Любовная лирика А.С.Пушкина «И образ незатменный твой ...»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Бибалаева Зубайдат Курбановна

«И образ
незатменный твой ...»

 

Когда порой  влюбляется поэт,

Он в рамки общих марок не вмещается

Не потому, что он  избранник, нет,

А потому, что в золото и свет душа его тогда

Кто были те, кто волновал поэта?

Как пролетали ночи их и дни?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 11 классе

МКОУ «Мичуринская   СОШ»

Учитель: Бибалаева Зубайдат Курбановна

Комплексный анализ текста. Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (Слайд 1)

Цели урока: закреплять знания,  развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий (Слайд 2)

   Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

   Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

   Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

  Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока, рабочие листы.

Ход урока.

I .   Организационный момент. Слайд 3

Вступительное слово учителя.

 -Здравствуйте. Садитесь.

 Ребята, улыбнитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.  Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Покажем нашим гостям,  как мы готовимся к ЕГЭ, работая на уроке.

Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. До экзамена по русскому языку осталось …    дней. У нас ещё есть время для подготовки. Сегодня мы проведем комплексную работу по подготовке к ЕГЭ и систематизации знаний, умений и навыков, полученных на уроках русского языка.

2. Проверка домашнего задания

Дома вам было предложено выполнить первые три задания ЕГЭ по карточкам. Давайте сверим ответы с проектором и прокомментируем их. Слайд 4

Вариант  № 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами. (2)(...) они вошли в историю отечественной культуры, потому что способствовали её развитию. (3)Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Московские меценаты - представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
  2. Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих династий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию.
  3. Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.
  4. Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.
  5. Представители богатейших промышленных и купеческих династий России, будучи меценатами, много сделали для развития отечественной культуры.

Ответ:____25_______________.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Запишите этот сочинительный союз.  

Ответ:___однако________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

  1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.
  2. Наука о развитии человеческого общества. История средних веков.
  3. чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).
  4. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.
  5. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. История мира. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.
  6. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю.

Ответ:___4________________.

Вариант  № 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

1)Греки украшали керамические изделия орнаментальной и сюжетной росписью, в том числе сценками из повседневной жизни. (2)Эти изображения дали учёным представление о том, как выглядели древние греки, что носили, какие у них были дома и мебель и какую жизнь они вели. (3) (...) керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях, так как греки украшали их орнаментальной росписью.
  2. Для украшения керамических изделий древние греки широко использовали сюжетную живопись, что подтверждают данные археологических исследований.
  3. Изображения на керамических изделиях дали учёным представление о жизни и быте древних греков, поэтому они так важны при археологических исследованиях.
  4. Керамические сосуды важны в археологических исследованиях, так как дали учёным представление о том, какого уровня достигло развитие ремесла в Древнем Риме.
  5. Древние греки украшали керамические изделия не только орнаментальной, но и сюжетной росписью, что даёт археологам представление об их повседневной жизни.

Ответ:_______35____________.

2. Самостоятельно подберите сочетание слов, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите этот подчинительный союз.  

Ответ:________именно поэтому___________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИЗНЬ, - и. ж.

1) Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Жизнь Вселенной. Законы жизни.

2)Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Жизнь растений. Рисковать жизнью. Спасти жизнь кому-то.

3) Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-нибудь период. Короткая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни.

4) Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная жизнь. Семейная жизнь. Духовная жизнь. Кипучая жизнь.

Ответ:________4___________.

3 Работа с эпиграфом

-  Начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А. Н. Толстой. 
- Как вы понимаете слова известного русского писателя? (По мнению автора, русский язык яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный. Сравнивает яркость с радугой после весеннего ливня, меткость – со стрелами. Считает, что Родина – это, прежде всего, народ, культура , язык)
Слайд 5

- Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы в школе сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? 
(Культуру поведения, речи, одежды и п.)

- Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно? 
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте. 

Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника

- Не надо портить русский язык

- Не обидеть

- В зависимости от настроения

- Чтобы человек больше не допускал ошибок

-Не оказаться бестактным

 

 Отчет выпускника о результатах социологического опроса среди 10-11 классов о культуре речи.

