Элективный интегрированный курс "Образ человека действующего, в слове явленный".
элективный курс по русскому языку (10 класс)

Мостовенко Вера Николаевна

Данный курс предполагает расширение и углубление работы по развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, формированию ценностно-языковой картины мира на основе лингвокультурных концептов и может быть рекомендован в качестве элективного для учащихся как гуманитарного, так и негуманитарного профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_integrirovannyy_kurs.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный интегрированный курс

«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО, В СЛОВЕ ЯВЛЕННЫЙ»

10 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс предполагает расширение и углубление работы по развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, формированию ценностно-языковой картины мира на основе лингвокультурных концептов и может быть рекомендован в качестве элективного для учащихся как гуманитарного, так и негуманитарного профиля.

«В человеческих делах … главное внимание должно быть обращено на мотивы», - писал Гете. Для формирующейся личности десятиклассника важно осознание и понимание тех побуждений, которые заставляют человека действовать. И выделение таких концептов культуры, как любовь, долг, зависть, эгоизм и альтруизм, честолюбие и тщеславие, основано на анкетировании учащихся 9-10 классов. Именно эти мотивы называют они как наиболее интересующие их и в то же время требующие пояснения и обсуждения.

           Содержание курса состоит из вводных (2) и основных (7) занятий, которые знакомят учащихся с понятиями «концепт» и « концептосфера», с основами концептуального анализа: составление словарного, контекстуально-метафорического и словесного портретов концепта.

            Цели курса: формирование ценностной картины мира (фрагмент «человек действующий») в сознании растущего человека посредством слова; расширение кругозора и формирование лингвокультурологической компетенции, развитие нравственных и эмоционально-волевых качеств личности; совершенствование навыков самостоятельной (в том числе и проектной) деятельности.

              Задачи курса: совершенствовать навыки литературоведческого и лингвистического анализа текстов различных стилей; развивать умение правильно устанавливать лексическое значение и понятийное значение слова, его семантические отношения со словами той же культуры; отрабатывать жанровые модели творческих работ в жанре эссе, рассуждения-размышления, метафорического и аллегорического портретов концепта.

            Отличительной особенностью курса является тесная связь с курсом литературы 10 класса. Обращение к произведениям, изучаемым в 9-10 классах, предполагает не просто углубление знаний о них, но анализ с позиции  элективного курса, что совершенствует умения анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать необходимый с точки зрения конкретного вопроса материал и интерпретировать  его.

              Отдельные задания ориентированы на подготовку учащихся к ЕГЭ как по русскому языку, так и по литературе (работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологизмами и т.д.)

                Курс рассчитан на 18 часов и в качестве заключительного этапа предполагает презентацию самостоятельной проектной деятельности учащихся.

                                Примерный тематический план

п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

1.

Концептосфера русского языка: «Я понять тебя хочу, смысла   я  в тебе ищу…» (А.С. Пушкин)    

2

Ассоциативный эксперимент,   интерпретация

научной метафоры; создание                                словарного портрета термина «концепт»

2.

Концептосфера русского языка: «Нельзя объять необъятное»  (К. Прутков)      

2

Элементы творческой мастерской, пись

                            менный ответ на вопрос.

3.

Действие и деятельность: «мне нужно действовать…» (М. Лермонтов).

2

Лингвистический анализ текста; создание словесного портрета концепта «действие»

4.

«Страна любви – великая страна» (Вл. Высоцкий)              

2

Составление контекстуально-метафорического портрета концепта «любовь»                                                

5.

И честолюбие – от  слова  «честь»    

2

Создание лингвокультурологических этюдов, написание эссе

6.

«…я ныне завистник » (А.С. Пушкин)

2

Составление аллегорического портрета концепта «зависть»

7.

«Ритм нашей жизни- долг»  (А. Блок)              

2

Создание проблемной ситуации; создание                                          лингвокультурологического  этюда.

8.

Эгоизм и альтруизм: «жить только для себя не  значит    жить» (Менандр)  

2

Литературоведческий анализ текста, написание эссе, составление кластера.

9.

Презентация результатов учебного    проекта. 

2

  • Читательская конференция «Человек действующий в русской литературе XIX века».
  • Защиты аллегорических портретов концептов.

ИТОГО:

18

Методическое обеспечение курса

1. Мишатина Н.Л. Образ человека, в Слове явленный. Книга 1. «Как сердцу высказать себя?..» Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода (7-9 классы). Пособие для учителя. – СПб.: 2002. – 260 стр.

2. Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «САГА» - «НАУКА», 2004. – 256 стр.

3. Мишатина Н.Л Диалог с Обидой и Честью на уроках словесности. – Журнал

«Русская словесность». – 2005. - № 2. – С. 66-73.

           Рекомендуемая литература

  1. Воркачев С.Г. Любовь как лингвокультурный концепт. – М.: Гнозис, 2007. – 284 с.
  2. Колесов В.В. Язык и ментальность. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004. («Культурные темы»: Честь и совесть; Любовь и свобода).
  3. Лихачев Д.С. Заметки о русском. //Земля родная. – М.: 1983.
  4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб.: Искусство, 1994.
  5. Шмелев А.Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души». //Русский язык в школе. – 1996. - № 3. («Культурные темы»: Долг и обязанность).
  6. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. – М.: 2002. («Культурные темы»: Долг и обязанность).

                                     Содержание программы.

Тема № 1. Концептосфера русского языка: «Я понять тебя хочу, смысла   я  в тебе ищу…» (А.С. Пушкин).

 Значение и смысл слова. Понятие о концепте как «основной ячейке культуры в сознании человека» (Ю.С.Степанов) Культура как совокупность концептов и отношений между ними.

Тема № 2. Концептосфера русского языка: «Нельзя объять необъятное»  (К. Прутков).      

Понятие картины мира в языке. Язык как «источник нашего понимания бытия» (К.Ясперс), хранилище коллективного опыта и культуры народа.

Тема № 3.  Действие и деятельность: «мне нужно действовать…» (М. Лермонтов).

«Назначение человека – в разумной деятельности» (Аристотель). Деятельность разумная и неразумная. Действие и бездействие. Мотивы, побуждающие к действию.

Тема № 4. «Страна любви – великая страна» (Вл. Высоцкий).              

