Конспект элективного занятия по культуре речи (11 класс).
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Чернышова Татьяна Александровна

Данный материал позволяет закрепить речевые и грамматические умения учащихся 11 класса, необходимые им для выполнения заданий 4,7, 8 формата ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_elektivnogo_zanyatiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чернышова Татьяна Александровна

 Конспект занятия элективного курса «Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм.»

Цель занятия:

- Актуализировать знания учащихся о языковой норме современного литературного языка.

- Совершенствовать умения и навыки различать орфоэпические, лексические и грамматические нормы.

-Формировать умения владения нормами устной и письменной речи.

                                                       Ход занятия.

           

  1. Организационный момент занятия. Постановка целей. Создание эмоционального настроя. 

 

Слово учителя. 

Современный человек в стремительно развивающемся обществе должен владеть высокой культурой речи.  Высокая культура речи- это умение правильно говорить, точно и ясно передавать свои мысли средствами языка. Это очень непростое умение- говорить. « Говорить просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым», - заметил Уильям Сомерсет Моэм. Этому умению нужно учиться, этим умением необходимо правильно владеть, и первое, что нужно знать, -это понятие нормы языка. Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности- такова тема нашего занятия.

  1. Основная часть занятия.

Вопросы для обсуждения.

    - Какие определения норм языка вы нашли в словарях-справочниках? Зачитайте их, пожалуйста, и объясните.  Сравните определения.  Назовите, какие признаки нормы выделяются в определении. (Учащиеся зачитывают, объясняют, обсуждают). На элективных занятиях мы должны думать о правильности, нормированности речи, продолжать учиться культуре речи, поэтому исходя из ваших определений сделаем вывод. Что же такое нормы языка? (Желательно, чтобы вывод сделали сами учащиеся).

    - Далее обратимся к орфоэпическим нормам. Как по-другому можно назвать эти нормы, в каком разделе языкознания их изучают? (Ответы учащихся). Всё правильно, орфоэпические нормы языка изучает орфоэпия. Именно поэтому сейчас вам предлагается  несколько заданий, в ходе выполнения которых мы и увидим, как учащиеся 9 класса владеют орфоэпическими нормами языка.

    Задание 1

Расставьте ударения в словах (заранее приготовленные листы со словами лежат на каждой парте)

Агент, августовский, цемент, баловать, кулинария, кладовая, премировать, переходный, сливовый, столяр, отрочество, квартал, кухонный, мышление, псевдоним, подростковый, жалюзи, таможня, избалованный, обеспечение, красивее, титульный, откупорить, пломбировать, принудить, маркетинг, алфавит, брала, звонит, диспансер, вероисповедание, значимость.

- Какой вывод можно сделать о месте словесного ударения?

(Словесное ударение в русском языке свободное. Оно может находиться на любом слоге слова. Иногда ударение может колебаться, тогда существует либо равноправное употребление двух вариантов, либо один вариант основной, а второй- допустимый).

 - Приведите примеры на каждый возможный случай словесного ударения (желательно, чтобы учащиеся самостоятельно назвали несколько таких слов в русском языке. Одновременно и одновременно, по волнам и по волнам, отдал и отдал и т.п.)

- Как же следует поступить в том случае, если не знаешь затрудняешься или не знаешь правильности словесного ударения? (ответы учащихся)

   Задание 2.

  1. Образуйте форму родительного падежа единственного числа имён существительных. Поставьте ударение, составьте с ними словосочетания.

Арбитраж, бандаж, инструктаж, любовь, кольцо, вишня, блюдце.

  1. Образуйте форму сравнительной степени имён прилагательных, поставьте ударение, составьте словосочетания.

Длинный, красивый, удобный, весёлый, твёрдый, грустный.

  1. Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа глаголов. Поставьте ударение.

Баловать, взять, включить, гнать, жить, задать, звать.

     

      После выполнения заданий делается вывод о том, что в зависимости от изменения грамматической формы слова место ударения может либо сохраняться, либо изменяться. (Вывод делают учащиеся).

Слово учителя:

Итак, сделайте вывод о том, следует ли изучать орфоэпические нормы и почему? (Вывод формулируют учащиеся).

