Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным-урок в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Кияева Альфия Талгатовна

Закрепление знаний уч-ся о СПП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssp_s_prid.docx42.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата                            Предмет :русский язык            Класс:  9

Тема урока: «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным (§ 13)

Цель:  изучить  и закрепить особенности придаточного

Задачи:  

  1. Актуализация и формализация знаний учащихся о сложноподчинённых предложениях с придаточным определительным.
  2. Анализ и характеристика синтаксической структуры сложноподчинённых предложений с придаточным определительным, смысловых отношений между частями сложноподчинённых предложений,.
  3. Замена сложносочинённого предложения с придаточным определительным простым предложением с обособленным определением

Критерии достижения цели урока (планируемые результаты):    умение различать предложения по структуре

Тип урока:   Комбинированный урок

        Условия обеспечения учебной деятельности: (УМК, технологии, МТ обеспечение): УМК под ред. Е.Быстровой

№ урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Мобилизующий

1.Орг.момент

1.Приветствие, проверка наличия уч-ся, готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня  мы  проведём  урок необычно,  в формате перевернутого класса, когда тему урока вы подготовили дома, а на уроке продемонстрируете  свои знания и умения. Настраивая вас на рабочий лад, хочу рассказать вам притчу о трех рабочих. 

 Три человека носили камни. 
Одного из них спросили: – Что ты делаешь? 
Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. 
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? 
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. 
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?... 
Он посмотрел вверх и сказал: – Я Храм строю. 

Мне хочется пожелать вам, чтобы вы относились к любой работе, которую будете выполнять как третий рабочий, чтобы ваша жизнь была наполнена смыслом и великой целью.

1.Приветствие, доклад о наличии уч-ся

слушают

 Личностные УУД: формирование познавательной активности, интереса к творчеству деятелей культуры, учёных

Коммуникативные УУД:  Совершенствование умения формулировать аргументированный ответ; уметь интонировать сложные предложения, рассуждать о ходе выполнения задания, разрешать их

Регулятивные УУД:   Составление плана ответа на целеполагающие вопросы рубрики «Вспомните»; наблюдение за речевым материалом и прогнозирование возникающих трудностей при отличии сложного

Познавательные УУД:  Умение преобразовывать простые предложения в сложные и обратно, выделение в теоретических сведениях основной информации, классифицирование сложных предло-

жений

II.Актуализация знаний. Проверка д/задания.

Постановка учебной задачи.

Целеполагание.

  -Начнём с практической работы, где будет материал изученный и новый.

Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Вспомните, какие?  

Последнее задание какое было?

Значит, как звучит тем рока?

 

Откроем тетради, запишем число и тему урока.

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

 Задания 1-5 выполняются по кругу с оцениванием. По 3 минуты на выполнение каждого задания, всего 15 мин.

Выполнение задания 5 – в группе

  придаточные определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

Составить блок-схему предложения с придаточным определительным.

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».  

Пишут в тетрадях.

Мы должны научиться:

  1. 1)находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
    2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
    3) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми).

III  «Открытие»  нового знания.

 Анализ предложений.                

- Запишем предложения на доске. -Нарисуйте схемы.

Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов.

Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов.

Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к мосткам.

Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые или сложные?

- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?

- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному

- На какой второстепенный член предложения похожи эти придаточные?

Как вы думаете можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

 

- Обратите внимание на предложения, что можете сказать об  их значении?  Как называются слова близкие по лексическому значению?

Посмотрим на слайд  2

- Прослушайте  высказывание  А.С. Пушкина: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”.

- Для какой речи характерно употребление причастного оборота и придаточных определительных?

Читают вслух

Пишут 3 ученика.

Ученики   делают выводы

Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.

С помощью союзного слова которая…

Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми! )

нет

Предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

глагол усиливает значение действия;

причастный оборот подчеркивает признак предмета.

Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной.

IV.Закрепление.

Давайте посмотрим на  блок-схему, которую вы заполнили. Сверим, всё ли верно.

   Откроем учебник, сверим – стр.178, а теперь проверьте, кто что написал – правильно или нет и поставьте оценку.

Запишем предложение на доске и в тетрадях, расставим ЗП, начертим схему, сверим:

Проверяем на слайде  3

Самостоятельно:   из упр.139 выпишите по 1 предложению, укажите главную и придаточную части, поставьте вопросы.  

Итак,  сделайте вывод.

Подготовка к ИС-работа с текстом

Учитель: Ребята,  (Слайд 4) - Перед вами портрет Епистинии Фёдоровны Степановой, которая потеряла в гражданской и Отечественной войнах девятерых сыновей. Все они отдали свои жизни за Родину, подвиг их велик. Но не менее велик и материнский подвиг простой женщины, родившей и воспитавшей их такими, стойко перенёсшей горькие муки безмерных утрат.

Матерям воздвигнуты памятники, посвящены книги. Вот надпись на первой странице одной из книг: “Пусть будет вечной и пламенной человеческая благодарность женщине-матери, которая, в муках рождая и со всей силой любви взращивая своих детей, не колеблясь,  посылает их на смертный бой за свободу Отечества!”

- Начертите схему данного предложения, определите тип придаточного.

(Слайд5) Перед вами репродукция картины Ханты-мансийского  художника, заслуженного художника  РСФСР.  В. Игошева “Она всё сына ждёт”. Какая, на ваш взгляд, самая выразительная деталь в портрете матери?

 А вот как описывает руки мамы в романе “Молодая гвардия” А.Фадеев  Слайд 6

Прочитайте выразительно-3 человека.

- Какую проблему поднимает А.Фадеев в данном тексте?
- Определите основную мысль текста.


- Определите авторскую позицию.

 - Найдите среди предложений 1- 4 СПП с придаточным определительным, запишите его. Составьте схему.

Давайте попробуем пересказать текст -на подготовку 2 минуты.

Слово учителя: Завершить мне хотелось бы словами З.Воскресенской: “Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь”.

    Смотрят

Читают теорию в учебнике, сверяют

Установилась снежная, морозная погода,   которая бывает в начале декабря.

Вывод: Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.

img11

СПП с  придаточным  определительным.

Читают текст Фадеева 

Руки.

тексты распечатаны для каждого учащегося

Проблема сыновней любви.

Показать любовь сына к матери

Автор показывает своё отношение к матери

Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете.

Работа в паре

V. Подведение итогов. Рефлексия

Слайд 7-8-вопросы

А теперь выберите себе картинки: чемодан мясорубку, корзину.

     отвечают

VI.  Домашнее задание

1. повторить § 13 – стр. 178-179

2. Задание по выбору: упр.144-5 предложения и упр.147-5 предложений.

 

Записывают в дневник

Приложение 1

Блок-схема

СПП с придаточными определительными

   

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                 

Приложение 2

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

<…> Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни,- казалось, совсем одни на свете,- и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались! <…>

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои! <…>

Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

«Молодая гвардия” А.Фадеев.

_________________________________________________________________________________

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

<…> Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни,- казалось, совсем одни на свете,- и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались! <…>

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои! <…>

Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

«Молодая гвардия” А.Фадеев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями определительными»

конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".

В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала

Материалы для урока,  которые помогут  повторить тему и  провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".

Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)

Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой....

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...