«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.Тургенев). Иерархия любви. Язык любви. Любовь- спасение или рок?

Тема № 5.  И честолюбие – от  слова  «честь».    

Честолюбие = честь + любовь. Тщеславие = Тще(напрасно, зря) + слава. Сопоставление и соотношение этих концептов.

Тема № 6.  «…я ныне завистник » (А.С. Пушкин).

 «Зависть – враг счастливых» (Эпиктет). «Зависть- сестра соревнования» (А.Пушкин). Зависть черная. Зависть белая. Атрибуты зависти.

Тема № 7. «Ритм нашей жизни- долг»  (А. Блок).              

Долг - «якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься» (И.Тургенев). Долг перед собой и долг перед другими. Человек долга в художественном мире Пушкина. «Нет другого величия, кроме величия исполненного долга».(Ренан)

Тема № 8. Эгоизм и альтруизм: «жить только для себя не  значит    жить» (Менандр).

«Все жертвы мира во имя Эго!» (И.Северянин). Так ли это? Эгоизм- себялюбие. Любовь к себе и любовь к другим. Теория «разумного эгоизма» Чернышевского. «Эгоист поневоле», «страдающий эгоист». Альтруизм. Бескорыстие. «Нет одинокого счастья» (Чернышевский).

Тема № 9.  Презентация результатов учебного проекта.

Тема № 3.   Действие и деятельность: «мне нужно действовать…» (М. Лермонтов)

I. Вступительное слово учителя.

 - «Назначение человека - в разумной деятельности», - утверждал древнегреческий философ Аристотель. И сегодня мы попытаемся осмыслить, что же такое «действие», «деятельность» человека, разобраться в особенностях употребления этих слов, потому что весь год в центре нашего внимания будет «человек действующий».

II. Составление словесного портрета концепта «действие».

1. Моделирование словарного портрета концепта «действие».

- Познакомьтесь со словарными статьями и на их основании дайте определение слова «действие» одним предложением.

 

Действие - 1) проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь; 2) результат проявления деятельности чего-нибудь, влияния, воздействия; 3) поступки, поведение

(Словарь С.И. Ожегова).

Действие - 1) деятельность; 2) поступки, поведение; 3) влияние, воздействие

(Словарь русского языка в 4-х томах).

- Подберите однокоренные слова к слову «действие», сделайте морфемный разбор слов «действие», «деятельность».

Примечание: в Словаре морфем приводится 187 слов с этим корнем.

- Словарь синонимов приводит следующий ряд слов к слову «действие»:

действие - поступок, акт, деяние. Продолжите этот ряд.

- Какой из этих синонимов вы вставите в изречение Пифагора: «Статую красит вид, а человека - (-?-) его»?

- Дайте лексическую характеристику вставленному слову (деянию).

- Приведите антоним к слову «действие» - (бездействие). Распределите следующие фразеологизмы на два столбика, подчеркнув фразеологизмы, обозначающие деятельность со знаком минус:

Действие

Бездействие

Землю роет, бить баклуши, собак гонять, брать быка за рога, считать ворон, лодыря гонять, брать в оборот, лежать на боку, гнуть спину, чужими руками жар загребать, тянуть лямку, вставлять палки в колеса

- Распределите указанные эпитеты на два столбика, добавив в каждый из них свои эпитеты:

Деятельность разумная

Деятельность неразумная

Созидательная, разрушительная, во благо, свободная, ограниченная, во вред, осознанная, бессмысленная, полезная, революционная, бурная

 

- Составьте словосочетания со словами «действующий»- «действительный».

Слова для справок: закон, президент, член-корреспондент РАН, армия, власти, лицо, жизнь, факт, вулкан, опасность.

2. Составление контекстуально-метафорического портрета  концепта «действие».

- Прочитайте афоризмы, составьте на основании их  лексическое поле  слова «деятельность».

1) Думать при всяком деянии о цели оного (Л.Н.Толстой).

2) Деятельность  есть благо, ибо она есть движение жизни (Т.Гоббс, английский философ 17 века).

3) Деятельность уже в себе самой содержит награду. Действовать, создавать, сражаться с обстоятельствами, побеждать  и быть побежденным - вот в чем вся радость, вся жизнь здорового человека (Э.Золя).

4) Жизнь и деятельность столь же тесно связаны между собой, как пламя и свет. Что пылает, то, верно, светит, что живет, то, конечно, действует (Ф.Н.Глинка).

- Самостоятельно составьте лексический ряд к слову «бездействие».

- Перечислите, что, по-вашему, является мотивами, побуждающими к действию или к бездействию.

Действие: …

Бездействие: …

3. Моделирование художественного концепта «действие»/ «деятельность».

1). Прочитайте отрывок из одного из самых урбанистических стихотворений Н.А. Некрасова «Утро» (1872-1873). Какой мотив является господствующим в нем? (Мотив человеческой отчужденности и смерти). Выделите ключевые строки этого стихотворения (Начинается всюду работа и Выстрел - кто-то покончил с собой …). Выпишите слова и словосочетания, раскрывающие характер и мотивы этой работы. Чем заканчивается стихотворение? Закономерен ли его финал? (Такая работа ведет к саморазрушению личности).

Начинается всюду работа;

Возвестили пожар с каланчи;

На позорную площадь кого-то

Провезли – там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете

Поспешает, покинув постель;

Офицеры в наемной карете

Скачут за город: будет дуэль.

Торгаши просыпаются дружно

И спешат за прилавки засесть:

Целый день им обмеривать нужно,

Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! На крепости грянули пушки!

Наводненье столице грозит …

Кто-то умер: на красной подушке

Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит – попался!

Гонят стадо гусей на убой;

Где-то в верхнем этаже раздался

Выстрел - кто-то покончил с собой …

2). Прочитайте  отрывки из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Выделите ключевые слова в репликах героев. Что понимают под словом «деятельность» участники диалога? Какие побудительные мотивы деятельности они называют?

- Позвольте, Павел Петрович,- промолвил Базаров,- вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович взмахнул руками.

-Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

-Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным,- промолвил Базаров.- В теперешнее время, полезнее всего отрицать - мы отрицаем.

-Всё?

-Всё!