- Рамазанова Диана  провела собственное расследование, социологический опрос среди 9-11 классов.  Она искала ответ на вопрос: «Как вы поступите, услышав ошибку в речи другого человека?» Что же получилось?  (Ученица называет результаты исследования.) (Слайд 6)

4. Орфографическая разминка.

Ребята, вы уже считаетесь грамотными людьми, вы уже сдали экзамен по русскому языку в 9 классе. Какие задания ЕГЭ позволяют оценить, насколько вы владеете орфографией? (9,10,11,12,13)

Найти лишнее слово в каждом ряду, вставляя пропущенные буквы и объясняя их.

 Бе..печный, и..пуг, во..хождение, ра..жег

  Разжег (перед звонким согласным)

 Бор..шься, встреч..нный, знаком..шься, настраива..мый

 Знакомишься(II спр.)

  Писа...ая маслом, изображё…ая девушка, серебря..ая медаль, посеребрё..ая цепочка

 Серебряная медаль (прил.)

  (Не)приведена в порядок, (не)признавая авторитетов, (не)прикрытое шторами, на (не)высоком холме

 На невысоком холме (= низком)

 Вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный, под..грать

Сверхизысканный(после приставок сверх- и меж- и не меняется на ы)

 Удоста..вать, масл..це,  отво..вав, плать..це

Отвоевав (отвоюю)

5. Орфоэпическая минутка

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую минутку. 
В ЕГЭ это задание 4. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. 
На столах листы с этими же словами. Ваша задача: расставить ударения в предложенных словах. Начинайте работу.

Проверяем по цепочке. Посчитайте количество ошибок. Оцените.

Квартал, красивейший, свекла, закупорить, каталог, балуя, газопровод, договор, созвонимся, торты, одолжит, осведомишься, ободришься, вручит, снята, углубленный, шарфы, ходатайство, обеспечение, щавель.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга. Оцените.

Спасибо за работу. Слайд 7

6. Актуализация знаний  морфологических норм.

Выполним устно следующее задание, которое направлено на повторение     морфологических норм. Это Задание 7. Работаем в парах (слайд 8)

ДИРЕКТОРЫ школ,

ОБЕИХ сестёр

СЕМИДЕСЯТЬЮ процентами

БЕЛОГО тюля

КРАСИВШЕ

 ПОЕЗЖАЙ вперед

Пара САПОГОВ

пара ТУФЛЕЙ

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году

6. Редактирование текста

 Для выполнения следующего задания объединитесь в 2 группы: 1 группа с белыми рабочими листами, вторая – с зелеными. Слайд 9

1 группа. Задание: 
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа. 
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех) 
1. Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова). 
2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов). 
3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать 
(употребление слова в несвойственном ему значении). 

4.Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

5. В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.

6. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.( Есть фразеологизм «не хватать звёзд с неба», поскольку фразеологизм − устойчивое сочетание, заменять в нём слова нельзя.)


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА. 
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/. 

2 группа

Вам я предлагаю поработать корректорами. Вы получили стихотворение для печати. Ваша задача – исправить речевые ошибки в стихотворении.

…Люблю  майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Ещё люблю, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

 Расставить знаки препинания

7. Синтаксические нормы  (Слайд 10)

Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП). Задание 8 (коллективная работа)

Слайд 11

Какое задание ЕГЭ помогает проверить вашу грамматическую компетентность? Вспомните, с какими грамматическими ошибками в построении предложения мы встречались при выполнении задания 8  в вариантах подготовки к ЕГЭ. Сколько баллов дает правильное выполнение этого задания?

Слайд 12

1.Заполнение таблицы «Типичные ошибки в построении предложений»

Повторим , какие грамматические ошибки встречаются в предложениях. Читаем предложение и называем ошибку.

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

4)Замена одной части двойного  союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

 2. Работа в парах. Слайд 13

Приложение 6

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам, заполнив таблицу.( в таблицу вписываем только букву). Работа с карточками.

А.  Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б.    Нужно оплатить за проезд.

В.    Поезд прибыл согласно расписания.

Г.     Комиссия установила о причинах аварии.

Д.    Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е.     В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж.   Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З.     Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И.     Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К.     Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л.     Он любил и увлекался чтением.

