг., ж.р., ед.ч., Т.п.

Пунктуация:

1.         Найдите предложение без пунктуационных ошибок:

А. Все любят цирк, и взрослые, и дети.

Б.  Всегда учи уроки, и всё у тебя получится.

В.  «Сходи за хлебом» - попросила меня мама.

Г.  Что пристал ко мне, ты?

Комплексный анализ текста:

Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Выпишите слова с чередующимися корнями, отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.

Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Задание 1. Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный (обведи № правильного ответа):

  1. Приставка и суффикс.
  2. Приставка, суффикс и окончание.
  3. Суффикс и окончание.
  4. Приставка и окончание.

 

Задание 2. Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и именем существительным? (Обведи № правильного ответа):

  1. Осенний.
  2. Столовая.
  3. Дождливый.
  4. Жалобный

 

Задание 3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание – е? (Обведи № правильного ответа):

  1. Библиотека.
  2. Морковь.
  3. Дочь.
  4. Мать.

 

Задание 4. Какое имя существительное имеет только форму множественного числа? (Обведи № правильного ответа):

  1. Перья.
  2. Упражнения.
  3. Метели.
  4. Сутки.

 

Задание 5. В каком выделенном слове пропущена буква е? (Обведи № правильного ответа):

  1. Об…жать слабых.
  2. Сл…зать сметану.
  3. Прим…рить друзей.
  4. Прим…рять платье.

 

Задание 6. В каком выделенном глаголе в окончании пропущена буква а? (Обведи № правильного ответа):

  1. Солнце выглянул…
  2. Распустил…сь сирень.
  3. Море разбушевал…сь.
  4. Спортсмены прыгал…

 

Задание 7. Укажи слово с предлогом (обведи № правильного ответа):

  1. (По)линейке.
  2. (По)друга.
  3. (По)забыть.
  4. (По)года.

 

Задание 8. Выбери верное утверждение (обведи № правильного ответа):

  1. Имена существительные не изменяются по падежам.
  2. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
  3. Имена существительные не изменяются по родам.
  4. Имена существительные не изменяются по числам.

 

Задание 9. Укажи правильное значение выражения (обведи № правильного ответа):

                   Держать язык за зубами.

  1. Лишиться дара речи.
  2. Молчать, не говорить ничего лишнего.
  3. Оказаться в смешном положении.
  4. Заболеть.

 

Задание 10. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу. (Обведи № правильного ответа):

                      Не стыдно не знать, стыдно … .

  1. Обманывать.
  2. Не учиться.
  3. Жадничать.
  4. Зазнаваться.

 

Задание 11. В каком предложении нет глагола? (Обведи № правильного ответа):

  1. Весь день бабушка пасёт корову на лугу.
  2. Корова жуёт сочную травку.
  3. К вечеру бабушка подоила корову.
  4. Хорошо парное молочко!

 

Задание 12. Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного (обведи № правильного ответа):

  1. Ранней осенью.
  2. В соседнию рощу.
  3. К дремучему лесу.
  4. Свежей зеленью.

 

Задание 13. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:

                     Верблюд решил, что он жираф,

                     И ходит, голову задрав.

                     Ответ: ______

 

Задание 14. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

     1.Окрестный

     2. Пять.

     3. Зреют.

     4. Веешь.

     5. Яд.

                     

 

Задание 15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.

А.  Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.

Б.  Вдруг налетел ястреб.

В.  Он схватил крикуна и унёс себе на обед.

Г.  Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д.  Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

 

Ответ:_________________________



Предварительный просмотр:

Школьный этап  Всероссийской олимпиады школьников

                                                           по русскому языку

Задания                                        11 класс.

1. . Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать: валюта или волюта, компания или кампания?   Свой ответ аргументируйте.

Итого 4балла

          2. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.

А) Ведь только такой человек может видеть и понимать  природу, как Левитан.

Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее

          Итого 2балла

        3. Вставьте пропущенные  орфограммы согласно литературным нормам русского языка.

А) Беспреце…дентный  инци…дент.

Б) В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшегося себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, – конста…тировали  в  полиции. – Воспитатели  – не наш контингент».

