Тематический комплекс "Второстепенные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Кирякина Татьяна Николаевна

ТК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг для подготовки к ЕГЭ33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Представленные материалы используются на уроках

закрепления изученного материала по теме, а также в качестве тренинга для подготовки к ОГЭ.

Работа  позволяет:

 1.        За минимальное количество времени (иногда это 6-7 минут на уроке) занять работой большое количество учеников. Кроме того, такая работа не требует много времени на проверку, поэтому за урок можно оценить большое количество обучающихся.

2.        Есть возможность  дифференцированного подхода к школьникам. На уроке можно раздать индивидуальное задание каждому ученику с учётом его личных потребностей.

1. (Все члены предложения) Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Паганини  избрал для своих концертов скрипку Гварнери, потому что она допускала мощнейший напор смычка. (2)Перед смертью Паганини решил завещать скрипку родной Генуе. (3)Скрипку запаяли в стеклянную колбу. (4)Здесь она пролежала сто лет. (5)Сейчас скрипка содержится в специальном сейфе. (6)Из сейфа она может быть извлечена только в присутствии особой комиссии из восьми человек. (7)Это делается для того, чтобы выдающиеся скрипачи мира могли давать на ней один-два концерта в год.

  1. Выпишите из текста предложения 2,3,6. Выполните синтаксический разбор этих предложений.
  2. Определите тип сказуемого в 6 предложении, запишите.
  3. Из предложения 5 выпишите все словосочетания.
  4. Из предложения 4 выпишите словосочетание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ.
  5. Замените словосочетание стеклянную колбу (предложение 3), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.
  6. Какое утверждение противоречит содержанию данного текста?
  1. Паганини  для своих избрал концертов скрипку Гварнери.
  2. Перед смертью Паганини завещал скрипку родному городу.
  3. Сейчас скрипка содержится в специальном сейфе.
  4. Выдающиеся скрипачи мира дают сегодня на скрипке ежемесячно свои концерты.
  1. Выпишите из текста слово, которое является исключением из правила: «В отымённых существительных в суффиксе –ЯН пишется Н».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. (Дополнения) Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесёт. (2)Одна рука и в море не вымоет себя. (3)Каждое поколение прокладывает путь для последующего. (4)Дружные сороки и волка одолеют. (5)Одна рука и узла не завяжет. (6)Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится. (7)Деревья сажают предки, а их тенью пользуются потомки. (8)Доброе братство милее богатства.

1. Выпишите пословицы 4,6,7,8. Подчеркните грамматические основы и дополнения.

2. Из предложения 2 выпишите все словосочетания, определите в них вид подчинительной связи.

3. Напишите  о том, словами каких частей речи могут быть выражены дополнения. Приведите примеры.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. (Все члены предложения) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Выполните задания.

(1)Пр…щ…льными ра…катами пр…гремели летние грозы. (2)Ливни п…шли на убыль. (3)Но солнце ещ… щедро отдаёт своё т…пло. (4)В август… в природе улавливаешь много примет перехода лета в осень. (5)Разн…травье пр…вратилось в душистые скирды. (6)Небо ра…чистилось от обл…ков и стало звонким. (7) Оно пр…готовилось и ждёт, когда в нём зазвенят пр…щальные крики птиц. (8)З…лёная листва отслуж…ла своё и начина…т блекнуть.                                                                                                                                                           (А.Марин)

1. В 1,3,4,5 предложениях подчеркните все слова как члены предложения, надпишите словами каких частей речи они выражены.

2. Из предложений 6,8 выпишите грамматические основы, укажите тип сказуемых.

3. Из предложения 7 выпишите все словосочетания, определите в них вид подчинительной связи.

4. Из  предложения 3 выпишите словосочетание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. (Определение) Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Сбежали последние лёгкие тени тучек. (2)Морозное небо фосфорически заискрилось мириадами блёсток. (3)Море  улеглось необъятно, в нём дробились звёзды.

(4)Тихо дремл…т над сп…койным морем п…лярная ноч… затка(н,нн)ая тонким искристым, морозным туманом. (5) В тёмной пучин… к…лебались повисшие яркие звёзды. (6)С выш…ны льётся  сияние. (7)Мёртвая тишина неподвижно п…висла над застывшим морем. (8)Мягкий син…ватый отсвет оз…ряет необ…ятную водную гладь подёрнувшуюся тонким льдистым слоем.                                                                                     (По А. Серафимовичу)

1. Спишите второй абзац данного текста, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Подчеркните все определения. Надпишите,  словами каких частей речи они выражены?

3. В каком предложении нет определения?

1) в 1-м        2) во 2-м                3)  в 3-м                 4) в 7-м

4. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  фосфорически заискрилось (предложение 2).

5. Выполните фонетический разбор слов  сияние, льётся.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. (Определение) Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Подъехав к лесу, Левин слез и повёл Облонского на угол мшистой и топкой полянки, уже освободившейся от снега. (2)Сам он вернулся в другой край к двойняшке-берёзе и, склонив ружьё к развалине сухого нижнего сучка, снял кафтан, перепоясался и попробовал свободы движений рук. (3)Старая седая Ласка, ходившая за ним следом, села осторожно против него и насторожила уши. (4)Солнце спускалось за крупный лес. (5)И на свете зари берёзки, рассыпанные по осиннику, отчётливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми, готовыми лопнуть почками.                                                                                                                         (Л. Толстой)

1. Выпишите из текста предложения, в которых есть причастные обороты. Причастные обороты подчеркните как члены предложения.

