Работа с заглавием на уроках русского языка.
статья по русскому языку

Работа с заглавием на уроках русского языка в 5 - 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_zaglaviem_na_urokah_russkogo_yazyka.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с заглавием текста на уроках русского языка.

Заглавие как основной компонент является обязательным атрибутом эпических и драматических произведений, лироэпических текстов. Не всегда заглавие есть в небольших лирических произведениях, но принято заглавием считать первую строку стихотворения. Если у произведения нет заглавия, это вызывает не только недоумение редакторов, но и читателей. Приведём пример стихотворения про произведения без названия:

Поэма тут! А титла нет!

Беда-бедой! — На смех народа —

Ступай без титла книга в свет:

В семье не без урода [1, с. 5].

Работа по озаглавливанию текста закладывается с первых лет обучения. Эта работа ведётся с 1 класса при обучении детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

Именно в 1 классе обучающиеся должны приобрести следующие навыки: отличать текст от набора предложений; выделять абзацы, смысловые части под руководством учителя; знать структуру текста: начало текста, концовку, умение видеть последовательность событий; уметь озаглавливать текст, подбирать заголовки; составлять план под руководством учителя.

В среднем звене эта работа продолжается как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.

Для анализа  выбран учебно-методический комплекс «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.), предназначенный для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС. Кроме учебников, авторы комплекса предлагают рабочие тетради, в которых упражнения и творческие задания по развитию речи.

Проанализируем учебник по русскому языку для 5 класса [8]. В основном интересующие нас задания звучат так: озаглавьте текст. Приведём примеры. Это упр. № 348 (задание: спишите, озаглавьте текст И. Грабаря); упр. № 366 (задание: спишите текст, заменяя неоправданно повторяющиеся слова синонимами); упр. № 367 (задание: озаглавьте текст и пр.) и др.

Но есть и задания, которые нацелены на связь смысла текста и заглавия. Например, упр. № 321 звучит так: запишите текст как диалог, вставляя попущенные буквы и знаки препинания. Придумайте заголовок, который бы передавал смысл шутки. Или упражнение по развитию речи № 368. Авторы учебника спрашивают: перед вамп картина И. Грабаря «Февральская лазурь» (см. репродукцию). Почему она так названа?

В учебнике 6 класса [9] по сравнению с 5 классом уже немного упражнений, которые звучат следующим образом: прочитайте текст, озаглавьте его.

Здесь представлены упражнения, в ходе которых предлагается выбрать заглавия. Например, упр. № 63 (задание: прочитайте текст. Как лучше озаглавит текст: «Воробей», «Франт», «Какой нарядный!»).

В этом классе предлагаются задания, нацеленные на связь основной мысли текста и заглавия. Это не случайно, здесь есть параграф, который так и звучит: «Тема и основная мысль текста. Заглавие текста». Именно в этом разделе больше всего упражнений, нацеленных на связь основной мысли текста и заглавия. Например, упр. № 67. (задание: что отражено в заголовке стихотворения А.С. Пушкина, как бы вы озаглавили стихотворение, если бы хотели выразить его основную мысль); упр. № 68. (задание: напишите сочинение о каком-то основном событии так, чтобы была понятна основная мысль вашего текста, озаглавьте сочинение).

В учебниках 7 класса [10] есть раздел «Текст». Здесь продолжается работа по озаглавливанию текста. Например, в упр. № 50, 51, 52, 54 есть задание озаглавить текст.

Но и в других разделах есть задания, предлагающие прочитать и озаглавить текст. Например, в разделе «Морфология и орфография» (упр. № 86, 110).

В учебниках 8 класса [11] продолжается работа с текстами.  При анализе учебника заметно, что многие прозаические и лирические отрывки даны без названий. Очень уместно было бы предложить обучающимся озаглавить самостоятельно данный текст, но этого авторами учебника не предлагается. Упражнений, предлагающих озаглавить текст, крайне мало.  Примеры: упражнение № 113, 206 (задание: прочитайте, озаглавьте текст, разделите его на абзацы, составьте план), упр. № 162, где требуется написать мнение о научной деятельности лингвиста и озаглавить свою работу.

В учебнике 9 класса [12] встречаются задания, где авторы обращают внимание не только на то, чтобы учащийся озаглавил текст, но и нашёл главную мысль. Например, задание упр. № 46 звучит так: прочитайте текст, озаглавьте его, в каком предложении выражена основная мысль текста? В упр. № 68 задание такое: озаглавьте и спишите текст.

Проанализировав учебники с 5 по 9 класс можно сделать вывод, что работа по озаглавливанию текстов ведётся на протяжении всего курса, но, начиная с 8 класса, происходит «спад» таких заданий.

А сейчас посмотрим, какая работа ведётся в старших классах. Для этого мы познакомились с учебником Власенкова А.И. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» [2].

В аннотации к учебнику сказано, что «в учебнике основное внимание уделяется важнейшей единице речи - тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам». Приводятся задания по составлению собственных текстов.

