Презентация для учащихся 5 класса "Типы речи"
презентация к уроку по русскому языку (5, 8 класс)
Презентация по развитию речи в 5 классе по русскому языку"Типы речи".Дается дидактический материал для работы на уроке(описание,повествование,рассуждение).
Презентация по литературе в 8 классе при изучении романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Презентация по внеклассному чтению в 5 классе "Сказки А.С.Пушкина".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексико-орфографическая разминка »Угадай слово» 1.Собрание книг, а также помещение, где они хранятся. 2.Предмет,выставленный в музее на выставке. 3.Лечебное заведение, которое обслуживает больных разными врачами-специалистами. 4.Перенесение свойств живых предметов на неодушевленные предметы в художественной речи. 5.Слова,противоположные по значению другому слову.
1.Библиотека 2.Экспонат 3.Поликлиника 4.Олицетворение 5.Антонимы
В субботу мы с папой ходили в цирк. Какая там красота! Раздались звуки музыки. На арену вышли слоны. Они кружились под музыку. Потом выступала маленькая собачка. Она прыгала через колесо. Больше всего мне понравились клоуны.
На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К голове был как будто приклеен клюв с кожаным красным мешком. (по К.Паустовскому)
Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул » уэк » и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать утиной лапой. (по К. Паустовскому)
Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков. Вот такие они- пеликаны!
Задание: определите тип речи, установите соответствия. 1.Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится В-третьих, в самый сильный трескучий мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.
2.Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках , а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья . (по Е.Носову)
3.Тут и скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И , наконец, для удобства -прыг прямо в варенье, да и завяз. (по Г.Скребицкому )
Тексты. 1.Лебеди летели через море. На небе был полный месяц. И лебеди далеко внизу видели под собой синеющую воду. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Тогда он, распустив крылья, пошел книзу.
2.Белый,как снег, с длинною, гибкою шеей, лебедь невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между камышей по темно-синей поверхности воды.
3.Лебедь справедливо назван царем всей водоплавающей птицы. Своей величиной, силой,красотой и величавой осанкой он затмит кого угодно.
1.Матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка ,величиной с наперсток, в шали из сусального золота. (К.Паустовский)
2.Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (А.С.Пушкин »Станционный смотритель»)
3.Игры-это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатываются ловкость, гибкость, развиваются ум, смекалка, формируется характер человека.
У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жесткие, как щетка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щеки….
Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…
У меня есть младший брат. Я очень привязана к нему. И вот почему…
Рассуждение Тезис - аргументы(доказательства) вывод. Слова-помощники : Докажем это… Во- первых, во- вторых, таким образом, следовательно. Чем отличается рассуждение от других типов речи?
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о своем домашнем питомце( собаке, кошке, хомячке, попугайчике). Доказать, какого типа получился текст. Замечательно будет, если получится сразу три текста.
Томка Я и мой сын Никита давно хотели завести охотничью собаку. Но это не так просто. Во-первых, это должна быть умная, дружелюбная и преданная собака. Во- вторых, она должна иметь хорошее чутье, чтобы находить дичь . Однажды у охотника мы увидели рыжего песика. Он был вот какой. Уши длинные, хвост короткий, шерсть блестящая, рыжеватая. Охотник рассказал, какой песик умный, какой он хороший охотник . У меня, говорит он, есть щенки. Приходите, посмотрите. И мы пошли. Щенки были небольшие- только что научились ходить. Все рыжеватые, как их отец.»Который из них, - думаю, -мне будет помощник на охоте? Как же это узнать?»
Вот один щенок – ест да спит.Из него лентяй получится. Вот другой щенок -рычит, кусается и со всеми дерется. Я его не возьму -он злой. А третий еще хуже- он не дерется, а лижется. Он слишком добрый. Это плохой охотник. В это время у щенят чешутся зубы, и они все время что-то грызут. Один щенок грыз деревяшку. Я взял ее и спрятал. Решил проверить, найдет он свою деревяшку или нет? Почует он ее или не почует? Щенок начал искать. Сначала обнюхал ленивого щенка, потом злого щенка, потом доброго. Нет, не нашел. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я спрятал деревяшку. Почуял! Я обрадовался. »Ну,- думаю,- вот это охотник! Назвали мы его Томкой. И стали растить настоящего помощника! (по Е.Чарушину )
повествовани е П описание Что произошло? Несколько рисунков-фотографий; глаголы О Какой? Один рисунок- фотография; прилагательные рассуждение Р Почему? Нет рисунка- фотографии; наречия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.С.Пушкин трудился над произведением четыре года. Закончил 19 октября 1836 года. Почему в конце повести эта д ата? «Самое христианское произведение в мировой литературе» Федотов .