2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

1) в 1-м               2) во 2-м                  3) в 3-м           4) в 4-м

3. Выпишите из текста все деепричастия.

4. Из предложения 4 выпишите все словосочетания, определите в них вид подчинительной связи.

5. Из  предложения 5 выпишите словосочетание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ.

6.  предложений 3-5 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.

7. В каком варианте количество звуков и букв определено неправильно?

1) солнце – 6 букв,5 звуков                                  2) своими – 6 букв, 7 звуков

3) ружьё – 5 букв, 6 звуков                                  4) подъехав – 8 букв, 8 звуков

8. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  насторожила уши (предложение 3).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. (Определение) Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Чудес…н украше(н,нн)ый тяж…лой снежной нависью белый зимний лес. (2)Мы ост…навлива…мся  на маленькой окруже(н,нн)ой густым  лесом пр…крытой пухлым снегом полянк… . (3)Мы говорим ш…потом пр…глядываясь к окружающему нас снежн…му лесу.

(4)С утра крепко морозит. (5)Стеною высоких берёзовых деревьев высится лес.

(6)По протоптанному окладчиками глубокому снегу мы погружаемся в таинственную глубину леса покрывшего нас своей тишиной.                                                                                                         (По Соколову-Микитову)

1. Выпишите из текста предложения 1-3, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите определения, выделите их, укажите, чем они выражены. Выпишите из предложений словосочетания с согласованными определениями.

2. В каком предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (знаки препинания в указанных предложениях не расставлены)?

1) в 1-м               2) во 2-м                  3) в 5-м           4) в 6-м

3. Выпишите из 6 предложения словосочетания с согласованными определениями.

4. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  говорим ш…потом (предложение 3).

5. Укажите предложение, в котором нет подлежащего.

1) в 1-м               2) во 2-м                  3) в 3-м           4) в 4-м

6. В грамматическую основу 1 предложения, укажите вид сказуемого.

7. Укажите слово, правописание которого определяется правилом: «В отымённом прилагательном в суффиксе

 –ЕНН пишется  НН».

  1. украшенный              2) таинственную            3) протоптанному                     4) окружённой      

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7. (Приложение) Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и дефисы.

(1)Когда я задумываюсь  об истоках ру(с,сс)кого пейзажа, то (не)вольно мысле(н,нн)ым взглядом окидываю (Т,т)ретьяковскую га(л,лл)ерею. (2)От…скиваю в ней зал, где выставле(нн,н)а картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи пр…летели».

(3)Эта картина была написа(нн,н)а художником в костромском селе Молвитино. (4)В серо(рыжих) и тёмных пятнах снег, хрустально(прозрачный) воздух и разливы (матушки)Волги. (5)Постойте (минуту)другую и пр…слушайтесь к вешней музыке. (6)Вашего уха к…снётся благовест марта.                                                                                        (По А. Баркову)

  1. Выпишите грамматическую основу 3-го предложения, определите вид сказуемого.
  2. Из предложения 6 выпишите все словосочетания, определите в них вид подчинительной связи.
  3. Укажите предложение, в котором нет подлежащего.

1) в 1-м               2) в 3-м                  3) в 4-м           4) в 5-м

4. Напишите о том, в  каких случаях между определяемым словом и приложением ставится дефис.  Приведите примеры.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. (Приложение) Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)В1508 году по повелению царя Василия III со всех краёв российских согнали в Москву землекопов. (2)Всего за полтора месяца они вырыли на Красной площади  от Москвы-реки до Неглинки. (3)А потом долгих восемь лет этот ров укрепляли камнями, облицовывали кирпичом. (4)Потом построили специальную плотину, чтобы поднять воду в реке Неглинке. (5)Наконец, в 1516 году ров заполнили водой, и Кремль оказался на острове.

1. К какому типу речи относится этот текст?

1) описание с элементами рассуждения                      2)  повествование с элементами рассуждения

3) повествование                                                            4) описание

2. В каком предложении нет приложения-определения?

1) в 1-м               2) во 2-м                  3) в 4-м           4) в 5-м

3.   Замените словосочетание краёв российских (предложение 1), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.  

4.    Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  согнали в Москву (предложение 1).  

5.    Выполните фонетический разбор слова  повелению (предложение 1)  

6.  Напишите о том, в  каких случаях между определяемым словом и приложением  не ставится дефис.  Приведите примеры.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 9. (Приложение) Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и дефисы.