Итого 2 балла

4. Фрагменты каких фразеологизмов присутствуют в данном стихотворении? Запишите, как звучат эти фразеологизмы полностью, объясните их значение.

На проворный роток не накинешь платок.

Вон друзья- все крутые, как черти.

Не до жиру сейчас, мне б урвать шерсти клок

Или выиграть доллар в конверте.

Но у жизни свой норов и свой кегельбан:

Кому –грудь колесом, кого –в шею.

И в голодном углу дует в ус таракан

И не верит в бессмертье Кощея.

А. Курасов                      

Итого 8 баллов

5. Как правильно: Билл и Луиза Клинтон или Билл и Луиза Клинтоны?

Итого1 балл

6. Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте.

А) Три книги лежал… на столе.

Б) Двадцать один студент сдавал… экзамен.

В) Прошл… десять лет.

Г) Несколько человек шл… по улице.

Д) Сколько книг сто…т  на полке.

Е) Много людей пришл… на концерт.

Итого 6 баллов

7. Объясните значение слов и  определите род существительных «топорище» и «пожарище».

Итого 4 балла

8. Выпишите простые предложения из текста, дайте их характеристику.

Ты письмо моё, милый, не комкай,

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоём пути.

Не гляди так, не хмурься гневно.

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я –

В этом сером будничном платье,

На стоптанных каблуках…

Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо моё, милый, не комкай,

Не плачь о заветной лжи,

Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи.

                            А.Ахматова  

Итого 8 баллов

          9. Где город, а где фамилия? Свой ответ аргументируйте.

         с Пушкином – с Пушкиным, со Львовом – со Львовым, над Бородином – над Бородиным.

Итого 2 балла

          10. Творческая работа

             Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре эссе на тему «Книга».

Итого 8 баллов.

                                                                        Итого 45 баллов



Предварительный просмотр:

Задания  для школьной олимпиады по русскому языку.          8 класс.

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки.

         1) На Руси баня  (из)древле использовалась для борьбы со всякого рода (не)дугами. 2) В баню шли здоровые чтобы  не заболеть.  3)Туда вели больных чтобы прогнать ломоту из костей и уничтожить болезнь. 4) Встречая идущего из бани знакомого непременно пр_ветствовали  С  легким паром!

         5) Баня - пр_восходное средство во(с, сс)тановления сил очищения организма от шлаков  закаливания  и   _бавления  веса. 6) В бане увеличивается питание тканей кислородом  что бл_готворно влия_т на тонус мышц пр_дает эл_стичность коже. 7) Доказано что баня усп_каива_т ц_нтральную нервную систему  снима_т ут_мление улучша_т работу почек печени желудочно(кишечного) тракта повыша_т аппетит. 8) Таким образом баня бл_готворно действу_т на весь организм.

                                                                                                                                     (С.А.Брагина)

2. Укажите номера  предложений текста задания 1, в которых есть:

           а) деепричастный оборот;

           б) составное именное сказуемое;

           в) причастия.

3. Обозначьте ударный слог в словах.

Завсегдатай, зубчатый,  оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, щавель, жалюзи, втридорога, балованный, углубить, туфля.

4. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

             Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно,  яичница копеечная.

    Укажите, в каких   словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится  как:

             А) [чн ];

             Б) [шн];

             В) возможны два варианта произношения  [чн - шн].

5. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

            Артил…ерия,  гал…ерея,  драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а,    

    интел…ект, дрож…и.

6. Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.

Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.

7.  Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?

8. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно. Но сверху снега не шло, и было не очень темно:  за облаками вставала луна.

 9. Какие слова спрятаны в данных перифразах? Перифразы – тип устойчивого сочетания, представляющего описательный оборот.

