Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку

Надеждина Ирина Николаевна

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._russkiy_yazyk_5-9_rabochaya_programma_-_kopiya.docx105.12 КБ

Предварительный просмотр:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатамиосвоения учебного предмета «Русский язык» являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатамиосвоения учебного предмета «Русский язык» являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения учебного предмета «Русский язык» являются:

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

уместное использование фразеологических оборотов в речи;

корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

определение грамматической основы предложения;

распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;

распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

применение правильного переноса слов;

применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте.

Выпускник научится:

•        владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

•        владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

•        владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

•        адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

•        участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

•        создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

•        анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

•        использовать знание алфавита при поиске информации;

•        различать значимые и незначимые единицы языка;

•        проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

•        классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

•        членить слова на слоги и правильно их переносить;

•        определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

•        опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

•        проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

•        проводить лексический анализ слова;

•        опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

•        опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

•        проводить морфологический анализ слова;

•        применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

•        опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

•        анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

•        находить грамматическую основу предложения;

•        распознавать главные и второстепенные члены предложения;

•        опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

•        проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

•        соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

•        опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

•        опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

•        использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

•        анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

•        оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

•        опознавать различные выразительные средства языка;

•        писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

•        осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

•        участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

•        характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

•        использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

•        самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2. Содержание учебного предмета

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложениесодержанияпрослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.  Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.  Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

№ пп

Тема

Количество часов

5 класс (136 ч)

1

Язык – важнейшее средство общения. Язык и речь. Язык и его единицы.

1

2

Развитие речи. Стили речи. Части слова. Однокоренные слова.

1

3

Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

4

И, у, а после кипящих и ц.Разделительные ь и  ъ знаки.

1

5

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами

1

6

Развитие речи.Текст.Основная мысль текста.

1

7

Самостоятельные и служебные части речи.Глагол: лицо, время, число и род (в прошедшем времени). Правописание –тся и –ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами.        Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице ед. числа Развитие речи. Тема текста

1

8

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

9

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

10

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

1

11

Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».

1

12

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

13

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.

1

14

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.

1

15

Предложение. Простое предложение. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения.

1

16

Грамматическая основа предложения.Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения

1

17

Развитие речи. Написание сочинения «Памятный день».

1

18

Систематизация и обобщение материала на основе сочинения

1

19

Главные члены предложения. Подлежащее

1

20

Главные члены предложения. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

21

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

22

Второстепенные члены предложения. Определение.

1

23

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

1

24

Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами.

1

25

Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.

1

26

Обобщающие слова перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова.

1

27

Обращение. Знаки препинания при обращении.Вводные слова и словосочетания.

1

28

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения.

1

29

Контрольная работа № 1 по теме «Синтаксис простого предложения»

1

30

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

31

Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.

1

32

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.Синтаксический разбор сложного предложения

1

33

Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи. Знакомство с косвенной речью.

1

34

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

1

35

Систематизация и обобщение знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1

36

Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис. Пунктуация»

1

37

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

38

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

1

39

Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. Сильные и слабые позиции звуков.

1

40

Твердые  и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

1

41

Развитие речи. Повествование.

1

42

Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц.

1

43

Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Орфоэпические словари.

1

44

 Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

1

45

Развитие речи. Описание предмета.

1

46

Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

1

47

Звуковое обозначение букв е, е, ю, я.

1

48

Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографический словарь

1

49

Развитие речи. Сочинение-описание по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

1

50

Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.».

1

51

Контрольная работа № 3 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика.»

1

52

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

53

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

1

54

Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы

1

55

Развитие речи. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1

56

Синонимы. Антонимы.

1

57

Толковые словари. Систематизация и обобщение знаний по разделу «Лексика. Культура речи».

1

58

Контрольная  работа № 4 по теме «Лексика».

1

59

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

60

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова.

1

61

Изменение и образование слов. Однокоренные слова.

1

62

Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.

1

63

Корень слова. Его назначение в слове.

1

64

Развитие речи. Рассуждение в повествовании.

1

65

Суффикс, его назначение в слове.

1

66

Приставка; её назначение в слове.

1

67

Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем.

