Исконно русские и заимствованные слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Афанасьева Ирина Сергеевна

Данный урок продолжает изучение раздела «лексика» в пятом классе. По своей структуре он относится к уроку изучения нового материала, однако включение повторения изученного на прошлом уроке позволяет говорить о комбинированном характере. Для актуализации изученного на прошлом уроке материала используется программированный диктант, который позволяет быстро диагностировать сформированность умений по изученной теме. Цель урока - дать понятие о исконно русской и заимствованной лексике и расширить словарный запас школьников. Для реализации этой цели используется словарный распределительный диктант, подбор иноязычных слов по иллюстрациям, словарная работа. Для того чтобы дети поняли как функционирует в речи то или иное иноязычное слово предлагается составить с ними предложения. Также в ходе данного урока осуществляется развитие устной монологической речи с помощью организации устного ответа по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                              Конспект урока русского языка

Тема урока: Деление лексики на группы в зависимости от происхождения. Иноязычные и заимствованные слова.

Тип урока: изучение нового материала

Дата проведения урока: 21.02.2017 г.

Цель урока: сформировать представление об исконно русской и иноязычной лексике

Задачи урока:

 Обучающие:

                        1.Совершенствовать умение находить синонимичные и антонимичные пары с помощью программированного диктанта.

                     2. Формировать умение отличать исконно русские слова от заимствованных с помощью распределительного словарного диктанта.

                    3. Обогащать словарный запас школьников с помощью подбора заимствованных слов по иллюстрациям.

                    4. Совершенствовать умение работать со словарём с помощью словарной работы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственность с помощью взаимопроверки самостоятельной  работы  
  2. Воспитывать уважение к собеседнику с помощью организации слушания устного ответа одноклассников
  3. Воспитывать самостоятельность учеников в ходе выполнения письменных работ

Развивающие:

  1. Развивать абстрактное мышление  с помощью написания программированного диктанта
  2. Развивать  логическое мышление с помощью распределительного диктанта
  3. Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного ответа по предмету

Перечень оборудования: учебник русского языка для 5 класса под ред. Львова,  проектор, доска со слайдами.

Список литературы: электронные ресурсы:  http://pedsovet.su,  http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/05/15/konspekt-uroka-iskonno-russkie-i-zaimstvovannye-slova

                                                       

                                                                                                                     

Хронометраж урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

  1. Организационный

Метод: слово учителя

Приём:  ведущее, приветственное, вводное

2 мин

  1. Повторение изученного материала

Метод: диктант

Приём: програмированный диктант

Метод: слово учителя

Приём: ведущее, инструктирующее слово

10 мин

3. Изучение нового материала

Метод: беседа

Приём: репродуктивная, фронтальная

Метод: слово учителя

Приём: ведущее объяснительное слово  

Метод: слово учителя

Приём: ведущее инструктирующее слово 

Метод: беседа

Приём: репродуктивная, фронтальная

Метод: диктант

Приём: распределительный словарный диктант

             15 мин

4.Закрепление изученного материала

Метод обучения: слово учителя

Приём: ведущее объяснительное слово  

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное слово

Метод обучения: опрос

Приём обучения: устный фронтальный опрос

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное слово

Метод обучения: словарная работа

Приём обучения: поиск лексического значения слова по словарю

           15 мин

4. Обобщение изученного материала

Метод: беседа

Приём: репродуктивная фронтальная

        3 мин

                                                                   

                                                                                                                                                     

                                                                                                                           Ход урока  

      Этап урока

   Деятельность учителя

  Деятельность учащихся

        Примечания

1. Организационный

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, приветственное, вводное

Здравствуйте, ребята. Садитесь,  пожалуйста.

Запишите в тетрадях дату и тему урока. Теперь откройте дневники, запишите домашнее задание.

 На прошлом уроке вы с Любовь Петровной говорили о синонимах антонимах. Мы с вами закрепим эти знания и напишем  программированный диктант.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

Письмо, запись в тетради.

Слайд с датой и темой урока

Слайд с домашним заданием

с.39, упр. 482.

2.Повторение изученного материала

Метод обучения: диктант

Приём обучения: программированный  диктант

Пронумеруйте в тетради столбик от одного до десяти.

Сейчас я буду диктовать пары слов. Если это пара синонимов, вы ставите в тетради рядом с цифрой букву «С», если это пара антонимов, то рядом с цифрой ставите буква «А. Внимание, возможно, будут пары слов, которые не относятся ни к синонимам, ни к антонимам. Тогда вы ставите рядом с цифрой прочерк.  Будьте внимательны. Кто не понял, как будем работать? Итак, первая пара слов.

 1.Большой - огромный

 2.Холод - стужа

 3.Чёрствый – мягкий

 4. Влажно – сыро

 5. Грязный - тяжёлый

 6.Румяный – бледный

 7. Старт-финиш

 8.Интересный-занимательный

9.Аккуратно-неряшливо

10. Старый- широкий

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету

Образец письменного ответа по предмету

  1. С
  2. С
  3. А
  4. С
  5. А
  6. А
  7. С
  8. А

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Ребята, проверяем. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Внимание на слайд. Если у вашего соседа нет ошибок, поставьте ему 5. Если 1 ошибка - 4. Если больше 2-ух ошибок, ничего не ставьте.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

Слайд для проверки с ответами

3.Изучение нового материала

Метод учения: беседа

Приём учения: репродуктивная, фронтальная

Ребята, вспомните, что изучает лексикология?

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый  ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Лексикология - это раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка и его особенности.

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, объяснительное слово 

Правильно. И словарный состав русского языка непрерывно изменяется. Многие слова устаревают и выходят из употребления. С другой стороны, словарный состав языка обогащается новыми словами. Главным способом обогащения языка является словообразование, т.е. образование новых слов на основе тех, которые уже есть в языке. Большую часть лексики составляют слова, которые существуют в русском языке исконно, то есть с древних времён и достались нам от наших предков, они называются исконно русскими. (Вода, соль, море, луна, волк). Слова производные от них также являются исконно русскими. Слова, пришедшие к нам из других языков мира, называются или иноязычными заимствованными.  Можно спросить: как вы думаете, из какого языка к нам пришли слова «шорты», «чипсы» и т.д.

Например, из английского языка к нам пришли слова «шорты», от англ. «шот» «короткий»; «чипсы», от англ. «чипс» жареный хрустящий картофель» «шампунь», от анг. «шампоо»- мытье головы. Из немецкого заимствованы такие слова как «абзац» от нем. раздел, часть текста; «бухгалтер» от нем. «бух»- книга,» «халтер»- держатель. «фейерверк»  производное от двух немецких слов -огонь и работа. Из французского заимствованы слова «жалюзи», «ателье» от фр. мастерская, занимающихся искусством, «балет» от фр. танцевать. Много слов заимствовано из греческого и латинского языков: «эпиграф» от греч. «надпись», тетрадь,  от греч.  «тетра» четырёхугольник, цитата от лат. «цито» вызываю, привожу. Нам с вами нужно уметь отличать исконно русское слово от заимствованного.

Как же это сделать?  Мы можем узнать происхождение слова, открыв  этимологический словарь. Но  если словаря у нас под рукой нет? Тогда мы будем опираться на свои знания. Оказывается, существуют  определённые признаки для разграничения.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее  слово

Откройте учебник на странице тридцать восьмой.

Прочитайте определения под значком «Обратите внимание». Настя, прочитай вслух. Хорошо.

Метод учения: чтение

Приём учения: озвученное чтение

Метод учения: беседа

Приём учения: репродуктивная, фронтальная

Хорошо. Ребята, каким образом изменяется словарный состав русского языка?  Как вы поняли?

Диана.

Назовите главный способ обогащения языка.

Кирилл.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Многие слова устаревают и выходят из употребления. С другой стороны, словарный состав языка обогащается новыми словами.

Главным способом обогащения языка является словообразование, т.е. образование новых слов на основе тех, которые уже есть в языке.

Как называются слова, пришедшие к нам из других языков?

Как называются слова, существующие в языке с древних времён?

Слова, пришедшие к нам из других языков, называются заимствованными или иноязычными.

Слова, существующие в языке с древних  времён, называются исконно русскими.

Метод обучения: диктант

Приём обучения: распределительный словарный диктант

Ребята, сейчас мы будем учиться отличать исконно русское слово от заимствованного, опираясь на признаки иноязычных слов, которые предлагает нам учебник. Давайте ещё раз проговорим эти признаки. Можно подглядывать в учебник.

Лида.