         

        А) Эликсир жизни

         Б) Король эпидемии

         В) Служитель Панацеи

         Г) Люди в белых халатах

         Д) Болезнь века



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания для 9 класса по русскому языку

  1. Многие устойчивые выражения  –  словосочетания или целые предложения пришли в язык  из текстов художественной литературы. Вспомните и назовите источники следующих  крылатых фраз:
  1. А счастье было так возможно…  (0.25 балла)
  2. Есть еще порох в пороховницах. (0,25 балла)
  3. На деревню дедушке. (0,25 балла)
  4. Не хочу учиться, а хочу жениться. ( 0,25 балла.)
  5. От радости в зобу дыханье сперло. (0,25 балла.)
  1. Корень –бирь- с разными приставками может дать  больше 30 глаголов. А сколько таких глаголов помните вы (За каждые 5 глаголов – 1 балл.)

  1. Составьте как можно больше словосочетаний с прилагательным  острый. Помня при этом,  что в каждом из них оно должно выступать в ином  значении, чем в остальных. (5 баллов.)

4.Определите, для каких слов дано правильное этимологическое объяснение, а для каких – ошибочное. По возможности дайте самостоятельное объяснение происхождения этих слов.

а)  Раздолье.  Место, которое из-за его широты можно разделить на много долей. (1 балл.)

б) Рукопашный.  Сложное суффиксальное прилагательное, образованное на основе корней, обнаруживаемых в словах рука и пахать  в значении «махать» (1 балл.)

в) Соловей. Птица носит такое название, потому что поет всегда в одиночку, соло. (1 балл.)

г) Тихомолком. Возникло путем сложения наречий  тихо и молком  т.е. молчком (1 балл.)

5.Что, на ваш взгляд, общего в происхождении слов  мыло, рыло? (1балл.)

  1. Запишите ряды из четырёх слов. Три слова в каждом ряду можно объединить по какому-то языковому признаку. Назовите его и вычеркните лишнее слово.

   а) Владелец, кормилец, наглец, страдалец. (1 балл.)

 б) Время, лицо, наклонение, спряжение.  (1балл)

в) Взгляд, взлом, взнос, взор. (1 балл.)

г) Забавлять, заезжать, занозить, затеять. (1 балл.)

д) Десяток, пятак, сотня, тысяча. (1 балл.)

  1. Послушав словосочетания, ответьте, можно ли так сказать. Если да, поставьте +; если нет, исправьте и запишите словосочетания в исправленном виде.

а) Призывать о помощи. (1балл.)

б) Преклоняться ее красоте. (1балл.)

в) Смириться перед неудачей. (1 балл.)

г) Отдать все силы для работы. (1 балл.)

  1. Запишите предложение, расставьте знаки препинания так, чтобы в нём не было ни одной запятой.

           Издали тащилась еще колясчонка пустая влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и верёвочной упряжью (Гоголь). (2 балла)

  1. Писатель В.Набоков в своей заметке «Искусство перевода» приводит курьёзный случай: один немецкий профессор перевел пушкинское «У лукоморья….» оборотом « На берегу Лукового моря…»

Какое явление русского языка повинно в ошибке? И имеет ли Лукоморье непосредственное отношение к какому-нибудь луку? (2 балла.)

  1. Вычеркните ненормативные сочетания.

  Двое учеников, двое детей, двое котят, двое слонов, двое рабочих, двое женщин, двое ножниц, двое столов, двое нас.  (0.9 балла: по 0,1 балла за каждое верно оцененное словосочетание.)

11.Случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор? Аргументируйте вашу точку зрения (2 балла.)

  1. Расставьте ударения в выделенных словоформах.

Я не брала этой книги. Я не поняла, кому ты звонишь. Что вы стоите, как сироты! Я не нуждаюсь в вашем ходатайстве. (  по 0.5 балла за одно правильное ударение)

  1. Сейчас в обращении в нашей стране основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их. Назовите также известные вам разговорные наименования монет достоинством в 2, 5. 10, 15, 20 50 копеек, бытовавших в обиходе уже 20 веке Вспомните фразеологизмы и пословицы, в которых упоминаются денежные единицы (по1 баллу за каждое наименование и + 0,5 балла за фразеологизм или пословицу)

 14.Определите, все ли правильно в приведенных ниже предложениях. Если необходимо, исправьте их.

!) Победа команды в очередном матче дала возможность ее тренеру более оптимистично взглянуть в будущее.

2) Бросается в глаза вопиющее несоответствие грандиозного комплекса с долей нашего реального присутствия в этой экзотической стране.