-Как? Не только искусство, поэзию..но и …страшно вымолвить…

-Всё, с невыразимым спокойствием повторил Базаров. (…)

-Однако позвольте, - заговорил Николай Петрович.- Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете…Да ведь надобно же и строить.

-Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

III. Создание словесного портрета концепта «действие».

1. Продолжить в жанре эссе афоризм, который вам понравился.

2. Написать этюд «Человек действующий - это…».

Тема № 4. «Страна любви - великая страна» (В. Высоцкий).

I. Вступительное слово учителя.

- И.С.Тургенев писал: «Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и  движется жизнь». Определите, какие слова в этом высказывании являются ключевыми (любовь-движение-жизнь).

- Да. Любовь «движет солнце и планеты» (Данте), но чем может она стать для человека? На какие дела и поступки толкнуть? Как повлиять на его жизнь? Это чувство, которое неслучайно называют монархом среди чувств, «чудом цивилизации» (Стендаль), «печатью образа Божия в человеке» (С.Н. Булгаков), «самой естественной для человека страстью» (Паскаль),   сложно и многогранно. Современный поэт И. Губерман так определяет «всеохватность» любви:

Бог шел путем простых решений,

и как ты что ни назови,

все виды наших отношений –

лишь разновидности любви.

В системе нравственных ценностей человечества чувство любви стоит в одном ряду с верой, надеждой, счастьем. Любовь – это дань ценностному содержанию человека. Это очень личное, очень интимное чувство, и вместе с тем понимание любви зависит и от времени, и от религии, и от особенностей национального менталитета. Вот сегодня мы и попытаемся разобраться, какой смысл вкладывается в это понятие, как связана с ним жизнь человека.

II. Составление словесного портрета концепта «любовь».

1. Моделирование словарного портрета концепта «любовь».

1). Начнем с тех ассоциаций, которые вызывает у вас слово «любовь».

Любовь- ………………………………………………………………………………

Каких ассоциаций возникло больше - положительных или отрицательных? Почему?

Справка для учителя: положительные ассоциации, как правило, связаны с семантическими признаками «взаимопонимание», «влечение», «доверие», «гармония», «готовность прощать» и др; отрицательные - с семантическими признаками «несвобода», «обман», «страдание», «болезнь» и др.

2). А теперь попытаемся осмыслить это понятие, для чего обратимся к словарным статьям.

Любовь-1) чувство глубокой привязанности к кому-л., чему-л.;

                     2) чувство расположения, симпатии к кому-л.

                     3) чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола;

                     4) внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-л.;

                                                             (Словарь русского языка в 4-х томах)

     Любовь-1) чувство самоотверженной, сердечной привязанности;

                    2)  склонность, пристрастие к чему-л.

                                                                                        (Словарь Ожегова)

- Выпишите из данных определений ключевые слова: любовь- привязанность, расположение…

- Уже  этот ряд показывает, как «велика страна любви». Но каждое из определений   можно расширить. Возьмем, например, «чувство горячей сердечной привязанности».

Любовь - увлечение, влюбленность, страсть. (Словарь синонимов)

- Чем же различаются эти понятия? (Силой чувства). Подберите эпитеты к каждому из синонимов.

2. Моделирование контекстуально-метафорического портрета концепта «любовь».

1). Объектов любви великое множество. Мы убедимся в этом, составив словосочетание с этим словом.

Любовь к близким, любовь к родине……………………………………………………

Продолжите этот ряд.

Слово учителя. Не случайно, наверное, почти на всех языках мира называют одинаково «любовью» чувства, в сущности, разные. Любят женщину и какое-то время года, ребенка и природу, музыку и лес, родину и антоновские яблоки. Любовь – это абсолют, это смыслообразующая ценность. Человек, говорящий «люблю тебя», объясняется в любви всему миру. Но в этом духовном единстве существует и определенная иерархия. О ней повествует библейская легенда об Иове.

 

2). Легенда об Иове.

            Иов был добродетельным человеком, но Бог, чтобы испытать его силу любви, разрешил сатане отобрать у него и стада, и дочерей, и сыновей, и покрыть его тело язвами. Безмерность утрат не ослабила любви Иова  к истине, веры в ее торжество. За эту любовь вернулись к нему и дети, и стада. И когда  вернулось все утраченное, испытал печаль. Почему?

- Любовь утратила сосредоточенность на высшем - на любви к Богу. Что может быть высшим в иерархии любви?

- Родина, человечество, природа, истина, искусство (Рембрандт), Бог (Иов)…..

И если высшее в этой иерархии разнообразно, то основанием, фундаментом может быть только одно - любовь к себе. Но какой должна быть эта любовь к себе? Ответить на этот вопрос поможет одна аллегорическая история.

         

 3) Аллегория- иносказание. Закончите иносказание.

В Канаде стаи перелетных птиц все время разбивались ночью об ослепительно освещенную и высоченную телебашню. Тогда погасили огни, чтобы они не манили, не убивали птиц…

         

4) - О духовном единстве всеобъемлющего чувства любви свидетельствует и то, что говорят о нем на одном метафорическом языке.

         

а)  Прочитайте текст. Вставьте вместо пропусков подходящие глаголы. Почему «могучий огонь»  в очах Данко испугал людей? (В горят ненавистью, горят любовью)

Много людей стояло вокруг него (Данко), но не было на лицах их  благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце …негодование, но от жалости к людям оно … Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце … огнем желания спасти их, вывести  на легкий путь, и тогда в его очах … лучи того могучего огня. А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и … очи, и они насторожились, как волки.

                                                                             (М. Горький)

Слова для справок: вскипеть, погаснуть, вспыхнуть, засверкать, разгореться.

Комментарий для учителя. Решение этой задачи помогает ученикам реконструировать важные детали наивной картины мира эмоций, отражающие концептуализацию положительных эмоций (любовь) в языке как светлых и отрицательных (злость, ярость) – как тёмных. Поэтому нельзя, например, светиться злостью. Однако глаголы, в которых идея света сочетается с идеей блеска или огня вполне нейтральны к противопоставлению светлых и тёмных эмоций.

 

б)  - Прочитайте текст. Подчеркните в нем однокоренные слова, объясните их употребление. На какой развернутой метафоре строится текст?

Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.

  Как из надвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор свершающегося) молнии скрытого разгорающегося огня.

