Внеурочная деятельность
консультация по русскому языку (6 класс)

Анализ текста Д,С, Лихачева "Молодость-вся жизнь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lihachev.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Комплексный анализ письма Д.С. Лихачева «Молодость – вся жизнь»

1. Прочитайте письмо

Письмо второе

Молодость – вся жизнь

1)Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. 2)От настоящего не останется ничего… 3)А на самом деле оказалось все иначе. 4)Мои сверстники остались со мной. 5)Не все, конечно: многих унесла смерть. 6)И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. 7)Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. 8)Подлинные друзья приобретаются в молодости. 9)Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. 10)У отца друзья были его сокурсники по институту. 11)И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. 12)Молодость – это время сближения. 13)И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. 14)В радости ведь тоже нужна помощь – помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. 15)Неразделенная радость – не радость. 16)Человека портит счастье, если он переживает его один. 17)Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. 18)Горе человеку, если он один.

19)Поэтому берегите молодость до глубокой старости. 20)Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. 21)Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. 22)Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. 23)Навыки в труде – тоже. 24)Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. 25)А как это важно для человеческого счастья! 26)Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

27)Как в молодости, так и в старости. 28)Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

29)И еще. 30)Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». 31)В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. 32)Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!

2. Работа по теме.

Обратимся непосредственно к тексту.

Во время чтения текста подумайте над вопросами:

1. Почему текст так называется?

2. Какие варианты названия вы могли бы предложить?

прочитайте текст.

-Какова тема этого текста?

Что волнует автора, какова проблематика этого текста?

-Какова основная мысль этого текста?

К чему призывает нас Лихачев?

-Понятие стиля тесно связано с понятием речевая ситуация (о чем, где, с кем, зачем). Правильные ответы на эти вопросы помогут определить стиль ТЕКСТА. Какой стиль у этого текста?

-Давайте более подробно поговорим об особенностях публицистического стиля

Сфера употребления

(общественно-политическая жизнь, газеты, журналы, стиль общественных деятелей и писателей-публицистов)

Основные черты

(конкретность, логичность эмоциональность, общедоступность)

Задачи

(сообщить информацию о жизни страны, сформировать определенное отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию)

Языковые средства

( книжные и разговорные слова, однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения, прямые обращения к собеседнику)

3. Работа с текстом. Анализ текста.

-Почему автор избирает именно публицистический стиль? С какой целью?

Цель публицистического стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять. Тексты этого стиля вызывают ответную реакцию у адресата.

- Давайте посмотрим, какие приемы построения текста использует Лихачев?

запись в тетрадях

Приемы построения текста

Побудительные, вопросительные предложения

Предложения с однородными членами

Прямые обращения к собеседнику

- Какие способы связи предложений преобладают в данном тексте, где наиболее ярко?

- Как называется такой прием:

Предложения 5-10

( лексический повтор)

Предложения 13,19,32

(антонимы)

- Прочитайте ещё раз внимательно 1 абзац. Что особенного вы увидели в этих предложениях?

(это неполные предложения)

- С какой целью автор использует их в речи?

(интонации живой разговорной речи)

- Рассуждения автора логичны, убедительны.

- Что вы можете сказать о типе речи?

( Рассуждение)

- Почему?

(В роли вступления работает цепочка риторических восклицаний, таким образом автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса, далее автор четко ставит задачу, побуждает к действию, даёт конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить»)

4. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение по второму письму Д.С.Лихачева «Молодость – вся жизнь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...