РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 11 класс уровень базовый
рабочая программа по литературе (11 класс)

Копылова Надежда Евгеньевна

Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr_po_lit_11_1.docx61.06 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ г. Улан – Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №19 г. Улан – Удэ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

класс  11

уровень  базовый

Составитель: Копылова Надежда Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

  первой категории

г.Улан - Удэ

 2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.).

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
  • Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
  • Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

По типовой программе на изучение литературы в  11 классе отводится 102 часа.

Цели изучения  литературы:

  • приобщение к духовным ценностям   народа;
  • овладение знаниями о направлениях, художественных особенностях русской  литературы;
  • воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение  интереса к культуре  Родины.

         Основные содержательные линии:

  •  знакомство с личностью писателя;
  • определение художественных особенностей произведений;
  • установление взаимосвязей теории литературы с теорией русской литературы.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.

Программа предусматривает изучение регионального компонента, встроенного в базовый курс, при изучении следующих тем:

C.А Есенин и бурятские поэты о Родине.

                        Место предмета в базисном учебном плане

В  XI классе выделяется  102часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

                               Требования к уровню подготовки учащихся

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Содержание курса

  • Литература начала ХХ века
  • Серебряный век русской поэзии.
  • Литература 20-х годов ХХ века.
  • Литература 30-х годов ХХ века.
  • Литература « потерянного поколения».
  • Литература периода ВОв.
  • Литература 50-90-х годов ХХ века.
  • Литература конца ХХ- начала ХХI века.

Литература XX века (102 часа)

Введение

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.

Литература первой половины XX века (70 часов)

Характеристика литературного процесса рубежа веков (1 ч)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».

                                                                            И. А. Бунин (6 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина.

А. И. Куприн (5 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (8 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Сочинение по творчеству М. Горького.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. (8 часов)

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не  менее трех авторов по выбору).

Обзор (1 ч)

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм (1 ч)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Ф.  Сологуб (1ч)

Основные темы и образы поэтического мира.

Акмеизм (1 ч)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм (1 ч)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов:  эгофутуристы  (И. Северянин),   кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

Новокрестьянская поэзия (1 ч)

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.

А. А. Блок (5 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»,  «В ресторане»,  «Река раскинулась.  Течет,  грустит  лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

                                                 В. В. Маяковский (7ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

С. А. Есенин (5 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.

М. И. Цветаева (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.  

А. А. Ахматова (4 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

Б. Л. Пастернак (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии»,  «Во  всем  мне  хочется  дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков (6 ч)

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и Дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

А. П. Платонов (2 ч)

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои Платонова.  Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов (6 ч)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

А. Т. Твардовский (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор). 

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор). 

Повесть «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг»

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

                                                     В. М. Шукшин (1 ч)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

                                                     В. В. Быков (1 ч)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.  

                                                    В. Г. Распутин (2 ч)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

                                                  И. А. Бродский (1 ч)

(возможен выбор другого поэта  второй половины XX века)

Стихотворения:  «Воротишься  на  родину.  Ну  что  ж…»,  «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве».

                                           Б. Ш. Окуджава (1 ч)

(возможен выбор другого поэта  второй половины XX века)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

                                      А. В. Вампилов (1 ч)

(возможен выбор другого драматурга  второй половины XX века)

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

                    Обзор литературы последнего десятилетия (1 ч)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

        Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Неделя

Тема урока

1

1.Характеристика литературного процесса рубежа веков.

2. Жизненный и творческий путь И.А.Бунина.

3. Поэтический мир Бунина

2

4. «Душа русского человека» в повести «Деревня».

5.«Антоновские яблоки»

6. Художественное своеобразие рассказа «Господин из Сан-Франциско».

3

7,8. Тема любви в поизведениях «Солнечный удар», «Легкое дыхание», цикле «Темные аллеи».

9. Очерк жизни и творчества А.И. Куприна. Художественный мир писателя.

4

 10,11.  Романтическая концепция любви в произведениях Куприна «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет».

12. Р.р. Рецензирование прочитанного произведения.

5

13,14. Сатирическая литература начала 20 века. Альманах «Сатирикон»  и его авторы.

15.Серебряный век русской поэзии.

6

16.В.Я Брюсов – основоположник символизма

17.Своеобразие художественного мира К.Д.Бальмонта.

18.Основные темы и образы поэтического мира Ф.Сологуба.

7

19.Своеобразие символизма А.Белого

20.Поэтический мир И.Ф.Анненского.