Пьер не смотрел  вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был погружен в созерцание этого все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.

                   …            …            …

Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер (Л.Н.Толстой).

              в)  Восстановите стихотворный тест.

 И сердце вновь …  … … - оттого,

 Что … … … оно не может.

                                                                    ( А.С. Пушкин)

   - Подведем некоторые итоги. О какой любви говорится в каждом их текстов? Какая  метафора объединяет эти тексты? (Любовь: огонь- пожар- пламя).

Комментарий учителя. Огненная метафора любви (отождествление любви и огня) – одна из самых частотных среди образных составляющих концепта «любовь»: «О вы, которые любовью не горели,\ Взгляните на нее – узнаете любовь» (Пушкин): «Кто-то кричал: «Пожар!... Пожар!..» /А это любовь была» (Рождественский).

- С огнем не шутят. А с любовью? Как может повлиять она на человеческую жизнь?

3. Моделирование словесного портрета концепта «любовь».

1). Прочитайте текст. Какие моменты своей жизни вспоминает Андрей Болконский? Как связаны они с тем чувством, которое он испытывает? Определите характер этого чувства.  (Возрождение к жизни).

          И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывал те неразумные, невыразимые слова, тайные, как преступление, мысли, связанные с Пьером, со славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь.

     

2). Прочитайте текст. Подчеркните ключевые слова, раскрывающие характер чувства, которое испытывал Павел Петрович к княгине Р. Объясните их употребление. Как повлияло это чувство на жизнь героя?

    Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещевания начальников, и отправился вслед за княгиней, года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие… но ничто не помогало(…)

В Бадене он как-то опять сошелся с нею по-прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила… но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. (…) Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю клею. Как отравленный бродил он с места на место. (…) он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал.

- Какой вывод мы делаем?

- С любовью не шутят. Это чувство способно возродить человека к жизни, но оно может и вычеркнуть его из жизни.

   

    III. Творческая работа (по выбору учеников).

  • Напишите метафорический портрет концепта «любовь».
  • Напишите эссе «Страна любви - великая страна».
  • Напишите эссеистический текст на тему «Любовь», который вбирал бы в себя разные ее смыслы (любовь к жизни, людям, родине и т.д.). В качестве зачина для каждого абзаца можете использовать фразу «Есть любовь …», а в качестве заключительной фразы – строчку Г. Аполлинера: «Вот из чего рождается симфония любви».

Тема № 5.   И честолюбие – от  слова  «честь».    

I. Вступительное слово учителя.

 В старом, почти тысячелетней давности стихотворении рыцарь, расставаясь с дамой перед походом, говорил ей, что любил бы ее больше всего на свете, если бы не любил больше всего на свете честь. И оба эти слова «честь» и «любовь» сливаются в одном - «честолюбие». Что же такое честолюбие и чем это понятие отличается от понятия «тщеславие»?

II. Составление словесных портретов концептов «честолюбие» и «тщеславие».

   

     1). Разберемся сначала в морфемном составе этих слов, в их происхождении и значении (моделирование словарного портрета честолюбия и тщеславия).

      а) Честолюбие (корни чест и люб, соединительная гласная о, суффикс и, окончание е) – сложное слово, в нем два корня, один из которых нам хорошо знаком. Интересно, что в прошлом эти корни составляли другое слово - «любочестие», которое мы встречаем в комедии И.Д.Фонвизина «Недоросль», в которой Стародум говорит о себе: «…не умел я отречься от первых движений раздраженного моего любочестия». Что же означает второй корень «честь»?

            Честь-1) совокупность высших морально-этических принципов личности;

                       2) достоинство (личное, профессиональное, военное);

                        3) хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

                                                        (Словарь русского языка в 4-ех томах)

- Слово «честь» входит в состав многих фразеологических оборотов. Вспомним значения некоторых из них.

К чести - (отдавая должное заслугам)

Не в чести - (не пользуется признанием)

Делает честь - (по достоинству характеризует)

Пора и честь знать - (настало время прекратить что-то)

Честь и место – (почет и уважение)

Честь по чести - (как следует, как надо)

- Задумывались ли вы над тем, чем отличается честь от славы? Для этого составьте на основе предложенного текста сравнительный портрет чести и славы, дополняя текст необходимыми для раскрытия его содержания компонентами (словами честь или слава).

1. ... нужно сперва приобрести, ... же нуждается лишь в том, чтобы ее не утратить. 2. Неимение ... есть неизвестность; недостаток ... – позор. 3. Как трудно добиться ... , так легко удержать ее за собою. 4. ... засчитывается  каждому, даже в кредит, остается только сохранять ее. 5. ... , напротив, не может быть утрачена никогда, ибо деяние или творение, которыми она приобретена, стоят незыблемо навсегда (Артур Шопенгауэр. Афоризмы для усвоения житейской мудрости).

Комментарий учителя. Внутренняя форма чести, по В.В. Колесову, – «часть, исходящая от людей» (сравните однокоренные древнерусские слова чтить, считать, расчет). Поэтому честь (как и репутация) является отражением существующих в обществе форм внешней регуляции поведения. К формам же внутренней регуляции, или саморегуляции, относятся, например, вина и совесть (совесть – «то, что со-ведает» един Бог). За всеми этими нравственными понятиями стоит идея должного. Неслучайно нравственность держится на таких культурных оппозициях, как верх-низ, черное-белое, можно-нельзя, природное-духовное.

                

 - Вернемся снова к честолюбию. Это слово в словарях имеет следующее значение:

Честолюбие – стремление добиться высокого положения, приобрести известность, славу

                                                         (Словарь русского языка в 4-ех томах)

Честолюбие –  жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.                                                                                                        (Словарь Ожегова)

- Что общего в этих определениях и чем они отличаются? В каком определении выражено деятельностное начало? Содержится положительная оценка?

- Итак, честолюбие по определению может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус.

           

б) В слове тщеславие тоже два корня (корни тще и слав, суффикс и, окончание е). Слово «слава» имеет следующие значения:

                      Слава- 1) почетная известность, как свидетельство всеобщего признания

                                   2) то или иное мнение о ком-либо                                            

 (Словарь русского языка в 4-х томах)

- В каком значении слово «слава» употреблено в пословице «Добрая слава в углу сидит, а худая по  свету бежит»?