1

68

Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

1

69

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

1

70

Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок.

1

71

Правописание чередующихся гласных оиа в корнях –лож- - -лаг-.

1

72

Правописание чередующихся гласных оиа в корнях – рос- - -раст-.

1

73

Буквы о – е после шипящих в корне.

1

74

Буквы и – ы после ц.

1

75

Развитие речи. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1

76

Систематизация и обобщение знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи.»

1

77

Контрольная  работа № 5  по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи.»

1

78

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

79

Самостоятельные и служебные части речи. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

1

80

Имя существительное. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

1

81

Развитие речи. Доказательства и объяснения в рассуждении.

1

82

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

83

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква  в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий.

1

84

Род имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

1

85

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.Имена существительные,  имеющие форму только единственного числа

1

86

Три склонения имен существительных. Изменение имен существительных по падежам и числам.

1

87

Склонение имен существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

1

88

Развитие речи. Контрольное изложение. Подробное изложение с изменением лица.

1

89

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Множественное число имен существительных.

1

90

Развитие речи. Элементы рассуждения в описании.  Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

91

Правописание – о – е – после шипящих и  ц в окончанияхсуществительных.

1

92

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

1

93

Контрольная  работа № 6 по теме «Имя существительное».

1

94

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

95

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

1

96

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

97

Полные и краткие прилагательные.

1

98

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую Неупотребление буквы ьна конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

1

99

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

100

Развитие речи. Сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»

1

101

Изменение полных имен прилагательных по родам, числам и падежам. Изменение кратких прилагательных по родам и числам

1

102

Развитие речи. Контрольное сочинение. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений

1

103

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

1

104

Контрольная  работа № 7  по теме «Имя прилагательное»

1

105

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

106

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении

1

107

Правописание не с глаголами

1

108

Развитие речи. Рассказ. Понятие о рассказе, особенности его структуры и стиля.

1

109

Неопределенная форма глагола (инфинитив на–ть(-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).

1

110

Правописание –ться и –чь (-чься)  в неопределенной форме.

1

111

Совершенный и несовершенный вид глагола

1

112

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-,  -мер-  - -мир-,  -пер- - -пир-,  -тер- - -тир-, -стел- - -стил-.

1

113

Развитие речи. Невыдуманный рассказ (о себе).

1

114

Времена глагола. Прошедшее время глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола.

1

115

Времена глагола. Повторение

1

116

I  иII спряжение глагола.

1

117

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

1

118

Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам «Витин скворечник».

1

119

Морфологический разбор глагола.

1

120

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа

1

121

Развитие речи. Сжатое изложение

1

122

Употребление времен глагола.

1

123

Употребление времен глагола. Работа с текстом

1

124

Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол"

1

125

Контрольная  работа № 8 по теме «Глагол»

1

126

Анализ работы. Работа над ошибками.

1

127

Повторение. Разделы науки о языке.

1

128

Повторение. Орфография.

1

129

Повторение. Морфемика.

1

130

Итоговая  контрольная работа.

1

131

Анализ итоговой работы и работа над ошибками

1

132

Повторение. Морфология

1

133

Повторение. Морфология.

1

134

Повторение. Пунктуация.

1

135

Повторение. Пунктуация.

1

136

 Итоговый урок.

1

        

        

6 класс (170 ч)

Русский язык – один из развитых языков мира.

1

Язык, речь, общение.

1

Фонетика, орфоэпия.

1

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

1

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

Части речи. Морфологический разбор слова.  

1

Орфограмма в окончаниях

1

 Словосочетание

1

 Простое предложение.

1

 Сложное предложение.

1

 Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

1

Прямая речь. Диалог.

1

Входная контрольная работа

1

Анализ входной контрольной работы

1

Слово и его лексическое значение.

1

Лексикография. Словари.

1

Общеупотребительные слова.

1

Профессионализмы.

1

Диалектизмы.

1

Исконно русские и заимствованные слова.

1

Неологизмы.

1

Устаревшие слова.

1

Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика».

1

Фразеологизмы.

1

Источники фразеологизмов.

1

Контрольная работа № 1 по теме: «Лексика».

1

Анализ работы. Работа над ошибками.