Упражнений, которые предлагают детям озаглавить текст, в учебнике немного. Например, это упражнение № 175 (задание: определить тему пословиц и поговорок, озаглавить их).

Авторы данного учебника предлагают обучающимся либо готовое название, либо предлагают вспомнить, откуда взят данный отрывок. Приведём примеры таких упражнений:

Упр. № 201. Прочитайте и запишите отрывок из романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева». Вставьте недостающие знаки препинания и т.д.

Упр. № 202. Прочитайте текст, укажите, откуда он взят, назовите автора. Найдите этот отрывок в романе (T.2, п. 4) и сверьте свои знаки препинания с авторскими.

Достаточно много упражнений на озаглавливание текста в разделе «Текст и его строение. Основные виды переработки текста».

Упражнения: № 285 (задание: узнать, из какого произведения данный текст, озаглавить его), № 299 (задание: определить тему, основную мысль и тип речи, озаглавить текст), № 301 (задание: прочитать и озаглавить текст), № 310 (задание: прочитать отрывок из статьи С. Залыгина, определить тип, стиль речи, жанр текста, озаглавить отрывок), № 311 (задание: озаглавить текст, найти элементы рассуждения), № 315 (задание: прочитать письмо шестое из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», назвать тему, указать, что выражено в заглавии — тема или идея?).

Проанализировав учебник, можно сделать вывод, что авторы предлагают обучающимся либо готовое название, либо предлагают вспомнить, откуда взят данный отрывок. Лишь в разделе «Текст и его строение. Основные виды переработки текста» дано достаточное количество упражнений, которые направлены на озаглавливание текста.

Упражнения для формирования умений анализировать связь заглавия и текста.

Упражнения для формирования умений анализировать связь заглавия и текста можно разбить на несколько групп: 1) типичные упражнения (те упражнения, которые встречаются в школьных учебниках, пособиях); 2) упражнения с использованием различных современных методик и приёмов 3) творческие упражнения.

Рассмотрим их более подробно.

1. Распространённые упражнения.

Учащимся даётся отрывок (отрывки) текста. Их задача — озаглавить текст.

Авторами учебников в старшем звене предлагается не только озаглавить большой текст, но и тексты, маленькие по формату (пословицы и поговорки). Например, определить тему пословиц и поговорок, озаглавьте их. Записать другие пословицы на эту же тему. Какую из пословиц вы считаете самой жизненной? Почему?

Следующий распространённый вид упражнения — это комплексный анализ текста. Интерес к нему продиктован необходимостью подготовки, учащихся к выпускным экзаменам в 9 и 11 классах. Даётся текст, после прочтения которого начинается анализ. В методической литературе можно встретить много планов по комплексному анализу. Приведём пример самых распространённых заданий: озаглавьте текст; обозначьте тему текста; выделите основную мысль текста; определите стиль текста; определите тип текста; составьте план текста; докажите, что это текст.

Итд.

2. Упражнения с использованием различных современных методик и приёмов.

Здесь в первую очередь хочется остановиться на достаточно популярном   в мире   современного   образования приёме   под названием «Ромашка Блума», который представляет систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из 6 типов вопросов. В отношении связи заглавия и текста на примере данного приёма можно помогать детям идти к правильному озаглавливанию текста.

Первые вопросы в лепестке — простые. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (например, как звали главного героя?).

Второй вопрос – уточняющий. Он выводит на уровень понимания текста (например, правда ли, что...?).

Вопросы третьего типа / уровня — объясняющие, они направлены на установление причинно-следственных связей (часто начинаются со слова почему...? Почему герой...?).

Есть вопросы, которые относятся к категории творческих, они содержат частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (как вы думаете, возможно ли, что герой...?).

Следующие вопросы оценочного характера, они направлены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (правильно ли поступил герои, когда...?).

Последний вид вопросов — это практические вопросы, которые позволяют установить связь между теорией и практикой (как бы я поступил на месте героя...?).

Суть этого приёма такова — через вопросы мы подводим детей к главному в тексте, а поскольку заглавие — это сжатый пересказ, то у них не будет трудности с названием текста, поскольку акцент уже был сделан с помощью направляющих вопросов.

Следующий метод — это метод Джанни Родари. Этот метод так назвали учёные, а не знаменитый писатель. Суть метода — соединить то, что, на первый взгляд нельзя соединить. Учащимся предлагается много разных картинок (например, небо, ладонь, птица, окно дома, каменная статуя, красивые овощи, пёрышко, чахлые растения). Их задача — составить связный текст с презентацией, используя три любых картинки. Обязательное условие — назвать свой текст.

Следующий приём технологии критического мышления называется «Кластер», который часто используется для развития и формирования новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы (после прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)

При озаглавливании текста необходимо просить учащихся не просто выдать готовое название, но и объяснить, почему они так назвали. При этом можно использовать        прием «ПОПС-формула», который содержит следующую структуру:

1.        Позиция (Я считаю, что данный текст надо озаглавить так...)