М.    Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н.    Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О.    Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П.    Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р.      Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

С.       Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

 

Слайд 11

ПРОВЕРКА оценку ставим так, как сами оцениваете свои знания, сравнивая с выполнение таких заданий ранее. ( есть ли прогресс)

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Е, Л,

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

И

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

П

4)Замена одной части двойного  союза на инородное слово.

З, О

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

А, Б, В, Г, Д, К, М,Н, С

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Ж

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Е,Л

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

И

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

П

4)Замена одной части двойного  союза на инородное слово

З,О

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

А,Б,В,Г,Д,К,М,Н,С

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Ж

 Исправляем грамматические ошибки в предложениях. Слайд 15,16,17

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

Мы узе давно выписываем журнал «Природа»

Гонцов поднимает  проблему  о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

10.Распределительный диктант

Задание 9. Распределить слова по группам

Чередующиеся                         Проверяемые                    Непроверяемые

Г..рит, стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте),  р..гламент, м..рской, б..нзин,  пост..лить, б..седа, насл..ждение, прим..рять (врагов),  л..сник, пол..скать (бельё),  л..гичный, п..ровать,  б..тарея, соприк..саться,  г..строном,  к..бинет, д..сциплина,  пон..мание, выр..внять (поверхность),  выр..с, г..ревать.

11. Найти соответствия

Метафора 1.Намеренное дробление предложения на значимые части

Сравнение 2.Скрытое сравнение

Анафора 3. Образное определение

Парцелляция 4. Единоначатие

Эпитет 5. Противопоставление

Антитеза 6. Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека

Гипербола 7. Сопоставление одного предмета с другим

Олицетворение 8. Преувеличение

12. Определите средства художественной выразительности

1. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. - антитеза

2. Рассвет рукой прохлады росной/ Сшибает яблоки зари. - метафора

3. О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык… -эпитет

4. Не напрасно дули ветры,/Не напрасно шла гроза. - анафора

5. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно… - сравнение

13. Синквейн  (Слайд 16)

Ребята, теперь давайте выполним упражнение на составление синквейна на тему ЕГЭ. Синквейн в переводе с французского -  пять строк.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/1/1b2EP4aQDRsYVujp6lde5OgkJUqcTZy8wx3FoW/slide-9.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/10ad/000519bc-c957d37c/img10.jpg

12. Закрепление

Мы все сегодня славно потрудились.

Что нам удалось выполнить на уроке? (повторили задания 1-7, 20-24)

Над какими заданиями мы поработали?

Что вызвало большую трудность? Какие задания дались легко?

Что нужно сделать для преодоления возникших трудностей?

После проверки тестов и суммирования оценок, которые вы себе выставили,  я выведу итоговую оценку.Но вы тоже должны мне выставить оценку. Здесь на столе есть смайлики – сердца. Возьмите по одному, и я сразу пойму, с каким настроением вы ушли с урока.Огромное всем спасибо.

13. Домашнее задание Сочинение. Задание 27 (Слайд 19)

Приложения

Вариант  № 1

 (1)Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами. (2)(...) они вошли в историю отечественной культуры, потому что способствовали её развитию. (3)Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Московские меценаты - представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
  2. Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих династий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию.
  3. Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.
  4. Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.
  5. Представители богатейших промышленных и купеческих династий России, будучи меценатами, много сделали для развития отечественной культуры.

Ответ:___________________.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Запишите этот сочинительный союз.  

Ответ:__________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.     ИСТОРИЯ, -и, ж.

  1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.
  2. Наука о развитии человеческого общества. История средних веков.
  3. чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).
  4. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.
  5. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. История мира. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.
  6. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю.

Ответ:__________________.

Вариант  № 2

1)Греки украшали керамические изделия орнаментальной и сюжетной росписью, в том числе сценками из повседневной жизни. (2)Эти изображения дали учёным представление о том, как выглядели древние греки, что носили, какие у них были дома и мебель и какую жизнь они вели. (3) (...) керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях, так как греки украшали их орнаментальной росписью.
  2. Для украшения керамических изделий древние греки широко использовали сюжетную живопись, что подтверждают данные археологических исследований.
  3. Изображения на керамических изделиях дали учёным представление о жизни и быте древних греков, поэтому они так важны при археологических исследованиях.
  4. Керамические сосуды важны в археологических исследованиях, так как дали учёным представление о том, какого уровня достигло развитие ремесла в Древнем Риме.
  5. Древние греки украшали керамические изделия не только орнаментальной, но и сюжетной росписью, что даёт археологам представление об их повседневной жизни.

Ответ:___________________.

2. Самостоятельно подберите сочетание слов, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите этот подчинительный союз.  

Ответ:__________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.     ЖИЗНЬ, - и. ж.

1) Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Жизнь Вселенной. Законы жизни.

2)Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Жизнь растений. Рисковать жизнью. Спасти жизнь кому-то.

3) Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-нибудь период. Короткая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни.

4) Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная жизнь. Семейная жизнь. Духовная жизнь. Кипучая жизнь.

Ответ:___________________.

Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника

- Не надо портить русский язык

- Не обидеть

- В зависимости от настроения

- Чтобы человек больше не допускал ошибок

-Не оказаться бестактным

 

Открытый урок по русскому языку в 11 классе

МКОУ «Мичуринская   СОШ»

Учитель: Бибалаева Зубайдат Курбановна

Комплексный анализ текста. Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому

Ф.И.О. _______________________________________________________

1. Орфографическая разминка.

 Бе..печный, и..пуг, во..хождение, ра..жег

 Бор..шься, встреч..нный, знаком..шься, настраива..мый

 Писа...ая маслом, изображё…ая девушка, серебря..ая медаль, посеребрё..ая цепочка

 (Не)приведена в порядок, (не)признавая авторитетов, (не)прикрытое шторами, на (не)высоком холме

 Вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный, под..грать

 Удоста..вать, масл..це,  отво..вав, плать..це.

2. Орфоэпическая минутка.

Квартал, красивейший, свекла, закупорить, каталог, балуя, газопровод, договор, созвонимся, торты, одолжит, генезис, ободришься, вручит, снята, углубленный, шарфы, ходатайство, обеспечение, щавель.

Распределительный диктант   Задание 9. Распределить слова по группам

Чередующиеся                         Проверяемые                    Непроверяемые

Г..рит, стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте),  р..гламент, м..рской, б..нзин,  пост..лить, б..седа, насл..ждение, прим..рять (врагов),  л..сник, пол..скать (бельё),  л..гичный, п..ровать,  б..тарея, соприк..саться,  г..строном,  к..бинет, д..сциплина,  пон..мание, выр..внять (поверхность),  выр..с, г..ревать.

       Синквейн

6. Актуализация знаний  морфологических норм.

ДИРЕКТОРЫ школ

ОБЕИХ сестёр

СЕМИДЕСЯТЬЮ процентами

БЕЛОГО тюля

КРАСИВШЕ

 ПОЕЗЖАЙ вперед

Пара САПОГОВ

пара ТУФЛЕЙ

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году

Группа 1

1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2.  На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 

4.Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

5. В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.

6. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

Группа 2

…Люблю  майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Ещё люблю, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит.

Группа 3

…Люблю  майскую грозу в начале мая

Когда весной весенний первый гром

Как бы резвяся и в игру играя

Грохочет громко в небе голубом.

Ещё люблю когда холодные морозы

Покроют льдом  заледенят карниз

Снежинки с неба падают как слёзы

 На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень

Когда плодами всё плодоносит

И в сенокос косою сено косят

И масло масляное на столе стоит.

Синтаксические нормы

  • А.  Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
  • Б.    Нужно оплатить за проезд.
  • В.    Поезд прибыл согласно расписания.
  • Г.     Комиссия установила о причинах аварии.
  • Д.    Такое поведение не свойственно для образованного человека.
  • Е.     В посёлке интересовались и верили всему необычному.
  • Ж.   Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.
  • З.     Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.
  • И.     Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.
  • К.     Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.
  • Л.     Он любил и увлекался чтением.
  • М.    Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
  • Н.    Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
  • О.    Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
  • П.    Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.
  • Р.      Мы уже давно выписываем журнал «Природу».
  • С.       Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

4)Замена одной части двойного  союза на инородное слово

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Распределительный диктант . Задание 9. Распределить слова по группам

Чередующиеся                         Проверяемые                    Непроверяемые

Г..рит, стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте),  р..гламент, м..рской, б..нзин,  пост..лить, б..седа, насл..ждение, прим..рять (врагов),  л..сник, пол..скать (бельё),  л..гичный, п..ровать,  б..тарея, соприк..саться,  г..строном,  к..бинет, д..сциплина,  пон..мание, выр..внять (поверхность),  выр..с, г..ревать.