3) Он почувствовал себя бессильным против надвигающейся опасности.

4) Я так и не получил разъяснения о том, как действует этот механизм. ( 2 балла: по 0,5 балла за каждую верную правку.)

  1. Определите, какие из названий сторон света доказывают, что наши предки считали, будто не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце – вокруг Земли. (3 балла: по 1.5 балла за объяснение каждого из двух слов.)

  1. Определите тип ошибок, исправьте ошибки.

1)Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

2) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста.

3) Вышев на сцену, певцы поклонились.

4)Хорошо было бы, если бы на картине не стояла бы подпись художника.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса

  1. В приведённом отрывке из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»

расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ребёнок  который  живёт  среди  взрослых  и  постоя(н,нн)о пр…су…ствует  при  их  разговорах  то  и  дело  слыш…т  такие  слова смысл  которых  ему  (не)понятен. Часто  он  пытае(т,ть)ся  осмыслить  их  сам (не)обращ…ясь  за  об…яснениями  к  старшим  вполне  увере(н,нн)ый что  эта  задача  не  представит  для  него  особе(н,нн)ых  трудностей.  Он решает  её  «по вдохновению»  внезапно  (не)обладая  для  этого (н…)какими  другими  р…сурсами  кроме  сильнейшего  языкового  чутья  и не  мудре(н,нн)о  что  пытаясь  самостоятельно  добра(т,ть)ся  до  смысла (не)понятных  речен…й  он  пр…нуждён  пр…бегать  к  самым фантастическим  выдумкам.

        Услышала  например  (трёх)летняя  Кира  что  у  какой(то) жен(?)щины  р…дились  двояшки  и  в  ту(ж…)минуту  пр…бежала  (ко)мне:

        –  Пон…маеш(?)  р…дились  два  мальчика  и  об…   называю(т,ть)ся Яшки.  Их  так  и  назвали  два  Яшки.  А  когда  они  выр…стут  их  будут звать  Миша  и  Лёва.

        Этот  миф  о  двух  Яшках  избав…л  Киру  от мучительного  чу(?)ства которое  испыт…вает  каждый  ребёнок  когда  ему  станов…(т,ть)ся  ясно что  он  чего(нибудь)  (не)пон…мает.

        …Эти  ошибки  показывают  в  каком  напр…влени… совершае(т,ть)ся  мозговая  работа  ребёнка  когда  он  пр…н…мает  от  нас наше  обширное  речевое  наследие. Они  обн…жают  те  методы  при помощ…   которых  ребёнок  овл…д…вает  этим  к…ло(с,сс)альным богатством.

        …Как(бы)(н…)были  (не)прав…льны  выводы  к  которым  пр…ходит ребёнок  самый  метод  приводящ…й  его  (к)ним  безупреч…н,– метод анал…за  сост…вных  элементов  слова  и  осмысления  их  взаимных отношений.

  1. На каком лингвистическом явлении основана ошибка маленькой Киры?

  1. Прочитайте отрывок из романа И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».  О каком лингвистическом явлении рассуждает Безенчук  с главным героем? Определите род занятий Безенчука. Можете ли вы дополнить его классификацию.

 – Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

 – Ну, царствие небесное,- согласился Безенчук.- Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают,- это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,- значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…

– То есть как это считается? У кого это считается?

–  У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

Потрясённый этой страшной классификацией человеческих смертей,  Ипполит Матвеевич спросил:

– Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?

– Я – человек маленький. Скажут: «гикнулся  Безенчук». А больше ничего не скажут.

И строго добавил:

– Мне дуба дать или сыграть в ящик – невозможно: у меня комплекция мелкая…    

  1. Рассмотрите фрагмент генеалогического древа и ответьте на вопросы:

А. Кем приходится Ирина Ильинична Валентине Петровне?

Б. Кем приходится  Илья Николаевич Павлу Алексеевичу?

В. Кем приходится  Юлия Павловна Татьяне Алексеевне?

Г. Кто сват Ильи Николаевича?

Д. Кто кому приходится свекровью?

Е. Кто кому приходится золовкой?