1

Морфемика. Словообразование и орфография». Основные способы образования слов.

1

Основные способы образования слов в русском языке. Морфемный и словообразовательный разбор

1

Обобщение по теме: «Основные способы образования слов в русском языке». Проверочная работа.

1

Этимология слова.

1

Корни с чередованием. Буквы О и А в корне – кос---кас-

1

Буквы О и А в корне – гор- -гар-.

1

Буквы О и А в корне -зор- -зар-.

1

Буквы Ии Ы после приставок

1

Гласные в приставках пре- и при-

1

Гласные в приставках пре- и при-. Значения и употребление приставок.

1

Трудные случаи написания приставок пре- и при-

1

Соединительные  О и Е в сложных словах.

1

Сложносокращенные слова.

1

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

Повторение изученного по теме: «Словообразование».

1

Повторение изученного по теме: «Орфография».

1

Контрольная  работа № 2 по теме: «Словообразование».

1

Анализ контрольной работы.  Развитие речи. Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Повторение изученного в 5 классе по теме: «Имя существительное».

1

Развитие речи. Систематизация материалов к сочинению - описанию помещения. Сложный план.

1

Развитие речи. Сочинение - описание помещения.

1

Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие.

1

Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие.

1

Разносклоняемые имена существительные.

1

Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя-

1

Несклоняемые имена существительных.

1

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных.

1

Развитие речи. Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту Б. Житкова «На льдине».

1

Развитие речи. Контрольное сжатое изложение по тексту Б. Житкова «На льдине».

1

 Род несклоняемых существительных.

1

Имена существительные общего рода.

1

Морфологический разбор имени существительного.

1

Не с существительными

1

Правописание Не с существительными

1

Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-)

1

Правописание суффиксов —чик- - (щик-)

1

Гласные в суффиксах -ек и-ик- имен существительных

1

Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

1

Правописание гласных  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

1

Повторение изученного по теме: «Имя существительное».

1

Контрольная работа № 3 по теме: «Имя существительное».

1

Анализ контрольного диктанта. В гостях у толкового словаря.

1

Имя прилагательное.

1

Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень

1

Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень

1

Степени сравнения имен прилагательных.  Употребление в речи

1

Относительные прилагательные.

1

Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий

1

Притяжательные прилагательные с суффиксами  –ин(-ын), -ов(-ев).

1

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1

Не с именами прилагательными. Слитное написание

1

Не с именами прилагательными. Раздельное написание

1

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

1

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких прилагательных.

1

Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян-

1

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

1

Дефисное и слитное написание сложных  прилагательных. Понятие о сложных прилагательных

1

Дефисное и слитное написание сложных  прилагательных. Употребление сложных прилагательных в речи. Работа с текстом

1

Дефисное и слитное написание сложных  прилагательных. Итоги по теме

1

Повторение по теме: «Имя прилагательное».

1

Повторение по теме: «Орфография».

1

Контрольная работа № 4  по теме: «Имя прилагательное».

1

Повторение по теме: «Пунктуация».

1

Имя числительное как часть речи.

1

Простые и составные числительные

1

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

Порядковые числительные.

1

Разряды  количественных числительных

1

Числительные, обозначающие целые числа

1

Числительные, обозначающие целые числа

1

Дробные числительные.

1

Развитие речи. Контрольное  выборочное изложение А. С. Пушкина  «Станционный смотритель».

1

Дробные числительные.

1

Собирательные числительные.

1

Собирательные числительные.

1

Морфологический разбор имени числительного.

1

Повторение по теме: «Имя числительное».

1

Повторение по теме: «Обособленные  члены предложения».

1

Повторение по теме: «Сложное предложение».

1

Повторение по теме: «Морфемный и  морфологический разбор».

1

Контрольная работа № 5 по теме: «Имя числительное».

1

Анализ контрольного диктанта. В гостях у слова.

1

Местоимение как часть речи.

1

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1

Возвратное местоимение СЕБЯ.

1

Повторение по теме: «Прямая речь».

1

Вопросительные местоимения.

1

Вопросительные местоимения. Употребление их в речи

1

Относительные местоимения.

1

Относительные местоимения. Отличия вопросительных местоимений от относительных

1

Неопределенные местоимения.