Предварительный просмотр:

Любовная лирика А.С.Пушкина

«И образ
незатменный твой ...»

Когда порой  влюбляется поэт,

Он в рамки общих марок не вмещается

Не потому, что он  избранник, нет,

А потому, что в золото и свет душа его тогда

Кто были те, кто волновал поэта?

Как пролетали ночи их и дни?

Не в этом суть, да и неважно это.

Всё дело в том, что вызвали они.

Пускай хитры, горды или

Он был не зря,

Вот две души, две женщины, две Анны,

Две красоты - Оленина и Керн.

Одна строга и холодно - небрежна.

Отказ в руке. И судьбы разошлись.

Но он страдал, и строки родились:

" Я вас любил безмолвно, безнадежно".

Была другая лёгкой , как лоза.

И - жажда, и - хмельное утоленье!

Он счастлив был. И вспыхнула гроза любви:

" Я помню чудное мгновенье»…

 Подготовила:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мичуринская СОШ»

Бибалаева Зубайдат Курбановна

 

                                    С.Мичурино-2017г

История 1

Екатерина Павловна Бакунина

29 января 1815 года. Лицей

" Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - её не видно было! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней по лестнице - сладкая минута! " Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной!  Но я не видел её 18 часов - ах! Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!"

  Екатерина Бакунина - старшая сестра товарища по Лицею, - первая серьезная любовь Пушкина-лицеиста. Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели общий восторг во всей лицейской молодежи. Все трое: Пущин, Пушкин, Малиновский – полюбили Катеньку.

    Осенью Бакунины из Царского Села переехали на житье в Петербург, и Пушкин долгое время был безутешен.

   Екатерина Павловна Бакунина, фрейлина, художница, много позже, может быть, и узнала о "тройственном" лицейском " воздыхании", когда стала госпожой Полторацкой и когда Пушкин (к тому времени давно женатый) побывал на её свадьбе.

Уж нет её... я был у берегов,

Где милая ходила в вечер ясный;

На берегу, на зелени лугов

Я не нашел чуть видимых следов,

Оставленных ногой её прекрасной.

Задумчиво бродя в глуши лесов,

Произносил я имя несравненной;

Я звал её - и глас уединенный

Пустых долин позвал её в дали.

К ручью пришел, мечтами привлеченный;

Его струи медлительно текли,

Не трепетал в них образ незабвенный.

Уж нет её!.. До сладостной весныv

Простился я с блаженством и с душою.

Уж осени холодною рукою

Главы берез и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится желтый лист,

Стоит туман на волнах охладелых,

И слышится мгновенный ветра свист.

Поля, холмы, знакомые дубравы!

Хранители священной тишины!

Свидетели моей тоски, забавы!

Забыты вы ... до сладостной весны!

(«Осеннее утро»)

История 2

Мария Раевская (Волконская)

6 мая 1820 г. по высочайшему повелению А. С. Пушкин был выслан из столицы и направлен для несения службы на юг.

Мария Николаевна Волконская - дочь прославленного героя войны 1812 г. генерала Н. Н. Раевского, внучка М. В. Ломоносова, жена декабриста, одна из одиннадцати жён, последовавших за мужьями в Сибирь. Провела там вместе с мужем 30 лет.

В семье генерала Н. Н. Раевского, с которым Пушкин провел первые месяцы южной ссылки, было четыре дочери, Мария - третья. Многие шедевры южной лирики поэта исследователи традиционно связывали с сестрами Раевскими. Это не лишено оснований, ибо именно в этот период лирика Пушкина была откровенно автобиографична, на что указывал в свое время Б. Томашевский. Прежде всего героиней популярной легенды об "утаенной любви" Пушкина стала Мария Раевская .