        

                                                                

        

5. В приведенных ниже поэтических отрывках найдите грамматически неверные формы.

  1. И когда его день кончился молча и странно,

                И кони его впервые остались легки,

                То пламя свечей её, кольца ключей её,

                Нежный, как ночь, мрамор плечей её,

                Молча легли в камень его руки.

                        (Б.Гребенщиков. «Почему не падает небо»)

  1. От брызгов синий холм стоит,

                Далече рёв в лесу гремит.

                        (Г.Р.Державин. «Водопад»)

        

  1. Не встретит ответа

                Средь шума миского

                Из пламя и света

                Рождённое слово…

                        (М.Ю.Лермонтов. «Есть речи –  значенье…»)

  1. 6. При помощи каких суффиксов образуются  существительные, обозначающие жителей следующих населённых пунктов: Москва, Петербург, Париж, Баку.

Приведите свои примеры.

7. Отметьте верные и неверные определения знаками «+» и «-», вставьте пропущенные буквы.

                К…нфуз  –   неловкость.

                П…ст…мент – подставка.

                К…нц…пция – система взглядов.

                Гр…теск – победитель.

                В…д…виль – короткая комическая пьеса.

                Пр…лог – заключительная часть.

                Пр…в…звестник – предсказатель, глашатай.

                Ф…лькл…р – учение о ритме.

                Р…торика – народное творчество.

                Ф…л…ал – самостоятельное отделение.

                Л…ковать – торжествовать.

                К…р…фей – неглубокая пещера.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7 класса.

1. В словах какого ряда звуков меньше, чем букв?

  1. счёт, пять                         3) солнце, якорь
  2. южная, пень                     4) пьеса, эффект

            2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

           1) мороз        2) вглубь         3) южный       4) вдруг

3. В каком ряду все слова имеют нулевое окончание?

            1) столов, голов, коров                    3) герой, медвежий, армий

            2) голосок, досок, гостей                 4) линий, станций, двумястами

4. Образуйте повелительное наклонение от глаголов.

            Петь, пить, поить, вить, жечь

5. Подчеркните в следующих предложениях подлежащие. Укажите, какими частями речи они выражены.

             1) Смелый к победе стремится.                  3) Пришло и послезавтра.

             2) Четырежды пять – двадцать.                  4) Учиться – всегда пригодиться.

6. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

             1) Сегодня у меня всё падает из рук.          

             2) На экзамене я взял себя в руки.

             3) Он прибрал к рукам всё производство.

             4) Я трудился не покладая рук.

7. В каком примере слово язык употреблено в прямом значении?

             1) глухое недовольство                        3) глухой согласный

             2) глухой к просьбам                            4) глухой старик

8. В каком предложении вместо слова голосистый нужно употребить слово голосовой?

              1) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.

              2) Певец обладал замечательными голосистыми данными.

              3) В.Маяковский  был одним из голосистых поэтов своего времени.

              4) Голосистая буря пронеслась над ущельем.

9. Какой последовательности по расположению (согласно разрядам местоимений) соответствует ряд?

                Свой, себе, мне.

  1. Личное, притяжательное, возвратное.
  2. Притяжательное, личное, возвратное.
  3. Притяжательное, возвратное, личное.

10. В чём особенность местоимений себя, некого, нечего?

              1) Это неизменяемые местоимения.

              2) У этих местоимений отсутствует форма именительного падежа.

11. Вставьте н или нн.

1) Земля вся в серебря…ом свете.

               2) Луна во всей красе плыла на высоту, таинстве…ым лучом мечтания питая.

               3) Безлес…ы скаты гор.

12. Определите ряд слов с суффиксом –ец-.

               1) Кресл…це, плать…це, здоровь…це

               2) Пальт…цо, письм…цо, ружь…цо

13. Укажите разряд имени числительного по морфологическому строению.

                Возраст преклонный – восемьдесят семь лет.

                1) Простое              2) Составное                3) Сложное

14. Составьте пары предложений со свободными сочетаниями и фразеологизмами, используя следующие выражения:

                 В нескольких словах,  правая рука.

15. Запишите пословицы, в которых говорится об учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...