Повествование ведется от первого лица, нет посредника, герой обращается к другому поколению. Герой оказывается в ситуации выбора. Повесть написана в форме семейных записок Гринева.
Глава «Вожатый» Сцена бурана. Буран предвещает бурные события не только в жизни героя, но и в судьбе страны .
Гринев и Швабрин . Что защищал Петр Гринев на дуэли?
Дуэль Гринева и Швабрина Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным?
Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами… Лицо его показалось мне знакомо …
В чем причина чудесного спасения Петра Гринева?
Обед в доме капитана Миронова
Емельян Пугачев Какой выбор должен сделать Гринев после избавления от смерти, отпущенный на все четыре стороны? Почему этот выбор так труден?
Почему Пугачев спокойно принимает отказ Гринева? Как это объясняет автор ? Как объясняете вы?
Каким образом, - возразил мой допросчик ,- дворянин и офицер один пощажен самозванцем, между тем как все его товарищи злодейски умерщвлены?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказки А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» «Пушкинская сказка – прямая наследница народной», - утверждал С.Я. Маршак. Знакомство с поэтом содержание
Из какой сказки эти строки? «Вот идет он к синему морю, Видит на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют». Угадай! содержание
«И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркало глядясь»… Угадай!
Одна из сказок Пушкина заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Назовите эту сказку. Угадай название!
Какие сказки мы называем литературными? Что отличает их от народных? «Пролог» из поэмы «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый»… - собирательная картина всех сказок. Какие народные сказки вы вспоминаете, читая «У лукоморья дуб зеленый»…? Назови любимые сказки! содержание
«Вот из моря вылез старый Бес: Зачем ты, Балда, к нам залез?» - «Да вот веревкой хочу море морщить, Да вас, проклятое племя, корчить». Беса старого взяла тут унылость. - «Скажи, за что такая немилость?» Какая эта сказка? содержание
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет ; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого ; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. содержание
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет ; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого ; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Из какой сказки эти строки? содержание
Перечисли любимые сказки! Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о попе и его работнике Балде. Сказка о царе Салтане . Сказка о золотом петушке. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. содержание
О каких чудесах идет речь? (Пролог к поэме"Руслан и Людмила"). содержание
Какие музыкальные произведения,созданные по сказкам Пушкина,вам известны? Римский-Корсаков»Полет шмеля»из оперы Сказка о царе Салтане. содержание
Какая сказка? Вдруг шатер Распахнулся…и девица, Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя. Сказка о золотом петушке. содержание
Говорят:»Веселое имя Пушкин!»Докажи,что Пушкин пишет весело,- Выпиши строчки,из которых будет видно,что: а\над одними героями он подшучивает; Б)других высмеивает; В)над третьими лукаво и доброжелательно улыбается. Выполни задание письменно! содержание
Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь-поверх текучих вод Лебедь белая плывет. Узнай сказку! содержание
Знакомство с поэтом. Угадай! Из какой сказки эти строки? Назови любимые сказки! Какая эта сказка? Иллюстрация художников Палеха Из какой сказки эти строки? Перечисли любимые сказки… О каких чудесах идет речь? Какие музыкальные произведения вам известны? Выполни задание письменно. Узнай сказку. Содержание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Влияние мультфильмов на речь учащихся"
Презентация на тему "Влияние мультфильмов на речь учащихся" может использоваться при защите исследовательской работы...

Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".
Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания"....

Антонимы. Конспект занятия и презентация для учащихся 2-х классов, имеющих фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи.
Конспект и презентация логопедического занятия с применением игровых компьютерных технологий при усвоении темы «Антонимы» во 2-м классе общеобразовательной школы для детей, имеющих нарушение фонематич...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...

Презентация к уроку развития речи по теме "Зима" для учащихся с родным (тувинским) языком обучения.
Этот материал предназначен для учащихся с родным (тувинским) языком обучения...

Презентация по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для учащихся 6 класса на тему: «Времена года. Обобщение»
Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Времена года. Обобщение» Название ЭОР: Презентация на тему: «Времена года. Обобщение»Тип ЭОР:...
Презентация по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Время года - зима. Характерные признаки зимы" для учащихся 7 класса
Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Время года – зима. Признаки зимы» Название ЭОР: Презентация на тему: «Время года – зима. Приз...