Последним стихотворением, которое, по мнению исследователей, связано с Марией Раевской, является элегия "На холмах Грузии..." . Эта элегия была написана во время второй поездки Пушкина на Кавказ и, как считалось, навеяна воспоминаниями о первом путешествии на юг в 1820 году. В черновиках Пушкина имелись две строфы, не вошедшие в окончательный текст и давшие повод вновь вернуться к теме "утаенной любви": 

Прошли за днями дни - сокрылось много лет 
Где вы, бесценные созданья 
Иные далеко, иных уж в мире нет 
Со мной одни воспоминанья 

Я твой по-прежнему люблю я вновь 
И без надежд и без желаний 
Как пламень жертвенный чиста моя любовь 
И нежность девственных мечтаний.

Летом 1830 года стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." пришло в далекую Сибирь: его прислала М.Раевской-Волконской В.Ф.Вяземская:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
       Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
       Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
       Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
       Что не любить оно не может. 

История 3

Елизавета Воронцова

     В январе 1834 года Пушкин получил письмо. Такие конверты приходили 10 лет назад, осенью 1824 года из Одессы. Эти письма всегда волновали поэта. Пушкин посмотрел на подпись. Она была неразборчива. Но по почерку узнал, от кого эти строки.

С каким нетерпением он, бывало, ожидал весточки от неё, когда, высланный из Одессы, оказался в Михайловском. Судорожно сжимая письмо в руках, поэт уходил в свою комнату и запирался, чтоб никто не мешал ему беседовать с той, которая оставила большой и глубокий след в его жизни. Потом сжигал письма.

Пушкин познакомился с Воронцовой 6 сентября 1823 года. Он только что приехал тогда из Кишинёва в Одессу. Здесь он заканчивал первую главу " Евгения Онегина". Воронцова произвела на поэта сильное впечатление. «Ей было уже за тридцать лет, - вспоминает Вигель - а она имела право казаться еще самою молоденькою. Со врожденным польским легкомыслием и кокетством желала она нравиться, и никто лучше ее в том не успевал. Молода она был душою, молода и наружностью. В ней не было того, что называют красотою; но быстрый, нежный взгляд ее миленьких небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, которой подобной я не видел, казалось, так и призывает поцелуи». Графиня многим кружила голову, и, похоже, ей это нравилось.

     "Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательных женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательную, женственную грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в неё".

       Пушкин нигде о ней не упоминает, как бы желая сохранить для одного себя тайну этой любви. Она обнаруживается у него только многочисленными профилями прекрасной женской головы спокойного, благородного, величавого типа, которые идут почти по всем его бумагам из одесского периода жизни», - пишут об этом периоде жизни поэта. Еще долго будет преследовать его этот профиль... В рукописях с 1823 по 1829 год найдено до тридцати изображений Е.К. Воронцовой.

На прощанье Элиза дарит ему талисман - сердоликовый перстень с загадочной древнееврейской надписью, вырезанной на камне. Пушкин поклялся не расставаться с ним никогда, и исполняет клятву. До самого конца дней своих не расстается Пушкин с перстнем. И на дуэль он отправляется с талисманом. С уже мертвой руки поэта его снимет Жуковский. Себе Элиза оставляет такой же перстень. Уже потом, в Михайловском, Пушкин будет получать письма, запечатанные таким же перстнем.

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи -

Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило...

Оно сокрылось, изменило...

Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

1825

В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин навсегда прощается с Воронцовой:

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой  робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь наши лета,

Меняя все, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

История 4

Анна Петровна Керн

В 1819 году в Петербурге в доме Олениных произошла первая встреча А.С.Пушкина с А.П.Керн, которая ему запомнилась надолго. Пушкина поразили большие грустные глаза юной Керн. Анне Петровне было 17 лет, когда отец избрал для нее жениха, не спрашивая ее мнения, и выдал замуж за генерала Ермолая Федоровича Керн, которому было уже за пятьдесят.

