урок по теме "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок открытия новых знаний по теме "Причастие как часть речи"в 7 классе по ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_prichastie.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Сарлы»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Урок русского языка  по теме  «Причастие как часть речи»

                                                 

                                                        Составитель:   учитель

                                                                  русского языка и литературы

Сайфутдинова Гульнара Сагитзяновна

Сарлы 2019

Урок русского языка. 7 класс.

Тема урока: Причастие как часть речи  (первый  урок)

Цели:

- ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные

- способствовать развитию навыков самооценки учебной деятельности учащихся;

- способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать  информацию и делать выводы;  обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий, развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Вид урока: урок открытия новых знаний.

Учебник: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы  М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. М. «Просвещение»,2017. 

Эпиграф: « Причастие - это слова, заключающие в себе имени и глагола силу»

                                                                                                              М.В. Ломоносов.

Оборудование:

Мультимедийный  проектор, ноутбук, презентация к уроку, интерактивная доска, карточки с заданиями

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки причастий .

Уметь находить причастия.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)

         

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД        

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветствие учащихся.

Проверка готовности обучающихся к уроку. Психологический настрой на работу.

 

Приветствуют учителя,  проверяют свою  готовность к уроку.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать собеседника

2.Постановка темы и цели урока

Цель:

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «причастие», формулирует некоторые задачи урока.

Распределительный диктант

Словосочетания записать в три столбика

1. имя прилагательное

2. глагол

3. причастие
Зелёная  трава, трава зеленеет, зеленеющая трава; яблоки краснеют, красные яблоки, краснеющие яблоки; белеющая даль, белое платье, белеет парус; чёрная нить, чернеющий лес; чернеет снег.

Возьмите простой карандаш. Прочитайте внимательно § 12, делая пометки карандашом на полях: “+” (уже знаю); “?” ( не понял); “V” (новое).

Работа с учебником

Беседа после работы с учебником

Учитель 

1.Какие новые сведения вы отметили для себя?

2.Все ли было понятно? Какие вопросы появились?

Учитель: -Молодцы! Вы хорошо справились!

- Итак, на основе наших наблюдений сделаем первое обобщение

- Какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие?

- Имеет ли причастие собственные признаки?

Отгадывают кроссворд, доказывая свой ответ,  формулируют тему и задачи урока.

Написание диктанта.

Работа в парах: проверяют по эталону  работу соседа и оценивают  по предложенным критериям .

Cамостоятельно читают теоретический материал, делают пометы на полях.

Отвечают на вопросы, читают учебный материал и комментируют свои замечания.

Отвечают на вопросы

Познавательные УУД

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметь оценивать , сравнивать с эталоном, результаты деятельности (своей -чужой), анализировать собственную работу.

3. Этап закрепления

Цель:  формирование навыка правильного написания Не с причастиями.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной  работы.

Работа с учебником. Упражнение 72 Один  учащийся читает текст, все учащиеся работают над текстом: анализируют,  определяют стиль , высказывают собственное мнение

Упражнение 73.

находят общие признаки причастия и прилагательного (вопрос, род, число, падеж, определение)

Упражнение 74.

находят общие признаки причастия и глагола  (вид, возвратность,  время сказуемое) 

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы , слушать и понимать речь других.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные УУД.

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.

Познавательные УУД

Уметь работать с разными по уровню заданиями

4.Динамическая пауза

Цель: сменить вид деятельности.

             Знаем ли мы причастия?

Если прилагательное   - хлопаем в ладоши,

Если причастие  - щелкаем пальцами .

Алая лента, алеющий закат, разбитое стекло, читаемая книга, синее море, синеющее небо, видимый участок манящая даль, черный портфель, чернеющее поле.

При  словосочетаниях с прилагательными  - хлопают в ладоши,

с причастиями  - щелкают пальцами.

Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Включение изученного в систему знаний

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся;

контролировать выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

-Записать упражнение 75. Спишите текст, подчеркнуть причастия как члены предложения

-на какие вопросы отвечают  причастия ? К каким существительным относятся? Каким членом предложения являются?

- словарная работа : жнива, чета

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.

Работают  с толковым словарем

Жнива - невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого сжаты хлеба.

 Чета-  пара, сочетание двух лиц или предметов

Познавательные УУД

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

6.Рефлексия.

Цель:

оценить результаты собственной деятельности

-Ребята, давайте вспомним все о причастии. Составьте кластер .

- Что было трудным для вас ?

- Что вызвало у вас  интерес?

Творческая работа в группах .Составляют на листах кластер, защищают работы


Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности.

7. Домашнее задание

Повторив материал сегодняшнего урока, написать сочинение-миниатюру «Прогулка в осенний лес ». Используйте при этом причастия.

Познавательные УУД Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

        

КРОССВОРД

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

По горизонтали:

  1. Он членом предложения не бывает,

но дело этот малый твердо знает.

Не изменяется, один не может жить,

Но вот с глаголами не захотел дружить.

Словам он руку помощи дает.

Им помогает, связи бережет.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно. ( ответ: предлог)

  1. Определяю я предметы,

Они со мной весьма предметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! ( ответ: прилагательное)

3.  Иногда бывает вам желательно

Действие иль признак пояснить.

Это значит: нужно обязательно

Вам меня на помощь пригласить. ( ответ: наречие)

4. Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается? ( ответ: числительное)

5.Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду - всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады

И хлеб в полях растёт. ( ответ: глагол)

6. И, А, Но  - это что? ( ответ: союз )

7.  Часть речи -  ль, не, бы? ( ответ: частица)

8. Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть
( ответ: существительное)

9. Применяем всё мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

 Сильно очень изменяется.

Без него , как ни крутись,

В речи нам не обойтись. ( ответ: местоимение)

По вертикали:

1.

Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки: глагола я,
А прилагательное встречу -
На те ж вопросы я: отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я: 
ПРИЧАСТИЕ

Список использованной литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.  М.: Просвещение 2017.
  2. «Интеллектуальное развитие школьников» / Г. А. Бакулина изд. М.   «Владос» 2006.

3.    Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс/Сост. Н.В.Егорова.                                        М.: ВАКО, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология развития критического мышления. Сопровождается презентацией. Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель го...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....