Организация обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды
план-конспект урока по русскому языку

Технологическая карта урока русского языка для организации обучения детей-инофонов русскому языку  в условиях поликультурной образовательной среды 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Род имени существительного.  Имена существительные общего рода.

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об именах существительных общего рода; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

•  познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

•  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

•  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: толковый словарь

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Вступительное слово учителя. Оформление работ

Настраиваются на работу. Оформляют работы в тетрадях

2.Актуализация знаний

Цель: организация восприятия задания обучающимися

-Однажды на уроке я услышала от ученика ответ: “Все имена существительные изменяются по родам, числам и падежам”. Правильно ли это?

-Действительно, в русском языке, в отличие от английского, армянского, турецкого, где нет деления по родам, каждое существительное относится к одному из трёх родов.

У меня в руках плакат, который кто-то посчитал за ненужный и оторвал часть ватмана. Но не беда. Давайте восстановим написанное.

Какие прилагательные могут не только характеризовать эти предметы, но и определить их род?

  • незнакомая …фамилия
  • большая….. мозоль
  • новый….. тюль
  • дорогой ….шампунь
  • мамин ….день рождения
  • свежий ……кофе

Нет. Имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному из родов: мужскому, среднему, женскому. И в зависимости от этого относятся к одному из трёх склонений.

Подбирают прилагательные, составляют словосочетания

3. Введение нового знания.

      Работа с высказыванием А.С. Пушкина

       (Запись на доске сделана заранее)

    « О сколько нам открытий чудных

       Готовит просвещенья дух!

       И опыт, сын ошибок трудных,

       И гений, парадоксов друг!»

  Беседа.

  -Ребята, давайте выразительно прочитаем слова гениального русского поэта.

Подумаем, чем восхищается он, к чему призывает своих читателей?

- Какая часть речи помогает передать это настроение?

  - В  высказывании есть слова, о значении которых нам расскажут ребята. Они нашли дома материал в толковых словарях.

     Словарно-орфографическая работа

слова: гений, парадокс, просвещенье

Подбирают прилагательные, составляют словосочетания

делают вывод о великой силе просвещения, обогащения человечества знаниями.

Отвечают , что это существительные.

Реализация индивидуального  домашнего задания.

Подготовленные  заранее  учащиеся поясняют и приводят  примеры употребления  данных слов.

Пояснение  слова  «просвещение» должен  подготовить  инофон.

4.  Постановка учебной задачи

Сообщает тему, цели урока

Формулируют самостоятельно тему и цели урока

Принимают и сохраняют учебные задачи

5. Воспроизведение нового знания.

Фронтальный опрос

Коллективная работа

Задание для инофонов

Коллективная работа

 -Ребята, какими частями речи являются представленные  слова?

-А почему это существительные?

-Что они обозначают?

-На какие вопросы отвечают?

-А еще есть в этом высказывании существительные?

-Назовите их.

 -Выпишите все существительные из высказывания А.С. Пушкина в той форме, в которой они употреблены.

- Определим эту форму. А как это сделать?

      - Как изменяются существительные?

      -А какие признаки являются постоянными? 

         

 - Определите род выписанных существительных. Что помогает определить род существительного?

            Женский род запомню я

            И скажу : « Она моя».

            И запомню род мужской,

            И опять скажу: « Он мой».

            Средний род: « Оно мое».

            Это правило твое!

 -А есть ли среди этих существительных такое , которое можно отнести как к женскому роду, так и к мужскому?

      ( Дети с помощью учителя находят слово «гений».)

         Составляем с этим словом простые предложения так, чтобы оно относилось как к существительному мужского рода, так и к существительному женского рода.

      Делаем  вывод о том, что, кроме существительных женского, мужского и среднего рода, есть еще и существительные ОБЩЕГО рода.

      - А почему они так называются?

       - Распределим  существительные на группы по родам; вставим пропущенные буквы, обозначим  условия выбора орфограмм.

       Труже(н,нн)ица, трудяга, тру..,  умн..ца. ум, умение, кни..ка, книг..люб, мамоч(..)ка,  папоч(..)ка, учитель, врач(..), мир, вселенная, кафе, кофе, просв..щение, ген..й, п..радокс.

       - А почему слова «врач», « учитель», « трудяга», « умница», «книголюб»,»гений» - это существительные общего рода?

     

Отвечают на

Вопросы

выписывают: открытий, дух, опыт, ошибок, друг, просвещенья, парадоксов, гений.

( Учащиеся отвечают, что необходимо задать вопрос)

Можно предложить им для заучивания небольшую рифмовку:

с помощью учителя находят слово «гений».

Делают  вывод

могут выполнить задание  на доске следующим образом: инофоны выписывают существительные женского, мужского и среднего рода,  а остальные ученики - существительные общего рода.

делают вывод, что данные слова могут обозначать как лиц мужского, так и женского рода.

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Высказывают свое мнение относительно обсуждаемой проблемы.

Владеют способами конструктивного
взаимодействия
со взрослым

и сверстниками

5. Первичное закрепление

         Чтение параграфа №41 в учебнике  « Теория».

    Беседа.

      - Что могут называть существительные общего рода?

 

 

говорят, что эти существительные могут называть профессию или черты характера человека.

Приводим примеры и записываем их на доске и в тетрадях, распределяя на три группы по значению.

2. Выполнение упражнений 277, 279

Предлагает выполнить упражнения

Выполняют задания упражнений 277, 279

Осуществляют контроль и оценку

3. Диктант: выполнение упражнения 281

Ведет подготовку к написанию диктанта

Выполняют письмо под диктовку

Осуществляют контроль и оценку

III. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

Игра «Кто больше?».

Домашнее задание: выполнить упражнение 278; подготовиться к диктанту

Определить значения слов « невежда» и «невежа»

( предложить выполнение данной работы инофонам)

Называют как можно больше существительных общего рода.

Записывают задания, задают уточняющие
вопросы

Принимают и сохраняют учебные задачи

*при составлении технологической карты урока использовались материалы Корниловой  Людмилы Федоровны, учителя русского языка и литературы;  Соловьевой Галины Александровны, учителя русского языка и литературы, материалы диска «Русский язык, 6 класс», издательство «Учитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Английский язык в условиях поликультурной образовательной среды

Авторская концепция обучения английскому яыку в условиях поликультурной образовательной среды...

Современные и традиционные технологии в условиях поликультурной образовательной среды.

Формы и методы, которые  я использую в своей работе, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице – языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем ...

Формирование толерантности в условиях современной поликультурной образовательной среды.

Формирование толерантности в условиях поликультурной образовательной среды МОУ Гимназии № 13 Тракторозаводского района Волгограда....

Статья ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В данной статье рассматривается  каким образом происходит процесс  поликультурного образования по средствам английского языка...

Организация обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды

Организация обучения детей-инофонов русскому языку  в условиях поликультурной образовательной среды...

Статья на тему "Проблема обучения детей-инофонов в условиях общеобразовательной школы"

Проблема обучения детей-инофонов в условиях современной школы, безусловно, актуальна.Решение проблем школьного образования этих детей в первую очередь легло на плечи учителя-филолога. При работе с так...