                     Тще - напрасный, зря.

                      Тщетный - пустой, напрасный, суетный.

                   По своему происхождению это слово связано со словами «тощий» и «тоска». (Этимологический словарь русского языка М.Фасмера).

Толковые словари дают такие определения слова «тщеславие»:

                 Тщеславие – стремление к славе, к почестям.

                   ( Словарь русского языка в 4-ех томах)

                   Тщеславие – стремление к славе, почестям, почитанию.

                    (Словарь Ожегова)

- Сопоставьте эти определения. Есть ли в них положительная оценка?

2. Составление контекстуально-метафоричеких  портретов концептов «честолюбие» и «тщеславие».

    1) Прочитайте фрагменты текстов. Запомните таблицу, выписав из каждого высказывания его содержательную доминанту.

а) Вы честолюбивы, - заметил я, - вы хотите прожить не даром, след за собой оставить. (И.С.Тургенев).

б) Он хотел большего, а главное – общего почета и заискивающего трепета. Червь тщеславия сосал его неустанно. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)                                                                                      

в)  (Прокурор) был очень честолюбив и твердо решил сделать карьеру и потому считал необходимым добиваться обвинения по всем делам, по которым он будет обвинять. (Л.Н.Толстой)

г) Он все переписывал прописи, питая честолюбивые замыслы попасть со временем в учителя каллиграфии. (А.Ф.Писемский).

д) Он имел о себе самое высокое мнение; тщеславие его не знало границ. (И.С.Тургенев)

 е) Честолюбие есть не на что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает. (М.Ю.Лермонтов).

ж) …тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других – он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим…(Л.Н.Толстой)

 з) Тщеславие есть не что иное, как несвоевременная попытка получить громкую известность прежде, чем мы заслужили ее. (А.Смит).                                                                                                                

- Каких же качеств человека  требуют эти стремления?

 Честолюбие                                                          Тщеславие

 Ум, воля, решительность                              Самомнение, самолюбие, самолюбование

   

2) Покажите на примере фрагмента текста, как соотносятся понятии «честолюбие» и «тщеславие». (Тщеславие усиливает все негативное, что есть в честолюбии).

Сабурову тоже не были чужды в жизни честолюбивые и даже тщеславные мысли (К. Симонов).

       

3. Составление словесных  портретов концептов «честолюбие» и «тщеславие».

                                                                                                                     

     1) Прочитайте отрывок из романа Л.Н.Тостого «Война и мир». Какие чувства испытывает князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения? О каком Тулоне он мечтает? Какое значение имеет в этом эпизоде пейзажная зарисовка? Какую цену готов заплатить герой за минуту славы? Согласны ли вы с его мнением? Какую роль в тексте играют экспрессивные повторы? Кому принадлежит «другой голос»? Кто ведет диалог с героем?

Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра! -думал он.- Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех эти воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему. (..) «Ну, а потом? -говорит другой голос,- а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что же?- «Ну, а потом,- отвечает сам себе князь Андрей, - я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу  знать; но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для этого я живу. (…) Боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как  ни дороги, ни милы мне многие люди- отец, сестра, жена, самые дорогие мне люди, - но, как я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать».

    2) Прочитайте фрагмент текста. Чем заканчиваются честолюбивые искания князя Андрея? (Разочарование, нравственное просветление). Какой образ- символ подчеркивает это?

Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким бесконечным небом с бегущими по нему облаками.

III.  Творческая работа.

  • Опровергнуть или доказать высказывание Б. Спинозы «Честолюбие есть чрезмерное желание славы».
  • Написать метафорический портрет честолюбия.

Тема №6.          «…я ныне завистник»                                                                  (А.С. Пушкин).

I. Создание проблемной ситуации.

 - Как вы думаете, есть ли связь между такими понятиями, как зависть и честолюбие?

- Аристотель утверждает, что есть: «Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия». Почему?

- Сегодня мы и попытаемся разобраться в том, что же это за чувство, которое французский писатель-моралист 18 века Люк Вовенгард описывает так эмоционально:

«Зависть утаить невозможно. Она без доказательств обвиняет и присуждает; недостатки она преувеличивает; малейшие ошибки получают ужасающие названия, язык ее полон желчи и оскорблений. Настойчиво и свирепо она обрушивается на все выдающееся своими достижениями. Она слепа, дерзка, безумна, жестока».

II. Составление словесного портрета концепта «зависть».

1. Составление словарного портрета зависти.

          1) Четырехтомный словарь русского языка дает такое определение этого чувства:

            Зависть - чувство досады, раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого.

- Подберите однокоренные слова к слову «зависть»:

зависть-завистник-завистница - завистливый-завистливость - завистливо - завидовать-завидный, завидущий, завидно.

- Кому и чему можно завидовать? Продолжите ряд слов: завидовать другу …

- Что значит фразеологический оборот «на зависть»? (очень хорошо). Составьте и запишите предложение с этим фразеологизмом.

- Как различаются по значению и употреблению в речи слова «завидный» и «завидующий»? Составьте и запишите словосочетания с этими словами.

2. Составление контекстуально-метафорического портрета концепта «зависть».

1). Прочитайте миф о Дедале, содержащий древнейший из известных нам примеров профессиональной зависти. Назовите метафору зависти и подумайте, почему зависть является «ядом для сердца». Согласны ли вы, что зависть щадит только посредственность? Что, по-вашему, обычно становится пищей для зависти?

Дедал взял себе в ученики Талоса, сына своей сестры, который оказался удивительно способным и изобретательным юношей. Однажды, найдя челюсть змеи, он распилил ею очень тонко дерево. И этим вызвал гнев учителя. Опасаясь, что ученик превзойдёт его в искусстве, Дедал воспылал к нему завистью и сбросил его с вершины акрополя. Уличённый в убийстве, Дедал был судим в ареопаге и, признанный виновным, бежал из Афин (По Аполлодору).

   2). Прочитайте афоризмы, составьте на основании их лексический ряд, раскрывающий  понятие «зависть» (зависть- яд, ненависть, клевета, предательство, интрига, враг, зло, порок, извращенность).

