Рабочая программа и КТП по русскому языку в 7 классе (УОД)
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Донских Елена Валентиновна

Данная рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи разработана на основе программы А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой, С.Ю.Ильиной, Э.В.Якубовской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область, предмет – русский (родной) язык

Данная рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи разработана на основе программы А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой, С.Ю.Ильиной, Э.В.Якубовской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета грамматика, правописание и развитие речи отводится 4 часа в неделю (136 часов в год).

По учебному плану школы в 7 классе изучение предмета грамматика, правописание и развитие речи отведено 4 часа в неделю (136 часов в год).

Содержание авторской учебной программы по грамматике, правописанию и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с изучением содержания по всем разделам, исходя из еженедельной учебной нагрузки, использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса, учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся класса. Обучение русскому языку строится на принципах коммуникативного подхода, что соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, носит предметно-практическую направленность, связано с жизнью учеников и осуществляется в 7 классе в течение всего года.

Используемый учебно-методический комплект:

Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой. – М.: «Просвещение», 2013,

Русский язык. 7 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова – М.: «Просвещение», 2011.

Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; задания графического характера, практические упражнения с элементами творчества; дидактические игры;

Программа адресована учащимся 7 б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по грамматике, правописанию и развитию речи, который доступен учащимся. В то же время данный учебный предмет для семиклассников является необходимым, в связи с коммуникативной направленностью обучения. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. Коммуникативно-речевой подход к обучению языку предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку. Так как приоритетом становится не работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил, а умение применять изученный грамматико-орфографический материал в форме устной и письменной речевой практики. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически, с постепенным наращиванием сведений по каждой обозначенной теме на последующих годах обучения. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Изучения языка в контексте монологической, диалогической речи. При отборе учебного материала учитывались возможности детей по усвоению предмета, умению практически применять полученные знания и умения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика класса. Обучение детей русскому языку носит элементарно-практический характер. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний по предмету.

В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия обучающимися, программа предусматривает использование иллюстраций к текстам (упражнениям), таблиц, схем и др. практического материала, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. Коммуникативно-речевой подход к обучению языку предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
  • решение коррекционно-развивающих задач через увеличение работы над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц;
  • повышение уровня общего развития учащихся;
  • формирование нравственных качеств школьников;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами: Чтение и развитие речи, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), природоведение, СБО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: контрольные диктанты с грамматическим заданием, самостоятельные письменные работы по развитию речи (сочинение, изложение), контрольное списывание, поурочный опрос, дидактические игры, индивидуальные задания творческого характера.

Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи детей, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Уроки русского языка активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, но с учётом своих потенциальных возможностей. Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме с помощью педагога. Владеть навыками самоконтроля при самостоятельном выполнении письменных работ. Быть социально адаптированными.

Основные требования к ЗУН обучающихся предмету соответствуют 2 уровням требований авторской программы, при этом, исходя из потенциальных возможностей детей, основные требования к будут несколько видоизменены (усилены для 1-го уровня и несколько снижены для 2-го), по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.

К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:

1–й уровень

  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (55 – 69 слов);
  • находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся словах;
  • пользоваться школьным орфографическим словарём;
  • подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
  • участвовать в составлении плана к тексту;
  • восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям;
  • писать и правильно оформлять поздравительную открытку.
  • 2 – уровень
  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
  • решать орфографические задачи с помощью учителя;
  • подбирать элементарные однокоренные слова с помощью вопроса;
  • различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, других участников образовательного процесса;
  •  участвовать в составлении поздравительной открытки

Содержание рабочей программы

п/п

Тема

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

Звуки и буквы. Текст. Повторение.

5

10

2

Предложение. Текст. Повторение

8

12

3

Состав слова. Текст

17

19

4

Части речи. Текст

72

76

5

Предложение. Текст

10

13

6

Повторение.

8

6

7

Деловое письмо.

15

0

Итого

135 часов

136 часов

Количество часов за учебный год в авторской программе – 135, в рабочей – 136, что соответствует федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ. Несовпадение часов на изучение отдельных тем в рабочей программе с количеством часов авторской программы связано с одной стороны с индивидуально-типологическими особенностями усвоения материала по предмету обучающимися, с другой стороны тем, что в рабочей программе тема «Деловое письмо» не была мною выделена отдельно, а даётся в процессе изучения всего программного материала по русскому языку в течение учебного года. Количество часов на прохождение всех тем определено мною исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Русский язык».



Предварительный просмотр:

 Тематическое планирование учебного материала на 2016/2017 учебный год

Русский (родной) язык. Грамматика, правописание и развитие речи. 7 класс (VIII вид)

Раздел

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

№ п/п

I

Звуки и буквы. Текст. Повторение.

8

Вводный урок

1

1

Звуки и буквы. Текст. Тема

1

2

Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.

1

3

Разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки в словах

1

4

Правописание безударных гласных в словах.

1

5

Правописание звонких и глухих согласных в словах

1

6

Звуки и буквы. Закрепление знаний

1

7

Контрольные вопросы и задания

1

8

II

Предложение. Текст. Повторение

10

Предложение. Текст. Вводный урок.

1

11

Предложения нераспространённые и распространённые

1

12

Однородные члены предложения.