21.Трагическая судьба Н.С.Гумилева.

8

22.Своеобразие поэтического  мира Н.С.Гумилева.

23.«Я, Гений Игорь Северянин…».

24.Жизнь и творчество М.Горького.

9

25,26.Романтизм раннего творчества.

27.Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне».

10

28,29. Спор о правде и мечте.

30.Роман «Мать» История создания.

11

31.Публицистика. «Несвоевременные мысли».

32.Жизненный и творческий путь А.А.Блока.

33.Романтический мир раннего Блока. «Стихи о Прекрасной Даме»

12

34.Образ России  в поэзии Блока.

35.Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

36.Новокрестьянская поэзия.

13

37,38,39.С.А.Есенин.Тема Родины.

14

40.Философия мира и человека. Любовная лирика.

41.«Анна Снегина».

42.Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского.

15

43,44.Футуристическое начало в поэзии Маяковского. Образ лирического героя в ранних произведениях.

45. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Облако в штанах».

16

46.Поэт и революция. Образ Родины.

47,48. Тема поэта и поэзии. Сатирические произведения.

17

49.Общая характеристика литературного процесса 20-х годов 20 века. Обзор.

50.Взаимоотношение руководителя и масс в романе А.А.Фадеева «Разгром».

51.Своеобразие цикла «Конармия» И.Э.Бабеля. Тема Гражданской войны.

18

52.Личность Е.И.Замятина и своеобразие его художественного мира.

53.М.М. Зощенко – писатель-сатирик. Герои, стиль, язык рассказов.

54.Общая характеристика литературного процесса 30-х годов 20 века. Обзор.

19

55.Очерк жизни и творчества А.П.Платонова.

56.Роман «Котлован»

57.Очерк жизни и творчества М.А.Булгакова.

20

58. История создания романа «Мастер и Маргарита»

59,60.Сатирические страницы романа.

21

61.Р/р. по творчеству Булгакова

62.Очерк жизни и творчества М.И Цветаевой.

63.Своеобразие художественного мира.

22

64.Своеобразие художественного мира.

65,66. Очерк жизни и творчества О.Э Мандельштама. Идейно-художественное своеобразие лирики.

23

67.Очерк жизни и творчества А.Н.Толстого.

68.Очерк  жизни и творчества Б.Л.Пастернака.

69.История создания романа «Доктор Живаго».

24

70.Идейно-художественное своеобразие романа.

71.Очерк жизни и творчества А.А.Ахматовой.

72. Любовная лирика Ахматовой.

25

73.Тема поэта и поэзии.

74.Поэма «Реквием».

75.Своеобразие поэтического  мира Н.А.Заболоцкого.

26

76.Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова.

77.Тема Гражданской войны в «Донских рассказах».

78.История создания романа-эпопеи «Тихий Дон».

27

79,80.Судьбы главных героев романа. Изображение войны.

81.  Роман «Поднятая целина».

28

82,83.   Обзор литературы периода ВОВ. 

84.Очерк жизни и творчества А.Т. Твардовского.

29

85.Поэма «Василий Теркин»

86.Поэма «За далью даль».

87.Поэма «По праву памяти».

30

88. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). 

89. «Архипелаг Гулаг» (обзор).

90.Повесть «Один день Ивана Денисовича»

31

91. Художественные поиски и традиции в современной поэзии.

92.И. А. Бродский. Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

93.Б. Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии.

32

 94,95. В.Г.Распутин. Повесть «Прощание с Матерой»

96. В.М.Шукшин. «Чудики».

33

97. Переосмысление военной темы в литературе 2 половины 20 века.

 98.В. В. Быков. Повесть «Сотников»

 99.В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы».

34

100.А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота»

101 Обзор литературы последнего десятилетия

102. Подведение итогов.

           Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение

  1. Примерная программа по литературе 2016-2017 года.
  2. Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В., Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО», 2012 год.
  3. Учебник: Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Под ред. В.П. Журавлева. – М: Просвещение,2009.
  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ в. 11 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 384 с.
  5. Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлева. I полугодие / авт.-сост. Н.Е. Щетинкина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 356 с.
  6. Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлева. II полугодие / авт.-сост. Н.Е. Щетинкина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 310 с.