Продолжаем нашу работу и обратимся к лексическим нормам русского языка, то есть  правилам применения слов в речи. М. Горький учил, что слово необходимо употреблять с точностью самой строгой. Слово должно использоваться в том значении(прямом или преносном0, которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка.

   Задание 1.

 Из слов, заключённых в скобки, выберите нужное и аргументируйте свой выбор.

  1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.
  2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.
  3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).

   Задание 2.

Определите значение следующих пар слов. Составьте с ними предложения.

Абонент-абонемент, каменный-каменистый, высокий-высотный, глиняный-глинистый, гуманизм-гуманность, дипломат-дипломант.

После выполнения заданий делается вывод, который формулируют сами учащиеся: слова-паронимы имеют разные лексические значения и сочетаются с разными словами.

 Задание 3.

Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых выражений, составьте 3-4 предложения, запишите их.

Ахиллесова пята, крокодиловы слёзы, пиррова победа, спустя рукава, первая скрипка, лебединая песня, дамоклов меч.

По окончании выполнения заданий учащиеся делают вывод: выбор лексически верного слова имеет большое значение для того, чтобы правильно передать свою мысль и не допускать лексических ошибок.

Слово учителя.

Работа с языковыми нормами не заканчивается, обратимся к грамматическим нормам языка. Они связаны с правильным употреблением форм слова и синтаксических конструкций. Наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имён существительных, образованием форм собственных имён существительных, образованием родительного падежа множественного числа существительных.

Задание 1.

Образуйте формы родительного падежа множественного числа имён существительных.

Абрикосы, кулоны, грузины, полотенца, туфли, сапоги, яблони, погоны, басня, кофейня, георгины. (После выполнения задания слушаются ответы учащихся)

- Следует обратить внимание на правописание производных и составных числительных. Нужно помнить о том, что в производных и составных числительных, как правило, изменяется каждый компонент.

Задание 2.

Согласуйте числительные.

  1. Депутат встретился с 2475 избирателями.
  2. Он уже распорядился полученными 500 рублями.
  3. Нет 253 человек. (закончив задание, учащиеся зачитывают свои ответы).

- При построении словосочетаний и предложений (то есть в данном случае речь пойдёт о синтаксической норме) чаще всего вызывает затруднения такой способ связи,  где нарушается управление. Вспомните, что такое управление? Приведите примеры. (Ответы учащихся).

Задание 3.

 Составьте словосочетания с данными словами. Обратите внимание на особенности управления этих слов.

Беспокоиться (о ком-нибудь), тревожиться ( за кого-нибудь), примириться с (чем-нибудь), превосходство ( над кем-нибудь), удивляться (чему-нибудь), предупреждать ( о чём), предостеречь ( от чего).( учащиеся отвечают после выполнения задания).

 

Заключительное слово учителя.

Наше элективное занятие подходит концу, поэтому хочется от вас, ребята, услышать ответ на вопрос. Что нового вы узнали о языковой норме и культуре речи на занятии? ( учащиеся подводят итоги и делают вывод о том. что следует и дальше продолжать изучать орфоэпические, лексические, грамматические виды языковых норм).

« Язык есть кусочек жизни людей», - заметил однажды известный  русский лингвист Л,В, Щерба. Однако как трудно складываются у человека отношения с языком, как непросто выстраивается общение с другими людьми. Уметь говорить, правильно говорить, соблюдая основные языковые нормы языка- важное и нужное умение в современном обществе. Говорите правильно! Изучайте, берегите и любите наш богатый, бесценный и могучий русский язык!!!

 


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"

на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме  игры КВН...

План-конспект элективного занятия по информатике в 9 классе. Тема "Решение прикладных задач в Excel"

Урок - практикум.Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения нестандартных задач.Приобретение навыков в составлении таблиц разного т...

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

Конспект занятия: "Звуковая культура речи: звук [ш]"

Цель. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой....

Программа элективного курса по культуре речи 9 класс

Программа элективного курса по культуре речи 9 класс....

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 5 КЛАССЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

ознакомить учащихся и их родителей со способами профилактики и методами определения нарушения осанки в домашних условиях....