2.        Объяснения (...потому, что...)

3.        Пример (Могу доказать это на примере…)

4.        Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что...).

Следующий интересный приём, которым часто пользуются в современной педагогике — это синквейн. Это стихотворение из пяти строк, строится по следующим правилам.

Первая строка — одно существительное, выражающее главную тему синквейна. Вторая строка — два прилагательных, выражающих главную мысль. Третья строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы. Четвертая строка — фраза, несущая определенный смысл. Пятая строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Суть работы на основании данного метода такова: выбирается текст без названия, а дальше по этому тексту строится синквейн. В последней строке должно стоять название текста.

3. Творческие упражнения.

1) «Называние». Учащимся предлагается несколько текстов (прозаических и лирических), картин, фотографий, скульптур и пр. на разные темы («Дружба», «Война», «Космос» и пр.). Их задача: найти текст, картину, фотографию, которые можно было бы назвать одинаково.

Отметим, что учащимся        не        надо        говорить        названия произведений. Стихотворения или прозаические тексты можно брать готовые, а можно сочинять самим. Следующий        шаг        —        дать        подходящее название        всем        выбранным объектам.

2)        Игра «Корректор».        

Задание: найти ошибку        в названии текста, объяснить.

Суть игры: учащимся предлагается изменить названия текстов, принесённых в редакцию. Педагог должен подобрать тексты различных стилей и прописать неправильные названия, которые ученики будут редактировать. В старших классах необходимо сделать акцент на публицистических текстах, как наиболее трудных.

3)        Игра «Альтернатива». Учащимся необходимо вспомнить небольшие рассказы, которые они проходили на уроках литературы. Их задача — дать свои названия этим произведениям.

4) «Не гоже без имени». Мы знаем, что многие лирические произведения не имеют названий. На уроках детям чаще всего предлагают озаглавить прозаические тексты. Учитель подбирает стихотворения, либо изучаемые в классе по литературе, либо неизвестные (на усмотрение педагога), а дети называют его.

Лучше предлагать небольшие, лаконичные стихотворения или их отрывки.

Список литературы.

1.        Блисковский З.Д. Муки заголовка / З.Г. Блисковский. — M.: Книга, 1981. — 111 с.

2.        Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2011. — 350 с.

3.        Григорьев В. П. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии / В.П. Григорьев. — М.: Наука, 1979. — 344 с.

4.        Ковсан М. Заглавие / М. Ковсан //Литературная учеба. — 1987. —  №l.— С. 225-228.

5.        Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: Онтология, функции, параметры типологии / И.А. Кожина // Проблемы структурной лингвистики. — М., 1988. — С. 167-183.

6.        Кожина Н. А. Способы выражения экспрессии в заглавиях художественных произведений / Н. А. Кожина // Проблемы экспрессивной стилистики. — Ростов-н/Дону, 1987. — C.111-116.

7.        Кухаренко В. А. Интерпретация текста: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. А. Кухаренко. — М.: Просвещение, 1979. -— 327 с.

8.        Ладыженская Т.А и др. Русский язык. 5 класс. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2015.

9.        Ладыженская Т.А и др. Русский язьтк. 6 класс. В 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. — М.: Просвещение, 2015.

10.        Ладыженская Т.А и др. Русский язык. 7 класс. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. — М.: Просвещение, 2015.

11.        Ладыженская Т.А и др. Русский язык. 8 класс. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина и др. — М.: Просвещение, 2015.

12.        Ладыженская Т.А и др. Русский язык. 9 класс. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина и др. — М.: Просвещение, 2015.

13.        Ламзина   А.  В.  Заглавие        литературного        произведения        / А. В. Ламзина // Русская словесность. —1997. — №3.— С. 75-79.

14.        Матвеев Б. И. Первое слово автора, обращенное к читателю / Б.И. Матвеев        Русский язык в школе. — 1996. - № 2. — C.63-71.

15.        МедришД.Н. Из жизни заглавий / Д.Н. Медриш // Русская речь. — 1994. - № 5. — C.108-113.

16.        Осипова  Н.О. Роль заглавия в интерпретации поэтического текста /Н.О. Осипова // Литература в школе. — 2018. — № 6. — С. 4-6.

17.        Ноздрина Л. А. Заглавие текста / Л. А Ноздрина // Грамматика и смысловые категории текста: Сб. науч. тр. им. М. Тореза. — М., 1982. — Вып. 189. — С. 183-200.

18.        Петрат Т. Р. Заглавие художественного произведения: сущность, свойства, структура заглавий / Т. Р. Петрат // Вестник Хакас. гос. ун-та. Серия: Языкознание. — Абакан, 2001. — Вып. 2. — С. 124-128.

19.        Фролова О.Е. Грамматика заглавия / О.Е. Фролова. — Русская речь. — 2006. — № 5. — С. 49-57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...