Дополнительная литература:

  • В мире литературы. 11 класс: Учебник для образоват. учреждений гуманитар. профиля / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. – 464 с.
  • Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие /А.Б. Есин. – М.: Флинта : Наука, - 2007. – 248 с.
  • Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В.П. москвин. – Ростовн/Д: Феникс, 2007. – 940 с.
  • Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999. – 1296 с.
  • Русский язык. Литература. 5-11 классы : уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины./ сост. Е.М. Мордас. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.

Поурочное планирование уроков литературы в 11 классе

84

Очерк жизни и творчества А.Т. Твардовского.

1

Урок изучения

первичного закрепления новых знаний

Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и  интерпретировать худож пр-ие.

Предварительный контроль.

Устная проверка знаний

Показать, что  «любовь к правде сущей» - основной мотив «лирического эпоса» А.Т. Твардовского.

85

Поэма «Василий Теркин»

1

Урок изучения

и закрепления новых знаний

Познакомить учащихся с основными вехами военного творческого пути Твардовского.

Предварительный контроль.

Фронтальный опрос.

Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории.

86

Поэма «За далью даль».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Проанализировать поэму, отметить ее идейное содержание, отметить место  поэмы в творчестве поэта

Викторина, постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Понимать  тему  и мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности.

87

Поэма «По праву памяти».

1

Комбинированный урок

Дать обзор жизненного и творческого пути поэта, определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы

Предварительный контроль

Устная проверка знаний

Философская проблематика поздней лирики поэта

88

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество (обзор).

1

Урок изучения

и закрепления новых знаний

Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и  интерпретировать худож пр-ие.

Кратковременная самостоятельная работа\

Знать основные биографические сведения о Солженицыне, особенности произведений.

89

90

«Архипелаг Гулаг» (обзор).

Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича»

1

1

Урок изучения

и закрепления новых знаний

Показать своеобразие. Уметь анализировать и  интерпретировать худож пр-ие,выявлять авторскую позицию

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Понять яркость и точность бытоописания человеческих типов. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя.

91

Художественные поиски и традиции в современной поэзии.

1

Урок изучения

первичного закрепления новых знаний

Знать об истоках изображения войны в литературе послевоенных лет; о поэзии и прозе войны

Предварительный контроль.

Фронтальный опрос.

Уметь конспектировать лекцию учителя выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

92

И. А. Бродский. Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

1

Урок изучения

закрепления новых знаний

Дать краткий обзор поэзии Бродского, показать своеобразие стиля поэта

Текущий контроль

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

93

Б. Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии

Урок изучения

закрепления новых знаний

Дать краткий обзор поэзии Окуджавы, показать своеобразие стиля поэта

Групповая работа, сообщения учащихся

Знать особенности «бардовской» поэзии 60-х годов; жанровое  своеобразие песен Окуджавы. 

94,

95

В.Г.Распутин. Повесть «Прощание с Матерой»

Урок изучения

первичного закрепления новых знаний

Дать краткий обзор творчества писателя

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, воспитывать преданность своему краю, патриотизм; умение понимать людей старшего поколения

96

В.М.Шукшин. «Чудики».

Урок изучения

первичного закрепления новых знаний

Знать  творчество В.М. Шукшина; изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

Предварительный контроль.

Фронтальный опрос.

Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

97

Переосмысление военной темы в литературе 2 половины 20 века.

1

Урок изучения

первичного закрепления новых знаний

определять элементы сюжетов произведений, роль изобразительно-выразительных средств языка

Групповая работа, сообщения учащихся

понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;

отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог

писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения

98.

В. В. Быков. Повесть «Сотников»

1

Урок изучения

первичного закрепления новых знаний

развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Предварительный контроль.

Фронтальный опрос

совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе

99

В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы».

1

Урок изучения

первичного закрепления новых знаний

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Групповая работа, сообщения учащихся

Уметь выделять в тесте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним

Теория литературы. Новелла. Психологизм художественной литературы. Традиции и новаторство в художественной литературе

100

А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота»

1

Урок изучения

первичного закрепления новых знаний

Знать тематику и проблематику пьесы.

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь

101

Обзор литературы последнего десятилетия

1

Знать: об основных тенденциях современного литературного процесса; содержание произведений новейшей литературы

Текущий контроль, групповая работа

Уметь: конспектировать лекцию учителя, строить монологическое высказывание по определенной теме, анализировать произведения, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей.

102

 Подведение итогов.

1

Урок изучения и

закрепления новых знаний

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Постановка вопросов по теме урока, работа по материалам учебника

Знать основные направления развития литературного процесса 20 – 21 вв.

Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...