Программа работы со слабоуспевающими учениками по русскому языку
рабочая программа по русскому языку

Магомедова Мадина Гаджиевна

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_slabouspev.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

"Согласовано":                                                                                     «Утверждаю»                                                                                                                                                                              зам. директора по УВР                                                               директор МБОУ «Гимназия № 35»  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           _________     /М.М.Абакарова /                                                    _______ /Ч.М. Меджидова /

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                  Программа

работы со слабоуспевающими учениками

по русскому языку

на 2018—2019 учебный год.

                                                                                                         Составитель:

учитель русского языка и литературы

Магомедова Мадина Гаджиевна.

                                   

                                 Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой - безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыков и умений.

Цели:

  • Выполнение Закона об образовании;
  • принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.
  • ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку;
  • создание условий для успешного индивидуального развития ребенка

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

Учащихся: получение полного и среднего образования;

выбор формы получения образования.

Родителей: в создании наиболее комфортных условии обучения своего ребенка; в стабилизации отношении в семье; смягчение конфликтных ситуаций в школе.

Школы: решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков.

Задачи:

  • Создание условий для успешного усвоения обучающимися учебных программ.
  • Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников.
  • Реализация разноуровневого обучения.
  • Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.
  • Формирование ответственного отношения обучающихся к учебному труду.

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся 

1.Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3.Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4.Ученик   не   реагирует   эмоционально (мимикой   и   жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Оптимальная система мер по оказанию помощи слабоуспевающему школьнику 

1.Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Направления в работе со слабоуспевающими обучающимися

Методы стимулирования обучающихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

посредством содержания

посредством организации деятельности

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

Показ значимости знаний, умений:

а) общественной

б) личностной

Межпредметные связи.

Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Оказание помощи неуспевающему ученику на различных этапах урока и профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Виды помощи в учении

Профилактика неуспеваемости.

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.  

При открытии новых знаний

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном

обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у слабоуспевающих школьников

Открытие новых знаний

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Виды деятельности

Сроки

1

Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2-3)

В течение учебного года

2

Использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

В течение учебного года

3

Организовывать в процессе обучения индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

В течение учебного года

4

На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся».

В течение учебного года

5

Шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания.

В течение учебного года

6

При опросе слабоуспевающим давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, давать больше времени готовиться к ответу у доски.

В течение учебного года

7

Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

В течение учебного года

8

Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В течение учебного года

9

Организовывать в процессе обучения индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

В течение учебного года

10

На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся».

В течение учебного года

11

Шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания.

В течение учебного года

12

При опросе слабоуспевающим давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, давать больше времени готовиться к ответу у доски.

В течение учебного года

13

Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

В течение учебного года

14

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности.

В течение учебного года

15

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.

В течение учебного года

16

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам давать задания, направленные на устранение ошибок, отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

В течение учебного года

17

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок, проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий. Объем домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки.

Составить план работы по ликвидации пробелов в знаниях каждого отстающего ученика

Сентябрь, обновлять по мере необходимости

18

Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

1 раз в неделю в течение учебного года

"Согласовано":                                                                                     «Утверждаю»                                                                                                                                                                              зам. директора по УВР                                                               директор МБОУ «Гимназия № 35»  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           _________     /М. М. Абакарова /                                                    _______ /Ч.М. Меджидова/

Дорожная карта

 для работы

 со слабоуспевающим учащимся 6 «в» класса

 Магомедовым Адамом.

Тематическое планирование

Сроки

1

Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне.

Корень, окончание, основа, приставка, суффикс.

сентябрь

2

Правописание слов с двойными согласными, непроверяемыми гласными и согласными. Чередование согласных.Имя существительное.

сентябрь

3

Гласные после шипящих и ц. О—ё после шипящих и ц. Учимся ставить знаки препинания. Однородные члены предложения.

сентябрь

4

 Разделительные твердый и мягкий знаки.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

октябрь

5

. Корни с чередующимися гласными -лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-, -гар- — гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-. Корни с чередованием и—е (бир- — -бер-, -дир- дер- и др.). Корни с чередующимися гласными -кас- — -кос-, -равн- — -ровн-.

октябрь

6

Корни с чередующимися гласными -скак- — -скоч-, -мак- — -мок-(-моч-), -плав- — -плов- — -плыв-.

Чередование -я-(-а-) — -им-(-ин-) в корнях.

Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед словами что, если, потому что, чтобы, где, когда, который, хотя, кроме, куда.