1

Неопределенные местоимения. Правописание неопределенных местоимений

1

Отрицательные местоимения.

1

Отрицательные местоимения. Правописание отрицательных местоимений

1

Притяжательные местоимения.

1

Притяжательные местоимения.

1

Указательные местоимения.

1

Указательные местоимения. Употребление в речи

1

Определительные местоимения.

1

Определительные местоимения. Употребление в речи

1

Морфологический разбор местоимения.

1

Повторение по теме: «Местоимение».

1

Повторение по теме: «Орфография».

1

Повторение по теме: «Синтаксический разбор предложения».

1

Повторение по теме: «Пунктуация».

1

Контрольная работа № 6 по теме: «Местоимение».

1

Анализ работы. Работа над ошибками.

1

Повторение изученного в 5 классе о глаголе . Инфинитив.

1

Спряжение глаголов.

1

Правописание корней с чередованием.

1

Правописание корней с чередованием.

1

Развитие речи. Сочинение – рассказ на тему: «Стёпа дрова колет»

1

Разноспрягаемые глаголы

1

Разноспрягаемые глаголы. Отличие этих глаголов от глаголов 1 и 2 спряжения

1

Глаголы переходные и непереходные.

1

Глаголы переходные и непереходные. Употребление в речи

1

Повторение по теме: «Орфография».

1

Административный контрольный диктант  с грамматическим  заданием на тему: «Повторение и систематизация изученного в 6 классе».

1

 Изъявительное наклонение глагола.

1

 Изъявительное наклонение. Употребление в речи

1

Условное наклонение.

1

Условное наклонение. Употребление в речи

1

Повелительное наклонение.

1

Повелительное наклонение. Употребление в речи

1

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

1

Употребление наклонений.

1

Безличные глаголы.

1

Безличные глаголы. Синтаксическая роль

1

Морфологический разбор глагола.

1

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

Правописание гласных в суффиксах глаголов ова-ева, ива-ыва.

1

Повторение изученного по теме: «Глагол».

1

Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол».

1

Анализ работы. Работа над ошибками.

1

Повторение. Разделы науки о языке.

1

Орфография.

1

Морфология.

1

Итоговая контрольная работа

1

Анализ работы. Работа над ошибками.Синтаксис. Пунктуация.

1

Лексика и фразеология.

1

Словообразование.

1

Итоговый урок.

1

7 класс (170 ч)

1

Русский язык как развивающееся явление

1

 2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор простого предложения.

1

4

Пунктуация. Пунктуационный разбор сложного предложения.

1

5

Лексика и фразеология

1

6

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

1

7

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Двойная роль букв Е, Ё, Ю,Я

1

8

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

9

Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор слова, словообразовательные цепочки и словообразовательные "гнезда"

1

10

Морфология и орфография.

1

11

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

1

12

Развитие речи. Текст

1

13

Развитие речи. Практикум «Анализ текста»

1

14

Развитие речи. Стили литературного языка

1

15

Развитие речи. Диалог как текст. Виды диалога

1

16

Развитие речи. Публицистический стиль

1

17

Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-6 кл.»

1

18

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

1

19

Причастие как часть речи

1

20

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

21

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Повторение

1

22

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Тест

1

23

Причастный оборот

1

24

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

1

25

Практикум «Выделение причастного оборота»

1

26

Действительные и страдательные причастия

1

27

Краткие и полные страдательные причастия

1

28

Действительные причастия настоящего времени.

1

29

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

30

Действительные причастия прошедшего времени

1

31

Действительные причастия прошедшего времени. Закрепление

1

32

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения. Описание внешности человека

1

33

Развитие речи. Контрольное сочинение-описание внешности человека

1

34

Развитие речи. Анализ сочинения, работа над ошибками

1

35

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

36

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Закрепление

1

37

Страдательные причастия прошедшего времени

1

38

Практикум « Страдательные причастия»

1

39

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1

40

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

1

41

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Закрепление

1

42

Практикум «Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных»

1

43

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Тест

1

44

Морфологический разбор причастия

1

45

Развитие речи. Сочинение по картине Бродского "Летний сад осенью"

1

46

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1

47

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1

48

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Закрепление

1

49

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

50

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Словарный диктант

1

51

Повторение. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Причастие».

