Рабочая программа .Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс)

Копылова Надежда Евгеньевна

     Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 0,5 часов в неделю (17 часа в год).

     Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ г. Улан – Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Улан – Удэ

«Согласовано»

Руководитель МО учителей

русского языка и литературы

___________Аюшеева Д.Р.

Протокол №___________

От____________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _________  Белявская Ю.Н.

Протокол №___________

 От____________________

«Утверждаю»

Директор __________Хамнуев В.И.

Рабочая программа элективного курса

«Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс»

уровень  базовый

Составитель: Копылова Надежда Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

  первой категории

г.Улан - Удэ

 2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка.

      Рабочая программа элективного курса составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы. Элективный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.

     Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 0,5 часов в неделю (17 часа в год). 

     Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при написании сочинения.

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

    Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

   Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

    Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

   Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

   Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

    Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

   Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

    Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

    Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

    Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

   Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.     Сложное предложение с разными видами связи.

  Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

   Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

   Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

   Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

   Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений.     Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

   Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

   Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

    Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

   Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

   Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

    Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

   Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

  Этическая норма.

  Анализ и редактирование образцов ученических сочинений.   Редактирование собственных текстов.

  Обобщающее повторение.

Литература

  1. ЕГЭ 2020 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2020.
  2. ЕГЭ 2020 Русский язык. Типовые задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2020.
  3.  ЕГЭ 2020 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2020. 
  4. ЕГЭ 2020 Русский язык. Экзаменационный тренажёр /И.П.Цыбулько, .И.Львова.-М.:Эксмо, 2020.
  5. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2015.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2015.
  6. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.: Издательство «Экзамен», 2015.
  7. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации. М.: 2019.
  8. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Сборник заданий  и методических рекомендаций «Экзамен», 2020.
  9. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2020
  10.   СенинаН.А.,Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Легион Ростов-на Дону, 2019

Календарно - тематическое планирование элективного курса

«Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс» ( 17 часов - 0,5 часов в неделю )

п/п

Тема занятия

Кол

ч.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее

задание

1

Введение. Цели и задачи курса. Знакомство демоверсией.

1

Структура и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификация, бланки ответов, правила их заполнения.

Знать структуру и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификацию, правила заполнения бланков ответов.

Уметь ориентироваться в тестовом задании, заполнять бланки ответов.

Выполнить тест.

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. ЕГЭ 4

1

Основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных).

Знать основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных).

Уметь ставить ударение в наиболее часто встречающихся словах, работать с орфоэпическим словарем.

Выполнение задания 4 ЕГЭ

3

Лексика. Лексические нормы. Употребление паронимов. ЕГЭ 5,6

1

Лексикология, лексика, характеристика русской лексики, лексическое значение слова, слова – синонимы, омонимы, антонимы, паронимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления.

Знать определения понятий.

Уметь определять лексическое значение слова, находить в тексте синонимы, антонимы, паронимы, стилистически окрашенную лексику (разговорную, книжную), лексику ограниченной сферы употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечную лексику), работать с толковы словарем, словарями синонимов, антонимов, паронимов.

Выполнение заданий 5,6 ЕГЭ

4

Лексические выразительные

средства. Тропы. Синтаксические средства выразительности. ЕГЭ 26

1

Лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм.

Синтаксические средства выразительности: анафора, инверсия, синтаксический параллелизм, антитеза

Знать лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм.

Знать синтаксические средства выразительности. Уметь находить синтаксические средства в тексте

Выполнение задания ЕГЭ 26, анализ текста

Выполнение задания ЕГЭ 26, анализ текста.

5

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 7

1

Трудные случаи образования форм слова: И.п, Р.п. мн. числа имен существительных, формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения глаголов.

Знать трудные случаи образования форм слова: И.п, Р.п. мн. числа имен существительных, формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения глаголов.

Уметь определять ошибочное образование формы слова.

Выполнение задания ЕГЭ 7.

6

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 8

1

Распространенные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм.

Знать распространенные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм.

Уметь находить предложения с нарушением синтаксических норм.

Выполнение задания ЕГЭ 8.

7

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. ЕГЭ , 17,18

1

Правила постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.

Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.

Уметь определять условия постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.

Выполнение заданий ЕГЭ 17,18

8

Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. ЕГЭ 16

1

Правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Знать, что такое сложносочиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем.

Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Выполнение задания ЕГЭ 16

9

Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. ЕГЭ 19

1

Правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

Знать, что такое сложноподчиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем.

Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

Выполнение задания ЕГЭ 19.

10

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. ЕГЭ 20

1

Правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.

Знать правила постановки конструкций с запятой, двоеточием, тире.

Уметь определять условия постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.

Выполнение задания 20 ЕГЭ

11

Постановка знаков препинания в различных случаях. ЕГЭ 21

1

Правила постановки знаков препинания в различных случаях

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.

Уметь выполнять пунктуационный анализ небольшого текста.

Выполнение задания 21 ЕГЭ

12

Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. ЕГЭ 1, 22,23,25

1

Текст. Смысловой анализ текста. Текст. Основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы.

Знать, что такое текст, основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы.

Уметь выделять основную информацию в тексте, определять средства связи предложений в тексте.

Выполнение тестовых заданий

13

Виды вступлений к сочинению

1

Виды и формы вступления. (Проблемный вопрос; общие сведения о проблеме, ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме; создание определённого эмоционального настроя, описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста; цитата из исходного текста; обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям)

Знать виды вступлений к сочинению и уметь использовать эти знания при написании сочинения- рассуждения

Написать вступление к предложенному тексту.

14

Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы.

1

Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типы проблем (философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические).

Знать, как писать сочинение, раскрывая его проблему.

Уметь формулировать проблему текста

Сформулиро-

вать проблемы текста письменно

15

Комментарий к сформулированной проблеме

1

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. (Текстовый комментарий, концептуальный комментарий).

Знать об основных требованиях к сочинениям.

Уметь комментировать и приводить 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста,  2 пояснения и смысловую связь между ними.

Прокомментировать проблемы текста письменно

16

Позиция автора

1

Позиция автора. Способы выражения автора

Уметь увидеть в тексте сформулированную автором позицию

Сформулировать позицию автора письменно

17

Выполнение контрольного тестирования.

1

Выполнений тестовых заданий

Уметь выполнять задания, применять знания при тестировании.

Работа с тестами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ГИА" 9 класс

Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание с...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)

Рабочая учебная программа элективного курса  «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)    для обучающихся 8 класса...