Методика исследования сформированности строя речи у обучающихся с ОВЗ.
методическая разработка по русскому языку

       Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении  детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

         Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

        При разработке методики исследования сформированности строя речи у обучающихся с ОВЗ  за основу были положены фундаментальные положения психологии, коррекционной  педагогики, психофизиологии, представляющие собой методологию исследования; были использованы некоторые приемы и методы, описанные Л.С.Выготским, С.Н.Карповой, Л.В.Сахарным,  Н.В.Уфимцевой,  А.М.Шахноровичем и др.

С учётом указанных выше теоретических положений, были определены следующие направления методики исследования:

1) исследование объема пассивного словаря;

2)  исследование объема активного словаря.

3) обогащение словаря, уточнение значения слов;

4) активизация словаря.

Предлагаемые в методике задания могут варьироваться  в зависимости от этапа работы, задач, программы коррекционной школы,  возраста детей.

         Представленные материалы могут быть использованы для обследования объема активного  словарного запаса, изучение его качественных характеристик, которые выявляются в заданиях на подбор синонимов, антонимов, обобщающих слов, эпитетов, на различение близких по смыслу понятий.

При обследовании предметной лексики можно получить также представление о пассивном словаре.

1) Обследование словарного запаса

Для обследования словарного запаса детей должны быть подобраны, согласно перечню слов, приведенных во второй колонке протокола (приложение 1), картинки с изображением отдельных предметов и картинки, иллюстрирующие действия (одно лицо, производящее различные действия) и признаки предметов (предметы, отличающиеся одним признаком – цветом, величиной, формой). Данные активного словаря – называние изображенного на картинке – фиксируются с особенностями произношения во второй колонке протокола. При обследовании пассивного словаря учащиеся по просьбе экспериментатора, который называет предмет (действие или признак), показывают соответствующую картинку. Предъявляется не более 5-7 картинок. Результаты (понимание слов) отмечаются положительным (+) или отрицательным (-) знаками в третей колонке протокола – «пассивный словарь».

2) Многозначность слова.

Инструкция: «У человека – ручка, у двери – ручка, у сумки – ручка (экспериментатор сопровождает инструкцию демонстрацией картинок и указывает жестом на соответствующие части предметов). У всех этих предметов есть ручка, а у каких предметов есть…».

  1. Ножка (у стула, у ребенка, у гриба).
  2. Язычок (у человека, у ботинка).
  3. Глазок (у ребенка, у двери).
  4. Горлышко (у ребенка, у бутылки).
  5. Носик (у чайника, у ребенка).

Оценка:

5 баллов – самостоятельно названо по 3 предмета, на каждое предложенное слово.

4 балла - самостоятельно названо по 2 предмета, на каждое предложенное слово.

3 балла - самостоятельно названо по 1 предмету, на каждое предложенное слово, остальные предметы называются после контекстной подсказки, в отдельных случаях требуется повторение инструкции.

2 балла – все предметы к предложенным словам называются после контекстной подсказки, требуется повторение инструкции.

1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.

3) Подбор синонимов.

Инструкция: «Посмотри на картинку - это бабушка. Другим словом о ней можно сказать: «Старушка». Назови другим словом…»

1.          Дети.

2.          Дом.

3.          Врач.

4.          Грустный.

5.           Большой.

6.           Веселится.

7.           Шагает.

Оценка:

5 баллов – по всем заданиям дан правильный ответ.

4 балла – встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса.

3 балла – большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции.

2 балла – часть ответов с уточняющей помощью, часть -  с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется выполнение инструкции.

1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.

4) Подбор антонимов

Инструкция: «Послушай слова: большой – маленький. Это противоположные слова. Большой, а наоборот маленький. Маленький, а наоборот -…?».

  1. Жара, а наоборот –
  2. Тишина, а наоборот –
  3. Чистый, а наоборот –
  4. Мокрый, а наоборот –
  5. Больной, а наоборот –
  6. Говорить, а наоборот –

 Оценка:

5 баллов – по всем заданиям дан правильный ответ.

4 балла – встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса.

3 балла – большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции.

2 балла – часть ответов с уточняющей помощью, часть -  с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется выполнение инструкции.

1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.

5)Уточнение значения слов

Инструкция: экспериментатор называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция). Например, лопата – что бы копать землю, она тяжелая, ручка деревянная, сама из металла…

Детям предлагается вспомнит случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

  1. Зонтик
  2. Тетрадь
  3. Карандаш
  4. Чайник
  5. Лейка
  6. Табуретка

Оценка:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно, без ошибок.

4 балла – встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса

3 балла – в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедленный

2 балла – требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью.

1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.

6) Уровень обобщений

Инструкция: «Птицы – это живые существа, их тело покрыто перьями, у птиц есть крылья, они умеют летать. Вот это птицы (экспериментатор отбирает 5 картинок: голубь, ворона, воробей, синица, ласточка. Показывает ребенку, называя их).А всех этих существ мы называем словом «птицы» (выделяет словом голосом). А теперь ты посмотри на картинки и назови одним словом (последовательно предъявляются серии картинок, в каждой по 5)».

  1. Животные
  2. Растения
  3. Мебель
  4. Посуда
  5. Транспорт
  6. Насекомые

Оценка:

5 баллов – все задания выполнены самостоятельно, без ошибок.

4 балла – встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса

3 балла – в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедленный

2 балла – требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью.

1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня сформированности фонологического осознания речи у обучающихся 2 класса

Методика диагностики для начальной школы. Можно проводить 2 раза в год...

Методика исследования речи детей младшего школьного возраста.

Это исследование позволит выявить особенности в состоянии психических функций, лежащих в основе письма, неустойчивость произвольного внимания, неточность пространственных представлений и ориентировок,...

Адаптированная методика обследования сформированности речи обучающихся в школе VIII вида.

Адаптированная методика обследования + речевая карта + речевой профиль...

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

Методические задания на исследование грамматического строя речи у младших школьников

Составлена методика исследования грамматического строя речи. В заданиях присутствует речевой материал и балловая оценка....

Протокол исследования грамматического строя речи (таблица)

1. Исследование образование существительных в косвенных падежах.2. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа.3. Исследование использования предлогов (...

Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у обучающихся-инофонов

На сегодняшний день большое внимание в образовании уделяется обучению детей-инофонов, привитию им нашей культуры, обучению русскому языку. В данной статье описываются основные моменты в работе учителя...