а) Губительным ядом, отравляющим наши души, является зависть (Г.Филдинг).                                                                                                                б) Под знаменем зависти шествуют ненависть, клевета, предательство и интрига (К. Гельвеций).

в) Зависть- враг счастливых (Эпиктет).

г) Завистник сам по себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим (Ш.Монтескье).

д) То, что вообще называется завистью, есть порок, представляющий собою природную извращенность, заставляющую некоторых людей сердиться по поводу блага, выпавшего на долю других (Р.Декарт).

                                                                                                           

   3). Неожиданно звучит замечание А.С.Пушкина об этом чувстве: «Зависть- сестра соревнования, следственно из хорошего роду». Что добавляет оно к нашему пониманию зависти? (В этом чувстве есть элемент соревновательности, побуждения к действию).

4). Прочитайте текст. Подумайте, почему у греков было двойственное отношение к зависти. Что значило для них направить зависть в позитивное русло? Как «золотое правило» зависти соотносится с парадоксальной «русской формулой» зависти: «Дам выколоть себе глаз, если соседу выколют два». Чем, по-вашему, отличается завистник от честолюбца?

Древнегреческие мыслители считали, что зависть может быть «зловредной», разрушительной и «благой», созидательной, связанной с ориентацией грека на соперничество.

«Золотое правило» зависти сформулировал Аристотель: не желай другому того, что желаешь себе.

Сутью же духа соревнования является «ревностное желание сравняться», самому достигнуть всевозможных благ (По А.Ю.Согомонову).

5). Прочитайте текст. Подумайте, с какими цветовыми прилагательными сочетается существительное «зависть» в русском языке. Возможна ли в пушкинском тексте замена цветового прилагательного (чёрная – белая)? Аргументируйте свой ответ. Попробуйте объяснить, почему в русской языковой картине мира (в отличие от других языков) есть  белая зависть?

Делать нечего. Она,

Чёрной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку…

                         А.С. Пушкин

3. Составление словесного портрета концепта «зависть».

   1). Прочитайте отрывок из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Как определяет герой чувство, которое владеет им? К какому аллегорическому образу прибегает? Как это чувство изменяет самого человека? (Сальери - гордый - завистник презренный).

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда –нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущего бессильно?

Никто! …А ныне - сам скажу - я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую.- О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений - не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан-

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?...

 - Чувство зависти разъедает душу, сдвигает все в нравственном мире человека. Вспомните по книгам и лирическим стихотворениям, что хранят на память  о прошедшей любви? (Цветок, перчатку, письмо, кольцо…). А у Сальери?

Вот яд, последний дар моей Изоры.

И дальше:

заветный дар любви

Переходи сегодня в чашу дружбы.

- Какие понятия  оказываются в одном ряду? (Любовь, дружба, преступление).

- Вот на что способна зависть.

2). Прочитайте высказывание французского писателя-моралиста Ф. де Ларошфуко. Продолжите текст, дав версию зависти как «стыдливой страсти».

Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться…

3). Прочитайте текст. Определите его тему, а также стиль и тип речи. Какова роль данного фрагмента в композиции текста. (Вступление). Назовите идеи, раскрытию которых будет посвящена основная часть. Продумайте цепочки примеров, подтверждающих или опровергающих ту или иную идею – тезис.

Трезво наблюдая за современными нравами, нельзя не заметить, как сильно их точит зависть. Кажется, люди больше страдают не оттого, что живут плохо, получают мало, а оттого, что соседи живут лучше, получают больше. Почему это происходит? Значит ли это, как гласит народная мудрость, что «зависть прежде нас родилась»? В какой мере зависть связана с социальным жизнеустройством? Разделяете ли вы евангельское учение о зависти как «смертном грехе», «корне всякого зла»? Может ли зависть быть направлена в позитивное русло? (По А.Ю. Согомонову).

4).  Составление аллегорического концепта «зависть».

- Познакомьтесь с аллегорией, представленной в Словаре Джеймса Холла. Каковы атрибуты зависти?

Зависть. Один из семи смертных грехов. Зависть, когда она персонифицирована, - это обычно (но не всегда) женская фигура. Овидий описывает ее как пожирающую мясо гадюки, ее лицо бледно, «худоба истощила все тело,/ Прямо не смотрят глаза, чернеют зубы гнилые;/ Желчь в груди у нее, и ядом язык ее облит». Ренессанс изображал ее грызущей либо свое сердце, которое она держит в руках, либо свои внутренности. Обладая ядовитым языком, Зависть, естественно, получила Змею в качестве своего атрибута. Она может вылезать у нее изо рта. Или, как у Медузы, змеи могут быть у нее вместо волос. Иногда с нею ассоциируется Собака - большая и злобно лающая.

- С кем ассоциируются завистники в басне И.А.Крылова? Какая  модель поведения человека кажется автору целесообразной? Запишите мораль басни.

Шли два приятеля вечернюю порой

И дельный разговор вели между собой

Как вдруг из подворотни

Дворняжка тявкнула на них;

За ней другая, там еще две-три, и вмиг

Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни.

Один было уже Прохожий камень взял,

«И полно, братец!»- тут другой ему сказал,-

Собак ты не уймешь от лаю

Лишь пуще всю раздразнишь стаю;

Пойдем вперед: я их натуру лучше знаю».

И подлинно, прошли шагов десятков пять,

Собаки начали помалу затихать,

И стало наконец совсем их не слыхать.

………………………………………….

 Завистники, на что ни взглянут,

Подымут вечно лай;

А ты своей дорогою ступай:

Полают да отстанут.

- Какие атрибуты зависти могли бы вы предложить для аллегорического портрета этого чувства?

-Червяк, пожирающий яблоко, в котором сидит.

- Дерево, с ветвей которого капает яд.

III. Творческая работа (по выбору ученика).

  • Составить развернутый метафорический портрет чувства:

Зависть черная - это …

Зависть белая - это …

  • Составить аллегорический портрет концепта «зависть» по аналогии со статьей словаря.
  • Доказать или опровергнуть утверждение Ф.Ларошфуко «Зависть непримиримее ненависти».

Тема № 7.    «Ритм нашей жизни - долг» (А. Блок)

I. Составление ассоциативных рядов (элементы мастерской).

 Известный английский ученый Чарльз Дарвин писал, что «самую сильную черту отличия человека от животного составляет нравственное чувство, или совесть… И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен».