1

52

Работа по тестам

1

53

Контрольная работа № 1 по теме «Причастие»

1

54

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

55

Деепричастие как часть речи

1

56

Деепричастный оборот.

1

57

Запятые при деепричастном обороте

1

58

Запятые при деепричастном обороте

1

59

Практикум «Запятые при деепричастном обороте»

1

60

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1

 61

Деепричастия несовершенного вида

1

62

Деепричастия совершенного вида

1

63

Сжатое изложение по отрывку из очерка Пришвину "Заполярный мед"

1

64

Морфологический разбор деепричастия

1

65

Повторение изученного по теме «Деепричастие»

1

66

Контрольная работа № 2 по теме «Деепричастие»

1

67

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

1

68

Развитие речи. Контрольное сжатое изложение по Шолохову "Судьба человека"

1

69

Наречие как часть речи

1

70

Смысловые группы наречий

1

71

Смысловые группы наречий

1

72

Степени сравнения наречий

1

73

Образование степеней сравнения наречий

1

74

Образование степеней сравнения наречий

1

75

Морфологический разбор наречий

1

76

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и, -е

1

77

Практикум « Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е»

1

78

Буквы Е и И в приставках НЕ-и НИ- отрицательных наречий

1

79

Практикум « Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий»

1

80

Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е

1

81

Практикум «Одна и двк Н в наречиях на –о и –е»

1

82

Развитие речи. Описание действий

1

83

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

1

84

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Тест

1

85

Буквы О и А на конце наречий

1

86

Практикум «Буквы О и А на конце наречий»

1

87

Дефис между частями слова в наречиях

1

88

Практикум «Дефис между частями слова в наречиях»

1

89

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

1

90

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

91

Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие»

1

92

Контрольная работа № 3 по теме «Наречие»

1

93

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

1

94

Развитие речи. Учебно-научная речь. Словарный диктант

1

95

Развитие речи. Отзыв

1

96

Развитие речи. Учебный доклад

1

97

Категория состояния как часть речи

1

98

Морфологический разбор категории состояния

1

99

Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень»

1

100

Развитие речи. Написание сочинения-рассуждения по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень»

1

101

Предлог как часть речи

1

102

Употребление предлогов

1

103

Производные и непроизводные предлоги

1

104

Производные и непроизводные предлоги

1

105

Простые и составные предлоги

1

106

Простые и составные предлоги

1

107

Морфологический разбор предлога

1

108

Развитие речи. Устное сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»

1

109

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1

110

Практикум «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

1

111

Повторение изученного по теме «Предлог»

1

112

Контрольная работа № 4 по  теме «Предлог»

1

113

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

1

114

Союз как часть речи

1

115

Простые и составные союзы

1

116

Союзы сочинительные и подчинительные

1

117

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

1

118

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

1

119

Сочинительные союзы

1

120

Сочинительные союзы

1

121

Подчинительные союзы

1

122

Подчинительные союзы

1

123

Морфологический разбор союза

1

124

Слитное написание союзов также,тоже,чтобы

1

125

Слитное написание союзов также,тоже,чтобы. Тест

1

126

Развитие речи. Сочинение-репортаж с места раскопок

1

127

Повторение сведений о предлогах и союзах

1

128

Контрольная работа № 5 по теме «Союз»

1

129

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

1

130

Частица как часть речи

1

131

Разряды частиц

1

132

Формообразующие частицы

1

133

Смыслоразличительные частицы

1

134

Раздельное и дефисное написание частиц

1

135

Практикум «Раздельное и дефисное написание частиц»

1

136

Развитие речи. Подготовка к написанию изложения близкого к тексту

1

137

Развитие речи. Написание контрольного изложения

1

138

Морфологический разбор частицы

1

139

Отрицательные частицы не и ни

1

140

Различение приставки не-и частицы не

1

141

Различение приставки не-и частицы не

1

142

Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни

1

143

Повторение изученного по теме «Частица»

1

144

Тест по теме «Частица»

1

145

Междометие как часть речи

1

146

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

147

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Словарный диктант.

