Сценарий "Славянская письменность".
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Лидия Петровна Жаркова

Сценарий по русскому языку "Славянская письменность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavyanskaya_pismennost_stsenariy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

День славянской письменности и культуры

                    Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь Слову жизнь дана.

                                         Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

                                                         Бунин И.А.

Сегодня мы проводим мероприятие, посвящённое дню славянской письменности и культуре. А культура – это то, что дорого России и россиянам. Символ же России – берёзки.  

Берёзка…  Вроде, что уж проще.

Серёжки, церковь, богомолье.

А в ней, в берёзовой-то роще,

Вся Русь и с простотой, и с болью.

Вся Русь, и чистота, и святость,

И одинокие могилы.

Ах, слово. Ты не виновато,

Что я найти тебя не в силах.

Если трудно подобрать слова, чтобы выразить душевное состояние,  мы обращаемся к музыке и в танце передаём свои  чувства.

Танец «Берёзки»

Ведущий: Выдающийся историк и писатель Карамзин писал: «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество»

 

 Ведущий: Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Ведущий: В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие.

Из глубокого колодца (руки “О”)

Солнце медленно встает.(руки поднимаются над головой)

Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко)

Оформление сцены:

лавочка, стол летописца с зажженной свечой, гусиным пером, свитком с надписью из кириллицы, Русской азбукой.

Белорус

Из родной Беларуси

Я встречаю зарю,

Всем мальчишкам, девчонкам

“Добрый дзень!” – говорю.

Украинка

Слышу голос родимый

Городов, деревень.

Говорит Украина: – Здоровэнько булы!

– Добрый дэнь!

Русская

Утром нива росистая,

Даль прозрачная, ясная.

Отзовется Россия.

– Здравствуй! – скажет она.

 

Русская

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

   Хором: Мы – славяне!

  Денисенко  песня

 Ученик 1

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Ученик 2

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

Летописец (вставая)

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Звучит колокольный звон. Слайды.

 

 Танец  « За тихой рекою»  

1 ведущий. Каждый год 24 мая отмечают в славянских странах Праздник славянской письменности. В этот день мы вспоминаем великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2 ведущий. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

1 ведущий. Кирилл и Мефодий, будучи уверенными в том, что учить без азбуки и без книг всё равно, что писать беседу на воде,  на основе греческого письма составили первый славянский алфавит. И начала сильно расти в славянских странах грамота, и возрадовались славяне, что дарованы им письмена.

2 Ведущий: Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл) В ней 43 буквы. Каждая имеет свое название.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».

 

 

Под музыку выходят ребята, изображающие буквы славянской азбуки.

   Аз. Здравствуйте, ребята! Угадайте, какая я буква?  («АЗ») Правильно, меня зовут «аз».  

 Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут «буки». Меня не было в греческом алфавите, меня придумал сам Кирилл.

Ученик: Встаньте рядом Аз и Буки – получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорили: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. 

Выходит летописец (держит в руках книгу “Русская азбука”)

Сия зримая мала книжица

По-реченному алфавица,

Напечатана бысть по царскому велению

Всем младым детям к научению.

Ученик 1

Вот азбука – начало все начал.

Открыл букварь – и детством так и дунуло!

Ученик 2

А Константин-философ по ночам

Не спал, наверно, буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Ученик 3

Он понимал, что буковки – основа

Грядущего неписанного слова,

Великого, как Тихий океан.

 Веди. Здравствуйте, ребята! Меня зовут «веди». Я всё знаю, про всё ведаю.

 Глаголь. А я буква «глаголь». Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорогого бы дал за словечко, да не выкупишь».

Добро.     Добрый день, ребята! Меня зовут «добро».

                Доброта приносит людям радость

                И взамен не требует награды.

                Доброта с годами не стареет,

                   Доброта от холода согреет.

                   Только надо очень добрым быть,

                   Чтоб в беде друг друга не забыть.

                   И народы будут жить дружней,

                   Если будем мы с тобой добрей.

    Люди.    А я  буква «люди».

                   Люди, вы в ладу живите,

                   Ласку и любовь несите.

                   Лучистое солнце не делим на части,

                   И вечную землю нельзя разделить,

                   Но искорку счастья

                   Ты можешь, ты должен,

                   Ты в силах друзьям подарить.

 Мыслете. Меня зовут «мыслете». 

                   Мудрецам давно известно:

                   Там, где мыслям тесно,

                    Нет ни зависти, ни скуки,

                    Мастера там на все руки –

                    Шить, варить и рисовать.

                    Звонко петь и танцевать.

Рцы.           Есть буквы шипящие,

                    Есть буквы свистящие.

                    И только одна из них –

                    Буква рычащая. Я буква «рцы».

                    Недаром я собой горжусь,

                    Ведь я – начало слова «Русь».

Звучит песня в исполнении  Бахур Аня « Край родной»

 

2ученик: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом.  

2ученик: Наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства.   Наша азбука удивительна! И сейчас, в 21 веке, она поражает нас удобством и простотой.  

Стих Зиновьева Таня

1ученик: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.

2ученик: Мы благодарны просвещенью, наука – солнце, душу грей,

Рукой отцов благославленный иди в историю смелей.

К апостолам высокославным любовь святая глубока

Дела Кирилла и Мефодия в России будут жить века.

Уколова Соня

3ученик:

    И будет славить Русь родная святых апостолов славян…

    И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая,

    Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает!

 Стих 8 класс

Звучит  песня, посвященная создателям славянской азбуки.

Слова к этой песне написал Михаил Розенгейм,

 а музыку – Владимир Главач.

Песня называется “Слава вам, братья славян просветители”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Славянская письменность. Презентация к 1150-летию славянской письменности.

Материал посвящен 1150-летию славянской письменностии был представлен для участия в муниципальном конкурсе презентаций обучающихся 7-8 классов, посвященном этому юбилею. В нем рассматривается вопросы ...

Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края

. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года,   Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...

Письменное общение с легкостью и удовольствием: формирование умений письменной речи на примере УМК "Горизонты" 5 кл. авт.Аверин,Ф.Джин и др

Обучение немецкому языку  направлено на развитие коммуникативной компетенции, что предполагает способность и готовность общаться на немецком языке, работать с разнообразными источниками информаци...

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....