октябрь

7

Гласные и согласные в приставках. Приставки рас- — рос- (раз- — роз-).

октябрь

8

Приставки при- — пре-. И—ы после приставок на согласную.

ноябрь

9

 Соединительные гласные о—е в сложных словах.

ноябрь

10

Слова с корнями пол-, полу-.

Разбираем по членам предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

ноябрь

11

Суффиксы -ушк-, -ышк- и др. Суффиксы -чик-, -щик- в словах, обозначающих профессии людей. . Суффиксы -ий-, -ец-. Суффиксы -ек-, -ик- или -чик-. Суффиксы -ищ-, -ещ-. Суффиксы -ин-к-, -енк- и -ен-к-.

декабрь

12

Учимся ставить знаки препинания. Обращение. Вводные слова. Прямая речь.

декабрь

13

Не с именами существительными. Имя прилагательное.

декабрь

14

Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные

декабрь

15

Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных.

Степени сравнения имен прилагательных.

январь

16

 Одно и два н в именах прилагательных.

январь

17

 Не с полными и краткими прилагательными. Учимся ставить знаки препинания. Сложное предложение.

январь

18

Не с полными и краткими прилагательными. Учимся ставить знаки препинания.

январь

19

Сложное предложение

январь

Глагол. Наклонение глаголов.

февраль

20

Спряжение глаголов. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов повелительного наклонения

февраль

21

Переходные и непереходные глаголы.

Суффиксы глаголов -ова-, -ева- и -ива-, -ыва- Не с глаголами. Безличные глаголы.

февраль

22

Местоимение. Разряды местоимений.

Дефис в неопределенных местоимениях с частицами кое-, -либо, -то, -нибудь

февраль

23

Не и ни в отрицательных местоимениях. Наречие.

февраль

24

Числительные количественные, порядковые.

Числительные простые, сложные, составные

февраль

25

Правописание числительных. Сложные слова с числительными.

март

26

Употребление большой буквы в написании названий и имен.

Перенос слов. Учимся ставить знаки препинания. Диалог

март

27

 Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. Непроверяемые гласные и согласные в корне.

апрель

28

Чередование гласных в корнях -лаг- — -лож-, -рост- — -рощ -рос-, корни с чередованием е—и, -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-, -равн- — -роен-, -скач- — -скоч-, -мак- — -мок- (моч), -плав- — -плов- — -плыв-. Слова с чередованием я—им.

апрель

29

Приставки на с—з, рас- рос- (раз- роз), при- пре-, буквы ы-и после приставок на согласную. Учимся ставить знаки препинания. Повторение.

апрель

30

Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных. Суффиксы глаголов.

апрель

31

. Окончания существительных и прилагательных при изменении по падежам.

Склонение существительных на -ия, -мя, -ие, -ий.

май

32

Безударные окончания глаголов I и II спряжения.

Окончания глаголов повелительного наклонения.

май

33

Правописание порядковых числительных.

май

34

Одно и два н в именах прилагательных.

май

35

Правописание не со всеми частями речи. Не или ни в отрицательных местоимениях. Состав слова. Части речи. Члены предложения.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы со слабоуспевающими учениками

Цель данной программы - ликвидировать пробелы в обучении английского языка....

План работы со слабоуспевающими учениками по русскому языку в 5 классе

В данном документе содержится информация о работе со слабоуспевающими учениками по русскому языку в 5 классе, перечислены причины неуспевания, даны рекомендации....

Особенности работы со слабоуспевающими учениками по английскому языку

В данной статье описываются основные трудности учащихся при изучении английского языка в профильной школе и даются проверенные приемы снятия этих трудностей...

Методика работы со слабоуспевающими на уроках русского языка и литературы.

Одной из главных проблем, которую приходится решать преподавателям русского языка – это работа со слабоуспевающими суворовцами. В педагогической практике слабоуспевающими принято считать обучающ...

План работы со слабоуспевающими обучающимися по русскому языку и литературе учителя МОБУ "Центр образования" г. Якутска Борисовой Янины Борисовны на 2018 - 2019 уч.год

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими обучающимися. Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные с...

ПЛАН работы со слабоуспевающими учениками по русскому языку

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотив...

Маршрутный лист слабоуспевающего ученика по русскому языку 8 класс

Данный образовательный маршрут составлен для ученика, испытывающего трудности в освоении программы курса «Русский язык».  Обучающийся пропустил много уроков по уважительной причине, в...