Подготовка к ОГЭ. Задание № 3. Пунктуационный анализ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс)

Моренинова Екатерина Саидовна

Задание №3 ОГЭ по русскому языку представляет собой пунктуационный анализ текста. Формулировка задания: "Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые/двоеточие/тире/кавычки".
В презентации содержится теоретический и практический материал, с помощью которого обучающиеся смогут повторить правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, а также знаки препинания при однородных членах предложения. 
Цель презентации: подготовиться к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень…Зима?" Татьяна Толстая "Милая Шура" Учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа № 21» Моренинова Екатерина Саидовна ПУНКТУАЦИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Слайд 2

НЕМНОГО ЮМОРА … Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую ». Но , когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Слайд 3

У писателей есть СВОИ предпочтения знаков. Карамзин уважает многоточие (которое и ввёл в письмо), Горький и Цветаева любят тире, а Константин Паустовский пишет о точке. Молодым писателем написал он плохой рассказ и дал для поправок опытному редактору. И вот... «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова... — Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали? — Да просто расставил все знаки препинания, - сказал он. - Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться... После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя ».

Слайд 4

Тире между подлежащим и сказуемым Схема И. п. – И. п. Н. Ф. – Н. Ф. И. п. – Н. Ф. Н. Ф. – И. п. Тире при этом есть обязательно: - перед словами это, вот, значит, это значит; - после однородных подлежащих. Главным членом предложения может быть название, устойчивое выражение . Пример Мой старший брат – хороший инженер. Четырежды четыре – шестнадцать. Площадь квартиры – сорок кв. метров . Двадцать человек – это ваша квота. Курить – здоровью вредить. Наша задача – выиграть этот матч. Не навредить – вот наша заповедь . Построить дом – это непростое дело. Любить стихи – значит учить их. Токио , Лондон, Париж, Шанхай, Москва, Нью - Йорк – крупнейшие города мира. «Что делать?» - роман Чернышевского. «Голоден как волк» - фразеологизм.

Слайд 5

Тире при таких подлежащих и сказуемых обычно не ставится: Правило Пример 1 При обратном п орядке слов. 2. Если перед сказуемым : -отрицание не ; - сравнительный союз (в роли связки): как, словно, будто, точно, что, все равно что, вроде как и пр.; - какой-либо иной союз; - вводное слово; - частица; - наречие; - не согласованное с ним дополнение. 3. Если подлежащие - местоимение. Хороший инженер мой старший брат , а платят ему мало. Сердце не камень. Ломать не строить. Руки у тебя что шатуны. Петр вроде как его советник. Антон тоже член его команды. Петя , право , малый неглупый. Наше дело просто посмотреть. Костя теперь студент. Платон мне друг… Он порча, он чума … ( Кр .) Тире в указанных выше случаях иногда может и ставится – для интонационного подчеркивания . Я – человек не гордый… Это – ужасная глупость.

Слайд 6

Укажите номера предложений, где следует поставить тире. 1 . Береза любимое дерево русского народа. 2. Снег для тетеревов главнейшее убежище от хищников. 3. Выезжать в ночное большой праздник для крестьянских ребятишек. 4. Любовь не вздохи на скамейке и не гулянье при луне. 5. Береги платье снову , а честь смолоду. 7. Небо словно раскинутый шатер. 8. В этом городе знать три языка ненужная роскошь. 9. Комедия «Горе от ума» актуальна и поучительна. 10. Сто голов сто умов. 11. Быть поэтом значит петь раздолье . 12 . Твое лицо как маков цвет. 13. Ртуть тоже металл.

Слайд 7

Знаки препинания при однородных членах предложения. Запятая ставится Запятая не ставится 1. [ О,О, О] [О и О…] одиночные соединительные (да = и ) или разделительные (или, либо, ) 2. [ О, а О] противительным союзом: но, да = а, да = но, да и. 2. [О и О,О и О…] 3. [ О, и О, и О…] [ и О, и О, и О] [ ни О, ни О, ни О] [ то О, то О] [ не то О, не то О…] Если в предложении больше 2 однор . чл., а союз И (ДА, ИЛИ) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородным членами, в том числе и перед первым союзом. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам , и карточным гаданьям , и предсказаниям луны. 3. Если два однородных члена предложения, соединены повторяющимися союзами (и, ни- ни, образуют устойчивое сочетание. И день и ночь, и ни да ни нет Ни два ни полтора, и так и сяк… Ни дать ни взять и холод и 4. [ не только О, но и О…] [ как О, так и О…] [ хотя и О, но О…]

Слайд 9

Задание: 1) Найдите и подчеркните однородные члены, укажите их связь. 2) Расставьте необходимые знаки препинания, составьте графические схемы однородных членов. Весной опять запели соловьи о верности о дружбе о любви. Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне на дорогах войны. Искусство создаёт хороших людей формирует человеческую душу. Всё разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света. Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч. Пар поднимается от земли везде на полях и на лесных просеках и на дорожках. Лиственные деревья осина ольха береза ещё голы. Берега ручьи скаты горы всё потонуло в зелени.

Слайд 10

Весной опять запели соловьи о верности , о дружбе , о любви . [ ‚ ‚ ] Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне на дорогах войны . [ и ] Искусство создаёт хороших людей, формирует человеческую душу. [ ‚ ‚ ] Всё разнообразие , вся прелесть , вся красота жизни слагается из тени и света . [ ‚ ‚ ]; [ и ] Русский народ смышлён и понятлив , усерден и горяч . [ и ‚ и ] Пар поднимается от земли везде : на полях , и на лесных просеках , и на дорожках . [ : ‚ и ‚ и ] Лиственные деревья : осина , ольха , береза - ещё голы . [ : ‚ ‚ – …] Берега , ручьи , скаты горы – всё потонуло в зелени . [ ‚ ‚ – ] Проверьте работу!

Слайд 11

Берегите знаки препинания! Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный, перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

Пособие по подготовке к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку - заданий на словообразование

Данное  пособие предназначено для подготовки к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку –заданий на словообразование : описание алгоритма выполнения заданий, подгото...

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Задание 6. Морфологические нормы.

Файл содержит тест в двух вариантах по теме "Морфологические нормы" ( задание 6 ЕГЭ) с ответами и блок заданий для работы на уроке....

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.

В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс "Анализ геометрических высказываний" (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе...

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...

Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"

В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1) (по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)

Подготовка  к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтения с остановками технологии критического мышления...