Спустя шесть лет, летом 1825 года, состоялась вторая встреча. А.П.Керн приехала в Тригорское к своей тетке П.А.Осиповой. Пушкин в это время был в ссылке в Михайловском. В течение месяца они виделись почти каждый день. Стихи, музыка, пение, чтение, шутки, веселье - такая атмосфера царила в это время в Тригорском.

Перед отъездом А.П.Керн семейство Осиповых вместе со своей гостьей навестило поэта в Михайловском. Пушкин очень обрадовался этому. Керн вспоминала: «Гуляли по запущенному саду с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам, что заставляло меня спотыкаться, а моего спутника - вздрагивать». «На другой день я должна была уехать... Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр второй главы «Онегина», в неразрезанных листах, между которыми я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами... Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него мелькнуло тогда в голове - не знаю». 

Уже в экипаже Керн прочитала стихи:

Я помню чудное мгновенье;

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

История 5

Анна Оленина (1808)

Анна Алексеевна Оленина - дочь Президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки, члена Государственного совета. В 1828 году А.С.Пушкин серьезно увлекался ею. Могла стать женой поэта. Он писал ей в альбомы, рисовал её профили. Однако сватовство не состоялось; Оленина не стала его женой, но ей посвящено не одно стихотворение.

Умная, блестяще образованная, знавшая около семи языков, свободно поддерживающая разговор на любую тему, прекрасная музыкантша и певица, обладавшая легким, но несколько вспыльчивым характером - Вяземский звал ее дракончиком, а Пушкин - драгунчиком - оба отмечали ее насмешливый, острый язычок; с семнадцати лет находящаяся в узко - блестящем придворном кругу - она была фрейлиной Императрицы Елизаветы Алексеевны - вышла она замуж, несмотря на все, часто представлявшиеся партии, довольно поздно. Уже после смерти Поэта. 

Сватовство  вольного и дерзкого Пушкина в августе - сентябре 1829 года - внезапное, ошеломившее настолько, что матушка вынуждена была резко отказать!

Позже, наскоро прощаясь, он вписал в альбом Аннет стихи, прочитав, которые она расплакалась и была задумчива весь вечер...

Они начинались строфой "Я Вас любил..."

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

                                                                      1829 

Она вспоминала долго его тихую фразу: "Я уезжаю в Петербург, потому что бесприютен".

История 6, последняя

Наталья Гончарова

По шутливому признанию поэта, Гончарова была его 113 любовь. Но те увлечения, те порывы страстей,  которые волновали его раньше, не были ещё той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его  теперь. Буро прожитая молодость прошла. Настала пора зрелости.  Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828г.

Уже в конце  апреля 1829г.  Пушкин сделал ей предложение.  Ответ матери не определён: дочь ещё молода. Но Пушкин не впал в отчаяние.

Мучаясь ожиданием ответа, Пушкин уехал на Кавказ.  И только в конце сентября возвратился в Москву, затем в  Петербург.

Вдруг он неожиданно получил через знакомого привет от Гончаровых. Увидев в этом завуалированное приглашение вернуться, поэт, как на крыльях, полетел в Москву.  В начале апреля он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято.

Пушкин: " Учесть моя решена. Я женюсь.  Та, которую я любил  целые 2 года, которую  везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой - она… почти моя. Ожидание решительного ответа было самым болезненным чувством жизни моей… Если мне откажут, думал я, поеду в чужие края - и уже воображал себя на пароходе. В эту минуту подали мне записку:  ответ на моё письмо.  Отец невесты звал меня к себе… Нет сомнения, предложение моё принято.  Надинька, мой ангел, - она моя!.. Все печальные сомнения исчезли перед райской мыслью. Бросаюсь в карету,  скачу - вот их дом… Отец и мать сидели в гостиной.  Первый встретил меня с ответными объятьями. Он вернул из кармана платок, он хотел заплакать, но не мог… У матери глаза были красны. Позвали Надиньку  - она вошла бледная, неловкая. Отец вышел и вынес  образа… Нас благословили".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовная лирика А.С.Пушкина

Цели урока:познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изу­чить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; выразительное чте...

Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина

Сценарий поэтического вечера "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина"...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты любви.

Презентация к уроку литературы в 9 классе....

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....