- Как характеризует ученый это слово? (Короткое, могучее, выразительное).

- Какие звуковые и смысловые ассоциации вызывает у вас это слово: должен – долг? Запишите их в два столбика (Время строго дозируется).

                                               

Ассоциации

Звуковые

Смысловые

- Подчеркните три самые важные для вас звуковые и три самые важные смысловые ассоциации. Прочитайте вслух.

- Это ваше субъективное восприятие и понимание концепта.

Теперь давайте попробуем создать его объективный портрет.

II. Создание словесного портрета концепта «долг».

1. Создание словарного портрета.

1). Познакомьтесь со статьями толкового словаря.

Словарь Ожегова                                    Словарь русского языка в 4-х томах

Долг 1. то же, что и обязанность       Долг- 1) обязанность перед кем-то

Долг 2.- то, что взято взаймы                        2) то, что взято или отдано заимообразно

- В чем разница этих словарных статей?

Ожегов - слова-омонимы.

Словарь четырехтомный – многозначное слово.

- Какое же мнение более обоснованно? К этому вопросу мы вернемся в конце занятия. Подчеркните ключевые слова в определениях.

2). В любом случае перед нами два значения слова. Распределите фразеологизмы на два столбика в соответствии со значениями слова «долг». Есть ли фразеологизмы, которые можно записать в оба столбика? Как вы думаете, это довод в пользу омонимичности или многозначности слова?

Обязанность

Заимообразно

По долгу службы, первым долгом, наделать долгов, человек долга, влезть в долги, отдать последний долг, не остаться в долгу, по уши в долгах, в долгу перед кем-то, не вылезать из долгов, в неоплатном долгу

3). Продолжите запись, подбирая определения к слову «долг» в соответствии с его значениями

           родительский долг                                                    большой долг

4). Объясните значение слова «долг» в пословицах:

Долг платежом красен.

Долго спать, с долгом встать.

П.К.Симони в «Старинных сборниках русских пословиц, поговорок, загадок и пр. 17-19 столетий» - (СПб, 1899) приводит такой вариант первой пословицы «Заем платежом красен». Как изменилось с тех пор значение пословицы?

3. Составление контекстуально-метафорического портрета концепта «долг».

1). Познакомьтесь с высказываниями о долге великих людей. О каком долге идет речь? Выделите смысловую составляющую этих высказываний. Запишите в тетрадь. Какое из высказываний кажется вам наиболее верным, почему? В каком высказывании есть аллегорический образ? Какие еще аллегорические образы вы могли бы предложить для обозначения понятия «долг»?

 а) Что есть долг? Пока у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое и заботиться о собственном благе и о благе во всеобщем определении, о благе других (Гегель).

б) Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть нечто иное, как  сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересом низшего порядка (Бентам).                                                                                                                    

в) У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга(Тургенев).

 2).  Итак, речь идет о долге перед другими и о долге перед собой (Гегель). Какой долг выше?

3. Словесный портрет концепта «долг».

1). Индивидуальные задания. Сообщения учащихся на тему: «Человек долга в художественном мире А.С.Пушкина».

а)  « Евгений Онегин»- Татьяна Ларина

б) «Капитанская дочка»- Петруша Гринев

в) «Дубровский»- Маша Троекурова

2). М.Цветаева утверждала, что Татьяна Ларина дает нам великие нравственные уроки: «Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества». А В.Г.Белинский в свое время обвинил Татьяну в том, что она не выполнила долг перед собой.

- Какой долг выше в художественном мире Пушкина?

3). Прочитайте отрывок из повести Пушкина «Станционный смотритель».

Поэт любил открытые финалы своих произведений. Вот почему и о судьбе Дуни в финале сказано неопределенно. Почему она так убивается на могиле отца? Какой долг она выполнила? Какой нет? Чем ее судьба отличается от судьбы блудного сына из евангельской притчи?

- Да ноне мало приезжающих; разве заседатель завернет, да тому не до мертвых. Вот летом приезжала барыня, так спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу.

-Какая барыня?- спросил я с любопытством.

-Прекрасная барыня, - отвечал мальчишка;- ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и кА ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и  сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище». Я было вызвался довести ее. А барыня сказала: « Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром - такая добрая барыня!...

Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не   осененное          ни  единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища.

- Вот могила старого смотрителя, - сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест медным образом.

- И барыня приходила сюда?- спросил я.

- Приходила, - отвечал Ванька; я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег  и поехала, а мне дала пятак серебром - славная барыня!

И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

- Какое слово повторяется в тексте, когда речь идет о Дуне? Почему?

- Зачем приезжает она к отцу с детьми, кормилицей, моськой?

- Что испытывает при известии о смерти отца?

- Какие чувства переживает на его могиле?  

4). В повести «Капитанская дочка» Маша Миронова говорит: «Нет, Петр Андреич…я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе спасения».

- Как эти слова соотносятся с судьбой Дуни? Может ли быть счастлив человек,  не выполнивший свой долг?

Варианты задания 1-4 могут быть разработаны на другом литературном материале. Например, поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины», роман И.С.Тургенева «Накануне».

5). Итогом занятия могут стать слова французского историка Ренана:

«Нет другого величия, кроме величия исполнения долга».

III. Творческая работа (по выбору)

  • Раскрыть смысл слов А.Блока «Ритм нашей жизни - долг».
  • Письменно ответить на вопрос: «Долг - многозначное слово или слова-омонимы?»
  • Дать аллегорический портрет концепта «долг».

Тема №  8.   Эгоизм и альтруизм: «Жить только для себя не значит жить»                                                                       (Менандр).

I. Творческая мотивация.

1.Прочитайте стихотворение Игоря Северянина «Эгополонез».

 Живи, живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!

Как плодоносны, как златотрубны

Снопы ржаные моих поэз!

В них водопадят Любовь и Нега,

И Наслажденье, и Красота!

Все жертвы мира во имя Эго!

Живи, живое!- поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,

И эти двое- всегда одно:

Я и Желанье! Живи, живое!

Тебе бессмертье предрешено!

1912

- Какие слова повторяются в стихотворении и почему? (Живи, живое! как гимн жизни).

