Имя существительное как часть речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Россихина Елена Николаевна

Технологическая карта урока русского языка для дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Имя существительное как часть речи

Тип урока

Урок объяснения

Цели урока

Предметные: повторить изученное о самостоятельных и служебных ЧР; дать понятие о морфологии; повторить изученное об ИС; показать морфологические признаки ИС. 

Метапредметные:  развивать в учащихся умение анализировать языковой материал, рассуждать, сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;  развивать навык устной и письменной речи.

Личностные: совершенствовать владение речевым этикетом, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родному языку, природе, формировать интерес к исследовательской работе.

Планируемые результаты

Предметные результаты

1. Умение определять предмет изучения морфологии

2. Умение определять морфологические признаки существительного  

3.  Умение различать постоянные и непостоянные признаки ИС

Личностные результаты

1. Осознание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, его эстетической ценности.

2. Увеличение объема словарного запаса.

3. Усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения.

Метапредметные результаты

1.  Способность определять цели учебной деятельности.

2. Овладение приемами отбора и систематизации материала по теме.

3.    Применение приобретенных  знаний, умений и навыков в повседневной жизни.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формирование

конкретного образова-тельного результата

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

  Ссылки на карточки Учи.ру

Этап 1. Организация урока – 1 мин

Умение ставить перед собой цели, организовывать свою деятельность.

– Здравствуйте, ребята! Открываем тетради, записываем число, классная работа. Оставляем строчку для темы.

Этап 2.  Актуализация знаний  – 5 мин

Совершенствование знаний, умений, навыков по пройденной  теме.

Фронтальный опрос

–Посмотрите на доску. Какие части речи вам известны?

– Изучение морфологии мы начнем с одной из самостоятельных ЧР. Но чтобы узнать с какой, послушайте стихотворение и скажите , о чем идет речь.

Всему название дано: и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами, 
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Оно живет ведь в мире этом, 
Даёт название предметам.

– Верно. Посмотрите на доску.  Запишите тему урока «Имя существительное как часть речи »

https://uchi.ru/teachers/groups/9230492/subjects/2/course_programs/5/cards/219128 

https://uchi.ru/teachers/groups/9230492/subjects/2/course_programs/5/cards/219129 

https://uchi.ru/teachers/groups/9230492/subjects/2/course_programs/5/cards/219130 

 

Этап 3. Объяснение нового материала –20 мин

Умение извлекать необходимую информацию из текста.

Умение сравнивать, анализировать, сопоставлять материал

2. Выполнение заданий

Посмотрите на доску.

– Сделаем вывод

–  Как определить род существительного?

– Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного.  Посмотрите на доску.

– Дополните своими  примерами. Сделайте вывод

– Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только в определённый дом. Почему? От чего это зависит? Давайте посмотрим на доску

 – Сколько склонений у существительных?

 – Как определить склонение имен существительных?

– Выполним задание в тетради. Определите склонение сущ-ных.

Олень, дочь, мужчина . Собака, книга, девочка. Москва, город, Россия.  Песня, море, листопад.  Ключи, уроки, класс.

- Существительные изменяются по числам. Давайте посмотрим на доску.

- Давайте вспомним падежи. Повторим название падежей и падежные вопросы. 

 

https://uchi.ru/teachers/groups/9230492/subjects/2/course_programs/6/cards/261887 

https://uchi.ru/teachers/groups/9230492/subjects/2/course_programs/6/cards/261889 

https://uchi.ru/teachers/groups/9230492/subjects/2/course_programs/4/cards/73799 

https://uchi.ru/teachers/groups/9230492/subjects/2/course_programs/4/cards/73781 

 

 Этап 4. Первичное закрепление изученного –     15 мин

Умение применять полученные знания на практике.

-  Давайте выполним задание на определение склонений существительных.

- А теперь напишем распределительный диктант по вариантам Первый вариант пишет сущ. Единственного числа, а второй – множественного. Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки

- Просклоняйте слово БЕЛКА

Этап 5. Домашнее задание – 1 мин

Умение осуществлять самоконтроль за собственной деятельностью, самостоятельно организовывать деятельность.

– Домашнее задание в личном  кабинете на платформе Учи.ру.

https://uchi.ru/teachers/groups/9230492/subjects/2/course_programs/5/lessons/64325 

Этап 6. Подведение итогов, рефлексия- 3 мин.

Умение осуществлять самоконтроль и самокоррекцию,

совершенствование  умения обобщать изученный материал.

1.Ребята,подведем итоги проделанной нами работы.
– Что нового вы узнали?

– Что такое ИС?

2.Оценивание работы класса в целом и индивидуально конкретных учеников с комментариями оценок. Рефлексия.

Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Какие трудности у вас возникли?

– Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

-Каждый говорит свой вариант.

– ИС – это самостоятельная часть речи, кт обозначает предмет, явление, и отвечает на вопрос кто? Что? ИС относятся к  3м родам, изменяются по падежам.

2. Анализируют свою деятельность и выявляют причины того, что получилось, а что нет.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное как часть речи

На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы.      ...

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс

"Имя существительное как чать речи".  Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....