1

13

Распространение предложений однородными членами

1

14

Составление предложений с однородными членами

1

15

Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.

1

16

Обращение. Его место в предложении.

1

17

Употребление обращения в диалоге.

1

18

Предложение. Закрепление знаний.

1

19

Контрольные вопросы и задания

1

20

III

Состав слова. Текст

19

Состав слова. Текст. Вводный урок.

1

23

Корень. Однокоренные слова

1

24

Приставка

1

25

Суффикс

1

26

Окончание

1

27

Правописание гласных и согласных в корне. Безударные гласные в корне

1

28

Звонкие и глухие согласные в корне

1

29

Правописания в корне. Закрепление знаний.

1

30

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

31

Работа над ошибками

1

32

Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках

1

33

Разделительный твёрдый знак после приставок

1

34

Правописания в корне и приставке. Закрепление знаний.

1

35

Сложные слова. Знакомство со сложными словами.

1

36

Правописание сложных слов.

1

37

Образование сложных слов.

1

38

Состав слова. Закрепление знаний.

1

39

Состав слова. Закрепление знаний.

1

40

Контрольные вопросы и задания.

1

41

IV

Части речи. Текст

76

Различение частей речи.

1

42

Образование одних частей речи от других.

1

43

Существительное.

1

44

Значение существительных в речи.

1

45

Использование существительных для сравнения одного предмета с другим.

1

46

 Род и число существительных.

1

47

Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце (ж, ш, ч, щ).

1

48

Правописание существительных с шипящей на конце

1

49

Три склонения существительных в единственном числе. Существительные 1-го склонения.

1

50

Определения склонения существительных по начальной форме.

1

51

Существительные 2-го склонения.

1

52

Существительные 3-го склонения.

1

53

Различение существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.

1

54

1-е склонение существительных в единственном числе. Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения

1

55

Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием.

1

56

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения.

1

57

2-е склонение существительных в единственном числе. Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения

1

58

Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения.

1

59

3-е склонение существительных в единственном числе. Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения

1

60

Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения.

1

61

Текст. Установление последовательности фактов в тексте.

1

62

Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний.

1

63

Существительное. Закрепление знаний.

1

64

Контрольные вопросы и задания.

1

65

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» 

1

66

Работа над ошибками

1

67

 Прилагательное. Вводный урок.

1

68

Значение прилагательных в речи.

1

69

Описание предмета и его частей.

70

Использование прилагательных для сравнения предметов.

1

71

Словосочетания с прилагательными.

1

72

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

1

73

Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.

1

74

Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах.

1

75

Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных.

1

76

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода

1

77

Склонение прилагательных женского рода. Изменение прилагательных женского рода по падежам.

1

78

Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах.

1

79

Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных.

1

80

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

1

81

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

1

82

Прилагательное. Закрепление знаний.

1

83

Прилагательное. Закрепление знаний.

1

84

Контрольные вопросы и задания.

1

85

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 

1

86

Глагол. Вводный урок.

1

87

Значение глаголов в речи.

1

88

Использование глаголов для сравнения предметов

1

89

Время и число глаголов. Различение глаголов по временам.

1

90

Изменение глаголов по временам.

1

91

Различение глаголов по числам

1

92

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам

1

93

Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени

1

94

Время и число глаголов. Закрепление знаний.

1

95

Текст. Составной план текста.

1

96

Неопределённая форма глагола. Понятие о неопределённой форме глагола.

1

97

Правописание глаголов в неопределённой форме.

1

98

Постановка глагола в неопределённую форму

1

99

Частица не с глаголами. Использование частицы не в значении отрицания.

1

100

Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами.

1

101

Правописание частицы не с глаголами.

1

102

Глагол. Закрепление знаний.

1

103

Глагол. Закрепление знаний.

1

104

Контрольные вопросы и задания.

1

105

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

106

Местоимение. Вводный урок.

1

107

Личные местоимения.

1

108

Значение личных местоимений в речи.

1

109

Лицо и число местоимений. Местоимения 1-го лица.

1

110

Местоимения 2-го лица.

1

111

Местоимения 3-го лица.

1

112

Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.

1

113

Различение местоимений по лицам и числам

1

114

Личные местоимения. Закрепление знаний.

1

115

Личные местоимения. Закрепление знаний.

1

116

Контрольные вопросы и задания.

1

117

VI

Предложение. Текст

13

Предложение. Текст. Вводный урок.

1

118

Простое предложение. Однородные члены предложения без союза и с союзом и

1

119

Однородные члены предложения с союзами а,но.

1

120

Однородные члены предложения с союзами и,а,но.

1

121

Обращение.

1

122

Знаки препинания при обращении.

1

123

Простое предложение. Закрепление знаний.

1

124

Сложное предложение. Части сложного предложения.

1

125

Знаки препинания в сложном предложении.

1

126

Составление сложных предложений

1

127

Простое и сложное предложения. Закрепление знаний.

1

128

Контрольные вопросы и задания.

1

129

Контрольные задания по теме «Предложение». Контрольный диктант за год 

1

130

VI

Повторение

6

Состав слова

1

131

Правописание в приставке и корне.

1

132

Существительное.

1

133

 Прилагательное.

1

134

Глагол.

1

135

Местоимение. Итоги года

1

136