(1)В мае(июне) на пр…гретых солнцем лесных опушках и выру…ках ра…пускают(?)ся белые цв…точки с п…тью л…пестками. (2)Через месяц(полтора) они пр…вратятся в красные (ягоды)земляники. (3)Землянику посадили (в)первые в саду царя Алексея Михайловича. (4)Ягоды садовой земляники не только вкусны но и полезны. (5)Эти (чудо)яго…ки улучшают состав крови. (6)Кроме того, (ягода) земляника занима…т первое место по с…держанию железа. (7)Очень богаты в…таминами и листья земляники. (8)На дач(?)ных участках (садоводы)любители сегодня (по)всюду выращивают землянику ананасную, которую обычно у нас в России называют клубникой.

1. В каком предложении собственное существительное выступает в роли приложения-определения?

 1) в 3-м               2)  в 5-м                  3) в 6-м           4) в 8-м

2. Выпишите грамматическую основу 4-го предложения, определите вид сказуемого.

3. Выпишите грамматическую основу 7-го предложения, определите вид сказуемого.

4. Укажите предложение, в котором нет подлежащего.

1) в 1-м               2) во 2-м                  3) в 3-м           4) в 5-м

5. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  повсюду выращивают (предложение 8).

6. Замените словосочетание лесных опушках (предложение 1), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10. (Приложение) Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и кавычки.

(1) В знам…нитой картине Брюллова Последний день Помпеи  многие склонны были видеть о…блеск трагеди… 14 декабря. (2) Портрет Пушкина был написан Кипренским в 1827 году, тем(же) годом помече(н,нн)о стих…тв…рение  Послание в Сибирь. (3) Гоголь открывший Россию Ревизора и Мертвых душ во…хищался Брюлловым. (4) С первой(же) выст…вки передвижников Третьяков пр…обрел около д…сятка картин, и среди них такие, как Грачи пр…летели  Саврасова  Сосновый бор Шишкина и Майская ночь Крамского.                                                                                                                                                                      (По Л. Волынскому)

  1. Из 1 предложения выпишите грамматические основы, укажите вид сказуемого.
  2. Из 2 предложения выпишите грамматические основы, укажите вид сказуемого.
  3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  отблеск трагедии (предложение 1).
  4. Выполните фонетический разбор слова  послание (предложение 2) .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11. (Обстоятельство) Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания.

 (1)У каждого человека в ю(н,нн)ости бывает своя любимая книга свой любимый герой, с которым мы ход…м в п…ходы сид…м у к…стра дума…м и мечта…м раду…мся и ог…рча…мся бор…мся и побежда…м.  (2)С ним мы п…рой пр…ход…м через всю ж…знь следуя и подр…жая ему во всём.                                        (В. Терешкова)

1. В каждом предложении текста подчеркните главные члены предложения и обстоятельства.

2. Начертите схему 2-го предложения.

3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  у каждого человека (предложение 1).

4. В каком варианте количество звуков и букв определено правильно?

1) бывает – 6 букв,  6 звуков                       2) своя – 4 буквы, 6 звуков

3) мечтаем – 7 букв, 8 звуков                      4) следуя – 6 букв, 6 звуков

5. Из 2-го предложения выпишите все местоимения.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------12. (Обстоятельство) Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Наш язык  - это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. (2)И поэтому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. (3)Учит…ся х…рошей спокойной речи надо долго и вн…мательно пр…слушиваясь зап…миная читая и изучая. (4)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и личности, нашей души, ума.                                                                                  (Д.Лихачёв)

1. Выпишите из текста предложение 3, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите обстоятельства. Определите их вид по значению.

2. Выпишите грамматическую основу 1-го предложения. Графически объясните постановку тире в предложении.

3. Выпишите грамматическую основу 4-го предложения. Графически объясните постановку тире в предложении.

4. Какой частью речи выражено выделенное обстоятельство в предложении 2?

1) деепричастием                 2) частицей                  3) наречием                  4) местоимением

5. Из 1-го предложения выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи в них.

6. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса 2-е предложение текста: «И поэтому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело». Аргументируйте свой ответ.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

13. (Обстоятельство) Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания.

(1)В мире существу…т много вещей, с которыми ч…ловеку пр…ходит(?)ся иметь дело каждый день. (2)Мы пр…выкли пользоват(?)ся этими в…щами м…шинально. (3)Нам кажет(?)ся, мы знаем о них всё. (4)Именно так …бстоит дело и с д…ньгами. (5)Нумизматика опр…вергла это предп…л…жение. (6)Она поставила перед собой цель -  раскрыть таинстве(н,нн)ый мир монет. (7)И пригл…сила нас позн…комит(?)ся с этим миром (по)ближе. (8)От…скивая факты из истории по…вления мета(л,лл)ических денег вы погрузитесь в мир загадок и тайн пр…ключений и увл…кательных л…генд.                                                                          (А.Щёлоков)

1. Подчеркните инфинитивы как члены предложения.

2. В каком предложении есть обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом?

1) в 1-м               2)  в 3-м                  3) в 7-м           4) в 8-м

3. Из 7-го предложения выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи в них.

4. Замените словосочетание факты из истории (предложение 8), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

5. Замените словосочетание металлических денег (предло4жение 8), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание мир загадок (предложение 8), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Тематическая работа по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения".(8класс, в формате Статград 2015)

В работе представлены аналогичные задания тем, что предлагаются в системе Статград по теме "Односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены". Такую работу полезно пров...