1

148

Повторение и обобщение изученного по теме «Служебные части речи»

1

149

Контрольная работа № 6 по теме «Служебные части речи»

1

150

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

1

151

Повторение. Разделы науки о русском языке

1

152

Текст и стили речи

1

153

Развитие речи. Учебно-научная речь

1

154

Итоговая контрольная работа

1

155

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками..

1

156

Повторение. Фонетика и графика

1

157

Повторение. Лексика и фразеология. Основные понятия лексикологии

1

158

Повторение. Морфемика. Словообразование.

1

159

Итоговый словарный диктант

1

160

Повторение. Морфология

1

161

Повторение. Морфология

1

162

Повторение. Орфография

1

163

Повторение. Орфография

1

164

Практикум «Орфография»

1

165

Повторение. Синтаксис

1

166

Повторение. Синтаксис

1

167

Повторение. Пунктуация

1

168

Повторение. Пунктуация

1

169

Практикум «Пунктуация»

1

170

Итоговый урок

1

8 класс (102 ч)

Функции русского языка в современном мире.

1

 Пунктуация. Орфография.

1

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Буквы н и нн в суффиксах

1

Входная контрольная работа «Повторение изученного в 5-7 классах»

1

Слитное и раздельно написание не с различными частями речи

1

Развитие речи.  Изложение «Проза жизни»

1

Развитие речи. Сочинение в форме письма

1

 Основные единицы синтаксиса.

1

Текст как единица синтаксиса

1

Предложение  как единица синтаксиса.

1

Развитие речи.  Сжатое изложение «Страна за Онегой»

1

Словосочетание как единица синтаксиса

1

Виды словосочетаний

1

Связь слов в словосочетании

1

Синтаксический разбор словосочетаний

1

Контрольная работа № 1 по теме «Словосочетание»

1

Грамматическая основа предложения

1

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

1

Развитие речи.  Описание памятника культуры.

1

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

1

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1

Развитие речи. Сочинение «Чудный собор»

1

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

1

Составное именное сказуемое.

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

 Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

1

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

1

 Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

1

Развитие речи. Изложение «Петр Первый»

1

 Обстоятельство.

1

Основные виды обстоятельств

1

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

Контрольная работа № 2 по теме « Двусоставное предложение»

1

Анализ к/р.

Развитие речи.  Характеристика человека

1

Главный член односоставного предложения.

1

Назывные предложения

1

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Определенно-личные предложения.

1

 Неопределенно-личные предложения.

1

Безличные предложения

1

Контрольное сочинение –рассуждение «Слово делом крепи»

1

Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения».

1

Развитие речи.  Изложение с творческим заданием «Мещерский край»

1

Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях.

1

Контрольная работа № 3 по теме «Односоставные предложения»

1

Анализ к/р и работа над ошибками.

1

Понятие об осложненном предложении

1

Понятие об однородных членах предложения.

1

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них.

1

Развитие речи.  Изложение, основанное на сравнительной характеристике.

1

Однородные и неоднородные определения

1

Сочинительные союзы при однородных членах.

1

Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Соединительные союзы при однородных членах.

1

Пунктуация при однородных членах, связанных противительными союзами.

1

Пунктуация при однородных членах, связанных разделительными, повторяющимися и двойными союзами.

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Синтаксический и пунктуационный разбор

1

Развитие речи. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике – описании.

1

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1

Контрольная работа № 4 «Простое осложненное предложение»

1

Анализ к/р и работа над ошибками.

1

Понятие об обособленности.

1

Обособление согласованных определений и приложений, стоящих после определяемого слова.

1

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

1

Обособление согласованных определений и приложений, имеющих добавочное обстоятельственное значение.

1

Обособление одиночных приложений, стоящих после определяемого слова- имени собственного.

1

Развитие речи. Рассуждение на дискуссионную тему

1

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения».

1

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

1

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства».

1

Контрольное сжатое изложение

1

Обособление уточняющих обстоятельств места и времени.

1

Обособление уточняющих членов, присоединяемых при помощи союзов и других слов.

1

Обособление уточняющих дополнений с производными предлогами

1

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения».

1

Контрольная работа № 5 «Обособленные члены предложения»

1

Анализ к/р и работа над ошибками.

