Открытый урок в 7 классе. Наречия на О-Е
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Кадышман Марина Леонидовна

Открытый урок в 7 классе. Наречия на О-Е

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Буквы О, Е  после шипящих на конце наречий.

Цели:

Находить(видеть) в словах орфограмму букву О, Е после шипящих на конце наречий, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснить условия выбора написания, сопоставлять и устанавливать общность написания существительных, прилагательных, наречий с общим опознавательным признаком.

М/п: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в графическую модель, схему).

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположение на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты.

Орг.   момент

Настраивает на работу.

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошёл нам, и тогда

Будем грамотны всегда.

Коммуникативные: слышать и слушать учителя.

  1. Проверка домашнего задания

Предлагает вспомнить правила правописания не/ни с наречиями, н и нн в суффиксах наречий.

Формулируют собственные мысли. Обдумывают ответы на вопросы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Запишите слова, сгруппировав их по частям речи.

Сущ.        Прил.       Наречие.

СНЕЖ…К, РЕЧ…НЬКА, ЕЖ…ВЫЙ, ПИЩ…ВОЙ, ГОРЯЧ…, КРЕПЧ…, ДОЧ…НЬКА, ПИРОЖ…К, КАМЫШ…ВЫЙ, ПЛЮШ…ВЫЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩ…, СВЕЖ…  .

-Давайте проверим, что у вас получилось?

- выделите в какой части слова пропущена гласная?

(В Суффиксе после шипящей)

- какую орфограмму вспомним, чтобы правильно расставить буквы после шипящей в суффиксе существительных и прилагательных?

(Буквы О,Е после шипящих в суффиксе существительных и прилагательных)

-Что мы уже знаем? Что уже умеем?

(Знаем, что под ударением после шипящих пишем О, без ударения Е)

-Опираясь на данную орфограмму проверим, какие гласные вы вставили.

- Попробуйте в парах составить графическую схему этой орфограммы.

(шип. О уд. –шип. Е безуд.

-Что общего во всех трёх столбиках?

(Гласная после шипящей в суффиксе)

-Чем различаются?

(в третьем столбике наречие)

Аргументируют ответ.

Записывают слова в столбик в тетради.

Осуществляют проверку, подписывают части речи.

Выделяют суффиксы в словах.

Называют орфограмму О,Е после шипящих в суффиксах имен сущ. и прилагательных.

Вставляют гласные и объясняют условия выбора.

Составляют схему в парах. Лучшую схему выносят на доску.

Анализируют.

Самоопределение.

Познавательные УУД:

Анализировать,

Сравнивать,

Обобщать, делать выводы.

Находить и исправлять ошибки, оценивать, осуществлять проверку.

Владеть приемами отбора и систематизации материала

РегулятивныеУУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, графическую модель)

Целеполагание.

А знаем мы от чего зависит написание О,Е после шипящих на конце наречий?

-Сформулируйте тему урока.

- Над чем мы будем работать на уроке?

Правописание О,Е после шипящих на конце наречий.

-Какова Цель нашего урока?

(Выяснить , когда на конце наречий после шипящей будем писать О, а когда Е?

Выработать умение правописания О, Е после шипящих в суффиксе наречий.)

Называют тему, цель урока.

Регулятивные УУД:

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и цель урока.

  1. Открытие новых знаний. Наблюдение.

 - как решить проблему

 - Как мы можем получить новое знание?

(из учебника)

- А ещё как можно получить новое знание?

Предлагаю для анализа наречия:

Крепче, горячо, свежо, торжествующе.

Проанализируйте слова, записанные на доске и попробуйте предположить от чего зависит написание О, Е после шипящих в наречиях.

-  Что видите?

-  Значит от чего зависит написание О, Е после шипящих в наречии?

 - Давайте составим схему написания О,Е после шипящих в наречии.

 - А это вам ничего не напоминает?

-Сопоставим со схемой написания О, Е после шипящих в сущ. и прил. С написанием наречий

Схема совпадает.

Посмотреть на слова, сравнить правописание существительных, прилагательных и наречий.

Расставляют ударение.

Делают вывод, что с подобным они уже встречались, когда определяли гласную О, Е после шипящих в сущ.   и прил.

РегулятивныеУУД:

  Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Познавательные УУД:

  Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

   Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

  Строить работу на основе схемы.

  1. Работа с учебником.

 -  Сделаем вывод: В суффиксе наречий после шипящих под ударением пишем О, в безударном положении Е.

 - Что является основным условием выбора орфограммы?

(ударение)

- Откроем учебники на стр. 114, прочитаем правило.

- Правило подтвердило наши догадки

- какую новую информацию получили из правила?

(ЕЩЁ – Слово-исключение)

Вывод.

Читают правило. Определяют правильность написания О, Е после шипящих на конце наречий. Называют слово-исключение ЕЩЁ.

Коммуникативные УУД:

Слушать и слышать других, быть готовыми корректировать свою точку зрения.

  1. Физминутка.

Коммуникативные:

Осуществляют совместную физическую зарядку для устранения перегрузки.

  1. Выработка умений.

Работа в группах

Работа с текстом сочинения.

Тест

  1. Образуйте от прилагательных и причастий наречия; графически обозначьте орфограмму.

Говорить (Торжествующий)

Учиться (хороший)

Поглядывать (осуждающий)

Звучать (убеждающий)

Всматриваться (испытующий)

-проговорите орфограммы буквы с места. Самооценивание)

Замените словосочетания наречиями синонимами на О, Е после шипящих.

Лучше некуда – хорошо

Относиться с любовью – любяще

Говорить напевно – певуче

Работу выполнить прекрасно блестяще

Двигаться неловко неуклюже

Солнце печёт ярко, знойно – горячо.

Учащийся читает текст, остальные выписывают только наречия с изученной орфограммой, графически обозначить.

Самостоятельная работа

«Третий лишний»

1 Убаюкивающе, блестяще, горячо.

2 Общо, неуклюже, вызывающе.

3 Трескуче, голышом, могуче.

4 Жгуче, свежо, певуче.

5 Ещё, потрясающе, зловеще.

Взаимопроверка:

Образовывают и записывают в тетради наречие, обозначают орфограмму О, Е после шипящих на конце наречий

Самопроверка с написанным на доске.

Работают в группах над синонимией наречий с О, Е после шипящих на конце наречий.

Оценивают работу своей группы

Все верно -5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

4-5 ошибок  -2

Самостоятельно работают над тестом. Самооценка.

5+ -5

4+-4

3+-3

Коммуникативные УУД:

  Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

  Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

  1. Итог урока. Рефлексия.

  1. Оценивание.

9. Д/З

- Какой была тема урока?

 - Какую проблему мы решали?

 - как её решили?

Чему научились на уроке?

-Назовите ключевые слова урока.

На сколько вы оцениваете свою работу?

Упр.186 (Самодиктант)

Повторяют тему, цели урока. Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД:

  Соотносить цели т результаты своей деятельности.

  Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"

Это первый урок при изучении темы....

Открытый урок по теме "Наречие", урок-обобщение в 7 классе

Аннотация Особенностью предлагаемого материала является личностно – ориентированный подход, который реализуется в системе творческих работ, в форме кооперативного обучения, что предполагает...

Технологическая карта открытого урока по теме "Наречие как часть речи". 7 класс

Цель урока: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении....