Главные вкладки

    Организация обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды
    план-конспект урока по русскому языку

    Технологическая карта урока русского языка для организации обучения детей-инофонов русскому языку  в условиях поликультурной образовательной среды 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Род имени существительного.  Имена существительные общего рода.

    Тип урока: решение частных задач

    Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об именах существительных общего рода; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

    Планируемые результаты

    Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

    Метапредметные:

    •  познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

    •  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

    •  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

    Личностные: понимают, что рус-

    ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

    русского народа, осознают определя-

    ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

    ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

    школьного образования; осознают
    эстетическую ценность русского язы-

    ка, проявляют уважительное отноше-

    ние к родному языку, гордость за него,

    стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

    Образовательные ресурсы: толковый словарь

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающегося
    (осуществляемые действия)

    Формируемые способы деятельности

    1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

    Вступительное слово учителя. Оформление работ

    Настраиваются на работу. Оформляют работы в тетрадях

    2.Актуализация знаний

    Цель: организация восприятия задания обучающимися

    -Однажды на уроке я услышала от ученика ответ: “Все имена существительные изменяются по родам, числам и падежам”. Правильно ли это?

    -Действительно, в русском языке, в отличие от английского, армянского, турецкого, где нет деления по родам, каждое существительное относится к одному из трёх родов.

    У меня в руках плакат, который кто-то посчитал за ненужный и оторвал часть ватмана. Но не беда. Давайте восстановим написанное.

    Какие прилагательные могут не только характеризовать эти предметы, но и определить их род?

    • незнакомая …фамилия
    • большая….. мозоль
    • новый….. тюль
    • дорогой ….шампунь
    • мамин ….день рождения
    • свежий ……кофе

    Нет. Имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному из родов: мужскому, среднему, женскому. И в зависимости от этого относятся к одному из трёх склонений.

    Подбирают прилагательные, составляют словосочетания

    3. Введение нового знания.

          Работа с высказыванием А.С. Пушкина

           (Запись на доске сделана заранее)

        « О сколько нам открытий чудных

           Готовит просвещенья дух!

           И опыт, сын ошибок трудных,

           И гений, парадоксов друг!»

      Беседа.

      -Ребята, давайте выразительно прочитаем слова гениального русского поэта.

    Подумаем, чем восхищается он, к чему призывает своих читателей?

    - Какая часть речи помогает передать это настроение?

      - В  высказывании есть слова, о значении которых нам расскажут ребята. Они нашли дома материал в толковых словарях.

         Словарно-орфографическая работа

    слова: гений, парадокс, просвещенье

    Подбирают прилагательные, составляют словосочетания

    делают вывод о великой силе просвещения, обогащения человечества знаниями.

    Отвечают , что это существительные.

    Реализация индивидуального  домашнего задания.

    Подготовленные  заранее  учащиеся поясняют и приводят  примеры употребления  данных слов.

    Пояснение  слова  «просвещение» должен  подготовить  инофон.

    4.  Постановка учебной задачи

    Сообщает тему, цели урока

    Формулируют самостоятельно тему и цели урока

    Принимают и сохраняют учебные задачи

    5. Воспроизведение нового знания.

    Фронтальный опрос

    Коллективная работа

    Задание для инофонов

    Коллективная работа

     -Ребята, какими частями речи являются представленные  слова?

    -А почему это существительные?

    -Что они обозначают?

    -На какие вопросы отвечают?

    -А еще есть в этом высказывании существительные?

    -Назовите их.

     -Выпишите все существительные из высказывания А.С. Пушкина в той форме, в которой они употреблены.

    - Определим эту форму. А как это сделать?

          - Как изменяются существительные?

          -А какие признаки являются постоянными? 

             

     - Определите род выписанных существительных. Что помогает определить род существительного?

                Женский род запомню я

                И скажу : « Она моя».

                И запомню род мужской,

                И опять скажу: « Он мой».

                Средний род: « Оно мое».

                Это правило твое!

     -А есть ли среди этих существительных такое , которое можно отнести как к женскому роду, так и к мужскому?

          ( Дети с помощью учителя находят слово «гений».)

             Составляем с этим словом простые предложения так, чтобы оно относилось как к существительному мужского рода, так и к существительному женского рода.

          Делаем  вывод о том, что, кроме существительных женского, мужского и среднего рода, есть еще и существительные ОБЩЕГО рода.

          - А почему они так называются?

           - Распределим  существительные на группы по родам; вставим пропущенные буквы, обозначим  условия выбора орфограмм.

           Труже(н,нн)ица, трудяга, тру..,  умн..ца. ум, умение, кни..ка, книг..люб, мамоч(..)ка,  папоч(..)ка, учитель, врач(..), мир, вселенная, кафе, кофе, просв..щение, ген..й, п..радокс.

           - А почему слова «врач», « учитель», « трудяга», « умница», «книголюб»,»гений» - это существительные общего рода?

         

    Отвечают на

    Вопросы

    выписывают: открытий, дух, опыт, ошибок, друг, просвещенья, парадоксов, гений.

    ( Учащиеся отвечают, что необходимо задать вопрос)

    Можно предложить им для заучивания небольшую рифмовку:

    с помощью учителя находят слово «гений».

    Делают  вывод

    могут выполнить задание  на доске следующим образом: инофоны выписывают существительные женского, мужского и среднего рода,  а остальные ученики - существительные общего рода.

    делают вывод, что данные слова могут обозначать как лиц мужского, так и женского рода.

    Формулируют ответы на вопросы.

    Владеют навыками работы со справочной литературой.

    Высказывают свое мнение относительно обсуждаемой проблемы.

    Владеют способами конструктивного
    взаимодействия
    со взрослым

    и сверстниками

    5. Первичное закрепление

             Чтение параграфа №41 в учебнике  « Теория».

        Беседа.

          - Что могут называть существительные общего рода?

     

     

    говорят, что эти существительные могут называть профессию или черты характера человека.

    Приводим примеры и записываем их на доске и в тетрадях, распределяя на три группы по значению.

    2. Выполнение упражнений 277, 279

    Предлагает выполнить упражнения

    Выполняют задания упражнений 277, 279

    Осуществляют контроль и оценку

    3. Диктант: выполнение упражнения 281

    Ведет подготовку к написанию диктанта

    Выполняют письмо под диктовку

    Осуществляют контроль и оценку

    III. Итог урока.

    Рефлексия учебной деятельности

    Игра «Кто больше?».

    Домашнее задание: выполнить упражнение 278; подготовиться к диктанту

    Определить значения слов « невежда» и «невежа»

    ( предложить выполнение данной работы инофонам)

    Называют как можно больше существительных общего рода.

    Записывают задания, задают уточняющие
    вопросы

    Принимают и сохраняют учебные задачи

    *при составлении технологической карты урока использовались материалы Корниловой  Людмилы Федоровны, учителя русского языка и литературы;  Соловьевой Галины Александровны, учителя русского языка и литературы, материалы диска «Русский язык, 6 класс», издательство «Учитель»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Английский язык в условиях поликультурной образовательной среды

    Авторская концепция обучения английскому яыку в условиях поликультурной образовательной среды...

    Современные и традиционные технологии в условиях поликультурной образовательной среды.

    Формы и методы, которые  я использую в своей работе, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице – языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем ...

    Формирование толерантности в условиях современной поликультурной образовательной среды.

    Формирование толерантности в условиях поликультурной образовательной среды МОУ Гимназии № 13 Тракторозаводского района Волгограда....

    ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «СОШ №2» Г. ЭЛИСТЫ)

    В настоящее время в нашей стране широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к обра...

    Статья ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    В данной статье рассматривается  каким образом происходит процесс  поликультурного образования по средствам английского языка...

    Методическая разработка «Исследовательская и проектная деятельность при обучении физике как эффективный инструмент реализации ФГОС в условиях цифровой образовательной среды»

    Проектная деятельность формирует способность учащихся планировать собственную работу, а учебные исследования наполняют процесс обучения личностным смыслом. Поэтому, для эффективного освоения норм иссл...

    Организация обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды

    Организация обучения детей-инофонов русскому языку  в условиях поликультурной образовательной среды...