- О каких проявлениях жизни говорит поэт? Подчеркните в тексте эти ключевые слова (Любовь, Нега, Наслаждение, Красота, Желанье).

- Что же движет жизнью, по мнению Игоря Северянина? Подчеркните строчку,  в которой содержится основная мысль стихотворения. (Все жертвы мира во имя Эго!).

- С какими авторскими неологизмами встретились мы в этом стихотворении? Зачем они поэту?

- Прав ли автор, утверждая эгоизм как движущую силу жизни?

II. Создание словесного портрета концепта «эгоцентризм».

1). Начнем  с того, что выясним значение этого слова «Эго» («Я»).

- В каких еще словах есть этот корень?

Эгоизм, эгоист, эгоистический, эгоистичный, эгоцентризм, эгоистично.

2). Познакомьтесь со статьями толковых словарей, выделите их смысловую составляющую.

Эгоизм- поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде,        предпочтение своих интересов интересам других людей.

 (Словарь русского языка в 4-х томах)

Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других,                                          общественным интересам, пренебрежение ими.

                                                                                                (Словарь Ожегова)

3). Что еще добавляют к смысловой составляющей концепта «эгоизм» высказывание великих людей? Выпишите в тетрадь ключевые слова.

а) Себялюбие - самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое, бесплодное дерево (И.Тургенев).

б) Эгоист всегда и всюду одинок (Ж.Санд).

в) Себялюбие - величайшая нищета живого создания (Ф.Шиллер).

г)  Эгоизм ненавидит всеобщее, он отрывает человека от человечества, ставит его в исключительное положение; для него все чуждо, кроме своей личности (А.Герцен).

4). Эгоизм  и себялюбие…как соотносятся эти понятия? Может ли человек не любить себя? Или все дело в характере этой любви?

5). Примирить любовь к себе  и любовь к ближнему попытался Н.Г.Чернышевский, создав «теорию разумного эгоизма». Он исходил из того, что эгоизм заложен в природе человеческой так же, как и стремление к счастью. Итак, исходная позиция- желание счастья.

             (Вслед за изложением теории учащиеся составляют в тетради кластер.)

                                     Желание счастья

только для себя                                 для себя и других                          только для других

«неразумные эгоисты»        «разумные эгоисты»                          «особенный человек »

            труд

-                       +

«дрянные люди»    «дурные  люди»                          «новые люди»

 

Вывод, к которому приходит писатель: «Нет одинокого счастья».

6). В полемику с Чернышевским вступает Ф.М.Достоевский. Прочитайте отрывок из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

-Если мне, например, до сих пор говорили: «»возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило?- продолжил Петр Петрович, может быть, с излишнею поспешностью, - выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело.

 1. Какую библейскую заповедь отвергает Лужин? (Возлюби ближнего своего как самих себя).  Что противопоставляет ей? (Возлюби, прежде всех, одного себя).

2. Какой  контекстный антоним приводит он к фразеологизму «отдать последнюю рубашку»? (Рвал кафтан пополам).

3. Как звучит пословица, которую приводит  Лужин?  (За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь) В чем ее смысл? (Не делай разом два дела).

4.   Допускает ли Ф.М.Достоевский  эгоистическое начало как разумное основание человеческого счастья?

 

7). Что же противопоставляется в жизни эгоистическому началу? Сравните два отрывка, в которых речь идет о чувстве любви.

 а) Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей (М.Лермонтов).

 б) Я вас любил так искренне,  так нежно,

     Как  дай вам бог любимой быть другим.

                                                        А.Пушкин.

III. Создание словесного портрета концепта «альтруизм».

1). Чувство , противоположное эгоизму, - альтруизм.

Вот как определяют это чувство словари.

Альтруизм- бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать для других своими личными интересами.

(Словарь русского языка в 4-х томах)

Альтруизм- готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.

(Словарь Ожегова)

- Что общего в этих определениях? (Бескорыстие - отсутствие стремления к личной выгоде).

- Кого же можно назвать альтруистом?

2).   Прочитайте отрывок из финала рассказа А.Солженицына «Матренин двор». Подумайте, что утверждала и что отрицала в своей жизни героиня рассказа? Выпишите эти слова в тетрадь.

Все отзывы о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал- некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

 И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только ту- из этих неодобрительных отзывов золовки- выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

 В самом деле!- ведь поросенок-то в каждой избе! (…)

А она не имела.

Не гналась за обзаводом…Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. (…)

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно,- она не скопила имущества к смерти. Грязно- белая коза, колченогая кошка, фикусы…

- Можно ли эту героиню назвать альтруисткой? Приложимы ли к ней слова, вынесенные в название занятия?

3). Кого из героев русской литературы можно назвать эгоистами или альтруистами? Почему? (Индивидуальные задания- сообщения учащихся).

 

а) «Страдающие эгоисты», «эгоисты поневоле»- Онегин (Печорин)

б) Эгоцентристы (Голядкин, Ларра)

в)  Альтруисты (Данко, Сонечка Мармеладова)

IV.  Самостоятельная творческая работа.

  • Размышление - рассуждение «Возможно ли жить по теории разумного эгоизма?»
  • Эссе- исповедь «Мое эго».
  • Метафорический или аллегорический портрет концепта.

Эгоизм- это…

Альтруизм- это…

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательский практикум по разделу «Тепловые явления» с экологической направленностью» 8 класс

На занятиях используется компьютерный измерительный блок " L - Микро" для проведения экспериментальных работ.Данный элективный курс рассчитан на 17 часов...

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel ".

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel "Гурьева надежда Ивановна, учитель физики, Голованова Е...

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...

Сборник "Экология человека" к авторскому элективному курсу "Экология человека"

Программы к элективным курсам не редкость, а вот материалы у уроку - большая проблема. Даже если нравится программа, то сколько труда необходимо для того, чтобы подготовиться  к уроку по замыслу ...

интегрированный урок(физика+биология) . Тема "Электрические явления"

Разработка интегрированного урока (физика+биология) для 8 класса по теме "Электрические явления"...

Эссе. «Образ мира в слове явленный…» Заочное путешествие в Коктебель в дом М.Волошина.

Это творческая работа учащейся 10 класса. Здесь она погружается в мир поэзии М. Волошина, рассказывает о своих впечатениях от его стихов....