1

Назначение обращения

1

Распространенные обращения

1

Знаки препинания при обращении

1

Употребление обращений

1

Понятие о вводных словах,  их группы по значению.

1

Вводные слова в предложении. Знаки препинания при них.

1

Роль вводных слов в построении текста. Вводные предложения.

1

Развитие речи. Составление текста с вводными словами и вводными предложениями

1

Междометия и слова – предложения «да» и «нет».

1

Развитие речи. Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций

1

Прямая и косвенная речь.

1

Знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора.

1

Диалог.

1

Предложения с косвенной речью.

1

Цитаты и знаки препинания при них.

1

Обобщающий урок по теме «Чужая речь»

1

Итоговая контрольная работа

1

Анализ к/р

Синтаксис и пунктуация

1

Синтаксис и орфография

1

Развитие речи. Изложение «Ростов Великий»

1

Синтаксис и культура речи

1

Обобщающий урок

1

9 класс (102 ч)

Международное значение русского языка.

1

Развитие речи. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог.

1

Текст. Стили речи.

1

Простое предложение и его грамматическая основа

1

Предложения с обособленными членами и их особенности

1

Предложения с обособленными членами

1

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 Сложное предложение. Культура речи.Понятие о сложном предложении.

1

Союзные и бессоюзные сложные предложения

1

Развитие речи. Сочинение в формате дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

1

Развитие речи. Сочинение в формате дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

1

Контрольная работа

1

Контрольная работа

1

Контрольная работа

1

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

1

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении.

1

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами

1

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

Развитие речи. Рецензия

1

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

1

Повторение

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Понятие о сложноподчиненном предложении

1

Место придаточного предложения по отношению главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

Развитие речи. Академическое красноречие и его виды.

1

Союзы и союзные слова в сложносочиненном предложении.

1

Роль указательных слов в сложносочиненном предложении.

1

Развитие речи.Изложение

1

Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных.

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и их особенности

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия. Место данных предложений в классификации сложноподчиненных предложений

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия. Отличительные особенности предложений с придаточными условия, уступки, цели и следствия

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения.

1

Отработка навыков классификации сложноподчиненных

1

Развитие речи. Деловые документы (автобиография, заявление)

1

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в предложении.

1

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении.

1

Развитие речи.Сообщение о происхождении псевдонимов.

1

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

1

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

1

Развитие речи.Изложение.

1

Развитие речи. Изложение.        

1

Повторение.

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

1

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

1

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

Развитие речи. Сжатое изложение. Отработка навыков работы над сжатым изложением

1

Развитие речи. Сжатое изложение. Отработка навыков работы над сжатым изложением

1

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

Развитие речи.Реферат статьи на лингвистическую тему.

1

Развитие речи.Реферат статьи на лингвистическую тему.

1

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием/ тест.

1

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

1

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.

1

Развитие речи. Сжатое изложение.

1

Развитие речи. Конспект статьи на лингвистическую тему.

1

Повторение.

1

Контрольная работа

1

Контрольная работа

1

Контрольная работа

1

Общие сведения о языке и речи

1

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

1

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.

1

Богатство, красота, выразительность русского языка.

1

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

1

Русский язык как один из индоевропейских языков.

1

Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

1

Значение письменности; русская письменность.

1

Наука о русском языке и ее разделы.

1

Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

1

Место русского языка среди языков мира.

1

Фонетика и графика.

1

Лексикология и фразеология.

1

Морфемика и словообразование.

1

Морфология.

1

Синтаксис.

1

Развитие речи.Текст. Стили речи.

1

Орфография. Пунктуация. Систематизация изученного

1

91-102

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (ФГОС) по УМК М.М.Разумовской

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с требованиями ФГОС, включает в себя пояснительную записку с указанием целей обучения, общую  характеристику предмета, место предмет...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (ФГОС)

Полная рабочая программа по русскому языку по новым стандартам для 5 класса...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (ФГОС)

Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения на основе программы Т.А.Ладыженской....

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Львова...

Рабочая программа по русскому языку для 5 классов ФГОС по учебнику Львовой

Рабочая программа и КТП  по русскому языку для 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС на 2013-2014 учебный год, рассчитана на  5 часов в неделю...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...