Теперь потренируемся и напишем распределительный словарный диктант Для этого напишем распределительный словарный диктант (один человек выходит к доске, пишет на «откидушке», чтобы класс не видел).

Разделите тетрадь на две части. Одну озаглавьте «исконно русские слова»,

А другую – «заимствованные слова». Я буду диктовать слова,  а вы записываете их в соответствующий столбик. Потом вместе проверим. Итак, внимание, первое слово.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету

 Образец письменного ответа по предмету

Исконно русские слова:

Молоко, золото, огонь, сестра, болото, зима, облако, вечер, берёза, корова.

Заимствованные слова:

Эвкалипт, фестиваль, бюро, мюзикл, пианино, антракт, асфальт, электричество, фонтан, армия.

Языковой материал для распределительного диктанта

Молоко, золото, эвкалипт, огонь, фестиваль, бюро мюзикл, сестра, пианино, болото,  антракт, зима, облако, асфальт, вечер, электричество, берёза, корова, фонтан, армия.

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Ребята, проверяем. Внимание на доску. У кого не так? Почему?

Какую отметку поставим Кире? Садись Кира.

У кого всё правильно, поставьте себе в тетради 5. У кого 1-2 ошибки- 4.

Хорошо, молодцы.        

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, объяснительное слово 

Ребята, кроме иноязычных слов  в русском языке есть ещё иноязычные морфемы. Это такие морфемы как «аэро», «аква», «теле», «фон» «гео», «био». и др.  Для того чтобы расширить наш словарный запас мы с вами опираясь на рисунки  будем подбирать слова с иноязычными морфемами, подходящие для данного рисунка. Я называю вам морфему и показываю на слайде рисунок, вы должны назвать соответствующее рисунку слово с иноязычной морфемой. Кто не понял, как будем работать?

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое

Метод учения: опрос

Приём учения: устный, фронтальный

Итак, корень «аэро». В переводе с греческого  «аэро» означает воздух. Внимание на слайд. (Дети, опираясь на рисунок должны подобрать соответствующее слово с корнем «аэро», «аква» и т.д.).  

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Аэропорт, аэроплан,

аэродром, аэробика, аэрозоль.

Демонстрация рисунков с изображением явления с соответствующей иноязычной морфемой

Молодцы! Теперь поработаем с морфемой «аква». В переводе с латинского «аква»  означает «вода». Внимание на слайд.

Молодцы! Теперь поработаем с морфемой (корень) «теле». Теле в переводе с греческого означает «далеко», «на расстоянии».

Акварель, аквариум, аквапарк, акваланг, аквамарин.

Телефон, телевизор, телескоп, телеграмма, телевидение.

Молодцы! Теперь поработаем с морфемой «фон». В переводе с греческого «фон» означает

«звук, голос».

Диктофон, домофон, саксофон, магнитофон, металлофон.

 

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Ребята, молодцы, хорошо поработали. Теперь составьте с любыми  тремя словами по одному предложению.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету

Слайд с языковым материалом

Аэропорт, аэроплан,

аэродром, аэробика, аэрозоль.

Акварель, аквариум, аквапарк, акваланг, аквамарин.

Телефон, телевизор, телескоп, телеграмма, телевидение.

Диктофон, домофон, саксофон, магнитофон, металлофон.

 

Метод учения: опрос

Приём учения: устный, фронтальный

Гоша, прочитай, что ты написал. (Спросить несколько человек).

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово

Молодцы, ребята. Откройте учебник на странице 39, упражнение 483.Выпишите иноязычные слова в тетрадь и с помощью толкового словарика установите их лексическое значение.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету

4. Итог урока. Обобщение изученного материала

Метод учения: беседа

Приём учения: репродуктивная, фронтальная

Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали о словарном составе нашего языка?

Даша.

Спасибо за работу, урок окончен!

Резерв: упр.484.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Словарный состав русского языка непрерывно изменяется. Многие слова устаревают и выходят из употребления. С другой стороны, словарный состав языка обогащается новыми словами. Слова, пришедшие к нам из других языков мира, называются или иноязычными заимствованными.  Слова, которые существуют в русском языке исконно, то есть с древних времён и достались нам от наших предков, называются исконно русскими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова

Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Урок русского языка в 9 классе«Исконно-русские и заимствованные слова»

Конспект данного урока может помочь при полготовке к урокам русского языка в разделе "Лексика.Фразеология", при проведении факультативных и элективных курсов....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...